Конспект и технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Тематические группы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Анисимова Наталья Петровна

Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева]; под ред. А.Д.Шмелева. - М. : Вентана - Граф, 2014.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка

Класс: 5

УМК: УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева]; под ред. А.Д.Шмелева. - М. : Вентана - Граф, 2014.

Тема урока № 71.   Тематические группы слов

Цели урока: 1) деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать    способности к мыслительной деятельности, развивать ассоциативное мышление обучающихся за счёт расширения словарного запаса;  2) образовательная: повторить и закрепить определение термина  «Лексикология», ввести понятие «тематические группы слов» ,  научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»;

- 3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

  • Тип урока: «повторение изученного материала»

Оборудование: ноутбук, аудиоприложение к учебнику

Этапы урока

Содержание (деятельность учителя и учащихся)

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм (Подготовка класса к уроку. Ученики готовят учебные принадлежности.).

Повторение теоретической части прошлого урока и проверка домашнего задания.

Л 4.2.

Р 1.1.

П 6.3, 6.6, 6.8

К 9.5

2.Актуализация знаний

Цель:  1) выявить уровень знаний по пройденному материалу и устранить  пробелы в знаниях учащихся; 2)  обеспечить развитие познавательного интереса учащихся; 3)повторить пройденный материал, проверить степень усвоения материала; 5) развивать способность  к умению переводить текст из одной знаковой системы в другую

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (текст в схему)

- На каком уроке вы могли бы встретиться с первой группой слов? (на биологии). Попробуйте представить, что учитель биологии попросил вас перевести информацию, содержащуюся в  предложении 1 упр. 31 (см.д/з), в схему.

                                            Насекомое

Бабочка  стрекоза    пчела   таракан   комар    кузнечик

- Что можно сказать о слове НАСЕКОМОЕ? (оно обобщающее).

- Кто может догадаться, какими отношениям связаны эти слова? (отношениями рода или вида?)

(Род  -  насекомое, остальные слова – это виды)

Почему эти слова находятся в одной группе слов? (они связаны общим словом).

 Как бы могли, по вашему мнению, называться такие группы слов? (высказывают предположения)

Л 4.4

Р 1.3, 2.5, 3.5, 3.8, 4.4

П 6.1, 6.4, 6.11, 7.7, 8.5

К 9.2, 9.5, 10.1

3. Постановка учебной задачи

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление темы урока

Сегодня мы с вами будем работать по теме «Тематические группы слов»

Какую цель мы поставим себе сегодня на уроке?

- Что мы должны для этого сделать? Учащиеся отвечают на вопрос, ставят цель, предполагают результат, предлагают план действий.

Попробуйте объяснить, что такое тематическая группа слов.

Л 4.4

Р 1.4, 1.5, 2.5

П 6.7

К 9.1, 9.3, 9.10, 10.1

4. Выявление места и причины затруднений

Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации, составить план достижений цели и определить средства достижения 

обеспечить закрепление темы урока

Работа с учебником чтение теоретического  материала – стр.246-247.

Упр. 34 : Почему в данных группах слов появилось лишнее слово?

Л 4.4

Р 1.3, 2.1,  2.3, 2.7, 3.1, 3.6, 5.2

П  6.1, 6.3, 6.6, 6.8, 7.2, 8.3

К  9.7, 9.9, 10.1

5. Первичное закрепление

Цель: установить осознанное восприятие, сделать первичное обобщение, закрепить изученный материал

Работа с аудиоприложением Упр. 39 (глава 4)

Составление письменного рассказа  с применением знаний по новой теме.

Проверка письменных работ и их обсуждение.

Л 4.4

Р 2.5, 2.7, 3.1, 3.5, 3.6, 4.4, 5.2

П  6.1, 6.3, 6.8, 7.2, 8.3

К  9.7, 10.1, 10.7

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организация деятельности по применению новых знаний, закрепление изученного материала

Работа в группе (Упр. 38)

Игра – соревнование.

Л 4.4

Р 1.3, 2.5, 3.1, 3.3, 3.4, 3.8, 4.1, 4.4, 5.1, 5.4

П 6.1, 6.2, 6.4

К 9.2, 9.3, 9.4, 9.6, 9.7, 9.11, 9.12, 10.2, 10.5, 10.6, 10.10

7.   Подведение итогов урока, рефлексия деятельности.

Цель: анализ урока,

 закрепление и коррекция способов действия, самооценка собственной деятельности

Фронтальный опрос.

