Березкина Тамара Алексеевна

Сайт учителя русского языка и литературы Березкиной Тамары Алексеевны

Расходуй то, чем наделён.

Профессия: Учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: методика подготовки к сочинению

Увлечения: чтение художественной литературы

Регион: Томская область

Населенный пункт: Томск

Место работы: МАОУ гимназия № 13 г. Томска

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/berezkina-tamara-alekseevna
Книга - топор для целого моря льда в нас самих.
Франц Кафка

Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная.
                        Пушкин А.С.

Роль литературы в формировании личности современного мыслящего и чувствующего человека, способного найти своё место в быстро изменяющемся мире, огромна. В основе моей методической системы работы по литературе лежат принципы, сформулированные ещё Марией Александровной Рыбниковой, которая утверждала необходимость сочетания эстетического и исторического анализа. Одиннадцатиклассники стремятся к пониманию общих закономерностей, к воссозданию цельной картины мира и определению своего места в нём.

В декабре 2014 года я, как учитель, и 11 класс с волнением ждали выпускного итогового сочинения, так как за 6 лет без сочинения мы отвыкли самостоятельно, связно, эмоционально излагать мысли по поводу прочитанного в объёме 350 слов и без шпаргалок. Итоговое сочинение показало, что ребятам трудно проводить параллели между насущными проблемами современного мира и классическими литературными произведениями.

Также, начиная с 2002 года, мои выпускники сдают экзамен в форме ЕГЭ по русскому языку, важная часть которого – написание сочинения. Ежегодно сталкивалась с трудностью подбора аргументов учащимися, которые не видят связи проблем произведений художественной литературы и вопросов, поднимаемых в экзаменационных текстах. Отношу эту трудность к формализму в восприятии и понимании произведений литературы. Вторая причина в том, что современный школьник недостаточно времени уделяет чтению, из-за  отсутствия интереса к литературе.

Переосмыслив методы своей работы как учителя, пришла к выводу о необходимости изменения подхода к преподаванию предмета. Ещё в 2007 году познакомилась с технологией РКМЧП на курсах повышения квалификации, увидев эффективность многих приёмов, стала шире использовать эту технологию на уроках и на занятиях элективного курса «Современная художественная литература».

Также считаю необходимым создание особой атмосферы при анализе художественных произведений. Атмосфера урока и оценивания за ответы не всегда располагает к творчеству и откровенному заинтересованному разговору на важные нравственные темы, поэтому пришла к выводу о необходимости введения элективного курса по литературе. Занятия в небольшой группе (15 человек) способствуют раскрытию каждой личности. Литература же ответственна за формирование духовности, поэтому считаю, курс должен интегрировать и реализовывать воспитательную и мировоззренческую функции.

 Много идей и методических находок для наполнения содержания курса почерпнула в газете «Литература» издательского дома «Первое сентября», получаю с 2002 года, и в её электронной версии, которую получаю в Личном кабинете my.1september.ru.

Элективный курс по литературе (34 часа) вела в классах гуманитарного профиля в 2008 – 2009 учебных годах, 2010 – 2011 и в 2012 – 2013 учебных годах по 1 часу в неделю, работая в 11 классе.

  Курс внеурочной деятельности «Основы продуктивного чтения» вела в 2014 – 2015 учебном году.

Программа элективного курса «Современная художественная литература» и курса «Основы продуктивного чтения» являются частью  моей работы по теме «Роль чтения в формировании современной личности, умеющей мыслить, чувствовать и действовать».

О себе

Программу внеурочной деятельности «Основы продуктивного чтения» реализую на занятиях в 5а и 5в классе, работая в условиях эксперимента по внедрению ФГОС ООО.

На этих занятиях уделяю внимание информационной обработке текстов различных стилей и жанров.

В  рамках межрегионального с международным участием семинара «Сетевая образовательная программа как ресурс реализации внеурочной деятельности в условиях введения новых ФГОС» (сетевая образовательная программа «Образование через коммуникацию»)

 26 ноября 2014 года

проводила открытое  занятие курса  внеурочной деятельности в 5 классе по программе  «Основы продуктивного чтения». Тема занятия: «Виды чтения"

 

 

Выступала на родительских собраниях для разъяснения целей, задач, содержания курса внеурочной деятельности «Основы продуктивного чтения»

 

Результаты работы курса внеурочной деятельности «Основы продуктивного чтения» проверяются в ходе регионального мониторинга и в ходе внутришкольного мониторинга по  стандартизированным материалам  для промежуточной аттестации, в которых приведены задания к текстам, направленные на оценку умения читать и понимать тексты; работать с информацией; использовать полученную информацию для решения различных проблем. Кроме того уровень сформированности читательской грамотности ежегодно проверяю, участвуя в Международном проекте «Грамотей +», в конкурсе-исследовании «Почитай-ка».

 

Результаты исследоаний на сайте ЦРМ конкурса

«Грамотей-марафон», наглядно видно качество письма по разным параметрам.

 

 

 

Результаты исследования на сайте ЦРМ     конкурса «Почитай-ка».

