Конспекты уроков русского языка в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Бишадаева Юлия Николаевна

      Тема урока: Наречие

Цели урока:

Обучающие: создать условия для ознакомления обучающихся с новой частью речи – наречием; учить  находить наречия в  предложении, использовать прием кластера при работе с информацией для систематизации знаний по теме; учить  правильно использовать наречия в речи.

Развивающие: развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательныесоздать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Тема урока: Наречие

Цели урока:

Обучающие: создать условия для ознакомления обучающихся с новой частью речи – наречием; учить  находить наречия в  предложении, использовать прием кластера при работе с информацией для систематизации знаний по теме; учить  правильно использовать наречия в речи.

Развивающие: развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Этапы

Деятельность учителя

Комментарии

I. Организационный момент

II. Стадия вызова

Модельный ответ

III. Стадия осмысления.

IV. Рефлексия

V. Домашнее задание

- Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

- С каким настроением вы пришли на урок? «Просигнальте», пожалуйста.  (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика)

- По почте вы получили письмо от друга следующего содержания (на слайде и на листах на парте)

        Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу о себе.

        Я ездил в гости к бабушке. Там было очень. Мы с друзьями проводили время. Был лес, где собирали грибы и ягоды. Мы заблудились, стали кричать. Нас нашли только. Больше мы не стали ходить так в лес. А еще мы купались на речке.

        Приехали домой. Я иду в цирк. Мы с мамой пойдём в парк. Приезжай в гости, будем отдыхать, играть, гулять.

                                                Твой друг.

  1. Прочитайте письмо. Все ли вам понятно? (нет, в этом письме некоторые предложения кажутся не совсем полными непонятными)
  2. Посовещайтесь в парах, добавьте необходимые, на ваш взгляд, слова;
  3. Прочитайте свою дополненную версию письма;
  4. Постарайтесь определить, какой частью речи являются дополненные слова, сделайте вывод.

(Ребята работают в парах на листочках, изменяют полученное письмо, вставляя слова)

- Пожалуйста, давайте послушаем несколько человек, какие у них получились письма.

- Предлагаю вам ещё одну версию письма (на слайде)

Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу немного о себе.

        Недавно я ездил в гости к бабушке. Там было очень интересно. Мы с друзьями проводили здорово время. Рядом был лес, где собирали грибы и ягоды. Однажды мы  заблудились, стали громко кричать. Нас нашли только вечером. Больше мы не стали ходить так далеко в лес. А еще мы часто купались на речке.

 Вчера мы приехали домой. Сейчас я иду в цирк. А вечером мы с мамой пойдём в парк. Приезжай поскорей в гости, будем весело отдыхать, интересно играть, много гулять.

                                                Твой друг.

- К каким частям речи относятся слова, которыми вы дополнили текст письма? (может быть прилагательные, существительные и слова незнакомой части речи)

- Все ли слова смогли отнести к каким-либо частям речи? Какой вывод можно сделать? (Это слова новой, неизвестной нам, части речи)

1) - Может кто-нибудь знает, как называется эта часть речи? (Учащиеся высказывают свои предположения, если кто-нибудь из детей догадается, учитель подтверждает)

- Эта часть речи называется – наречием.

- Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? (Наречие)

- Какие поставим цели урока? (познакомиться  с новой частью речи)

- У вас на столах лежат листочки, на которых нарисована схема, и которую мы с вами попытаемся сегодня, в течение урока,  заполнить по новой теме.

- Итак, что мы уже можем записать в схеме? Что мы уже сейчас, исходя из нашего письма, можем сказать? В течение урока мы составим памятку-опору, которой вы сможете пользоваться в дальнейшем.

Обучающимся дан бланк кластера.

(Предлагаемые ответы детей фиксируются на доске. Например: указывает на место действия, время, уточняет глагол)

2) -Давайте попытаемся определить с каким словом в предложении чаще всего бывает связано наречие? Выпишем из письма словосочетания с наречием.

Работа выполняется с комментированием.

Ездил (когда?) недавно, проводили (как?) здорово, был (где?) рядом, кричал (как?) громко, и т..д.

