Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе по теме: Способы связи слов в словосочетании на материале стихотворения " Листок" М.Ю. Лермонтова.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Интегрированный урок русского языка и литературы при изучении видов связи слов в словосочетании побуждает учащихся к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_literatury_v_8_klasse.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе.
Тема: Способы связи слов в словосочетании на материале стихотворения " Листок" М.Ю. Лермонтова.
Цели: 1.Образовательные: - повторить и обобщить знания учащихся о связи слов в словосочетании ;
- расширить представление о творчестве поэта;
- выявить связи лермонтовских героев и автора;
2. Развивающие: формировать лингвистические, коммуникативные, языковедческие компетенции обучающихся:
- формировать умение находить словосочетание в предложении
- формировать умение определять способ связи слов в словосочетании;
- преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;
- правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления , согласования и примыкания;
- развивать у учащихся навыков выразительного чтения стихотворений;
- формировать навыки анализа поэтического текста;
3. Воспитательные: - воспитать стремление к знаниям;
- привить любовь к искусству, ценностное отношение к культурному наследию русского народа.
Познавательные УУД: - осознавать необходимость нового знания
- делать предварительный отбор источников: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний , сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников .
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи
- выстраивать логическую цепь рассуждений.
Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
-искать средства её осуществления
-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
- составлять план выполнения задач, решения проблем совместно с учителем.
Личностные УУД: -доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
-при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.
Коммуникативные УУД: -договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
-организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Тип урока : комбинированный
Основные понятия: словосочетание, согласование, управление, примыкание, эпитет, антитеза, одиночество, странничество.
Методические приемы: беседа, слово учителя, устные выступления , выразительное чтение, прослушивание аудиозаписи, анализ стихотворения, групповая работа. .
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, аудиозапись, учебник, тетради, текст стихотворения.
Ход урока: 1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. ( слайд 1. Портрет М.Ю. Лермонтова)
– Русский язык и литература – это единое явление в культуре. Изучая «великий могучий и прекрасный " русский язык, мы не можем не обращаться к литературе, которая создана на этом языке. Завершая неделю, посвященную 200-летнему юбилею гениального русского поэта М.Ю. Лермонтова, мы еще раз обратимся к нему, чтобы осознать значения этого человека: его личности и его поэзии для русской культуры. Мы часто говорим, что Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, читая его стихотворения, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. Сегодня мы прочтем его стихотворение " Листок" и попытаемся понять душу поэта, при этом мы повторим одну грамматическую тему.
2. Формулировка темы урока. ( Слайд 2. Записанное предложение и таблица).
Запись предложения: Лермонтов превосходно владел иностранными языками.
- определить грамматическую основу предложения;
- выделить словосочетания из данного предложения.
- заполнить таблицу.
Согласование | Управление | Примыкание |
- Сформулируйте грамматическую тему нашего урока. ( Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание).
3. Целеполагание. - Чем мы займемся сегодня на уроке? ( Совместная формулировка целей урока.)
4. Актуализация знаний.
а) Что называется словосочетанием?
Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании.
Время на выполнение – 3 минуты. ( Слайд 3. Задание.)
Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали.
Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 4 минуты.
б) Вывод после обсуждения. ( Слайд 4,5,6)
Словосочетание – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу.
В словосочетании одно слово является главным, другое – зависимым.
От главного слова к зависимому задается вопрос :.главное слово зависимое слово.
Словосочетаниями не являются :
1.Грамматическая основа предложения
2.Однородные члены предложения
3.Служебная + самостоятельная часть речи
4. Фразеологический оборот
Виды связи слов в словосочетании.
Согласование – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным словом в роде, числе и падеже, при изменении одного изменяется и другое (род, число, падеж).
Управление – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное. Можно заменить зависимое слово на другое – оно будет стоять в той же падежной форме.
Примыкание - вид подчинительной связи, при которой зависимое слово неизменяемое, с главным связано по смыслу, интонационно.
5. Этап реализации.
а)Прослушивание аудиозаписи стихотворения " Листок".
б)Выразительное чтение стихотворения учащимися.
в) Словарная работа: странник , чинара. ( Слайд 7)
г) Беседа по прочитанному( Слайд 8).:
- О чем это стихотворение?
- Какие два ярких образа встречаются в тексте стихотворения? ( Листок и чинара).
6. Планирование действий. Составление алгоритма определения вида связи слов в словосочетании.( Слайд 9)
10. Работа в группах. 1 группа- " Листок", 2 группа - " Чинара".
