Главные вкладки

    Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"
    план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

    На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно определять проблему текста, аргументировать её, делать вывод.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema_uroka.doc46 КБ
    Microsoft Office document icon tema_uroka.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического мышления, главной особенностью которой является «конструирование»собственного знания в  рамках своей собственной поисковой деятельности .Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока:1)вызов(активизация, мотивизация ), 2)осмысление(активное чтение, слушание), 3)рефлексия(размышление, анализ, творческая интерпретация)-и реализуется через следующие приемы и методы работы:

    -постановка прямых и скрытных вопросов к тексту (учителем или учащимися)

    -поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;

    -маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;

    -расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

    -графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

    -ведение записей (бортовых журналов).

    Я использую эти приёмы при подготовке к ЕГЭ, в работе с текстами школьных учебников по русскому языку, на занятиях элективного курса «Что такое реферат и как его написать».

    Предлагаемый урок показывает основные приемы технологии развития критического мышления.

    Покажу основные приемы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. С. Лихачёва.

    Тема урока: «ЕГЭ: подготовка к написанию части С.Анализ текста на лингвистическую тему».

    Тип урока: урок – практикум.

    Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно определять проблему текста, аргументировать её, делать вывод.

    Задачи:

    Обучающая: актуализировать, упорядочить и расширить знания учащихся по выполнению анализа текста на лингвистическую тему.

    Развивающая: развивать критическое мышление, уметь ставить проблемные вопросы, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь.

    Воспитательная: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения.

    Применяемая технология: развитие критического мышления учащихся.

    Структура урока:

    1.Вызов (активизация, мотивизация)

    2.Осмысление (активное чтение, слушание)

    3.Рефлексия (размышление, анализ).

    Методы, проблемы работы:

    1.Постановка толстых и тонких вопросов к тексту учащихся;

    2.поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;

    3.маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;

    4.расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

    5.графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

    6.ведение записей («бортовые журналы»)

    Оборудование:

    1)текст Д.Лихачёва

    2)Карта деятельности ученика

    3)Аудиозапись стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»

    4)Афоризмы о русском языке

    5)Транспаранты на тему: «Этапы работы с текстом»

    6)Схемы, таблицы.

                                               Ход урока:

    I.Организационный момент

    Учитель: Здравствуйте! Я рада видеть Вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло Вам новые открытия. Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Итак, начинаем работать.

    II. «Стадия вызова» (активизация работы).

    1.Вступительное слово учителя:

    -Сегодня на уроке продолжаем  рассматривать тему: « Культура речи». Нам предстоит укрепить знания и умения по анализу текста на лингвистическую тему, а именно: определить проблему текста, аргументировать её и сделать вывод (записать целеполагания в картах деятельности).

    2.Фронтальная беседа:

    -Что характерно для правильной речи? (запись на доске определений)

    1.правильность

    2.точность

    3.чистота

    4.ясность

    5.логичность

    6.богатство (разнообразие)

    7.выразительность

    8.уместность

    -Чего нужно избегать в своей речи?

    (грубости, жаргонизмов, циничных выражений, канцеляризмов)

    -Что вы ещё хотели бы узнать по данной теме?

    (о правилах речевого этикета, высказывания выдающихся людей по данной теме)

    III. «Стадия осмысления»

    1.Слово учителя.

    -Анализировать мы будем сегодня на уроке текст Д. С. Лихачёва. Он перед вами на экране.

    2.Самостоятельное чтение текста.

    (используется метод активного чтения, ставятся на полях значки: «?» (непонятно), «+» (согласен),  «- » (вызывает сомнение), «!» (это главное, это удивило). Обсуждение прочитанного.

    3.Приём «толстые» и «тонкие» вопросы.

    -Задайте вопросы по тексту (создаётся корзина «толстых» (вопросы, требующие размышления) и «тонких» (вопросы требующие однословного ответа )вопросов.

    Толстые вопросы.

    Тонкие вопросы.

    1.Бравирование грубостью в языке:  слабость или сила человека?

    2.Почему уравновешенный человек не употребляет жаргонных слов?

    3.Можно ли по манере говорения человека судить о нём? почему?

    4.Необходимо ли учиться хорошей речи ?Почему? Как?

    5.Почему наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни?

    1.Что можно назвать неряшливостью в языке человека?

    2.Чем является употребление в речи людей грубой шутки, цикличности?

    3.Что демонстрирует «плюющимися словами» люди?

    4.Чем является язык?

    5.Как можно научиться хорошей речи?

    6.Чем является для личности речь?

     

    4.Обсуждение вопросов.

    Слово учителя:

    -Какие из предложенных Вами вопросов помогают определить тему, основную мысль текста, позицию автора?

