Технологическая карта урока русского языка «Заголовок текста. Опорные тематические слова текста»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Раструба Ксения Владимировна

Класс: 5

Тип урока: урок развития речи

Вид урока: урок открытия нового знания.

Основной подход: системно-деятельностный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Образовательные технологии: технологии личностно ориентированного образования (творческая мастерская), проектно-исследовательская.

Оборудование: Русский язык. 5класс. Учеб. для обшеобразоват.

учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков,А.Г. Лисицын]; М. : Просвещение

Цель: : актуализация знаний о тексте как речевом произведении; развитие умений определять тему, опорные тематические слова текста, озаглавливать текст.

Задачи:

1. Усвоить понятия «заголовок», «опорные тематические слова»; находить их в тексте.

2. Способствовать овладению приемами отбора и систематизации материала; формировать целесообразное взаимодействие учащихся в процессе поиска (достижение метапредметных результатов);

3. Создать условия для речевого самосовершенствования учащихся на основе данной синтаксической конструкции (достижение предметных результатов).

Планируемые результаты:

- личностный: социальная активность и ответственность, готовность к сотрудничеству; стремление к здоровому образу жизни.

- предметный: умение создавать текст рассуждения на заданную тему, принимать позицию другого человека, обосновывать свою; способность применять знания и умения на практике;

- метапредметный: умение планировать, корректировать и контролировать свою деятельность, продуктивно взаимодействовать с другими людьми; формирование навыка понимания, интерпретации и оценки текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_zagolovok_teksta_opornye_slova.docx24.19 КБ
Файл zagolovok_opornye_slova.pptx81.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка «Заголовок текста. Опорные тематические слова текста»

Класс: 5

Тип урока: урок развития речи

Вид урока: урок открытия нового знания.

Основной подход: системно-деятельностный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Образовательные технологии: технологии личностно ориентированного образования (творческая мастерская), проектно-исследовательская.

Оборудование: Русский язык. 5класс. Учеб. для обшеобразоват.

учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков,А.Г. Лисицын]; М. : Просвещение

Цель: : актуализация знаний о тексте как речевом произведении; развитие умений определять тему, опорные тематические слова текста, озаглавливать текст.

Задачи:

1. Усвоить понятия «заголовок», «опорные тематические слова»; находить их в тексте.

2. Способствовать овладению приемами отбора и систематизации материала; формировать целесообразное взаимодействие учащихся в процессе поиска (достижение метапредметных результатов);

3. Создать условия для речевого самосовершенствования учащихся на основе данной синтаксической конструкции (достижение предметных результатов).

Планируемые результаты:

- личностный: социальная активность и ответственность, готовность к сотрудничеству; стремление к здоровому образу жизни.

- предметный: умение создавать текст рассуждения на заданную тему, принимать позицию другого человека, обосновывать свою; способность применять знания и умения на практике;

- метапредметный: умение планировать, корректировать и контролировать свою деятельность, продуктивно взаимодействовать с другими людьми; формирование навыка понимания, интерпретации и оценки текстов.

Этап урока

Деятельность учителя

(осуществляемые действия)

Деятельность обучающихся

(осуществляемые действия)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Приветственное слово учителя, организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность.

Приветствие учащихся. Готовят  к уроку рабочее место, слушают учителя.

Регулятивные: выявление готовности к уроку

Личностные: эмоциональный настрой на урок

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2. Актуализация знаний

(разминка)

Терминологический диктант по теме «Морфемика» (слайд 1)

Выполняют терминологический диктант по теме «Морфемика».

Личностные: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя и товарища

Познавательные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные: развитие умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

умение полно и точно выражать свои мысли.

 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Послушайте стихотворение, по ходу чтения добавляйте к нему нужные слова. Попытайтесь отгадать название этого стихотворения.

Я хотел устроить бал.

И я гостей к себе               ( позвал)

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый ……(пирог)

Пирог .ножи и вилки тут-

Но что-то гости                 ( не идут)

Я ждал ,пока хватало сил,

Потом кусочек             (откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту          (съел)

Когда же гости подошли ,

То даже крошек не                       (нашли)

                                 

 (Д.Хармс)

-Назовите слова, которые вы добавляли. Кто может перечислить все слова?

-Ребята, на какую тему данное стихотворение

-как бы вы озаглавили стихотворение?

Автор назвал это стихотворение «Очень, очень вкусный пирог. Почему автор дал именно такое название стихотворению?  Для чего нужен заголовок, что вообще означает это слово ( название текста)

-Ребята, а что именно говорится в стихотворении о пироге?

-Это и есть главная мысль стихотворения. Что такое главная мысль? ( главная мысль-это то, что говорится в тексте о предмете).

-А как можно назвать те слова, которые вы добавляли по отношению к стихотворению?

-Можно ли по ним восстановить текст?

-Как называются эти слова?

Опорные слова.

Как бы вы определили тему урока?

А теперь попробуем сформулировать цель и задачи нашего занятия.

Запись темы урока. Работа над орфографией в теме урока.

 Слушают стих-е. Называют слова. Предлагают заголовки текста. Ответы детей.

Работают с опорными словами.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации


Формулируют цели и задачи урока.

Оформление тетрадей

Личностные: умение слушать в соответствии с целевой установкой;

принимать и сохранять учебную цель и задачу;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,

адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей

Коммуникативные:

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала

Познавательные:

задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

4. Первичное усвоение новых знаний

с.57, упр. 3.

Прочитайте сказку, определите в парах основную мысль. Если возникнут трудности, обратитесь к советам помощника в рамке.

Почему автор назвал текст «Свечка»?

А как бы вы назвали его?

Какова основная мысль текста?

Назовите опорные слова к тексту.

Читают текст.

Работают в парах над основной мыслью текста, над заголовком.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом;

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения слушать и понимать других;

формирование умения формулировать свои мысли в устной форме;

Познавательные:формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания), коррекция

  1. Составление текста по опорным словам:
  1. поздняя осень
  2. тёмные тучи

холодный ветер

мелкий частый дождь

деревья

звери в лесу

урожай

Составляют тексты.

Оформляют работу в тетради.

Личностные: формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Познавательные: грамотное построение устного и письменного высказывания;

Регулятивные: учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности

Коммуникативные:формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом.

6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Над какой темой мы с вами работали? Все ли было понятно на уроке? Что было не понятно на уроке?

Поднимите руки, кто усвоил тему? А кому  было сложно на уроке?

Поясняют возможные неудачи, затруднения.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

самооценка на основе критерия успешности

Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Д.з.

Упр.120-озаглавить текст, задание 1.

Физкультминутка - видео для разрядки глаз.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 вариант: Суффикс – Корень – Основа – Морфемика – 2 вариант: Приставка – Морфема – Окончание – Корень – Терминологический диктант по теме «Морфемика» 1.Дайте определение: 2. Перечислите морфемы формообразующие словообразующие

Слайд 2

Послушайте стихотворение, по ходу чтения добавляйте к нему нужные слова. Попытайтесь отгадать название этого стихотворения. Я хотел устроить бал. И я гостей к себе….. Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый …… Пирог, ножи и вилки тут- Но что-то гости …… Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек ……. Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту ….. Когда же гости подошли, То даже крошек не…… (Д.Хармс)

Слайд 3

Позвал Пирог не идут Откусил Съел не нашли Очень-очень вкусный пирог

Слайд 4

Составление текста по опорным словам: поздняя осень тёмные тучи холодный ветер мелкий частый дождь деревья звери в лесу урожай


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Конспект и технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Тематические группы"

Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"...

Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием &laq...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).

Этот урок  открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает  новые термины: согласование, управление...