Задание 1.
а) Группа " Листок" находит строки о листке, выписывает словосочетания, находит главное и зависимое слово, определяет вид связи по алгоритму. ( Дубовый листок, оторвался от ветки, от ветки родимой, в степь укатился, жестокою бурей, гонимый бурей, увял от холода, ношуся давно и.т.д.)
б) Группа " Чинара" находит строки о чинаре, выписывает словосочетания, находит главное и зависимое слово, определяет вид связи по алгоритму.( чинара молодая, с ней шепчется, шепчется лаская, на ветвях зеленых, райские птицы и.т.д.)
Задание 2. Все ли определения в словосочетаниях с согласованием употреблены в прямом значении? Как называется художественное определения? ( Эпитеты) . Найдите словосочетания с эпитетами. ( " Листок" - жестокая буря, с тоской глубокой, бедный листочек, отчизна суровая." Чинара" - листья изумрудные, сынам свежим .)( Слайд 10)
Задание 3. Найдите словосочетание , где можно преобразовать вид связи в синонимичное с другим видом связи.( дубовый листок- листок дуба; ношуся без цели - бесцельно ношуся, райские птицы - птицы рая, морская царь-девица - царь-девица моря).
Задание 4. Группа " Листок". Употребляя словосочетания, расскажите историю листка-странника.
- Какова история листка-странника?
- Что испытал листок в своих странствиях? (Холод, зной, горе, он засох и увял).
Группа " Чинара" . Употребляя словосочетания, расскажите об отношении чинары к листку-страннику.
- Какой предстала чинара? ( Спокойная, самодовольная красавица- чинара, эгоистичная, бессердечная и.т.д.).
- Почему чинара отказывается приютить странника? (Она не хочет нарушать свой покой, не хочет знать ничего, что выходит за грани ее собственного мира.)
11. Анализ стихотворения:
- Какие два существования, два мира противопоставлены в этом стихотворении? (Мир одинокого бесприютного скитальца-листка и спокойной, самодовольной красавицы-чинары.)
- Какой прием использован? (Антитеза). ( Слайд 11).
- Какое ощущение оставляют последние слова стихотворения у читателя? (Ощущение недосказанности.)
- А что дальше может случиться с листком, обреченным на скитание? (Дальше — море. Оно сулит гибель.)
- Какие мотивы звучат в стихотворении «Листок»? (Мотивы одиночества и странничества.)
- Итак, мы проанализировали стихотворение Лермонтова " Листок" , где раскрывается тема (одиночества, тоски и грусти).
12. Вывод по анализу стихотворения. - Какой вывод сделаем по анализу стихотворения?
-Одинокий листок- странник, он же изгнанник. Эта тема порождает задумчивость. Это сквозная тема, она проходит через всё творчество поэта и связана с жизнью самого поэта. Тема одиночества отражена и в других стихотворениях поэта: «Как часто пёстрою толпою окружён», «Стансы», «Одиночество», «Выхожу один я на дорогу», «Сосна», «Узник», «Парус».
Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие. ( Слайд 12.)
13. Обобщение .Употребляя синонимические замены видов связи слов данных словосочетаний, составьте предложения о сегодняшнем уроке:
рассказали о словосочетаниях ( рассказали про словосочетания), поговорили о стихотворении ( поговорили про стихотворение), анализировать стихотворение (сделать анализ), лермонтовская поэзия- ( поэзия Лермонтова). ( Слайд 13.)
14. Рефлексия: Продолжите любое предложение. ( слайд 14).
Мне сегодня на уроке понравилось.........
Я сегодня на уроке научился...........
Сегодня на уроке я узнал о.............
15. Подведение итогов .
16.Домашнее задание: Написать миниатюру- предположение на тему
«Какова дальнейшая жизнь листка?» ( Слайд 15).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6-ом классе по теме: "Устаревшие слова"
Забобоны, порекло, потылица. Что это такое? Урок погружает учеников в старину и связывает прошлое с настоящим. При разработке урока использована авторская тематическая физминутка, которая служит приме...
« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...
Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"
Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.Учитель : Милютина Ольга НиколаевнаТема: «Сложные слова»Цели урока:1. Образовательные: познакомить учащихс...
Интегрированный урок ( русский язык и литература, 9 класс)
Интегрированный урок на тему: "Использование сложносочиненных предложений в творчестве М. Ю. Лермонтова"....
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)
Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»...