Конспект и технологическая карта урока русского языка "Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах."
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Горбачёва Татьяна Алексеевна

Урок русского языка в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.97 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе

Тема: Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах.

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Цели и задачи: Познакомить   с вводными словами;  показать особенности интонации предложений с вводными конструкциями, развивать культуру речи  учеников.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами; уметь разбирать такие предложения по членам,  находить вводные слова в тексте, самостоятельно составлять предложения с вводными словами.

 Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

Личностные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

 Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, парная, фронтальная

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал: презентация

 Ход урока

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Прочитайте высказывания. (слайд 1)  

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них.

           Л.Успенский

Живопись, бесспорно, всегда идет от сердца.

     Морис Жозеф Равель

- Как вы понимаете данные выказывания?

- Что их объединяет?

(ответы учеников: объединяет  вводное слово.)

  1. Актуализация знаний.

Вводное  слово БЕССПОРНО (слайд)

- О чем пойдет речь на уроке? (ответы учащихся)

- Давайте  определим тему и задачи  урока.(Самостоятельно определяют тему урока, его задачи Тема урока « Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах и вводных словосочетаниях»

Задачи: различать вводные слова и члены предложения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами, выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов)

4. Первичное усвоение новых знаний. (Слайд)

Ребята, предлагаю поработать  в парах над материалом учебника  стр.193. Запишите   предложения . Объясните,  пожалуйста, как отличить выделенные вводные конструкции от совпадающих с ними по форме членов предложения? Подчеркните  в примерах все члены предложения

Искусство, без сомнения, делает человека добрее, благороднее, красивее.

Без сомнения и сожаления он расстался с мольбертом.

 Ответы учащихся.:

К какому выводу мы пришли, выполняя упражнение? (Вводные слова не являются членами предложения. Этим они отличаются от совпадающих с ними по форме членов предложения. Вводные слова выделяются запятыми)

 Первичная проверка понимания. (слайд)

Сейчас мы будем работать группами. Обсудите, какую роль играют вводные слова, словосочетания и предложения в вашей речи. Изучите таблицу с группами вводных конструкций  стр 193-194., и выполните задание  (на карточках)

Основные группы вводных слов

Значение

Вводное слово

1

2

Уверенность или неуверенность

Конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно,

наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю

Различные чувства

и эмоции

К счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело

Источник высказывания

Говорят, сообщают, передают, по словам…, по сообщению…, по сведениям…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать

Порядок явлений или мыслей и связь

между ними

Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати

сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и так далее, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю

Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли

Словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и другие; собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и тому подобное (если к ним можно добавить говоря)

Призыв к собеседнику

Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста

Задание. Выписать из списка слов те, которые  можно отнести к определенной группе:

 вероятно, будьте любезны , по словам…, возможно, по-твоему, к удивлению, очевидно, конечно, кажется, к огорчению, может быть, к сожалению, во-первых, следовательно, значит,  обращение к собеседнику,  безусловно, позвольте, видите ли, поймите, к радости,  простите, таким образом. по мнению…, как говорят…, во-вторых, по-моему, к счастью, наверное, бесспорно, разумеется, без сомнения.

1 группа:  меньшая  степень уверенности (вероятно, возможно, кажется, может быть, наверное, очевидно)

2 группа: большая степень уверенности( бесспорно, разумеется, конечно, без сомнения, безусловно)

3 группа: различные чувства(к сожалению, к радости, к счастью, к удивлению, к огорчению)

4 группа: порядок мыслей и связь между ними( во-первых, во-вторых, следовательно, значит, таким образом)

5 группа: источник сообщения (по мнению…, по словам…, как говорят…, по-моему, по-твоему)

6 группа:  обращение к собеседнику (позвольте, видите ли, поймите, простите, будьте любезны)  

Проверим работу групп.

Оценки за работу следующие:

Физкультминутка. Зарядка для глаз (видеозарядка)

6.Первичное закрепление. (Слайд)

Задание 1 уровня: Послушайте предложения под диктовку  (аудиозапись) Найдите предложение, осложнённое вводным словом, выполните его синтаксический разбор.

