Урок русского языка в 6-ом классе по теме: "Устаревшие слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Забобоны, порекло, потылица. Что это такое? Урок погружает учеников в старину и связывает прошлое с настоящим. При разработке урока использована авторская тематическая физминутка, которая служит примером того, что этот этап урока может быть интересным и познавательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustarevshie_slova.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6-м классе

"Устаревшие слова"

учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №46»

г. Братска Иркутской области

Бойко Елены Дмитриевны

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

1. Дать понятие об устаревших словах (архаизмах и историзмах), причинах выхода их из активного запаса лексики и сфере употребления.

2. Развивать умение делать вводы на основе сопоставления и анализа языкового материала, монологическую речь учащихся.

3. Воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.

Задачи учащихся: 

1. Знать отличительные признаки архаизмов и историзмов.

2. Уметь работать с толковым словарём, анализировать и обобщать материал

Оборудование и программное обеспечение:

Презентация по теме “Устаревшие слова”, раздаточный материал с практическими заданиями.

ХОД  УРОКА

1.Организационный момент (объявление темы урока, определение задач урока). (Слайды 1, 2)

Родные знакомые с детства слова

Уходят из обихода:

В полях поляши – тетерева,

Летятина – дичь,

Пересмешки – молва, залавок –

                       подобье комода.

- Как вы уже догадались, мы продолжаем своё путешествие по миру лексики. Сегодня наша основная цель познакомиться  с устаревшими словами. А какие ещё цели мы можем перед собой поставить? (Сопоставление со слайдом 2)

Запись числа и темы в тетрадь.

2. Объяснение нового материала.                

- Устаревшие слова делятся две группы. А какие - мы сейчас выясним.

Работа с учебником (стр. 37) , чтение статьи, затем работа по вариантам: 1-ый в. даёт определение историзмам, 2-ой – архаизмам.

Работа с рисунком на стр. 36

- Что изображено на рисунке?

- К какому виду устаревших слов относятся существительные, которые обозначают эти предметы?

- Значение какого слова вам непонятно? (Ендова)

- Как узнать значение этого слова? (Обратиться к словарю)

Работа с толковыми словарями.

- Определите название безымянного предмета.

- Составьте СС с этими словами, запишите в тетрадь.

3. Закрепление материала.

1.Упр.84. Жужжащее чтение текста.

- Кто же на самом деле барышник, лапотник и приказчик?

Реализация индивидуального домашнего задания. Определить лексическое  значение и этимологию слов: бурлак, ямщик, коробейник.

- Почему эти слова вышли из употребления? (не стало такого вида деятельности)

2.Работа с раздаточным материалом.

- Из какого произведения отрывок? Кто его автор?

В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их  за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй  барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Выписать в тетрадь предложения с устаревшими словами, надпишите вид устаревшего слова (ист. // арх.)

Подписанные карточки собираем, проверяем работу в тетради.

- Какие ещё названия старинной одежды вы  знаете? (Армяк, камзол, полукафтанье, кокошник, картуз). (Слайды 3 – 7)

4. Физминутка.

- А теперь поиграем. Выясним, кто самый внимательный.

Встаньте прямо, слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.

Вытяните выю. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу. Укажите перстами чело, очи, бры, уста, ланиты. Ударьте дланью о долонь. Погрозите перстом соседу.  

5. Работа со словами. (Слайд 8)

Выя –

Рамена –

Десница –

Шуйца –

Чело –

Очи –

Бры –

Уста –

Ланиты –

Длань –

Перст –

- К какому виду устаревших относятся эти слова? Ответ обоснуйте.

- Подберите синонимы к этим словам.

- Как образовались слова устный, белобрысый, челобитная, очки, напёрсток, чёлка, перстень?

6. Эрудицион.

  1. Можно ли сшить платье из аксамита? (бархата)
  2. Где вы могли встретить буки? (в книге)
  3. Можно ли сейчас побывать в весях? (селениях)
  4. Сколько раз в год крестьянин может орать? (пахать)
  5. Во брани живот можно набить, отрастить или потерять? (в битве жизнь)
  6. Прилично ли щечить? (обирать)
  7. Можно ли употреблять ядь в свежем виде? (пищу)
  8. Кто такой пращур? Динозавр, болезнь или отец прапрадеда?
  9. Можно ли верить забобонам? (сказкам, бредням)
  10. Алкать – это кричать, жаждать или бежать?
  11. Какое ваше порекло? (имя)
  12. Можно ли одновременно увидеть чело и потылицу соседа? (затылок)
  13. Где употребляются устаревшие слова?

7. Запись дом. задания  в дневники (по группам)

      1) упр. 86 (с разборами), записать толкование слов;

      2) выписать  10 предложений из художественных произведений с устаревшими словами.

         Сделать морфологический разбор трёх существительных. (Слайд 9)

8. Работа  с неполногасием в словах.

  Объяснить схему (Слайд 10)

  ла         оло     злато - золото

  ра         оро     вран – ворон

 

- Неполногласие служит признаком архаизмов.

- Замените архаизмы синонимами с полногласием: глава, врата, град, хлад, глад, младой, глас.

  В записанных синонимах подчеркните орфограммы. (Самостоятельная работа)

4. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке? Какие цели мы реализовали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Цели и задачи   урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"

Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.Учитель : Милютина Ольга НиколаевнаТема: «Сложные слова»Цели урока:1.     Образовательные:  познакомить  учащихс...

Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...

урок-практикум по русскому языку в 10-ом классе. Тема: Правописание сложных слов

Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Преподавание русского языка в 10 -11-ых классах часто вызывает сложности, так как курс носит...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»...