-Итак, какой вывод можно сделать после этого задания

-Что запишем в схеме? (Наречие связано с  глаголом, с прилагательным и другим наречием и поясняет их)

- А сейчас, я предлагаю вам прочитать новые сведения об этой части речи в учебнике. Что еще узнали нового, что можно дописать в схему? (узнали, что наречия несклоняемые и неспрягаемые, а также, что поясняют прилагательные)

3) На столах у вас есть статьи о наречии, прочитайте, дополните схему.

Наречие

Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».

       Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

         Проще всего это оказалось сделать с прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

     Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратили в приставку, окончание – в суффикс. И получается из одного существительного куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, сверху.

     И с прилагательными тоже получилось. Вот прилагательное новый. С суффиксом -о и разными приставками получается: заново, снова, вновь.

Потом наречия добрались и да числительных. Из числительного двое получилось вдвоем и надвое.

     Наречия несут в предложении огромную смысловую нагрузку. Они могут уточнять место действия (впереди, справа, близко), показывать неожиданность действия (внезапно, вдруг), время действия (вчера, сегодня, завтра), передавать состояние природы и человек (тоскливо, туманно), и т.д.

     В предложении наречие чаще всего выражено обстоятельством и подчёркивается -.-.-.-.-.-.-.-.

-Какие новые сведения отметили для себя? Все ли понятно? Какие появились вопросы по поводу статьи?  Что еще можно добавить в нашу памятку?

4) Упражнение 175, после объяснения, выполняем самостоятельно.

- Какие  знания о наречии подтверждает это упражнение? (Что наречия не изменяются, подчёркиваются  -.-.-.-.-.-.-.-)

Давайте обобщим все, что узнали на уроке о наречии, пользуясь опорой-кластером. (Ребята делают вывод, а затем появляется слайд)

 (На слайде) Наречиями называются неизменяемые слова, которые поясняют чаще всего глаголы и прилагательные. Наречия отвечают на вопросы  как?,  каким образом?, когда?, где?, откуда? и т. д.

- С какими трудностями встретились?

- Где в жизни можно использовать полученные знания?

-Всё ли мы за урок узнали и поняли о наречии? (нет)

- На следующих уроках мы продолжить изучать наречие и узнаем еще много интересного.

- Заканчивая сегодняшний урок по теме, я бы хотела предложить вам сочинить синквейн.

Вы помните, что слово «синквейн» французского происхождения и обозначает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам: (на слайде)

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример:                          Наречие

Несклоняемое, неспрягаемое, т.е неизменяемое

                         Поясняет, уточняет, раскрывает.

                         Наречие обогащает нашу речь.

                                      Уточнение.

-Предложите варианты домашнего задания с целью закрепления полученных знаний. (Составить рассказ на тему «Зима» или «Зимние забавы» с использованием наречий; или составить поздравление к новому году другу или родственникам)

- С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста?

Кластер заполняется в течение урока, последовательно исходя из заданий и выводов, сделанных учащимися

                        Тема: Наречие как часть речи

Тип урока: объяснения нового материала.

Цель: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Задачи:

образовательная:

  • повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;
  • формирование умения находить и использовать наречия в тексте;

развивающая:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;

воспитательная:

  • воспитывать интерес к изучению предмета.

Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • компьютерный тренажер по русскому языку “Фраза”;
  • презентация  Power Point;
  • мультимедийный проектор;
  • доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте!. Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Перед вами на парте три облачка: оранжевое – “я готов активно работать на уроке”, зеленое – “я не готов к активной работе, нет настроения”, голубое – средняя степень готовности, нейтральное настроение. Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению сейчас.

Учащиеся показывают выбранное облачко.

Запишите число, классная работа, начнем нашу работу с повторения.

II. Повторение.

1 ученик работает с компьютерной программой.

3 ученика получают карточки с индивидуальным заданием.

Работа с классом. 1 ученик у доски.

- Запишите предложение.

Нагоняя тоску, завывал и стонал ветер в трубе.

- Объясните постановку знаков препинания.

- Что такое деепричастный оборот?

- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

III. Объяснение нового материала.

- А мы продолжаем урок.

 Определение темы.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.

http://festival.1september.ru/articles/502346/Image2635.jpg 

(Внутри)

http://festival.1september.ru/articles/502346/img1.gif

(Рядом)

На доске записан ряд понятий.

