Конспект и технологическая карта урока русского языка "Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах."
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок русского языка в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 23.97 КБ |
tehnologicheskaya_karta.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе
Тема: Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах.
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Цели и задачи: Познакомить с вводными словами; показать особенности интонации предложений с вводными конструкциями, развивать культуру речи учеников.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами; уметь разбирать такие предложения по членам, находить вводные слова в тексте, самостоятельно составлять предложения с вводными словами.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне
Личностные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, парная, фронтальная
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал: презентация
Ход урока
- Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Мотивация учебной деятельности.
Прочитайте высказывания. (слайд 1)
Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них.
Л.Успенский
Живопись, бесспорно, всегда идет от сердца.
Морис Жозеф Равель
- Как вы понимаете данные выказывания?
- Что их объединяет?
(ответы учеников: объединяет вводное слово.)
- Актуализация знаний.
Вводное слово БЕССПОРНО (слайд)
- О чем пойдет речь на уроке? (ответы учащихся)
- Давайте определим тему и задачи урока.(Самостоятельно определяют тему урока, его задачи Тема урока « Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах и вводных словосочетаниях»
Задачи: различать вводные слова и члены предложения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами, выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов)
4. Первичное усвоение новых знаний. (Слайд)
Ребята, предлагаю поработать в парах над материалом учебника стр.193. Запишите предложения . Объясните, пожалуйста, как отличить выделенные вводные конструкции от совпадающих с ними по форме членов предложения? Подчеркните в примерах все члены предложения
Искусство, без сомнения, делает человека добрее, благороднее, красивее.
Без сомнения и сожаления он расстался с мольбертом.
Ответы учащихся.:
К какому выводу мы пришли, выполняя упражнение? (Вводные слова не являются членами предложения. Этим они отличаются от совпадающих с ними по форме членов предложения. Вводные слова выделяются запятыми)
Первичная проверка понимания. (слайд)
Сейчас мы будем работать группами. Обсудите, какую роль играют вводные слова, словосочетания и предложения в вашей речи. Изучите таблицу с группами вводных конструкций стр 193-194., и выполните задание (на карточках)
Основные группы вводных слов
Значение | Вводное слово |
1 | 2 |
Уверенность или неуверенность | Конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, |
наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю | |
Различные чувства и эмоции | К счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело |
Источник высказывания | Говорят, сообщают, передают, по словам…, по сообщению…, по сведениям…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать |
Порядок явлений или мыслей и связь между ними | Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и так далее, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю |
Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли | Словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и другие; собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и тому подобное (если к ним можно добавить говоря) |
Призыв к собеседнику | Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста |
Задание. Выписать из списка слов те, которые можно отнести к определенной группе:
вероятно, будьте любезны , по словам…, возможно, по-твоему, к удивлению, очевидно, конечно, кажется, к огорчению, может быть, к сожалению, во-первых, следовательно, значит, обращение к собеседнику, безусловно, позвольте, видите ли, поймите, к радости, простите, таким образом. по мнению…, как говорят…, во-вторых, по-моему, к счастью, наверное, бесспорно, разумеется, без сомнения.
1 группа: меньшая степень уверенности (вероятно, возможно, кажется, может быть, наверное, очевидно)
2 группа: большая степень уверенности( бесспорно, разумеется, конечно, без сомнения, безусловно)
3 группа: различные чувства(к сожалению, к радости, к счастью, к удивлению, к огорчению)
4 группа: порядок мыслей и связь между ними( во-первых, во-вторых, следовательно, значит, таким образом)
5 группа: источник сообщения (по мнению…, по словам…, как говорят…, по-моему, по-твоему)
6 группа: обращение к собеседнику (позвольте, видите ли, поймите, простите, будьте любезны)
Проверим работу групп.
Оценки за работу следующие:
Физкультминутка. Зарядка для глаз (видеозарядка)
6.Первичное закрепление. (Слайд)
Задание 1 уровня: Послушайте предложения под диктовку (аудиозапись) Найдите предложение, осложнённое вводным словом, выполните его синтаксический разбор.
Пожалуй, ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как живопись.