Пожалуй, ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как живопись.

Живопись, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет.

Задание 2 уровня: Вставьте в предложение  нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов. Сделайте вывод о роли вводных слов в нашей речи.

Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства –все, чем живет человек, нашло отражение в искусстве.

Варианты: Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства –все, чем живет человек,К СЧАСТЬЮ, нашло отражение в искусстве.  

Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства –все, чем живет человек, КОНЕЧНО, нашло отражение в искусстве.  

Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства –все, чем живет человек,ОДНИМ СЛОВОМ, нашло отражение в искусстве.  

Вывод: Вводные слова играют очень важную роль в нашей речи – они наполняют текст эмоциями, выражают отношение автора к его сообщению. Причём эти слова способны передать огромное количество оттенков настроения и разнообразные нюансы оценок и отношений

 Задание 3 уровня.Составьте и запишите по два предложения с данными ниже словами так, чтобы они были:

а) членами предложения

 б) вводными словами на тему "Живопись в моей жизни".

Сделайте  вывод, как отличить вводные слова от других членов предложения.

Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.

7. Анализ и коррекция. (слайд)

Работаем с учебником. Упр 18 . работа в паре.  

Рассмотрите картину, прочитайте подпись под ней. Расскажите друг другу, что вы думаете об авторе картины, её сюжете(С.Ю. Жуковский «Пасхальный набор)

Используйте в рассказах вводные слова для выражения своего отношения и оценки.

8. Рефлексия.

Давайте вернемся к нашим поставленным задачам.

-Как вы думаете, справились мы с ними?

- Все ли удалось?

- Что показалось наиболее трудным?

-Что было самым интересным?

- Как вы себя оцените?

-Сдайте, пожалуйста, ваши тетради на проверку.

Домашнее задание:  Гл 3, стр 195, упр 15 или

напишите сочинение- миниатюру «Мой взгляд на картину С.Жуковского «Пасхальный набор»»



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

8 "б"

Тема урока

Вводные слова . Знаки препинания при вводных словах.

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цель и задачи

Познакомить   с вводными словами;  показать особенности интонации предложений с вводными конструкциями, развивать культуру речи  учеников.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами; уметь разбирать такие предложения по членам,  находить вводные слова в тексте, самостоятельно составлять предложения с вводными словами.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познании; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы
обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, парная, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия

Вводное слово, вводная конструкция

Организационная структура урока

№ эта-па

Этап урока

УУД

Деятельность

 Формы организации сов.

взаимодействия,

ЭОР

Вре-мя

учителя

обучающихся

1

Организационный этап

Личностные: самоопределение

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к уроку

Ученики готовят учебные принадлежности.

2

Мотивация учебной деятельности учащихся

Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу, настраиваются на предстоящую работу

 Прочитайте высказывания

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них.

           Л.Успенский

Живопись, бесспорно, всегда идет от сердца.

     Морис Жозеф Равель

- Как вы понимаете данные выказывания? Что их объединяет?

Слушают учителя, участвуют

в диалоге с учителем; размещают учебные материалы
на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

презентация

2 мин

3

Актуализация знаний

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: планируют

(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Вводное  слово

- О чем пойдет речь на уроке?

- Давайте  определим тему урока и поставим цели к нему.(Самостоятельно определяют тему урока и ставят цели урока)

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию

 

Фронтальный опрос

3 мин

4

Первичное усвоение новых знаний

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи;  могут понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач 

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Ребята, предлагаю поработать  в парах над материалом учебника  стр.193. Запишите   предложения . Объясните,  пожалуйста, как отличить выделенные вводные конструкции от совпадающих с ними по форме членов предложения? Подчеркните  в примерах все члены предложения

Искусствоь, без сомнения, делает человека добрее, благороднее, красивее.

Без сомнения и сожаления он расстался с мольбертом.

Работа с учебником

Вывод: 1. вводные слова в предложении выделяется запятыми.

2. Вводные слова не являются никакими членами предложения.

мотивирование (стимулирование) учебной активности учащихся в ходе освоения нового материала

Работа в парах

Коллективная работа

10 мин

5

Первичная проверка понимания

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. 