Имя существительное, имя прилагательное, деепричастие…

- Продолжите предложенный ряд. Какой признак лежит в основе составления этого ряда?

- Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки.

- Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока.

- Верно, тема нашего урока – “Наречие как часть речи”.

Цель урока - определить морфологические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный запас наречий. (Раздаётся стук).

2. Выступление мальчика в роли наречия. 

- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.

- Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни.

- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие?

- Господин Наречие, вы дали исчерпывающую информацию о себе?

- Нет, дополнительную информацию вы получите, выполнив прилежно эти задания. (Отдает задания на карточках в конверте).

 Итак, кто хочет включиться в исследовательскую работу?

1 ученик работает у доски, читает задание на карточке.

Карточка № 1. Выпишите из предложений словосочетания с наречиями, определите главное слово в словосочетании. Какой частью речи выражено главное слово?

- К каким частям речи может относиться наречие?

Вывод.   Наречие – самостоятельная часть речи. Наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия (резко встать), к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак признака (довольно интересный, очень хорошо), реже другому существительному, тогда оно обозначает признак предмета (яйцо вкрутую).

Следующее задание от господина Наречие.

Карточка № 2. Подчеркните наречие как член предложения. 1 ученик у доски.

- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть наречие.

Карточка № 3. На какие вопросы отвечает наречие? 

Карточка № 4. Есть ли у наречия окончание? Что это значит? (

В результате проделанной работы получилась таблица, характеризующая наречие как часть речи.

- Исследовательская работа отняла много сил, поэтому давайте проведем физкультминутку.

Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

- Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (6).

IV. Закрепление материала.

А зачем нам нужны наречия?

- Давайте попробуем оживить данный текст.

Творческое задание.

- Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. (Слайд 6). Выполняется самостоятельно.

Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.

- Сравните свою работу с оригиналом текста.

- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.

Замените фразеологизмы наречиями.

- Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы?

- Фразеологизмы могут быть заменены наречиями. Такую работу мы сейчас попробуем выполнить.

Положа руку на сердце

честно

У черта на куличках

далеко

Рукой подать

близко

Как в аптеке

точно

Черным по белому

ясно

Битый час

долго

Бок о бок

рядом

На вес золота

дорого

Душа в душу

дружно

Наречие или предлог?

- Сейчас мы запишем пары предложений, надо определить, какими частями речи являются одинаковые слова: наречиями или предлогами.

1. Вокруг стояла тишина. (Наречие). Туристы расположились вокруг костра.

2. После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог). Не мешай слушать, после расскажешь.

V. Итоги урока.

Итак, подведем итоги урокаРасскажите, что вы знаете о наречии. Давайте вернемся к облачкам, покажите, пожалуйста, то, которому соответствует сейчас ваше настроение. Выставление оценок

ТемаОдна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Задачи:

- обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.

- развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.

- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2Актуализация знаний учащихся.

А). Дифференцированные карточки.

                     Карточка №1 (для слабого ученика)

     Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

     Маринованные грибы, иллюстрированный журнал, варёный горох, плавленый сыр, плетённый из веток, остриженный мальчик, испачканное лицо, кипяченое молоко, кошенный по росе луг, заплетённая коса.

 

                     Карточка № 2 (для сильного)                              

РАБОТА У ДОСКИ

     Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

       Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сенная мука, ветрена погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.

 

Б). Фронтальный опрос.  

- Как звучит тема сегодняшнего урока?

- Отталкиваясь от названия, можем ли мы сказать , что эта тема для нас абсолютно новая?

- Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени?

- Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени?

- Что нам известно об отглагольных прилагательных?

- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?

- Как отглагольное прилагательное превратить в причастие? (присоединить приставку, кроме НЕ, или добавить зависимое слово)

- На какие вопросы отвечают?

- Какова синтаксическая роль в предложении?

- Какую цель мы для себя поставим?

 

В). Проверка выполнения карточки у доски.

 

3. Изучение новой темы.

   А). Целеполагание.    

   Б). Создание проблемной ситуации.     

- Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет нам сформулировать задачу на этот урок.

(На доске запись):

Дочь умна и воспита…а.

