Творческая разработка. Живопись на уроках русского языка. Методика подготовки к написанию сочинения по картине.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Егорова С. Н.

Материалы данной работы, возможно, использовать практикующим учителям при разработке уроков подготовки к написанию сочинений по картине. Наряду с этим, возможно использование разработки урока в школьной практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_po_kartine.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации»

Творческая разработка

Живопись на уроках русского языка.

Методика подготовки к написанию сочинения по картине.

Выполнил Егорова С. Н.

МОУ «Лицей № 34»

Новокузнецк 2018

Содержание

I. Пояснительная записка

II. Основная часть

1. Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений

2. Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи.  Этапы  подготовительной работы по написанию сочинения по картине

III. Заключение

IV. Список использованной литературы

V. Приложения

         

 Пояснительная записка

На сегодняшний день в методике преподавания русского языка и в школьной практике существует традиционный взгляд на методику сочинения по картине в целом и методику подготовки к написанию сочинения по картине. В соответствии с этим уроки подготовки к сочинениям по картине становятся подчас шаблонными. При подготовке к таким урокам часто не учитывается психологический аспект воздействия произведений живописи на учеников, не учитывается возраст школьников при выборе картин.

Методика работы по сочинению по картине в силу этого остается на сегодняшний день малоизученной, в школьной практике в особенности сочинениям по картине уделяется мало времени, они используются редко.

Актуальность работы определяется необходимостью привлечь внимание учителей к данной форме работы.

Цель работы: анализ методической работы Л. А. Ходяковой, посвященной методике сочинения по картине, и создание собственных разработок уроков подготовки к написанию таких сочинений.

Цель определяет и круг задач:

  1. Рассмотреть и проанализировать наиболее известные определения "школьного сочинения", выбрать из них наиболее полное и удачное.
  2. Рассмотреть и проанализировать методическую работу Л.А. Ходяковой, посвященную методике сочинения по картине.
  3. Создать собственные разработки уроков подготовки написания сочинения по картине, опираясь на методическую работу Л.А Ходяковой.

Практическая значимость: материалы данной работы, возможно, использовать практикующим учителям при разработке уроков подготовки к написанию сочинений по картине. Наряду с этим, возможно использование разработки урока в школьной практике.

Методы, использованные в работе: метод анализа.

Поставленный круг задач определяет и структуру работы. Работа состоит из пояснительной записки, двух параграфов, приложения (в виде разработки одного урока, посвященного подготовке к написанию сочинения по картине) и заключения.

Основная часть

1. Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений

         В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения", которые дают Д.Н. Ушаков, Т.А. Ладыженская, И.П. Фролович, А.Д. Алферов, В.А. Никольский.

На мой взгляд, наиболее приемлемая для нас точка зрения на понимание сочинения представлена методистом А. В. Текучевым. Здесь автор, в первую очередь подчеркивает творческий характер сочинения, затем говорит о роли плана и подготовительной работе, в целом, в процессе создания сочинения.

Школьное сочинение – творческое и самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим. Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном, развернутом изложении какого-либо содержания. Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.

2. Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи

         В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения.

В частности профессор А.В. Текучев рассматривает сочинения по картине в следующем аспекте:

Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. Варианты их разнообразны – рассказывание сюжета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизода, которым начинается или заканчивается сочинение, сочинения по ряду картин (по картинному плану или сравнение их по какому-либо признаку), сочинение по картине с грамматическим заданием. Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед ними ставятся задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее художественные возможности, переводить увиденное на язык слова. Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности (то есть иметь план). Тематика сочинений по картине разнообразна – почти все виды сочинений, различаемых по жанру, могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связано обучение учащихся сочинениям самых разнообразных видов – описаниям по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям.

В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях.

В VI классе на уроках литературы учащиеся получают представление об описании, и знакомство с пейзажной живописью становится для них наиболее необходимым.

Подготовкой к работе над картиной-пейзажем может служить анализ картины сюжетного характера, при рассмотрении которой обращается внимание и на пейзаж.

Выбрав для урока картину, преподаватель сам внимательно рассматривает ее, устанавливает, какова тема, идейное содержание картины, какими средствами художественной выразительности пользуется художник, раскрывая свой замысел.

