Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. "Экология слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Кузина Татьяна Федоровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_5_klasse.docx30.87 КБ
Файл perfokarta.docx34.27 КБ
Файл razdatochnyy_material_k_uroku.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 5 классе

                                учителя русского языка и литературы МАОУ лицея №1 имени А.С. Пушкина

                                г. Томска

                                Технологическая карта урока «Экология слова»

Вид урока:                        урок актуализации знаний и умений, урок закрепления изученного материала.

Цели урока:                        1. Обобщение полученных ранее знаний учащимися для решения поставленной проблемы.

                                2.Знакомство с термином «экология слова» через культуру художественной поэтической речи.

                                3. Развитие навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся.

Задачи урока:                1. Закрепить навыки правописания орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова».

                                2. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать информацию, делать выводы.

                                3.Сформировать умение видеть орфограмму.

                                4. Организовать групповую работу на уроке.

                                5. Содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

                                6. Воспитывать и прививать любовь и бережное отношение к слову на примерах поэтической речи поэтов 20 в.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

  1. Организационная часть.

Объявление темы урока «Экология слова».

Приветствие. Проверка наличия учебного материала: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Все распределились по группам, на рабочем столе у вас лежит дидактический материал. Разберите его, у каждого из вас должно быть по

Запись темы урока в тетрадь.

Актуализация знаний.

Творческая работа в группах.

Работа с карточками-заданиями.

Знаете ли вы, что может обозначать это слово? Экология как наука занимается охраной окружающей среды.  «Экология» от греческого слова «дом», «жилище». Человек загрязняет окружающую среду, создавая угрозу для его жизни.

Может ли слово экология иметь другое лексическое значение?

Дом, где мы живем – это не только стены и крыша, это ещё и культура языковой речи. Мы повседневно видим, как грязные, низкие, пошлые слова разрушают язык, разрушают души. Несоблюдение законов экологической культуры может убить человека нравственно.

  Язык – часть национальной культуры и нуждается в защите и охране.

 

 

Сейчас  мы с вами будем работать в группах. Вы подготовили выразительное чтение ранее изученных стихотворений поэтов 20 века.

1-я группа.

Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Берёза».

«…И стоит береза

В сонной тишине,

И г…рят снежинки

В золотом огне…»

   Что общего вы видите в стихотворении и теме урока?

Какое слово из данного стихотворения имеет чередующуюся гласную в корне слова, выписать его (горят).

  Как пишутся корни – гор – гар?

2-я группа.

 Выразительное чтение стихотворения И.Бунина «На пруде».

«…Резво ласточки реют кругом,

  Опускаются к самой воде,

  Чуть к…саются влаги крылом…»

  Какое слово с чередующимися гласными вы выписали? (касаются)

  Как пишутся корни – кос – кас-?

3-я группа.

 Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «Вечер».

 «…И торопливей, молчаливей

     Л…жится на долину тень…»

  Какое слово с чередующейся гласной вы выписали? (ложится)

  Как пишутся корни –лаг-лож-?

  Давайте вспомним  правописание корней – рос- раст – ращ.

  Назовите слова исключения.

   Из карточек – заданий выписать слова с чередующимися гласными, прочитать отрывки из стихотворений.

Ученики пытаются вспомнить и дать ответ значения слова экология.

Учащиеся дают разные варианты ответов, пытаются обосновать свою точку зрения, дополняют ответы друг друга.

Анализ учебной ситуации учащимися

Повторение изученной орфограммы.

Прослушивание текстов художественной поэтической речи, выбор слов на изученную орфограмму и их комментирование.

Развитие коммуникативной компетентности.

Умение находить в тексте орфограмму.

Фиксируют возникшие затруднения (забыли правила правописания).

Построение логической цепи рассуждений. Фиксируются возникшие затруднения.

Формулирование проблемы. Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение сравнивать различные точки зрения.

Моделирование, построение логической цепи рассуждений.

Подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания.

 Умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументировать свое мнение и позиции в коммуникации.

Подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, умение правильно и осознанно строить высказывания, аргументировать свое мнение и позиции в коммуникации.

Коллективная работа.

На доске записана схема правописания корней (- бер – бир – и других).

  б                               бер                          

  п         ир –а    пер

  д                              дер

  т                               тер

   м                             мер

Подведение под понятие, выведение следствий.

  бл                ст                       блест

  ст       и      л        а           стел

  ж                 г                         жег

   Посмотрите внимательно на схему. При каком условии в корне с чередованием –е-и- пишется  - и- ?

 Построение логической цепи рассуждений.

  Повторяют и проговаривают правила про себя или вслух.

Фиксируют различные затруднения.

 Структурирование знаний, аргументация собственного мнения и позиций в коммуникации.

Индивидуальная работа.

 Самостоятельно поработайте с перфокартой. В отрывках из стихотворений есть слова с пропусками. Если в корне пишется буква – и -, то вносите в перфокарту букву, а если буква – е  -, то оставляйте пустое место.

Освоение способов самопроверки.

Умение структурировать знания, освоение способов проверки.

3. Подведение итогов урока.

4. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

  Самопроверка.

       Посмотрите на свои листочки. В 1-ом и 3-ем столбиках  в пропущенных словах пишется буква – и -  Соедините последнюю букву 1 –го и 1 –ю букву 3 – го столбика, то получится фигура, напоминающая букву – и-

 Оцените свою работу.

    Если нет ошибок, поставьте оценку «5». Если допущены 2-е ошибки, ставьте оценку «4». Если 3-и ошибки, ставьте оценку «3». Если более 3-х ошибок, ставьте «2».

Выборочный диктант.