Девочка хорошо воспита…а бабушкой.

Море взволнова(н,нн)о 
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о

Некоторые люди очень рассея…ы.

Семена рассея…ы по полю.

 

- Нужно вставить пропущенные орфограммы. (Выполняется самостоятельно).

Проверка выполнения. Обмен тетрадями.

   На доске делается запись :    

Дочь умна и воспитанна.     Девочка хорошо воспитана бабушкой.    

Море взволновано.                 Лицо девочки было взволнованно.

Некоторые люди очень рассеянны.     Семена рассеяны по полю.

 

- На какое правило слова с пропущенными орфограммами? (Одна и две буквы «Н» в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных).

- Проверять умеем? (Умеем).

- Как? (Краткое причастие можно заменить глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательныезаменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то).

 

- Почему количество «Н» в словах разное? (Слова слышатся одинаково, а пишутся по-разному).

- Так какую задачу поставим сегодня на урок?     

- Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным), и в зависимости от этого писать Н или НН в суффиксах данных слов.

 

   В). - Смысловое чтение (работа по учебнику) «Применяя правило, рассуждайте так…» стр. 61

 4. Закрепление

а).   Распределительный диктант.

Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; вставьте пропущенные буквы, объясните.

   Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность ,ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность, , похищенная(похищена) вещь.

 

б). Работа в группе.   Работа с электронным тренажером.

 

В). Гимнастика для глаз.

Цель: снятие зрительного утомления.

1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.

2. Горизонтальное вправо – влево.

3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.

4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

 

в). Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить значок в ячейке выбранного вами варианта ответа (одна или две буквы Н ).
1. Ресурсы изысканы экономистами.

2. Её манеры изысканны.

3. Ягоды подавлены в корзине.

4. Люди стояли подавленны и унылы.
5. Сумма собрана по копеечке.
6. Речь стройна и собранна.

7. Вещи утеряны в дороге.

8. Студентка рассеянна.

9. Публика избалована гастролёрами.

10. Все трудности временны.

11. Вещи утеряны в дороге.

 

Проверим и оценим себя сами    

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 +

 

 +

 

 +

 +

 +

 

 +

 

+

 НН

 

 +

 

 +

 

 +

 

 +

 

 +

 

 

5.Рефлексия

С какой трудностью столкнулись в начале урока?

Какие знания использовали для решения новой задачи?

Чему учились на уроке?

Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?

 

6. Домашнее задание: п.22, Упр.№125

*** Найдите фразеологизмы, в состав которых входят причастия прошедшего времени или образованные от них прилагательные. (Делить шкуру неубитого медведя)

Тема:   Слитное и раздельное написание производных предлогов

Цель:

  • формировать навыки правильного написания и употребления производных предлогов.

 Задачи:

 Учебно-образовательные:

  • научить находить производные предлоги в тексте;
  • формировать навыки правильного написания производных предлогов;
  • научить определять стилистическую принадлежность предлогов;
  • формировать  орфографическую зоркость учащихся;
  • побуждать к самостоятельной работе со справочной литературой;

Развивающие:

  • развивать навыки диалогической и монологической речи;
  • расширять лексический запас и кругозор учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к памятникам мировой культуры;
  • воспитывать чувства коллективизма и сотрудничества;

 

 Тип урока: урок объяснения нового материала.

                                                       Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята . Сегодня мы продолжим изучать  тему «Предлоги». Для работы на уроке вам понадобятся рабочие карточки, они лежат перед вами на столе. Все задания мы будем выполнять на них.

 2.  В начале урока мы напишем орфографический диктант по теме «Не с различными частями речи».Вписываете слова в специально отведённые строчки, графически объясняя орфограмму и определяя часть речи.( К доске…)

-Говорить не громко, а тихо;                            -не выкрашенный ещё пол;

-выглядел нелепо;                                             -ненавидя за неправду;

-нелёгкое дело;                                                  -не чувствуя разницы;

-трава не скошена;                                            -неглубокая, но широкая река.

  1. Перейдём к предлогам. Тема урока- на доске (читаем). Вспомните изученное:
  • Какова роль  предлога?
  • На какие группы они делятся по составу?
  • Как могут писаться предлоги?
  • Какие предлоги называются производными?