Система вопросов, которые намечает затем преподаватель, обеспечивает последовательность в раскрытии содержания картины, глубину анализа, внимание к главному, основному, помогающему понять замысел художника. Формулируя вопросы, преподаватель предусматривает также и необходимость направлять учащихся в процессе беседы на целесообразное использование тех или иных лексических и грамматических средств для раскрытия темы данной картины; учитывает возможные трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления.

В методике обучения сочинению по картине можно наметить три этапа:

  1. Подготовка преподавателя к уроку по картине.
  1. Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.
  2. Изучение содержания картины.
  3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.
  4. Формулировка вопросов для беседы.
  5. Составление плана урока.
  1. Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).
  1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.
  2. вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.
  3. Молчаливое рассматривание картины.
  4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.
  5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.
  6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).
  7. Выяснение написания некоторых слов и выражений.
  8. Самостоятельная письменная работа учащихся по картине.

III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.

В качестве одной из методик я рассматриваю передовой опыт учителя-словесника М.А. Мошкиной по подготовительной работе для написания сочинения по картине.

Учитель-словесник Мошкина М.А. из г. Ачинска предлагает свою методику подготовки к написанию сочинения по картине (Роль экстралингвистической информации в процессе подготовки к сочинению).

По ее мнению, успех написания сочинения учащимися во многом обусловлен характером того материала, который был дан детям на этапе подготовки к сочинению. Подготовка к сочинению – это процесс сбора информации, ее переработки и структурирования.

М.А. Мошкина считает, что необходимо использовать для этого факты окружающей действительности, ту фоновую информацию, которая поможет учащимся полнее выразить свои личные впечатления.

На этапе сбора информации ученик вынужден обращаться к различным источникам, так как собственных знаний, как правило, не хватает. От того, какие источники информации будут в распоряжении учащихся, зависит в дальнейшем глубина раскрытия темы сочинения. В жизни человек черпает знания об окружающем мире не только из печатных источников. Большую часть разнообразных знаний он получает, опираясь на другие источники: социальный опыт других людей, произведения искусства (живопись, музыка), предметы истории (декоративно-прикладное искусство, архитектура, музей, исторические места), современные достижения техники (например, электронные образовательные ресурсы).

На этапе подготовки к написанию сочинения по картине М.А. Мошкина предлагает использовать в качестве материала для написания сочинения и одновременно метода – экскурсию, после проведенной экскурсии она предлагает вниманию учащихся вопросы следующего характера:

- Какова цель вашего сочинения?

- Вы хотите рассказать об увиденном в выставочном зале или поделиться собственными впечатлениями?

Структурировать материал поможет ученикам и перечень следующих вопросов:

- Где, когда, как вы узнали о картине, которую собираетесь описывать в сочинении?

- Что вам известно об её авторе?

- Что изображено на картине? В чём её привлекательность для вас? (Она затронула ваши чувства, напомнила о чём-то?)

- В чём, по-вашему, мастерство автора, его индивидуальность?

- В какой мере экскурсия в выставочный зал (возможность увидеть картины художников) помогла вам лучше узнать сибирскую природу и художников-сибиряков?

М.А. Мошкина утверждает, и с ней нельзя не согласиться, что подобная работа при подготовке к сочинению способствует увеличению словарного запаса учащихся, в их речи увеличивается количество выразительных средств и экспрессивной лексики.

Представленные методики написания сочинения по картине и подготовки к написанию сочинения достаточно интересны в обобщенном плане. Они содержат общую информацию об основных этапах подготовительной работы, кратко их описывают. И поэтому данные методики могут послужить хорошим подспорьем для учителей, практикующих достаточно долго, которые уже ни один раз давали подобные уроки, писали с учениками сочинения.

Проблема использования произведений живописи на уроках родного языка привлекала и привлекает к себе внимание многих ученых: психологов, педагогов, лингвистов и методистов. Они подчеркивают роль картины в развитии мышления и речи учащихся, в воспитании их эстетического вкуса, придают особое значение использованию картины для развития связной речи.

На большое значение работы по картине в развитии умственных способностей, активизации мышления детей указывают Л.В. Занков, Б.М. Козлов, М.П. Феофанов. По мнению Т.П. Головиной, "сюжетная картина с психологической точки зрения есть мыслительная проблема, которую не надо специально организовывать". О значении картины для овладения детьми пространственными и временными отношениями говорили В.Г. Поляков, Ю.А. Самарин, Е.Н. Тихеева и И.Н. Шапошников. Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии ребенка. Предметы, изображенные на картине, предстают перед детьми в иных отношениях, чем в окружающей действительности (другая величина, другие масштабные сопоставления, иное отношение между главным и второстепенным, расположение на плоскости). В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это, в свою очередь, способствует развитию логического мышления.