  Из отрывков стихотворений поэтов 20 века выписать слова с чередующимися гласными в корне слова. Назовите эти слова.

  - Выставление оценок за карточки – задания.

  - Ребята, оцените сами свою работу в группах.

    Какая группа, на ваш взгляд, быстрее справлялась с поставленными задачами?

  Мы живем в удивительном мире, мире слов. Нам дана языковая среда, которая нам не менее важна, чем воздух для всего живого.

 Послушайте слова Сухомлинского «Слово о словах».

     «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи».

      Для того, чтобы спасти наш прекрасный русский язык, нужно бережно относиться к слову.

Понравился ли вам урок?

 Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  Какую тему урока мы сегодня рассматривали?

  Что должен делать каждый из нас, чтобы наш прекрасный русский язык продолжал существовать и радовать нас?

Составить словарный диктант (25 слов ).

 

     

 

   

 Определяют уровень результатов.

Определяют уровень результатов.

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами.

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

 Выбор оснований и критерии для сравнения.

Выбор оснований и критерии для сравнения.

Личная самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха  в учебной деятельности.

Обобщение полученных знаний по теме.

Развитие умений анализировать и видеть информацию, делать выводы.

Формирование умений видеть орфограмму.

Осуществление работы в группах.

Воспитание осознанного отношения к русскому языку.

Привитие бережного отношения к слову.

       

 Контроль и оценка процесса и результата деятельности.

       

                     

           



Предварительный просмотр:

                        Задание № 2. Дидактический материал к перфокарте.

  1. Молится старушка, ут…рает слезы,

А в глазах усталых расцветают грезы.

(Есенин. Молитва матери).

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный ,зарею пролитый,

Соб…рет его черная горсть.

(Есенин. Я последний поэт деревни)..

  1. Пусть бежит в степи метель играет,

Хмуро сходит долгой ночи тень…

О, пускай скорее ум…рает

Этот жуткий, этот тусклый день!

(Бунин. Вьётся путь в снегах).

  1. Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С зам…раньем летит на звезду.

( Есенин. ( Закружилась листва золотая).

                 

2.Сумрак ночи к западу уходит,

   Серой мглой над черной пашней бродит,

   По бурьянам ст…лется к земле…

   ( Бунин. В отъезжем поле).

  1. Кто подж…гал на земле терема,

Что воздвигала Царевна сама?

( Блок. Отдых напрасен).

  1. Лучи ярко – золотые

Осветили землю вдруг.

Небеса уж голубые

Расст…лаются вокруг.

( Есенин. Восход солнца).

3.Зам…рли далече

   Поздние слова,

   Отзвучали речи –

    Память все жива.

  ( Блок. Глушь родного леса).

,

  1. Бл…стая, облака лепились

В лазури пламенного дня,

Две розы под окном раскрылись –

Две чаши, полные огня.

(Бунин. Розы).

  1. Вот и кончен бой,

Машет красный флаг.

Не жалея пят

Уд…рает враг.

( Есенин. Песнь о великом походе).

       

4.Я один шепчу заклятья,

    Двери глухо зап…рты.

    Смутно чуются объятья,

    В голове – Твои цветы.

   (Блок. Ты с вершин печальных гор).

4.Тебя в страны чужие звали,

     Ты соб…ралась в дальний путь.

      Мы безнадежно провожали,

      И многим привелось вздохнуть.

        ( Блок. Тебя в страны чужие звали).

  1. И все заб…рает налево

Покатая к носу стена,

Хоть должен я верить, что прямо

Свой путь пролагает она.

( Бунин. В окошко из темноты каюты).

5.В саду листки берез, без шороха срываясь,

    Средь тонких паутин, как бабочки, бл…стят

    И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,

    На блёклую траву беспомощно летят.

    ( Бунин. Затишье)..

5.Лес зам…рает, млеет в зное,

    Но тем прекрасней цветёт жасмин.

    В лазури яркой – неземное

    Великолепие вершин.

   ( Бунин. Жасмин).



Предварительный просмотр:

                        Карточка – задание № 1.

  1. Взр…стает нива и зерна душ

Со  звоном неба спадают в глушь.

( С. Есенин. Под красным вязом…).

  1. У плетня зар…сшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

(С. Есенин С добрым утром!).

  1. То разр…стаясь, то слабея,

Гром за усадьбой грохотал,

Шумела тополей аллея,

 На стекла сумрак набегал.

  ( И. Бунин. Соловьи).

  1. Я сын твой,

Возр…сший, как ветла,

При дороге,

Научился смотреть на тебя,

Как в озеро.

 (С. Есенин. Отчарь).

  1. Как р…стет тревога к ночи!

Тихо, холодно, темно.

Совесть мучит, жизнь хлопочет

На луну взглянуть нет мочи

Сквозь морозное окно.

 (А. Блок. Как растет тревога к ночи!).

 .

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Урок - исследование трудных слов.(Технологическая карта урока русского языка).

Технологическая карта урока разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС ООО. Урок - исследование трудных по теме"Множественное число имён существительных"....

Технологическая карта урока русского языка Тема: Лексическое значение слова

Предмет: русский язык Авторы  учебника: Т.А. Ладыженская, М.Е.Баранов,  Л.А.Тростенцова и др.Класс: пятый.Тема: Лексическое значение словаТип урока: открытие нового знания.Деятельностна...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Лексическое значение слова

Технологическая карта урока русского языка Предмет: русский язык Авторы  учебника: Т.А. Ладыженская, М.Е.Баранов,  Л.А.Тростенцова и др.Класс: пятый.Тема: Лексическое значение словаТип ...

Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием &laq...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Сложные слова"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Сложные слова"...