 Введение в тему. Создание мотивации обучения.

Учитель: Наверное, каждый из вас, прочитав тему сегодняшнего урока, усмехнулся про себя и подумал: «Странно, стоит ли рассматривать правописание простых и знакомых нам предлогов? Неужели найдётся тот, кто их неправильно напишет?» Никто и  не сомневается, как писать предлоги «к», «под», «на», «в», «из» и другие. Но однажды простые предлоги решили: «Почему бы нам не стать хитрее, сложнее. Давайте произведём реформу, создадим производные предлоги! Мы тоже хотим, чтобы нас уважали! Построим себе огромный дом, даже не дом, а башню до небес!»

       Долго трудились они и так запутали правило написания предлогов, что их башня-дом стала занимать значительное место. Взгляните сами на сооружение, которое им удалось возвести.

  • Напоминает это вам башню?                                             

Можно сказать, это настоящий архитектурный шедевр. Прочитаем эти предлоги.

  • А какое лексическое значение имеет слово «архитектура»?   (ответы учеников)
  • Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова  и посмотрим, что же обозначает данное слово.

           (читаем объяснение).

  • Обратите внимание: у него несколько значений. Как называются подобные слова? (многозначные)

 

4. Именно архитектура поможет нам в изучении новой темы: «Производные предлоги».

   Сначала научимся находить их в тексте, постараемся запомнить их написание. Вы отметили, что по форме это напоминает башню.

  • А какие башни вы знаете?

Хорошо. Я предлагаю вам узнать кое-что интересное об Эйфелевой башне- визитной карточке Парижа.

5.Следующий этап нашего урока - работа с текстом. Давайте его прочитаем.

           (В) связи (с) открытием Всемирной парижской выставки инж…нер Александр Гюстав Эйфель придумал пр…ект башни (в) виде грандиозной ажурной к…нструкции. (Не) взирая на возмущения деятелей культуры, он стремился показать достижения современной арх…тектуры.

         Один французский писатель высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она выглядит (на) подоби…  «длиннющей и худющей пирамиды». Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в) течение сорока веков держала пирамида Хеопса. Египетскую пирамиду строили несколько десятилетий, а чудо девятнадцатого века сооружали (в) продолжении… двух лет, но оно оказалось в два раза выше.

       Следует иметь (в) виду, что Эйфелева башня из эксп…ната Всемирной выставки очень быстро превратилась вун…кальный научный центр, (в) виду того, что  на её вершине были установлены исследовательские приборы .(В) следстви…  своей необычности  башня стала одним из посещаемых мест.

 

  • Докажите, что это текст.
  • К какому стилю речи он относится? Мотивируйте ответ 

      ( публицистика;  цель = воздействие на читателя- газета , журнал).

  • Вставьте в слова пропущенные буквы.
  • Найдите и подчеркните в тексте производные предлоги. Для правильного их написания используйте нашу «башню» (работа выполняется коллективно ,с комментариями).

 6. Работа с таблицей. В правом столбике написаны предложения, подчёркнуты определённые слова  (предлоги, союзы). Ваша задача - заменить эти предложения синонимичными из данного текста, в которых есть производные предлоги, записать напротив.

  • Вспомним: какие слова называются синонимами?

      Прочитаем первую пару предложений.  

  • Что меняется при этом, ведь речь идёт об одном и том же?      /стиль; добавилась официальность, книжность  /.  

Остальные примеры  соответствия находим самостоятельно в тексте, записываем таблицу.

 7.  Учитель: Мы знаем, насколько богат и удивителен наш язык. Одну и ту же ситуацию мы подчас можем описать разными словами и конструкциями. Сейчас вам нужно будет  соединить линиями синонимичные конструкции:

Несколько дней                                               следует иметь в виду

Из-за дождя                                                      в течение нескольких дней

Следует знать                                                   насчёт ремонта

О ремонте                                                         вследствие дождя

 

  • Составьте устно  два предложения с парой предлогов-синонимов, чтобы ещё раз отметить  стилистические особенности этих групп.

8.Работа с текстом.

Удивительная башня - Эйфелева .Но у нас в России также есть замечательное сооружение, башня , достойная нашего внимания,- колокольня Ивана Великого.

