Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кумыкова Жанна Адамовна
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме 
«Лаборатория слова. Описание природы»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpljly8q.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме

«Лаборатория слова. Описание природы»

Технологическая карта

Урок русского языка

6 «А» класс

Цель деятельности учителя

совершенствовать речевые умения и навыки для создания письменных текстов на основе необходимой информации и личных наблюдений

Тип урока

урок развития речи

Планируемые результаты

Предметные: понимают роль языка в развитии творческих способностей; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной речи; адекватно выражать своё отношение к информации; соблюдают основные нормы языка; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Метапредметныевладеют всеми видами речевой деятельности, приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему; планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов; умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Умение  осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения.

Методы и формы обучения

создание проблемных ситуаций, наблюдение над языком, ИКТ, здоровьесбережение, индивидуальная, групповая и фронтальная работа на уроке.

Оборудование

экран, проектор, ноутбук.

Наглядно-демонстрационный материал

 презентация по теме урока, раздаточный материал

Основные понятия

описание природы ; художественные средства выразительности; композиция сочинения-описания

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности

1.Мотивация

к учебной деятельности

Здравствуйте.

- Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

На фоне музыки педагог читает стихотворение:

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Сегодня наш кабинет будет лабораторией. Я старший сотрудник,  вы мои помощники в разных направлениях (теоретики, литературоведы , практики) .

- Чем же мы будем заниматься в нашей лаборатории?

 (придумывать , совершенствовать свою речь, вспоминать ,учиться чему-нибудь).

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

Высказывают предположения

Вспоминают,называют

Познавательные:осознают учебно-познавательную задачу

личностные: положительно относятся к учению

регулятивные:контролируют учебные действия,

высказывают и аргументируют своё мнение

2.Актуализация и пробное учебное действие

 

Давайте познакомимся с эпиграфом к уроку и попробуем понять, о чем мы сегодня будем говорить. (Э. читает ученик)

Своей талантливостью, своей творческой силой наш народ обязан и нашей природе.     Сила её                                                                                                    воздействия так велика, что не будь её, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким он был.  И не только Пушкина, но и Лермонтова, Чайковского, Чехова, Бунина, Пришвина и, наконец, не было бы замечательных художников-пейзажистов: Саврасова, Левитана, Айвазовского и многих других.

                             К.Г.Паустовский  

- Определение темы, постановка цели, определение задач.

Тема: Описание природы.

А назвать наш урок мне бы хотелось словами из стихотворения В.Брюсова «Целый мир из серебра…

Чтение фрагмента стихотворения В.Брюсова «Серебро, огни и блестки…» сопровождается видеорядом и музыкой

Серебро, огни и блестки,-

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

-Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь?

-О зиме

-Действительно, сегодня мы с вами будем учиться описанию природы, зимы.

(Записать  тему урока)

А какова цель нашего урока:

Учиться писать текст –описание природы.

А кто может быть нам учителями? (писатели, поэты и мы сами)

-Давайте подумаем как писатели, поэты становятся нашими учителями?

(мы изучаем их произведения, читаем, какими словами, способами они выражают мысли)

- А каким образом мы можем учиться самостоятельно?

(наблюдая, анализируя, мы учимся).

-Как вы думаете, что же нам надо сделать сегодня на уроке, чтобы научиться описывать природу?

(Прослушать, прочитать  отрывки из произведений русских поэтов, писателей, увидеть особенности текстов описания природы, проанализировать их, попробовать самостоятельно написать текст на заданную тему.)

2. Посмотрите на великолепные  творения, которые дарит нам каждая зима. ( см слайды)

Как это назвать одним словом?

Что называется пейзажем?

- Какие типы речи есть в русском языке?

-Какой тип речи мы будем использовать?

Давайте будем вспоминать, что мы знаем об описании и одновременно заполнять схему в рабочих картах урока.

-  Что характерно для описания?

 (1. Описать можно любой предмет или явление. Описание основано на перечислении признаков этих предметов или явлений.

2. Какой вопрос мы можем задать к описанию?

Каков предмет? Какой?

3. Как вы думаете слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте – описании?

Прилагательные, т.к. они тоже обозначают  признак предмета).

4.Композиция (построение) текста описания:

В тексте - описании сначала называется сам предмет или явление или впечатление от него. Затем уже перечисляются признаки предмета, причем такие, на которые хочет обратить наше внимание автор. 3 часть выражает авторское отношение к предмету, но она часто отсутствует.?

Проявляют интерес, называют с существительные

Высказываются  и определяют цели урока

Восхищаются и высказывают своё отношение от увиденного

настраиваются

Познавательные:устанавливают причинно- следственные связи

Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные:отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли

3. Подготовительная работа

Работать будем в группах.

 

 Опишите зимнюю природу, используя …

1 группа

Теоретики

Что такое прилагательное?

Какова роль прилагательных?

Какой постоянный признак?

Что могут иметь качественные прилагательные? ( образуйте это  от  слов красивый, лёгкий)

К существительным подберите по  возможности прилагательные- эпитеты разных разрядов.