 

Получила грамоты за организацию и проведение исследования читательской грамотности и участие в Международном проекте в  2014 и 2015 годах. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А. П. Чехов.  Пьесы. Рассказы. 

И. А. Бунин. Рассказы. 

Ф. М. Достоевский. Бесы. Братья Карамазовы. 

Г. Г. Маркес. Сто лет одиночества. Полковнику никто не пишет.

Ф. Кафка. Замок. Превращение.

 

Мой взгляд на мир

Оптимисты получают на 10 % больше - уверена. 

Мои достижения

Лауреат премии губернатора Томской области в 2015 году.

Стипендиат губернатора в 2011 и 2015 годах.

Моё портфолио

I.       Общественное признание учебных результатов.

1.     Награды в сфере образования, полученные в 2014 – 2015 годах:

Лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры» в номинации учитель русского языка и литературы за высокие достижения в сфере образования и науки, оказывающие эффективное влияние на развитие экономики и социальной сферы Томской области  в 2015 году.

 

2.     Факты удовлетворённости и признания родительской и другой общественностью результатами урочной и внеурочной деятельности претендента за период с марта 2014 г. по август 2016 г.

На основании анкетирования в классах Березкиной Т. А., проведённого в 2015 г. рабочей группой МАОУ гимназии № 13 г. Томска отмечены факты положительной динамики интереса одарённых детей к предмету конкурсанта. Среди учеников 11а и 6б классов большинство хотели бы видеть классным руководителем Березкину Т. А.

По результатам анонимного опроса среди обучающихся о том, каких учителей они считают более профессиональными в преподавании учебного предмета, ученики первой назвали Березкину Т. А.

В 5 классе среди любимых предметов дети выбрали русский язык, что не характерно для пятиклассников, следовательно учителю удалось заинтересовать детей и привлечь к предмету. Вместе с анкетированием детей проводился анонимный опрос родителей о том, каких учителей они считают более профессиональными в преподавании учебного предмета. Родители назвали следующих учителей: Ардашкину А. А., Березкину Т. А.. Быстрицкую И. В., Казанцеву Т. А. (Аналитическая справка прилагается).

Система работы с одарёнными школьниками включает участие конкурсанта в сетевом проекте «Олимпиадный тренинг», имеется грамота и сертификаты за работу сетевом проекте.  Анкетирование показало, что шестиклассники поставили высший балл при оценке работы классного руководителя Березкиной Т. А.

Березкина Т. А. участвует в работе сетевой муниципальной образовательной программы  «Образование через коммуникацию». В рамках этой программы успешно работает организованный педагогом Клуб любителей художественного слова «Открытая книга», количество участников в 2013 – 2014 учебном году – 23 человека, в 2014 – 2015 учебном году – 38 человек, что иллюстрирует повышение интереса к предмету.

В 5 классе среди любимых предметов дети выбрали русский язык, что не характерно для пятиклассников, следовательно учителю удалось заинтересовать детей и привлечь к предмету. Подтверждение в аналитической справке педагога-психолога.

В 7б классе успешно обучаются 2 ребёнка с ОВЗ: Ваня Д. и Алина А.

Положительная оценка общественностью высоких учебных и метапредметных результатов обучающихся, качества их творческих работ подтверждается благодарственными письмами от Департамента общего образования Томской области, Томской Епархии за проведение секции педагогов и учеников старших классов в рамках XXV Дней славянской письменности и культуры;  АНО «Дома Учителя Уральского ФО» г. Екатеринбург; благодарность от родительского комитета 6 В класса.

На сайте МАУ ИМЦ г. Томска  imc.tomsk.ru размещён положительный отзыв о работе Березкиной Т. А. от 20. 05. 2015 г. адрес публикации: imc.tomsk.ru/kmch;

конкурсант имеет грамоту за подготовку дипломантов финального этапа XI Международной Олимпиады по основам наук по русскому языку и литературе от АНО «Дом Учителя УрФО» г. Екатеринбург, грамоту за высокие результаты итоговой аттестации обучающихся 11 классов 2014 г.  и 2015 г. от администрации МАОУ гимназии № 13 г. Томска, грамоту за подготовку призёров Всероссийского «Молодёжного чемпионата по русскому языку и языкознанию».

II.               Общественное признание работы по приобретению обучающимися позитивного социального опыта.

Березкина Т. А. использует разнообразные формы работы с разными категориями обучающихся по приобретению ими позитивного социального опыта через организацию внеурочной деятельности. Ею были инициированы экскурсии в Театр Оперы и Балета г. Новосибирска, в заказник «Звёздный ключ».  Как классный руководитель 6В класса конкурсант с обучающимися приняли участие в работе Детской площадки II Форума молодых учёных «U-NOVUS».

 Имеются благодарственные письма от родителей разных классов. Ежегодно класс под руководством Березкиной Т. А. участвует в сетевой коммуникативно-экономической игре, имеются благодарственное письмо от «Регионального центра развития образования» от 30.04.2015 г. за создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта и предпринимательских компетенций.