    (13 предложение подчеркнуть, так как в нём заканчивается позиция автора)

    5.Приём «Бортовой журнал»

    1.Звучит запись стихотворения в прозе И.С.Тургенев «Русский язык»

    2.Слово учителя:

    -На склоне лет сердечно высказался Тургенев о русском языке (чтение статьи Н.Рериха)

    3.Заполните таблицу, в которой были записаны (домашнее задание) дополнительный материал об отношении человека к языку, слову. Приводятся примеры из статей писателей, современных поэтов на эту тему.

    Что мне известно по данной теме.

    Что нового я узнал из текста.

    Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

     

    Задание: Записать в «бортовой журнал», что нового узнали из текста на эту тему?

    6.Работа с опорной – инструкцией

    «Определение типа речи» (на экране)

    Задание: определите тип речи текста Д.Лихачёва (опоры-схемы на партах)

    Вывод: перед нами текст-рассуждение.

    7.Составление клайстера.

    Задание: Расположим ключевые слова, ключевые предложения в логической последовательности (запись в тетради).

    (3)Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

    (5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее  явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости,  а вовсе не о силе.

    (9)Это признак невоспитанности, неинтеллигентности,  а иногда и жестокости….

    (11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.

    (15)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая фразы, замечая, читая и изучая.

                                Вывод.

    (17)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

    IV.Этап «рефлексии»

    1.Беседа

    -В чём же заключается главная мысль текста?

    -Какие выводы сделали для себя?

    -А теперь попробуем всё,  что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нем полученные на уроке знания.

    2.Прослушивания синквейнов.

                                  Речь

    Неряшливая, грубая, портит, калечит

    Данное нам в наследство богатство                                

    Язык

    V. Домашнее задание:

    1.Заполнить «карту деятельности»

    2.Написание творческой работы.

    VI. Оценки за урок.



    Предварительный просмотр:

    Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического мышления, главной особенностью которой является «конструирование»собственного знания в  рамках своей собственной поисковой деятельности .Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока:1)вызов(активизация, мотивизация ), 2)осмысление(активное чтение, слушание), 3)рефлексия(размышление, анализ, творческая интерпретация)-и реализуется через следующие приемы и методы работы:

    -постановка прямых и скрытных вопросов к тексту (учителем или учащимися)

    -поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;

    -маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;

    -расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

    -графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

    -ведение записей (бортовых журналов).

    Я использую эти приёмы при подготовке к ЕГЭ, в работе с текстами школьных учебников по русскому языку, на занятиях элективного курса «Что такое реферат и как его написать».

    Предлагаемый урок показывает основные приемы технологии развития критического мышления.

    Покажу основные приемы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. С. Лихачёва.

    Тема урока: «ЕГЭ: подготовка к написанию части С.Анализ текста на лингвистическую тему».

    Тип урока: урок – практикум.

    Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно определять проблему текста, аргументировать её, делать вывод.

    Задачи:

    Обучающая: актуализировать, упорядочить и расширить знания учащихся по выполнению анализа текста на лингвистическую тему.

    Развивающая: развивать критическое мышление, уметь ставить проблемные вопросы, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь.

    Воспитательная: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения.

    Применяемая технология: развитие критического мышления учащихся.

    Структура урока:

    1.Вызов (активизация, мотивизация)

    2.Осмысление (активное чтение, слушание)

    3.Рефлексия (размышление, анализ).

    Методы, проблемы работы:

    1.Постановка толстых и тонких вопросов к тексту учащихся;

    2.поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;

    3.маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;

    4.расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

    5.графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

    6.ведение записей («бортовые журналы»)

    Оборудование:

    1)текст Д.Лихачёва

    2)Карта деятельности ученика

    3)Аудиозапись стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»

    4)Афоризмы о русском языке

    5)Транспаранты на тему: «Этапы работы с текстом»

    6)Схемы, таблицы.

                                               Ход урока:

    I.Организационный момент

    Учитель: Здравствуйте! Я рада видеть Вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло Вам новые открытия. Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Итак, начинаем работать.

    II. «Стадия вызова» (активизация работы).

    1.Вступительное слово учителя:

    -Сегодня на уроке продолжаем  рассматривать тему: « Культура речи». Нам предстоит укрепить знания и умения по анализу текста на лингвистическую тему, а именно: определить проблему текста, аргументировать её и сделать вывод (записать целеполагания в картах деятельности).

    2.Фронтальная беседа:

    -Что характерно для правильной речи? (запись на доске определений)

    1.правильность

    2.точность

    3.чистота

    4.ясность

    5.логичность

    6.богатство (разнообразие)

    7.выразительность

    8.уместность

    -Чего нужно избегать в своей речи?

    (грубости, жаргонизмов, циничных выражений, канцеляризмов)

    -Что вы ещё хотели бы узнать по данной теме?

    (о правилах речевого этикета, высказывания выдающихся людей по данной теме)

    III. «Стадия осмысления»

    1.Слово учителя.

    -Анализировать мы будем сегодня на уроке текст Д. С. Лихачёва. Он перед вами на экране.

    2.Самостоятельное чтение текста.

    (используется метод активного чтения, ставятся на полях значки: «?» (непонятно), «+» (согласен),  «- » (вызывает сомнение), «!» (это главное, это удивило). Обсуждение прочитанного.

    3.Приём «толстые» и «тонкие» вопросы.

    -Задайте вопросы по тексту (создаётся корзина «толстых» (вопросы, требующие размышления) и «тонких» (вопросы требующие однословного ответа )вопросов.

    Толстые вопросы.

    Тонкие вопросы.

    1.Бравирование грубостью в языке:  слабость или сила человека?

    2.Почему уравновешенный человек не употребляет жаргонных слов?

    3.Можно ли по манере говорения человека судить о нём? почему?

    4.Необходимо ли учиться хорошей речи ?Почему? Как?

    5.Почему наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни?

    1.Что можно назвать неряшливостью в языке человека?

    2.Чем является употребление в речи людей грубой шутки, цикличности?

    3.Что демонстрирует «плюющимися словами» люди?

    4.Чем является язык?

    5.Как можно научиться хорошей речи?

    6.Чем является для личности речь?

     

    4.Обсуждение вопросов.

    Слово учителя:

    -Какие из предложенных Вами вопросов помогают определить тему, основную мысль текста, позицию автора?

    (13 предложение подчеркнуть, так как в нём заканчивается позиция автора)

    5.Приём «Бортовой журнал»

    1.Звучит запись стихотворения в прозе И.С.Тургенев «Русский язык»

    2.Слово учителя:

    -На склоне лет сердечно высказался Тургенев о русском языке (чтение статьи Н.Рериха)

    3.Заполните таблицу, в которой были записаны (домашнее задание) дополнительный материал об отношении человека к языку, слову. Приводятся примеры из статей писателей, современных поэтов на эту тему.

    Что мне известно по данной теме.

    Что нового я узнал из текста.

    Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

     

    Задание: Записать в «бортовой журнал», что нового узнали из текста на эту тему?

    6.Работа с опорной – инструкцией

    «Определение типа речи» (на экране)

    Задание: определите тип речи текста Д.Лихачёва (опоры-схемы на партах)

    Вывод: перед нами текст-рассуждение.

    7.Составление клайстера.

    Задание: Расположим ключевые слова, ключевые предложения в логической последовательности (запись в тетради).

    (3)Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

    (5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее  явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости,  а вовсе не о силе.

    (9)Это признак невоспитанности, неинтеллигентности,  а иногда и жестокости….

    (11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.

    (15)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая фразы, замечая, читая и изучая.

                                Вывод.

    (17)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

    IV.Этап «рефлексии»

    1.Беседа

    -В чём же заключается главная мысль текста?

    -Какие выводы сделали для себя?

    -А теперь попробуем всё,  что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нем полученные на уроке знания.

    2.Прослушивания синквейнов.

                                  Речь

    Неряшливая, грубая, портит, калечит

    Данное нам в наследство богатство                                

    Язык

    V. Домашнее задание:

    1.Заполнить «карту деятельности»

    2.Написание творческой работы.

    VI. Оценки за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )

    Тема урока: «Осень». Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...

    Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению

    Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...

    Статья "Содержательный аспект текстового материала на уроках русского языка при подготовке к написанию творческого задания ЕГЭ"

    Изучение русского языка в школе сводится к усвоению орфографических и пунктуационных правил, запоминанию теоретических положений, сфера практического применения зачастую остаётся неясной для значитель...

    Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению"

    Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению" Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа...

    Использование кейс-технологии на уроках русского языка при подготовке к написанию части С ЕГЭ

    Описание эффективной технологии для подготовки к написанию счти С ЕГЭ по русскому языку...

    План-конспект урока русского языка в 10 «б» классе. Комплексный анализ текста по теме «Народ-патриот как подлинный творец истории»

    Цель урока: воспитание чувства патриотизма; воспитание любви к Родине, формирование ответственного отношения к исторической памяти; развитие устной речи учащихся; проверка орфографической и пунктуацио...

    Творческая разработка. Живопись на уроках русского языка. Методика подготовки к написанию сочинения по картине.

    Материалы данной работы, возможно, использовать практикующим учителям при разработке уроков подготовки к написанию сочинений по картине. Наряду с этим, возможно использование разработки урока в школьн...