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. 

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Задание группам: Изучите таблицу на стр. 193,  и выполните задание (карточки)

Выписать из списка слов те, которые  можно отнести к определенной группе:

1 группа:  меньшая  степень уверенности

вероятно, возможно, кажется, может быть, наверное, очевидно.

2 группа: большая степень уверенности

бесспорно, разумеется, конечно, без сомнения, безусловно.

3 группа: различные чувства

к сожалению, к радости, к счастью, к удивлению, к огорчению.

4 группа: порядок мыслей и связь между ними

во-первых, во-вторых, следовательно, значит, таким образом.

5 группа: источник сообщения

по мнению…, по словам…, как говорят…, по-моему, по-твоему.

6 группа:  обращение к собеседнику

Позвольте, видите ли, поймите, простите, будьте любезны

Работа в группах

10 мин

Физкульт минутка.

Выполняют зарядку для глаз (видеозарядка)

6

Первичное закрепление

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. 

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Задание первого уровня

Напишите предложения под диктовку  (аудиозапись) Найдите предложение, осложнённое вводным словом , выполните его синтаксический разбор.

Задание второго уровня

Вставьте нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов. Сделайте вывод о роли вводных слов в нашей речи.

Задание третьего уровня

 Составьте и запишите по два предложения с данными ниже словами так, чтобы они были:

а) членами предложения

 б) вводными словами на тему "Живопись в моей жизни".

Сделайте  вывод, как отличить вводные слова от других членов предложения.

Пожалуй, ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как живопись.

Живопись, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет.

Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства –все, чем живет человек, нашло отражение в искусстве. (одним словом, к счастью, конечно)

Вывод: Вводные слова играют очень важную роль в нашей речи – они наполняют текст эмоциями, выражают отношение автора к его сообщению. Причём эти слова способны передать огромное количество оттенков настроения и разнообразные нюансы оценок и отношений

Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.

Работа в парах или индивидуально

9 мин

7

Анализ и коррекция

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют  для решения учебных задач  логические операции

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. 

Коммуникативные:  

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Упр 18 . Рассмотрите картину, прочитайте подпись под ней. Расскажите друг другу, что вы думаете об авторе картины, её сюжете(С.Ю. Жуковский «Пасхальный набор)

Используйте в рассказах вводные слова для выражения своего отношения и оценки.

Станислав Юлианович Жуковский — настоящий гений воздуха. Пространства и объёма, Там, где у его именитых западных коллег по творческому цеху имеет место простая фоновая игра света и цвета, связующая воедино ключевые доминанты полотна, Станислав Юлианович творил магию Солнца и облаков, хрустальной предзакатной тишины или тихой песни ветра, заплутавшего в верхушках деревьев.

Работа в паре

 8мин

8

Рефлексия

Коммуникативные:

выражают свои мысли

оценивают качества своей и общей учебной деятельности

Давайте вернемся к нашим поставленным задачам.

-Как вы думаете, справились мы с ними?

- Все ли удалось?

- Что показалось наиболее трудным?

-Что было самым интересным?

- Как вы себя оцените?

Ученики озвучивают новые понятия, с которыми познакомились на уроке, оценивают свою работу, готовят  тетради  для проверки.

Д/З Гл 3, стр 195, упр 15 или

напишите сочинение- миниатюру «Мой взгляд на картину С.Жуковского «Пасхальный набор»»

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА В5.Тренажёр "Знаки препинания при вводных словах и выражениях"

Даннй тренажёр помогает отрабатывать умение находить вводные слова и выражения в предложениях....

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях

Урок   с  использованием  таблиц, творческих  заданий, интерактивной  доски...

Урок русского языка в 8 классе "ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ"

Данный материал включает в себя обновлённый план урока по указанной теме и презентацию к нему....

Конспект урока русского языка в 8 класса по теме: "Выделительные знаки препинания при вводных словах"

в документе представлен подробный конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Выделительные знаки препинания при вводных словах". Данный конспект разработан по учебнику "Русский язык 8 класс" А...

Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "

Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....

Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)

На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA...