Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Иваненко Ирина Викторовна

 Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_eseninu.doc52 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt532 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Валуйки Белгородской области

Урок русского языка в 10 классе

( развитие речи )

Анализ публицистического текста

как подготовка рабочих материалов

к сочинению - рассуждению

Учитель русского языка и литературы

ИВАНЕНКО ИРИНА ВИКТОРОВНА

г. ВАЛУЙКИ    

Тема: Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению

Цели:

подготовить учащихся к выполнению части С единого государственного экзамена и научить:

- понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;

-логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения  литературным языком в надлежащем стилевом оформлении

Задачи:    

научить формулировать и комментировать проблему    исходного текста, определять позицию автора текста;

аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

                        Ход урока

  1. Вступление

-Время пролетело быстро. Вот вы 10-классники. Наступает ответственная пора – это сдача ЕГЭ. Одним из самых сложных заданий на экзамене является написание сочинения – рассуждения. Цель сегодняшнего урока …                                    (слайд)

Обратите внимание на эпиграф к нашему урока:

                               Сочинение учит думать,

                                учит понимать жизнь,

                               учит вчитываться в каждое слово.

                                                                           В. Литвинов

Согласны ли вы с утверждением автора?

  1. Поэтическая минутка.

-Жизнь сложна, и в трудную минуту мне всегда почему – то хочется открыть томик стихов и прочитать.

                     Отговорила роща золотая

                     Берёзовым, весёлым языком,

                     И журавли, печально пролетая,

                     Уж не жалеют больше ни о ком.

                     

                     Не жалею, не зову, не плачу,

                      Всё пройдёт, как с белых яблонь дым

                      Увяданья золотом охваченный,

                      Я не буду больше молодым.

-Кто автор этих строк?                                          (слайд)

-Поэтому вы догадались, что урок русского языка я решила связать с именем Сергея Есенина. Этому человеку, человеку гению, человеку истории посвящено много замечательных строк.

 

3. Актуализация темы

- О С. Есенине писали многие писатели, литературоведы: Александр Воронский, Николай Браун, Борис Ковынев, Евгений Винокуров и др.

Я думаю, что каждый из вас определить лексическое значение слову «писатель», а сможете ли вы самостоятельно дать определение слову «литературовед»                                                       (слайд)

 - Подберите к слову «литературовед»   синонимы  

(критик, эссеист, писатель, публицист, прозаик), используя позже их в своём сочинении .

               

  -Сегодня мы познакомимся и проанализируем текст Е. Винокурова о С. Есенине, по которому вы будете создавать своё собственное сочинение.    

  Е. Винокуров – автор статьи о С. Есенине, известный русский писатель, поэт, участник Вов. Современную литературу невозможно представить без произведений этого публициста.

                                                                                     (слайд)    

  Один из учёных - философов  сказал:

«Понимание текста – процесс творческий». Я думаю, что на этом уроке вы убедитесь, что работа с любым текстом – это процесс творческий для любого мастера.

4.Применение знаний и  способов деятельности.

- Прежде чем приступить к чтению и анализу текста, вспомните, что включает в себя анализ  текста. 

Работа по  схеме:  

                                    

     

 -Что такое тема?  

 -Основная мысль?

 -Проблема?

а) Чтение учителем текста Е.  Винокурова  «Есенин»  

б) Анализ текста:

 - Определите тему текста-------

  - основную  мысль--------

  - прокомментируйте проблему текста---------

  - Для того, чтобы правильно сформулировать ответы, я предлагаю вам использовать разнообразные клише.

-Какова позиция автора?

-Теперь, после знакомства с текстом, определите стиль и тип речи, аргументируя свой ответ.

Публицистический-…

Рассуждение-…

Работу над текстом можно вести по схеме – она на доске.

                                                                                (слайд)

-Вы должны её запомнить чтобы, четко отслеживать композиционное построение сочинения.

 Мы нашли основную мысль текста, какими аргументами доказывает её автор?

 

-Проиллюстрируйте каждый довод примерами из текста?

-Почему критик именно Есенина называет «сейсмографом»?

                   (словарная работа                слайд)

- Каким авторским выводом заканчивается текст?

5.Повторение средств выразительности.

- Я думаю, что невозможно отнестись равнодушно к этому тексту. Посредством чего Винокурову удалось образно, ярко, эмоционально сказать о Есенине.

- Какие средства выразительности вы увидели в тексте?

( Подбор средств выразительности)             (слайд)

6. Подготовка к письменной работе.

- Вы хорошо справились со всеми заданиями:  

проанализировали текст, определили его особенности, поделились своими мыслями.

План сочинения – рассуждения

- Мы обговорили почти все пункты плана, кроме собственного мнения и его аргументации:

1 – из жизненного опыта,

2 – из художественной литературы.

7. Информация о дом.задании

- Написать сочинение – рассуждение по плану;

самостоятельно найти аргументы

(тексты других писателей о Есенине),

(жанр- стансы – посвящение, автор Ольга Уваркина).

8. Итог урока

- Вот и подошёл к концу урок. Реализуйте свои таланты и способности: интеллектуальные и творческие. Чтобы услышать ваши важные выводы и краткие заключения по уроку, предлагаю составить французские стихи – небольшие по объёму, состоящие из 5 строк.

- Как называются эти стихи?

9. Рефлексия  (составление синквейна)

1.В первой строчке тема называется одним словом

( существительным)

2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

3.Третья строчка – это описание действия

(тремя глаголами)

4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме

(афоризм)

5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы

(слово – резюме)

Есенин

Великий, доступный

Существует, определяет, одухотворяет

Пользуется безграничной любовью народа

Поэт


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"

Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...

Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.

Методические рекомендацииИспользование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста

Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....