Живопись, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет.
Задание 2 уровня: Вставьте в предложение нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов. Сделайте вывод о роли вводных слов в нашей речи.
Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства –все, чем живет человек, нашло отражение в искусстве.
Варианты: Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства –все, чем живет человек,К СЧАСТЬЮ, нашло отражение в искусстве.
Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства –все, чем живет человек, КОНЕЧНО, нашло отражение в искусстве.
Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства –все, чем живет человек,ОДНИМ СЛОВОМ, нашло отражение в искусстве.
Вывод: Вводные слова играют очень важную роль в нашей речи – они наполняют текст эмоциями, выражают отношение автора к его сообщению. Причём эти слова способны передать огромное количество оттенков настроения и разнообразные нюансы оценок и отношений
Задание 3 уровня.Составьте и запишите по два предложения с данными ниже словами так, чтобы они были:
а) членами предложения
б) вводными словами на тему "Живопись в моей жизни".
Сделайте вывод, как отличить вводные слова от других членов предложения.
Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
7. Анализ и коррекция. (слайд)
Работаем с учебником. Упр 18 . работа в паре.
Рассмотрите картину, прочитайте подпись под ней. Расскажите друг другу, что вы думаете об авторе картины, её сюжете(С.Ю. Жуковский «Пасхальный набор)
Используйте в рассказах вводные слова для выражения своего отношения и оценки.
8. Рефлексия.
Давайте вернемся к нашим поставленным задачам.
-Как вы думаете, справились мы с ними?
- Все ли удалось?
- Что показалось наиболее трудным?
-Что было самым интересным?
- Как вы себя оцените?
-Сдайте, пожалуйста, ваши тетради на проверку.
Домашнее задание: Гл 3, стр 195, упр 15 или
напишите сочинение- миниатюру «Мой взгляд на картину С.Жуковского «Пасхальный набор»»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык | Класс | 8 "б" | ||||||||
Тема урока | Вводные слова . Знаки препинания при вводных словах. | ||||||||||
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | ||||||||||
Цель и задачи | Познакомить с вводными словами; показать особенности интонации предложений с вводными конструкциями, развивать культуру речи учеников. | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами; уметь разбирать такие предложения по членам, находить вводные слова в тексте, самостоятельно составлять предложения с вводными словами. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познании; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию | |||||||||
Методы и формы | Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, парная, фронтальная | ||||||||||
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор | ||||||||||
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока | ||||||||||
Основные понятия | Вводное слово, вводная конструкция | ||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||
№ эта-па | Этап урока | УУД | Деятельность | Формы организации сов. взаимодействия, ЭОР | Вре-мя | ||||||
учителя | обучающихся | ||||||||||
1 | Организационный этап | Личностные: самоопределение Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Включение в деловой ритм | Подготовка класса к уроку Ученики готовят учебные принадлежности. | |||||||
2 | Мотивация учебной деятельности учащихся | Личностные: положительно относятся к учению, Познавательные: осознают познавательную задачу, настраиваются на предстоящую работу | Прочитайте высказывания Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них. Л.Успенский Живопись, бесспорно, всегда идет от сердца. Морис Жозеф Равель - Как вы понимаете данные выказывания? Что их объединяет? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы | презентация | 2 мин | |||||
3 | Актуализация знаний | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции | Вводное слово - О чем пойдет речь на уроке? - Давайте определим тему урока и поставим цели к нему.(Самостоятельно определяют тему урока и ставят цели урока) | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию
| Фронтальный опрос | 3 мин | |||||
4 | Первичное усвоение новых знаний | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; могут понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач Регулятивные: принимают Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Ребята, предлагаю поработать в парах над материалом учебника стр.193. Запишите предложения . Объясните, пожалуйста, как отличить выделенные вводные конструкции от совпадающих с ними по форме членов предложения? Подчеркните в примерах все члены предложения Искусствоь, без сомнения, делает человека добрее, благороднее, красивее. Без сомнения и сожаления он расстался с мольбертом. | Работа с учебником Вывод: 1. вводные слова в предложении выделяется запятыми. 2. Вводные слова не являются никакими членами предложения. | мотивирование (стимулирование) учебной активности учащихся в ходе освоения нового материала Работа в парах Коллективная работа | 10 мин | |||||
