Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе по теме: Способы связи слов в словосочетании на материале стихотворения " Листок" М.Ю. Лермонтова.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Елисеева Ольга Николаевна

   Интегрированный урок русского языка и литературы  при изучении видов связи слов в словосочетании  побуждает учащихся к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей,  к развитию логики,  мышления,  коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать,  обобщать, делать выводы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  русского языка и литературы в 8 классе.

Тема: Способы  связи слов в словосочетании  на материале стихотворения " Листок" М.Ю. Лермонтова.

Цели: 1.Образовательные: - повторить и обобщить знания учащихся о связи слов в словосочетании ;

- расширить  представление о творчестве поэта;

- выявить связи лермонтовских героев и автора;

2. Развивающие:  формировать  лингвистические, коммуникативные, языковедческие компетенции  обучающихся:

- формировать  умение   находить словосочетание в предложении

 - формировать  умение определять способ связи слов в словосочетании;

- преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;

- правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления , согласования и примыкания;

- развивать у учащихся навыков выразительного чтения стихотворений;

- формировать навыки анализа поэтического текста;

3. Воспитательные: - воспитать стремление к знаниям;

- привить любовь к искусству, ценностное отношение к  культурному наследию русского народа.

Познавательные УУД: - осознавать необходимость нового знания

- делать предварительный отбор источников: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний , сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников .

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

- выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

-искать средства её осуществления

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

- составлять план выполнения задач, решения проблем  совместно с учителем.

Личностные УУД:  -доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

-при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.

Коммуникативные УУД: -договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

-организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Тип урока : комбинированный

Основные понятия: словосочетание, согласование, управление, примыкание, эпитет, антитеза, одиночество, странничество.

Методические приемы: беседа, слово учителя, устные выступления  , выразительное чтение, прослушивание аудиозаписи, анализ стихотворения, групповая работа.            .

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, аудиозапись, учебник, тетради, текст стихотворения.

Ход урока: 1. Организационный момент.

  Вступительное слово учителя. ( слайд 1. Портрет М.Ю. Лермонтова)

– Русский язык и литература – это единое явление в культуре. Изучая «великий могучий и прекрасный " русский язык, мы не можем не обращаться к литературе, которая создана на этом языке.  Завершая неделю, посвященную 200-летнему юбилею гениального русского поэта М.Ю. Лермонтова, мы еще раз обратимся к нему, чтобы осознать значения этого человека: его личности и его поэзии для русской культуры. Мы часто говорим, что Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, читая его стихотворения,  мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.  Сегодня мы прочтем его стихотворение " Листок" и попытаемся понять душу поэта, при этом мы повторим одну грамматическую   тему.

2. Формулировка темы урока. ( Слайд 2.  Записанное предложение и таблица).

Запись предложения: Лермонтов превосходно владел иностранными языками.

- определить грамматическую основу предложения;

- выделить словосочетания из данного предложения.

- заполнить таблицу.

             Согласование

              Управление

         Примыкание

 - Сформулируйте грамматическую тему нашего урока. ( Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание).

3. Целеполагание. - Чем мы займемся сегодня на уроке? ( Совместная формулировка целей урока.)

4. Актуализация знаний. 

а) Что называется словосочетанием?

Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании.

Время на выполнение – 3 минуты. ( Слайд 3. Задание.)

Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали.

Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 4 минуты.

б) Вывод после обсуждения. ( Слайд 4,5,6)

Словосочетание – это два  слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу.

В словосочетании одно слово является главным, другое – зависимым.

 От главного слова к зависимому задается вопрос :.главное слово     зависимое слово.

Словосочетаниями не являются :

1.Грамматическая основа предложения

2.Однородные члены предложения

3.Служебная + самостоятельная часть речи

           4. Фразеологический оборот

                                                       Виды связи слов в словосочетании.

Согласование – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным словом в роде, числе и падеже, при изменении одного изменяется и другое (род, число, падеж).

Управление – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное. Можно заменить зависимое слово на другое – оно будет стоять в той же падежной форме.

Примыкание - вид подчинительной связи, при которой зависимое слово неизменяемое, с главным связано по смыслу, интонационно.

5. Этап реализации.

а)Прослушивание аудиозаписи стихотворения " Листок".

б)Выразительное чтение стихотворения учащимися.

в) Словарная работа: странник , чинара. ( Слайд 7)

г) Беседа по прочитанному( Слайд 8).:

- О чем это стихотворение?

- Какие два ярких образа встречаются в тексте стихотворения? ( Листок и чинара).