Многие педагоги и методисты отмечают, что рассматривание картин развивает в детях наблюдательность, воображение, будит в них критическое чутье, способствует проявлению широты мысли, любви к обобщениям. Так. Т.Г. Лубенец считал, что учитель должен научить учащихся читать картину так же, как и художественное произведение. По его мнению, "дети вполне способны понять художественный смысл картины, проникнуться настроением художника"

Заключение

На сегодняшний день такой вид упражнения по развитию речи учащихся, как сочинение, используется достаточно редко. Это связано с тем фактом, что в действующих программах по русскому языку этому виду работы отведено мало часов.

Однако, значение сочинения, и в особенности сочинений по картине, подчеркивалось еще в методических работах, учебниках и монографиях советского периода. Одной из немногих методических работ современного периода посвященная методике сочинений по картине, является монография Л.А. Ходяковой "Живопись на уроках русского языка".

В кругах ученых-методистов и практикующих учителей русского языка сложилось традиционное понимание сочинения, подчас не полное, достаточно обобщенное.

Одно из наиболее приемлемых определений школьного сочинения представлено в учебном пособии А.В. Текучева.

При анализе наиболее известных классификаций сочинений я пришла к выводу, что большинство классификаций сочинений разных методистов имеют общие черты. Для нас наиболее приемлемой будет являться классификация профессора А.В. Текучева. Она, на мой взгляд, наиболее подробно дает информацию о видах сочинений, в ней достаточно конкретно описаны основания классификации. В отдельный вид сочинений отнесены сочинения по картине, которые являются объектом изучения  работы.

При рассмотрении методических работ, посвященных методике сочинения по картине, я пришла к выводу, что наибольший интерес для нас представляет методика Л.А. Ходяковой.

Данная методика представляет собой достаточно развернутый анализ жанров и видов сочинений по картине и непосредственно методику подготовки к каждому виду и жанру сочинения. Здесь учтены психологические и педагогические аспекты, связанные с подготовкой к написанию сочинений по картине. Вместе с тем достаточно подробно описаны этапы подготовки к написанию сочинения, что практически не встречается в методических разработках других авторов. Каждый описанный этап в методике Л.А. Ходяковой сопровожден рядом примерных вопросов, которые необходимо задавать ученикам во время работы над определенным этапом по подготовке к написанию сочинения.

Также Л.А. Ходякова очень подробно рассматривает воздействие картины на формирование коммуникативных умений учащихся; этот аспект упущен во многих методиках, посвященных сочинениям по картине.

Очень интересной и смелой, на мой взгляд разработкой методиста является методика подготовки к написанию сочинения по картине в соответствии с жанром полотна. Л.А. Ходякова здесь, прежде всего, уделяет внимание тому, что именно развивает тот или иной жанр картины, при написании по ней сочинения в коммуникативных умениях учеников.

В силу вышеизложенного, методика сочинений по картине Л.А. Ходяковой для нас представляет большой научный интерес.

При разработке уроков, я  использовала жанровую живопись, стараясь подобрать наиболее доступное для понимания школьников полотно, с наибольшей силой воздействия, интересным идейным содержанием.

Методика сочинений по картине Л.А. Ходяковой дала для разработки уроков богатый материал – возможность свободно ориентироваться в этапах работы по картине, подбирать необходимый материал в соответствии с жанровым и идейным содержанием картины.

Рассмотренная  методика сочинений по картине наиболее планомерно раскрывает обучающие возможности сочинения по картине.


Список использованной литературы

  1. Задунова, Т. С.  Искусство писать сочинение / Т. С. Задунова // Русский язык.- 2002.- № 19
  2. Зельманова, Л. М.  Развитие речи / Л. М. Зельманова. -  М.: Издательский дом "Дрофа", 1998.
  3. Капинос, В.И. Развитие речи: тория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя. / В. И. Капинос. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Ладыженская, Т.А. Система обучения сочинениям в 4-8 классах / Т.А.  Ладыженская. – М.: Просвещение, 1972.
  5. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; под  ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.
  6. Методика русского языка в средней школе / под ред. А. В. Текучева. – М.: Просвещение, 1980.