5 | Первичная проверка понимания | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Задание группам: Изучите таблицу на стр. 193, и выполните задание (карточки) | Выписать из списка слов те, которые можно отнести к определенной группе: 1 группа: меньшая степень уверенности вероятно, возможно, кажется, может быть, наверное, очевидно. 2 группа: большая степень уверенности бесспорно, разумеется, конечно, без сомнения, безусловно. 3 группа: различные чувства к сожалению, к радости, к счастью, к удивлению, к огорчению. 4 группа: порядок мыслей и связь между ними во-первых, во-вторых, следовательно, значит, таким образом. 5 группа: источник сообщения по мнению…, по словам…, как говорят…, по-моему, по-твоему. 6 группа: обращение к собеседнику Позвольте, видите ли, поймите, простите, будьте любезны | Работа в группах | 10 мин | |||||
Физкульт минутка. | Выполняют зарядку для глаз (видеозарядка) | ||||||||||
6 | Первичное закрепление | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Задание первого уровня Напишите предложения под диктовку (аудиозапись) Найдите предложение, осложнённое вводным словом , выполните его синтаксический разбор. Задание второго уровня Вставьте нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов. Сделайте вывод о роли вводных слов в нашей речи. Задание третьего уровня Составьте и запишите по два предложения с данными ниже словами так, чтобы они были: а) членами предложения б) вводными словами на тему "Живопись в моей жизни". Сделайте вывод, как отличить вводные слова от других членов предложения. | Пожалуй, ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как живопись. Живопись, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет. Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства –все, чем живет человек, нашло отражение в искусстве. (одним словом, к счастью, конечно) Вывод: Вводные слова играют очень важную роль в нашей речи – они наполняют текст эмоциями, выражают отношение автора к его сообщению. Причём эти слова способны передать огромное количество оттенков настроения и разнообразные нюансы оценок и отношений Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения. | Работа в парах или индивидуально | 9 мин | |||||
7 | Анализ и коррекция | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Упр 18 . Рассмотрите картину, прочитайте подпись под ней. Расскажите друг другу, что вы думаете об авторе картины, её сюжете(С.Ю. Жуковский «Пасхальный набор) Используйте в рассказах вводные слова для выражения своего отношения и оценки. | Станислав Юлианович Жуковский — настоящий гений воздуха. Пространства и объёма, Там, где у его именитых западных коллег по творческому цеху имеет место простая фоновая игра света и цвета, связующая воедино ключевые доминанты полотна, Станислав Юлианович творил магию Солнца и облаков, хрустальной предзакатной тишины или тихой песни ветра, заплутавшего в верхушках деревьев. | Работа в паре | 8мин | |||||
8 | Рефлексия | Коммуникативные: выражают свои мысли оценивают качества своей и общей учебной деятельности | Давайте вернемся к нашим поставленным задачам. -Как вы думаете, справились мы с ними? - Все ли удалось? - Что показалось наиболее трудным? -Что было самым интересным? - Как вы себя оцените? | Ученики озвучивают новые понятия, с которыми познакомились на уроке, оценивают свою работу, готовят тетради для проверки. Д/З Гл 3, стр 195, упр 15 или напишите сочинение- миниатюру «Мой взгляд на картину С.Жуковского «Пасхальный набор»» | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ГИА В5.Тренажёр "Знаки препинания при вводных словах и выражениях"
Даннй тренажёр помогает отрабатывать умение находить вводные слова и выражения в предложениях....
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях
Урок с использованием таблиц, творческих заданий, интерактивной доски...
Урок русского языка в 8 классе "ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ"
Данный материал включает в себя обновлённый план урока по указанной теме и презентацию к нему....
Конспект урока русского языка в 8 класса по теме: "Выделительные знаки препинания при вводных словах"
в документе представлен подробный конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Выделительные знаки препинания при вводных словах". Данный конспект разработан по учебнику "Русский язык 8 класс" А...
Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "
Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....
Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)
На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA...
Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах
Презентация к уроку...