Мы  познакомимся с текстом о ней.

  Задание к тексту:

  • Прочитайте текст.

            Главенствующее место в арх…тектурном (а,о)нсамбле Кремля занимает колокольня, прозванная в народе «Иваном Великим»,……………………..  высота её равна 81 метру.  ……………………………………..(несколько веков) она господствовала над столицей. Нужно ………………………….(знать), что по царскому указу в Москве запрещалось строить здания, превосходящие её высотой. …………………………………………. (много лет) колокольня служила ещё и дозорной вышкой. Этот ун…кальный пам…тник арх…тектуры возвёл в 1505-1508 годах итальянский зо(д,т)чий Бон Фрязин, но через столетие по приказу Бориса Годунова колокольня была ещё(не)достроена.

  • Можно ли назвать это текстом? Почему?
  • Перестройте предложения, вставляя подходящие по смыслу предлоги из слов  для справок.

Слова для справок: в течение…, в связи с…, иметь в виду, в продолжение…;

  • Объясните правописание выделенных курсивом слов.

 9. Подведение итогов урока.

     Подведём итоги урока. Оценки за урок….. Ввиду хорошей вашей активности и вследствие правильного понимания вами заданий в течение всего урока , думаю, вы показали хорошее знание данной темы. Давайте проверим . Продолжите начатые  предложения в ваших рабочих карточках :

  • Производные предлоги - это……………………………………………………………..
  • Они могут писаться-……………………………………………………………………...
  • Использование производных предлогов характерно для…………………..стиля речи.

      Сегодня мы узнали о написании производных предлогов; поняли, что предлоги могут иметь стилистическуюокрашенность; вспомнили, что такое синонимы и многозначные слова. А кроме того, узнали о двух замечательных памятниках архитектуры.

10. Домашнее задание:

Дома вам предстоит поработать с таблицей «Правописание предлогов» и выполнить упражнение, оно написано на вашей рабочей карточке.

               Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

              на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела».

Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела».

Задачи:

·  Образовательная: обобщить представление о таком типе речи как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения текста сочинения - рассуждения.

·  Развивающая: развивать навыки написания сочинения-рассуждения; развивать умение строить рассуждение на заданную тему.

·  Воспитательная: воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа дидактического материала.

Тип урока:

Развитие речи (подготовка к сочинению/ рассуждению) с использованием ИКТ;

Межпредметные связи:

- литература, ИЗО, музыка.

Метод обучения:

- Беседа.

ХОД УРОКА

Организационный момент..

- Здравствуйте, дорогие ребята!

- Хочется пожелать, чтобы наш урок стал уроком настроений, открытий, раздумий и доброты. А помогать нам в этом будут шедевры живописи русских художников и прекрасная музыка.

- Традиционно мы начинаем урок с того, что открываем тетради, записываем число.

- Откройте тетради, ребята, запишите число, сегодня 25 февраля. И не случайно наш сегодняшний урок мы начнём с зимних пейзажей, посвящённых февралю.

- Часто прогноз погоды на канале «Культура» сопровождают шедевры живописи.

- Сегодня мы совершим заочную экскурсию в Третьяковскую галерею.

- Я буду вашим экскурсоводом, а вы экскурсантами.

Играет композиция А. Вивальди «Времена года»

- Среди предложенных репродукций назовите ту, которая вам уже известна.

(ребята называют И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», (убираю два слайда).

1. Слово учителя.

- Сейчас будет звучать моя речь, а вы проведите над ней наблюдение и определите её тип.

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»

Одно из лучших полотен Грабаря "Февральская лазурь" поражает силой и чистотой цвета, ослепляет лазорево-синим небом.

- Морозное солнечное утро. Огромное лазурное небо.

На переднем плане изображена высокая, слегка изогнутая береза.

На среднем плане изображено много берез. Такое ощущение, что они водят хоровод на опушке леса.

Вдалеке видна березовая роща. Картина выполнена в прозрачных лазурно-голубых тонах.

Николай Петрович Крымов «Зимний вечер»

Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца.

Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.

Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья.