7. Ходякова, Л.А.  Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы и сайты (без указания автора).

8. http://festival.1september.ru/articles/529829/

9. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/d00101541.html

10. http://www.ronl.ru/obuchenie_vospitanie/4177.htm


Приложения

Сочинение по картине в действующих программах по русскому языку в V классе

В VI классе в программе по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой предусматривается написание 2-х сочинений по картине.

Далее я предлагаю разработку собственного урока – подготовки написания сочинения по картине Б. М. Кустодиева «Масленица» выполненную в соответствии с рекомендациями методики Л.А. Ходяковой:

Ход урока

Ой, да красна ты, Русь, чудо умельцами,
Да многоводностью, да ненаглядностью,
Да богатырской силой и доблестью!
Не погубить тебя, не покорить!
Ой, родная Русь, прими ты здравницу!
Вечно жить тебе да славиться!

Они хранили в жизни мирной
Привычки мирной старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
А.С. Пушкин.

(СЛАЙД № 1)

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию.

Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа: написание рассказа по картине Б. М. Кустодиева «Масленица», включающего описание народных гуляний на Руси.

(СЛАЙД № 2)

2. Сообщение цели и задач урока.

Цель: подготовка и написание сочинения на заданную тему.

  • Формировать навык словесного иллюстрирования.
  • Продолжить обучение умению строить текст (устное монологическое высказывание по картине; рассказ на основе картины, включающий описание).

Задачи

  • Показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства.
  • Продолжить формирование навыков анализа языковых авторских средств.
  • познакомить с традициями русского народа;
  • Эстетическое воспитание на основе межпредметных связей: русский язык – литература – живопись – музыка.
  • Познакомить учащихся с биографией и творчеством Бориса Михайловича Кустодиева.

(СЛАЙД № 3 - 4)

3. Рассказ на основе картины, включающий описание.

(работа с учебником р/р стр.89).

Жанровые картины – это картины о жизни людей, написанные художниками.

(СЛАЙД №5)

4. Слово учителя.

Дорогие ребята, плох тот народ, кто не знает своей истории и своих традиций. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с загадки: «Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?». Да, вы правы – блин.

- А символом какого праздника является блин? (Масленицы)

- Ребята, а что вы знаете о праздновании Масленицы в России?

( Нет в русской традиции праздника более веселого, яркого и бесшабашного, чем Масленица. Он находится на стыке двух времен года и двух миров – зимы и весны. Это праздник проводов зимы и встречи весны. На Масленицу (правильно говорить на Масленицу, а не в Масленицу) веселились, ели блины, причем у каждой хозяйки был свой излюбленный рецепт, катались на тройках лошадей, ходили смотреть представления в балаган. Долгое время этот праздник не отмечался. Но те времена прошли, и сейчас вновь он празднуется с размахом).

Вступление

Масленица - праздник встречи весны, пришедший к нам от языческой веры. Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицы из соломы, наряжали её в женскую одежду и возили по всей округе. Спустя неделю с плясками, с песнями везли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру. Считалось, что вместе с ней улетают трудности, невзгоды и неприятности. Также иногда куклу Масленицу приносили к сожжению на высоком месте, чтобы небесный огонь приблизился к земному, а заодно сжёг старое, ненужное, несчастное. Справляют Масленицу за семь недель до Пасхи, и чаще она приходится на период конец февраля - начало марта.

  • Первое упоминание об этом празднике встречается в 1090 г. Масленичные обряды должны были приблизить наступление теплых дней, обеспечить богатый урожай и достаток в домах. Каждый день Масленицы имеет своё название, за каждым закреплены определенные действия и правила поведения.

- Приезжай ко мне в гости,

Масленица,

На широкий двор:

На горках покататься,

Блинов объедаться,

(СЛАЙДЫ № 6 – 12)

5. Выступление историков.

Понедельник - встреча

Открывать праздничную неделю отправляют ребятишек. Они сооружали снежные горки, катались с них на санях, рогожках. Качались на качелях. Качели делались специально к первому дню Масленицы. Люди устраивали потехи над ряженными и скоморохами. Из тряпок делали фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. В руки ей давали веник и блин – главные символы Масленицы.  Уже с понедельника начинают печь блины и ходить друг к другу в гости. Первый испеченный на Масленичной неделе блин – за упокой, его надо положить на подоконник для душ умерших родственников. Но блины отдавать из дома было нельзя, так как считалось, что можешь вынести своё богатство. Только детям разрешалось обходить дома и выпрашивать блины:  «Подайте широкой Масленице!»


Вторник – заигрыши

Больше всех внимания и почестей на Масленицу – молодоженам. Они, нарядные, должны выходить на люди, наносить визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Пары, поженившиеся в этом году, обязательно должны скатиться с горы вместе. Начинались походы ряженых по домам с пожеланиями и последующими угощениями.

А мы Масленицу встречали, 

Сыром гору поливали, 

На широкий двор зызывали 

Да блинами заедали. 

Также проводились карнавалы и маскарады. Девушки и ребята катались с гор на санях и друг к другу присматривались. Таким образом, подбирались в будущем супружеские пары.


Среда – лакомка

Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: “Что есть в печи – все на стол мечи”. На первом месте в ряду угощений, конечно, блины. В среду было принято ходить к тёще на блины, за угощением следовало примирение всех тёщ и зятьёв.

Четверг - разгул

Четверг – «разгуляй». В этот день обычно катали куклу Масленицы на санях. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали  катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). С четверга праздничный разгул развертывается во всю ширь. В старину всем миром выходили на кулачные бои, конские бега, возведение и взятие снежного городка.

Пятница – тещины вечера, вечерки

В этот день зятья приглашают своих тёщ к себе. Причём все продукты и утварь для званого обеда тёща доставляет любимому зятю накануне, и зятя это не должно обижать.


Суббота – золовкины посиделки

Этот день всегда считался семейным. Молодые невестки принимали у себя родных и одаривали золовок подарками. Этот день все начинали ходить друг к другу в гости, преподносить подарки, целовали друг друга. Смельчаки купались в проруби. На всей масленичной неделе проговаривали частушки, которые связаны непосредственно с вкусными блинами. В субботу молодые девушки и парни устраивали весёлые посиделки, на них они пели частушки и устраивали игры.

Воскресенье – прощеный день

Последний день – проводы Масленицы. На горках разводят костры, чтобы лёд растопить, холод уничтожить. Готовят дрова для костра – жечь Масленицу. У костра поют песни, угощают блинами и лакомствами. В костер кидают блины в залог того, чтобы в следующем году снова веселиться на Масленицу.

Для детей пекут жаворонков, с которыми они с высоких горок зазывают раннюю и тёплую весну.

В преддверии Великого поста в Прощёное воскресенье, чтобы очиститься от всего греховного, приветствуйте друг друга поцелуем и просите прощения за все причиненные обиды и неприятности:
- Прости меня, пожалуйста!
- Бог тебя простит.

 Все собирались вокруг куклы Масленицы и играли в игры, после чего её сжигали и проговаривали;

Пора Масленице со двора съезжаться!

Масленица – блиноеда!

Масленица – жироеда!

Масленица – обируха!

Масленица – обмануха!

Масляная неделя

В Ростов полетела,

На пенёчек села,

Оладушек съела,

Другой закусила

И домой потрусила.

Весело гуляла, песни играла,

Всё, Масленица, прощай,

На тот год приезжай!

(СЛАЙДЫ № 13 – 18)

4. Биографическая справка о Б. Кустодиеве.

А) учебник р/р стр 134

Б) биографическая справка о Б. Кустодиеве.

Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел -любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему pусскому . Это было всегда единственным "сюжетом" моих картин.
(Кустодиев Б.М.)
Боpис Михайлович Кустодиев pодился в Астpахани в 1878 году, и там , на волжских берегах прошло его детство , отpочество и юность.
Отец его умеp от скоpотечной чахотки , когда Боpису было чуть больше года, и 25-летняя вдова Екатеpина Пpохоpовна Кустодиева тянула четвеpых детей на пенсию в 30 pублей. В 5 лет маленький Боpя начал pисовать ,

Впpочем , в Московское училище живописи , ваяния и зодчества его не пpиняли как пеpеpостка (ему было уже 18 лет) , и он уехал в Петеpбуpг , где носил 2 паpы носков , потому что у нижней паpы недоставало пальцев , а у веpхней пяток . На пеpвый свой гоноpаp - 16 pублей - купил штаны и холст для работы
Конец июля 1900 года . По доpоге катит телега с молодыми людьми . "Это был молодой человек сpеднего pоста , нежного сложения ,блондин , с мягкими , легкими , слегка pыжеватыми волосами , с белой кожей лица и pук , со здоpовым pумянцем на щеках . Хаpактеp у него был мягкий , склонный к незлобливому юмоpу , к pадостному , заpазительному смеху . "

В 1896 г поступает в Петербургскую Академию художеств, учителем становится Репин, заметивший дарование ученика, и пригласил в помощники.

Старая русская жизнь привлекает Бориса Михайловича. Он пишет то, что видел, он развертывает многофигурные композиции – «Ярмарка», «Купчиха», Красавица. Живопись его становится все более нарядной и красочной. Своеобразным итогом стала его «Масленица», показывающая роскошную картину русского праздника в провинциальном городе.

Он был болен тяжёлой болезнью, в результате чего оказался прикован к кровати. Картина «Масленица» была написана в 1919 г.
Он её создал, лёжа в больнице. В это время художник был всемирно известен, а также парализован. Ему было запрещено, но он творил, он старался.
Его поставили перед выбором: либо он будет ходить, но не сможет рисовать, либо он сможет рисовать, но не будет ходить. Он выбрал не ходить. После этого он втайне от врачей нарисовал эту картину
. Умер в 1927 г.

(СЛАЙД № 19)

5. Работа с репродукцией художника.

- Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.

- Как вы считаете, а что здесь главное?

- Рассмотрите картину; вдумайтесь в ее содержание (что здесь происходит?)

- Постарайтесь представить: что было до момента, изображенного художником, что будет после него?

- Как правило, картина имеет 3-х плановую структуру. Первый план – это центр картины; что изобразил художник в центре картины? (тройка)

- Что изображено в левой части картины? А в правой? Это второй план.

(Русские красавицы - берёзки лёгким облачком возвышаются над зданиями городка. Их серебристое украшение подчёркивает красоту куполов церквей).

- Последний план. Церковь на горе.

- Почему на картине так много фигур людей?

- Какие звуки мы слышим?

(Катит тройка. И, кажется, что слышен задорный смех, весёлые приветствия, перезвон колокольчиков на красочно украшенной упряжке лошадей. Лошади бодро, весело и резво бегут по сугробам).

- Почему художник использовал горизонтальный формат картины, случайно ли это сделано?

-  Какие краски и тона преобладают?

- А какой цвет здесь главный и почему?

(Резкие, контрастные, яркие, мягкие (снег)

Ребята делятся впечатлениями, а затем один из них подводит итог.

Задание. Карточка № 1. Прочитайте текст. Вставьте вместо пропусков нужные слова. (Дырочное письмо)

 (Сразу бросается в глаза многоцветье. Ликование ярких красок: на изумрудно-зеленом небе золотые и розовые закатные облака; снег – то бледно-сиреневый, то нежно-голубой, то розовый. На переднем плане мы видим тройку, возницу в синем кафтане и в шапке с ярко-красным верхом; едущие в санях что-то рассматривают, возможно, какое-то праздничное действо. На румяных от мороза лицах людей улыбки. Когда смотришь на картину Б.М. Кустодиева, кажется, что и сам принимаешь участие в этом праздничном гулянье, слышишь песни под гармошку, женский смех, фырканье лошадей, крики возниц).

Карточка № 1. Прочитайте текст. Вставьте вместо пропусков нужные слова.

Сразу бросается в глаза многоцветье. Ликование (каких? .......... )красок: на изумрудно-зеленом небе (какие? ........................) и (какие?..........................) закатные облака; снег – то бледно-сиреневый, то нежно- (какой?........................), то розовый. На переднем плане мы видим тройку, возницу в (каком? .........................) кафтане и в шапке с ярко-красным верхом; едущие в санях что-то (что делают?.......................), возможно, какое-то праздничное действо. На румяных от мороза лицах людей улыбки. Когда смотришь на картину Б.М. Кустодиева, кажется, что и сам (что делаешь?..................................................)гулянье,слышишь (что?.......................), женский смех, фырканье лошадей, крики возниц.

(СЛАЙД № 20)

7. Работа со словарем настроений.

– Каким настроением наполнена его картина? Какое чувство она вызывает?

- Рассмотрите таблицу, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение.

Радость

восторг

Праздничное веселье

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

Бодрое, игривое настроение

Почему именно эти слова вы выбрали?

Используя прием «ПОПС», составьте рассуждение о том, почему вы выбрали одно из этих слов:

П-ПОЗИЦИЯ (Я считаю, что.......)

О- ОБЪЯСНЕНИЕ (.....потому что.......)

П- ПРИМЕР (Я могу доказать это на примере......)

С- СЛЕДСТВИЕ (Исходя из этого я делаю вывод, что............)

(СЛАЙД № 21 – 22)

8.  Речевая подготовка к сочинению.

I - Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

тройка

ярмарка

люди

театр

небо

снег

- Попробуем описать тройку, подобрав к существительному 2 прилагательных и 3 глагола. Затем соедините в предложение. (прием синквейна, ТРКМ)

Тройка

Удалая, быстрая

Несется, звенит, летит

Удалая и веселая тройка летит мимо лоточника.

Задание. Подберите к словам (существительным) 2 прилагательных и 3 глагола.

II МАСЛЕНИЦА

(Отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне»)

1

Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает она во мне; синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоники. <...>

Теперь потускнели праздники и люди как будто охладели. А тогда... все и всё были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: Масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость...

1. Все ли слова в тексте понятны? Объясните, как вы понимаете словосочетания волны чада, переборы гармоники, убогий блин.

2. Какие воспоминания вызывает у писателя слово Масленица?

(И.С. Шмелев говорит, что это широкое слово (ср. широкая Масленица) наполнено яркой радостью, весельем, звоном, довольным гулом людей.)

3. Какие языковые средства помогают автору передать чувство радости?

(Он использует такие слова, как яркие пятна, веселые кони в бубенцах, игривые переборы гармоники. Использует повтор слова веселый.)

4. С какими словами обычно сочетается слово веселый?

(Человек, голос, настроение, музыка, игра и т.п.)

5. А теперь найдите в тексте словосочетания с этим словом. (Веселые сани, веселые кони.) 

6. Эти сочетания, особенно веселые сани, довольно необычны. Какую главную мысль они помогают раскрыть?

(Писатель говорит о том, что все в эти дни было наполнено радостью, весельем, именно это чувство связывало всех: «все и всё были со мною связаны, и я был со всеми связан».)

7. Найдите еще необычное словосочетание в тексте. Что вы представляете себе, прочитав это сочетание слов?

(«...дорогу, замаслившуюся на солнце...»; мы видим плотный снег, гладкую дорогу, блестящий на солнце снег, чувствуем приближение весны...)

2

Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянною бахромой сосульки, плавятся-звякают о льдышки. Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат «свадьбой», – и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись. И вот проступают звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте, Масленица идет. (И.С.  Шмелев)

1. Читая эти строки, мы тоже ощущаем, что Масленица идет. Как писателю удается передать это ощущение?

(Писатель говорит, что чаще появляется солнце, снег маслится – тает, блестит; как бахрома, висят сосульки и тают – плавятся, лед становится мягким; раздается гомон галок; а тихая капель в темноте похожа на шаги Масленицы, весны.)

3

Масленица в разгаре. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные внавалку катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки в «блины играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами. <...>

Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках с тарелку блины пекутся, румяные, кладутся в стопки... Пар идет от блинов. Винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают... Стоит благодатный гул: довольны. (И.С.   Шмелев)

– Понятны ли вам слова фабричные, внавалку катаются, гармонья, стряпухи, в четверку складывать?

– Масленица в разгаре, и, конечно, ни одна Масленица не обходится без румяных блинов, которые сами похожи на солнце, наполняющее этот веселый, праздничный день.

(Идут парни с веселыми связками шаров.)

– Раньше в Москве и Петербурге во время масленичных празднеств на главных площадях устраивались катания на санях, строились большие ледяные горы, карусели, балаганы (уличные театры). Вся площадь была наполнена веселым гулом, криками восторженных ребятишек, песнями, звуками шарманок и гармошек.

4 (ИНСЕРТ – V-Уже знал; + Новое для меня; - Думал иначе; ?- Не понял, есть вопрос)

После блинов едем кататься с гор. Зоологический сад, где устроены наши горы, – они из дерева и залиты льдом, – завален глубоким снегом, дорожки в сугробах только. Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют лаги. Рухаются с рычанием высокие «дилижансы» с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. Нам подают «американки» – низкие саночки, обитые зеленым бархатом с бахромой, – и мы мчимся, летим, как ветер. Катят с бенгальскими огнями, горят разноцветные шары, пищат гармошки, гудят бубны... (И.С.   Шмелев)

– Как вы понимаете предложение Рухаются с рычанием высокие «дилижансы» с гор...?