Природа ( красивая, восхитительная

Лес ( загадочный, таинственный, великолепный, задумчивый)

Сказка ( зимняя, удивительная, прекрасная

Снежинки ( пушистые, лёгкие, серебристые,

Морозы ( январские, лютые, крепкие

Красота ( воздушная, мимолётная

2 группа

Литературоведы

 Поэты о зиме.

Какие строки понравились? Почему?

Выписать средства выразительности. Какое преобладает? Почему?

Для чего писатели, поэты включают в свои произведения описание природы?

3 группа

Практики

1.Составить синквейн. ( зима!!). Образец

2.Продолжить предложения.

Я люблю это время года…

Я не люблю зиму…

1Зима.

2 Снежная, очаровательная.

3 Радоваться, восхищаться, любить.

4 Зима- волшебница!

5 Красота.

Выполняют предложенные задания, делают выводы и обобщения, решают, как закончить фразу

Называют особенности этой части речи, подбирают прилагательные –эпитеты.

Вспоминают основные средства выразительности, цитируют любимые стихотворения

Составляют синквейн

Познавательные:выполняют учебно- познавательные действия в умственной форме

Регулятивные:адекватно оценивают свои достижения

Коммуникативные:высказывают обосновывают свою точку зрения

5.Физминутка

- Иногда для создания творческой работы нужен определенный настрой. Сегодня такой настрой мы попробуем создать при помощи музыки. Для этого я прошу вас максимально расслабиться, закрыть глаза и представить себе зимний лес, вашу прогулку по этому сказочному лесу. Слушайте музыку и наслаждайтесь ощущениями, которые вы испытываете. Когда вы откроете глаза, я прошу вас ничего не говорить. На черновике в тишине запишите свои ощущения, чтобы потом дополнить ими ваши сочинения.

Прослушивание релаксационной музыки.

6.Применение знаний, развитие учебно-языковых и

правописных умений.(творческий эксперимент)

1)-Безусловно, зима вызывает восторг и радостные чувства не только у творческих людей, но и нас очаровывает своим волшебством, ведь  от её прикосновения  всё преображается, как будто ювелир растерял жемчуга, алмазы, бриллианты.

Давайте проанализируем текст-описание для того, чтобы увидеть все особенности, которые мы перечислили.

 Прочитайте текст

Зима-волшебница

 Зима! Что может быть прелестнее этой поры с её яркими солнечными утрами, и морозными днями, синими ранними сумерками, полными таинственной прелести, с её ветреными ночами, когда по чёрному бездонному небу, как тени, несутся лёгкие облака, а звёзды кажутся такими далёкими, тусклыми!

         Недаром зиму называют волшебницей. И в самом деле, какой искусницей надо быть ей, чтобы развешивать на деревьях искристые гирлянды инея, окутывать всё прозрачной дымкой, делать сказочным, фантастическим, необыкновенным, рисовать с таким мастерством причудливые узоры на оконных стёклах, покрывать волшебным ковром голую, неуютную чёрную землю, украшать ослепительной мишурой всё кругом.

Беседа по тексту:

- Какими средствами пользуется автор, чтобы показать волшебство зимы?

(средствами языковой выразительности : олицетворение, метафора, эпитет)

Найдите их

-Теперь всем вам нужно стать практиками и индивидуально описать зимний лес или сад  по личным наблюдениям или по нашим  слайдам.

-Возьмём руководство к действию.

Композицию описания ( см слайд),  советы от каждой группы, фантазию, индивидуальность

2) Чтение творческих работ.

Слушают учителя

Анализируют текст.

Читают собственные работы

Познавательные: используют полученные знания и умения в практической деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, находят пути их преодоления

Коммуникативные: формулируют коллективные или собственные мысли, чтобы создать продукт деятельности

Регулятивные: оценивают работу групп

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке    (итог урока)

Для чего при описании пейзажа необходимо использовать различные художественно-изобразительные средства?

Я научился…

Теперь я могу…

Мне было трудно…

Мне захотелось…

Своей работой…

Оцените свою работу на уроке количеством снежинок (1-3-5)

Отвечают на вопросы, проводят самоанализ своей деятельности на уроке

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний и умений

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят монологические высказывания

8 этап. Домашнее задание

1.написать мини- сочинение на тему «Зима за моим окном», «Узоры на окне». 2.составить 7 словосочетаний на эти темы и определить  разряд прилагательных.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Оценка действительности"

В материалах представлена аннотация к технологической карте, технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, дидактические материалы к технологической карте...

Технологическая карта открытого урока русского языка "Косвенная речь"

Урок русского языка разработан в соответствии с содержанием программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской В. И. Капинос. Конспект разр...

Технологическая карта открытого урока русского языка по теме: «Непроизводные и производные предлоги»

Технологическая карта урока русского языка по теме "Непроизводные и производные предлоги"...

Технологическая карта открытого урока русского языка по теме "Причастие"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему: « Страдательные причастия прошедшего времени».Тип урока: урок открытия нового знания. Цель:  познакомить учащихся с...