Константин Фёдорович Юон. «Конец зимы. Полдень»

На переднем плане деревенский домик с мезонином, характерным для построек Подмосковья. На подтаявший снег вышли из своего зимнего убежища куры, они что-то ищут, клюют, радуются теплу и приближающейся весне. 

На дальнем конце поляны видна еще одна избушка, наполовину закрытая от зрителя высокой стройной елочкой. А дальше все выше и выше поднимаются заснеженные, поросшие лесом холмы. 

Весь пейзаж наполнен искрящимся солнцем. Кое-где видны проталины, подтаял снег на крыше домика, березки почти совсем освободились от своего зимнего наряда. Природа пробуждается — звенит, журчит, ликует, радуясь приближению весны. 

- Скажите, ребята, какой тип речи я использовала?

(Ребята называют – описание).

- Докажите, что это описание.

(ученики называют признаки описания). (Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи).

- А ещё какие типы речи вам известны?

(называют: повествование, рассуждение)

- Ребята с самого начала урока я вам задаю проблемные вопросы, вы на них отвечаете, стараетесь доказать, аргументировать свой ответ.

- Так, о каком же типе речи мы будем сегодня говорить?

(ребята отвечают: рассуждение)

- Какой тип речи называется рассуждением?

(ответы ребят)

- Какие задачи мы поставим перед собой?

(ответы ребят)

- Верно, ребята, сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению-рассуждению.

- Запишем начало темы урока:

Сочинение - рассуждение (оставляем место для названия).

(ребята записывают тему урока)

2. Проверка домашнего задания.

- Какие пословицы о доброте вы приготовили к уроку?

(о добре, доброте).

- Прочитаем, ребята, ваши пословицы.

3. Словарная работа.

- Я для вас, ребята, тоже приготовила пословицы. Посмотрите на экран.

Пословицы.

Делай добро и жди добра.

Добра желаешь – добро и делай.

Доброта без разума пуста.

Добрый человек в добре живёт век.

- Вы видите, что среди этих пословиц есть и такие, которые совпали с вашими.

- Как вы понимаете их смысл? (ответы ребят)

- Ребята, в пословицах нам встретились слова добро, доброта, добрый.

- А как вы понимаете, значения этих слов? (ответы ребят)

- Словарь С. И.Ожегова так трактует значения этих слов:

Добро (всё положительное, хорошее, полезное) –

доброта (стремление делать добро другим) –

добрый (делающий добро другим, отзывчивый)

– выделяем корень в этих словах.

4. Лингвистический эксперимент.

- Проведём, ребята, лингвистический эксперимент.

а) Добро торжествует над злом.

б) Добро! Сделаем по-твоему!

в) Добро бы ещё слышал что-нибудь, а то совсем глухой стал.

- Посмотрите, ребята, внимательно на эти предложения и скажите, все выделенные слова относятся к одной части речи?

(ответ-нет)

- Эти слова имеют одно и то же значение?

(ответ-нет)

- А как написаны эти слова?

(ответ - одинаково)

- Попытаемся это доказать.

Вывод: эти слова относятся к разным частям речи, имеют разное значение, но они одинаково пишутся.

- Как, ребята, называются такие слова в русском языке?

(ребята отвечают – омонимы).

Вывод: таким образом, ребята, о чём мы будем в своём сочинении размышлять?

(отвечают - о добрых делах, поступках).

- А раз будем размышлять, значит, будем писать наше сочинение в каком типе речи?

(отвечают - в рассуждении).

И тема нашего сочинения – рассуждения – Жизнь дана на добрые дела.

5. Актуализация опорных знаний.

- Но прежде чем приступить к написанию творческих работ, рассмотрим основные части сочинения-рассуждения:

1) мысль, которая будет доказываться

2) доказательная

3) заключение

Нарисуем цепочку:

Мысль, которая будет доказываться (тезис) – доказательная (аргументы) – заключение (вывод)

- Чтобы написать (создать) собственный текст, нужно, ребята, использовать образцы талантливых писателей, публицистов, они помогают оттолкнуться.

- В качестве образца, я хочу предложить вам ребята отрывок из рассказа Евгения Ивановича Носова, русского писателя и прозаика, «Покормите птиц».

- Вы ребята знаете, наверное, Николая Носова, автора «Незнайки», а Евгений Носов, автор книг о войне, жизни в деревне.