 Беседа по теме урока:        

Что оказалось трудным, что осталось непонятым? (учащиеся выясняют, что было повторено, что хорошо помним и понимаем, а что предстоит подучить и закрепить)

- Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой?

Л 4.4

Р 2.9, 3.3, 3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 4.4, 4.5, 5.2, 5.4, 5.5

П 6.11, 6.14

К 9.6, 9.9, 10.2

8. Домашнее задание

Параграф 7, упр.37 (стр.250), выучить и записать в словарик слова  рубрики «Пишите правильно» на стр.250.



Предварительный просмотр:

Урок № 71  Тематические группы слов

Цели урока: 1) деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать    способности к мыслительной деятельности, развивать ассоциативное мышление обучающихся за счёт расширения словарного запаса;   2) образовательная: повторить и закрепить определение термина  «Лексикология», ввести понятие «тематические группы слов» ,  научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»;

- 3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: «повторение изученного материала»

Оборудование: ноутбук, аудиоприложение к учебнику

1. Мотивация к деятельности

Проверка д/з, сбор тетрадей.

- В каком значении употреблены все перечисленные слова? (прямом).

Составьте со словом «бабочка» из первого ряда предложение, в котором оно будет использоваться в переносном значении. СЛАЙД 1

 Вспомним, что такое прямое и переносное значение слова?

 Как это связано с явлением многозначности?

Например: Без бабочки  мой костюм смотрелся не так, как хотелось бы.  (галстук в виде короткого жёсткого банта, по форме напоминающего бабочку)

- Чем объединены тес лова, которые встретились вам в д/з? (одним общим словом, одной темой)

- Какое из перечисленных слов имеет более общее значение в этих группах слов? (обобщающее слово). СЛАЙД 2

2.Актуализация знаний.

- На каком уроке вы могли бы встретиться с первой группой слов? (на биологии). Попробуйте представить, что учитель биологии попросил вас перевести информацию, содержащуюся в  данном предложении, в схему. СЛАЙД 3

                                            Насекомое

Бабочка  стрекоза    пчела   таракан   комар    кузнечик

- Что можно сказать о слове НАСЕКОМОЕ? (оно обобщающее).

- Кто может догадаться, какими отношениям связаны эти слова? (отношениями рода или вида?)

(Род  -  насекомое, остальные слова – это виды)

Почему эти слова находятся в одно группе слов? (они связаны одним общим словом).

 Как бы могли, по вашему мнению, называться такие группы слов? (тематические)

Предположите, какую тему мы будем изучать на уроке. (тематические группы слов)

3. Постановка учебной задачи

Сегодня мы с вами будем работать по теме «Тематические группы слов».

Какую цель мы поставим себе сегодня на уроке?

- Что мы должны для этого сделать? Учащиеся отвечают на вопрос, ставят цель, предполагают результат, предлагают план действий.

-Попробуйте объяснить, что такое тематическая группа слов (группа слов, объединенная одним обобщающим словом).

4. Выявление места и причины затруднений

Работа с учебником - чтение теоретического  материала – стр.246-247.

Упр. 34 : Почему в данных группах слов появилось лишнее слово?

Найдите слова, образованные способом сложения, докажите это (толстолобик, богомол, древоточец, водомерка). ДОСКА!!!

5. Первичное закрепление

Работа с аудиоприложением - Упр. 39 (глава 4)

Составление учащимися письменного рассказа  с применением знаний по новой теме (задание № 2 в упр.39)

Проверка письменных работ и их обсуждение.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в группе (Упр. 38)

Игра – соревнование.

7.   Подведение итогов урока, рефлексия деятельности.

Фронтальный опрос.

 Беседа по теме урока:        

Что оказалось трудным, что осталось непонятым? (учащиеся выясняют, что было повторено, что хорошо помним и понимаем, а что предстоит подучить и закрепить)

- Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой?

8. Домашнее задание

Параграф 7, упр.37 (стр.250), выучить и записать в словарик слова  рубрики «Пишите правильно» на стр.250.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой 1 . ж. Насекомое с двумя парами крыльев разнообразной окраски, покрытых микроскопическими чешуйками. 2. перен . ж . Галстук в виде небольшого банта .

Слайд 2

Назови обобщающее слово

Слайд 3

НАСЕКОМОЕ бабочка стрекоза пчела таракан комар кузнечик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. ...

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение».

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Смысловые группы наречий"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием технологии развития критического мышления...

конспекты и технологические карты уроков русского языка и литературы

Здесь размещены материалы разработанных мною уроков...

Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.

Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...