6. Планирование действий. Составление алгоритма определения вида связи слов в словосочетании.( Слайд 9)

10. Работа в группах. 1 группа- " Листок", 2 группа - " Чинара".

Задание 1.

а) Группа " Листок" находит строки о листке, выписывает словосочетания, находит главное и зависимое слово, определяет вид связи по алгоритму. ( Дубовый листок, оторвался от ветки, от ветки родимой, в степь укатился, жестокою бурей, гонимый бурей, увял от холода, ношуся давно и.т.д.)

б) Группа " Чинара" находит строки о чинаре, выписывает словосочетания, находит главное и зависимое слово, определяет вид связи по алгоритму.( чинара молодая, с ней шепчется, шепчется лаская, на ветвях зеленых, райские птицы и.т.д.)

Задание 2. Все ли определения в словосочетаниях с согласованием употреблены в прямом значении? Как называется художественное определения? ( Эпитеты) . Найдите словосочетания с эпитетами. ( " Листок" - жестокая буря, с тоской глубокой, бедный листочек, отчизна суровая." Чинара" - листья изумрудные, сынам свежим .)( Слайд 10)

Задание 3. Найдите словосочетание ,  где можно преобразовать вид связи  в синонимичное с другим видом связи.( дубовый листок- листок дуба; ношуся без цели - бесцельно ношуся, райские птицы - птицы рая, морская царь-девица - царь-девица моря).

Задание 4.  Группа " Листок". Употребляя словосочетания,  расскажите историю листка-странника.

- Какова история листка-странника?

- Что испытал листок в своих странствиях? (Холод, зной, горе, он засох и увял).

Группа " Чинара" . Употребляя словосочетания,  расскажите об отношении чинары к листку-страннику.

- Какой предстала чинара? ( Спокойная, самодовольная красавица- чинара, эгоистичная, бессердечная и.т.д.).

- Почему чинара отказывается приютить странника? (Она не хочет нарушать свой покой, не хочет знать ничего, что выходит за грани ее собственного мира.)

11.   Анализ стихотворения:

- Какие два существования, два мира противопоставлены в этом стихотворении? (Мир одинокого бесприютного скитальца-листка и спокойной, самодовольной красавицы-чинары.)

- Какой прием использован? (Антитеза). ( Слайд 11).

-    Какое ощущение оставляют последние слова стихотворения у читателя? (Ощущение недосказанности.)

- А что дальше может случиться с листком, обреченным на скитание? (Дальше — море. Оно сулит гибель.)

 - Какие мотивы звучат в стихотворении «Листок»? (Мотивы одиночества и странничества.)

- Итак, мы проанализировали стихотворение Лермонтова " Листок" , где раскрывается  тема (одиночества, тоски и грусти).

12. Вывод по анализу стихотворения. - Какой вывод сделаем по анализу стихотворения?

-Одинокий  листок- странник, он же изгнанник. Эта тема порождает задумчивость. Это сквозная тема, она проходит через всё творчество поэта и связана с жизнью самого поэта. Тема одиночества отражена и в других стихотворениях поэта: «Как часто пёстрою толпою окружён», «Стансы», «Одиночество», «Выхожу один я на дорогу», «Сосна», «Узник», «Парус».

Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие. ( Слайд 12.)

13. Обобщение .Употребляя синонимические замены  видов связи слов данных словосочетаний, составьте предложения о сегодняшнем уроке:  

рассказали  о словосочетаниях ( рассказали про словосочетания), поговорили о стихотворении ( поговорили про стихотворение), анализировать стихотворение (сделать анализ), лермонтовская поэзия- ( поэзия Лермонтова). ( Слайд 13.)

14. Рефлексия: Продолжите любое предложение. ( слайд 14).

Мне сегодня на уроке понравилось.........

Я сегодня на уроке научился...........

Сегодня на уроке я узнал о.............

15. Подведение итогов .

16.Домашнее задание: Написать миниатюру- предположение на тему 
«Какова дальнейшая жизнь листка?»   ( Слайд 15).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6-ом классе по теме: "Устаревшие слова"

Забобоны, порекло, потылица. Что это такое? Урок погружает учеников в старину и связывает прошлое с настоящим. При разработке урока использована авторская тематическая физминутка, которая служит приме...

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"

Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.Учитель : Милютина Ольга НиколаевнаТема: «Сложные слова»Цели урока:1.     Образовательные:  познакомить  учащихс...

Интегрированный урок ( русский язык и литература, 9 класс)

Интегрированный урок на тему: "Использование сложносочиненных предложений в творчестве М. Ю. Лермонтова"....

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»...