6. Работа с текстом.

-Давайте прочитаем этот текст вместе.

(учитель вслух выразительно читает).

1.  Кормушка – вещица нехитрая…

2.  Ее не принято вывешивать под музыку. 3) Деяние это во многом личное, схожее с исповедью.

4) Оно столь же необходимо птицам, сколь и нам самим, ибо приносит очищение совести и благотворение души поступком. 5) Выждав, когда в доме никого не остается, я принимаюсь мастерить, заведомо испытывая чувство внутреннего очищения и уважения к самому себе…

6) Однакопока стоят еще погожие октябрьские деньки, заправлять кормушку едой не следует.

7) Поспешное гостеприимство не пойдет на пользу птицам…

8) Но как не уютно потеря…о чувствуют они себя, если кормушка по каким-то причинам оказывается пуста. 9) Пока я заправлял кормушку, с балкона был слышен благовест Сергиевского собора, призывавший верующих к молитве и добрым делам.

10) Тем временем зима, эта подколодная змея, день ото дня все больше заглатывало лето, умерщвле…ое ненастьем и холодами, от которого остались лишь листья на деревьях да жухлые бархотцы на уличных газонах. 11) И вот сегодня крутой ночной морозец льдистой повителью расписал мое окно, из которого больше не стало видно кормушки…

- О чём, ребята, этот текст?

(отвечают - о доброте к птицам).

- Только ли о проявлении заботы к птицам?

(отвечают – нет)

– Есть ли у текста название?

«Покормите птиц»- Название текста – это своеобразная “входная дверь” письменного текста, рождает догадку о том, что будет дальше, вызывает различные вопросы и предположения)

- Какую роль в тексте играют выделенные слова? К какой части речи они относятся?

(роль союзов как служебной части речи).

- Правильно, ребята, речь идёт о союзах.

- Какие это союзы?

(или, пока, чтобы, ибо (устар). сочинительные и подчинительные).

- Какие слова придают тексту особое звучание?

(Деяние, исповедь, очищение, благотворение, уважение, благовест, верующие, молитва, страждущая горемыка, злодеяние).

Вот слово благовест

Благо - синоним – добро

- книж, высок, устар.

Благовест - тот, кот несёт добрую весть.

- К какой группе слов вы отнесли бы эту лексику?

(Слова возвышенной лексики, книж. высок).

- Такие книжные слова помогают автору выразить определенную мысль. К какой мысли подводит нас автор?

(Творить добро).

- Ребята, встречается ли в тексте слова с корнем добр?

( добро, благость, благовесть).

Тезис. Кормушка – вещь нехитрая, но важная. (1-3)

- Добрый поступок - изготовление кормушки, дело важное, необходимое

- Когда как нужно устроить кормушку?---

- Почему нужно это делать именно зимой?

- Найдите в тексте.

- Когда это принесёт пользу? (на слайде) (6-11)

Вывод: Почему это дело столь необходимо птицам и людям? (приносит очищение, благотворение души). (4)

- Объясните пропущенные орфограммы. Какую орфограмму мы повторили?

(Правописание н и нн в суффиксах причастий).

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Какой вывод, ребята, мы можем сделать в конце нашего урока?

- О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь в табличке.

- Подчеркните фразы.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

8. Домашнее задание.

Ваша задача дома поговорить с родителями привести пример из личных наблюдений, и написать сочинение-рассуждение «Жизнь дана на добрые дела»

Вывод: Одному человеку нелегко. Ему нужен настоящий друг: добрый, верный, готовый на все ради другого. Если у тебя есть такой друг, береги его, защищай его. Учись быть щедрым, бескорыстным, ведь жизнь дана на добрые дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист участника семинара «Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)

В материале представлены примерная классификация продуктивных заданий, алгоритмы решения и самооценки...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...

Технологическая карта урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Смысл технологической карты  - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому,  чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней с...

«Преподавание русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» Авдеева Л.И.

В работе представлены методические принципы формирования основ коммуникативной компетенции школьников  на уроках русского языка и литературы....

конспект урока русского языка 6 класс под ред Ладыженской по ФГОС

Данный коспект урока поможет учителю построить урок в соответствии с ФГОС...