(СЛАЙД № 23)

7. Как сочинение можно начать?

- Масленица – один из моих любимых праздников…

- Мой любимый праздник – Масленица…

- В нашей семье все любят Масленицу...

(СЛАЙД № 24)

8. Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине?

Выберите лучший вариант из предложенных на доске.

- У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

- Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде народных гуляний

-Трудно оставаться равнодушным, когда видишь гуляния на масленицу

(СЛАЙД № 25)

9. Составление плана сочинения:

1.   Масленица – один из любимых русских праздников.

2.   Описание картины.

      а) праздник;

      б) природа

3.   Какие чувства вызывает эта картина  у вас?

Слова для справок:  восторг, восхищение, радость, праздничное веселье, бодрое, игривое настроение.

10. Вариант сочинения.

Атмосфера веселого раздольного праздника захватывает нас с первых мгновений. В «Масленице» есть все, что присуще народному гулянию: и веселая ярмарка с шумным балаганом, театром, и лихая езда в расписных санях с важными бородатыми кучерами, и залихвацкие песни под неизменную задорную гармошку. А внизу, у подножия холмов, раскинулся сказочный заснеженный город. Искрятся морозным инеем крыши домов, светлые купола храмов и разноцветные колокольни устремляются ввысь к изумрудно-зеленому небу, по которому плывут желто-розовые облака и кружат стаи птиц.

Перед нами раздольная красота России с ее многовековыми традициями. Но это не столько реальность, сколько та красивая жизнь, какой она представлялась в мечтах народных.

Народные праздники были излюбленной темой в творчестве Бориса Кустодиева. И первое место среди них занимает веселая, шумная, хлебосольная масленица, длящаяся целую неделю перед Великим постом. Глядя на эту картину, трудно представить, что она создавалась художником в ту пору, когда он был уже тяжело и неизлечимо болен. Парализованный, навсегда прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил о себе: «Мой мир теперь – это моя комната». Но, вопреки всему, именно в этой комнате рождались такие яркие, жизнелюбивые и полные оптимизма творения, как «Масленица».

Лихо мчатся веселые тройки, в лощине расположился праздничный базар, и вся площадка перед ним полна людьми, а въезжающая на пригорок главная тройка чуть притормозила свой бег, словно для того, чтобы зритель мог полюбоваться красотой ее убранства.

11. Работа с памяткой (стр143 учебник по р/р)

Примечание:

- Что такое повествование? (Повествование - рассказ о действиях и событиях в определенном порядке (что было сначала, что потом …и наконец) Построение текста:

  • вступление (экспозиция – сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои, с которыми это произошло),
  • завязка (момент, с которого начинается событие),
  • основная часть (развитие действия),
  • кульминация (момент наивысшего накала событий),
  • развязка (окончание в развитии событий).

К текстам повествовательного характера можно поставить вопрос что произошло?

- Что такое описание? (Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий.

12. Написание сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи "Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Широкова «Друзья»

Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Е.Широкова "Друзья".Задачи : 1.устной и письменной коммуникации у учащихся.                ...

Статья "Содержательный аспект текстового материала на уроках русского языка при подготовке к написанию творческого задания ЕГЭ"

Изучение русского языка в школе сводится к усвоению орфографических и пунктуационных правил, запоминанию теоретических положений, сфера практического применения зачастую остаётся неясной для значитель...

Урок русского языка в 6 классе. Тема: Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».

Урок русского языка  в 6 классе.Тема: Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».Цель: формировать и совершенствовать навыки и умения учащихся создавать текст по картинке, вводя в сочинение...

Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...

Конспект и презентация к уроку русского языка для учащихся 6 класса "Сочинение по картине И.Левитана "Март"

В пакет материалов в ходит конспект урока, презентация к уроку, а также карточки для индивидуальной работы....

Конспект урока русского языка в 10 классе "Написание сочинения в формате ЕГЭ".

Конспект дебрифингово урока русского языка в 10 классе "Написание сочинения в формате ЕГЭ" по тексту В.Шефнера...