Конкурсант успешно работает в рамках сетевой образовательной программы «Образование через коммуникацию». В рамках этой программы создан Клуб  работе Клуба принимают участие школы г. Томска и  Северска. Претендент имеет грамоты и сертификаты за проведение в 2014 – 2015 учебном году заседаний городского клуба любителей художественного слова «Открытая книга» в рамках сетевого проекта «Олимпиадный тренинг».

Система работы по приобретению школьниками позитивного социального опыта включает руководством Березкиной Т. А. в Научным обществом гимназистов (НОГ) «Шаг в будущее», которое объединяет одарённых школьников, сопровождает подготовку научно-исследовательских работ, проектных работ, проводит консультации по оформлению и представлению исследования. В гимназии увеличилось количество участников Международных олимпиад  и Всероссийских Молодёжных чемпионатов, количество отличников на 16 человек.

III.           Внедрение инновационных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса и оценивания современных образовательных результатов.

Высокий профессиональный уровень педагога подтверждается знанием современных инновационных технологий, что позволило организовать образовательный процесс по предмету в режиме развития. В 2014 году стала разработчиком программ Основного общего образования по русскому языку и рабочих программ внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения», «Читательский клуб». Является автором рабочей программы элективного курса по литературе в 11 классе гуманитарного профиля «Современная художественная литература», апробация и отзывы в рамках работы Клуба любителей художественного слова «Открытая книга».

  Тамара Алексеевна использует  технологии РКМЧП и ИКТ – что позволяем организовать дистанционное образование и эффективно использовать учебное время. Для оценивания компетентностных результатов Березкина Т. А. использует ИКТ. Конкурсант ведёт персональный сайт http://nsportal.ru/berezkina-tamara-alekseevna, успешно работает в рамках сетевой образовательной программы «Образование через коммуникацию», имеет публикации на сайте Pedsovet.su; адрес публикации http://pedsovet.su/liter/46353_kurs_sovremennaya_literatura;  является организатором дистанционных олимпиад «Олимпус»  г. Калининград.

IV.           Оценка эффективности использования инновационных технологий и их влияния на высокие результаты образовательной деятельности.

Конкурсант четвёртый год является участником  Общероссийского проекта «Школа цифрового века», имеет дипломы за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, представленных в  рамках проекта.

Березкина Т. А. ежегодно представляет исследовательские работы на межрегиональной конференции с международным участием, имеет грамоту ОГБУ «Региональный центр развития образования» за плодотворное сотрудничество и качественную подготовку участников IV Открытой межрегиональной конференции с международным участием «История, наука, культура в исследованиях обучающихся»

С целью повышения читательской грамотности конкурсант организует в гимназии интерактивные конкурсы-исследования «Почитай-ка» и «Грамотей-марафон», «Грамотей-спринт» от «Центра развития молодёжи» г. Екатеринбург, имеются грамоты за организацию и проведение конкурса-исследования орфографической грамотности «Грамотей-марафон 2014 и 2015 год».

V.               Обеспечение непрерывности профессионального образования и систематического распространения педагогического опыта.

Педагогический опыт конкурсанта представлен в форме регулярных мастер-классов на городских и областных курсах повышения квалификации, в форме занятий в ходе стажировки, организованной ОГБУ «РЦРО».

В 2015 году конкурсант стала участником конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание; итоговый рейтинг сайте ОГБУ «Регионального центра развития образования»  (rcro.tomsk.ru/proektyi-rtsro/pnp-obrazovanie).

Ежегодно конкурсант проходит обучение на семинарах по проверке ОГЭ в 9 классе и работает в комиссии по проверке части С экзаменационной работы по русскому языку, является членом жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

В июне 2014 года приняла участие во II Международной научно-практической конференции, опубликовала разработку в сборнике «Педагогические  технологии в современном образовании».

Березкина Т. А. является членом Ассоциации учителей русского языка и литературы. В 2015 году вошла в комиссию по проверке работ на Всероссийском конкурсе сочинений, посвящённом Году Литературы.

IV.           Признание результатов работы учителя по организационному, консультационному, методическому и иному сопровождению молодых педагогов (наставничество).

В 2014 – 2015  учебном году Березкина Т. А. была назначена наставником молодого, вновь прибывшего учителя, Козлитиной М. П., в связи с внедрением ФГОС ООО, в рамках реализации сетевой образовательной программы «Образование через коммуникацию».

В течение данного периода реализован план по организационно-методическому сопровождению молодых специалистов.

В ходе наставнической деятельности в рамках стажировки «Механизмы развития навыков смыслового чтения и работы с текстом в контексте ФГОС ООО» 27 октября – 3 ноября 2014 года, конкурсантом проведены два занятия: мастер-класс  «Лингво-поэтический анализ текста рассказа И. Бунина «Чистый понедельник» и практикум по разбору заданий мониторинга сформированности читательских навыков.

Березкина Т. А. проводила занятие олимпиадного тренинга по литературе  на курсах повышения квалификации, организованных ТОИПКРО, «Современные технологии работы с одарёнными школьниками и подготовка их к предметным олимпиадам» 15.10. 2014 г.

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы