Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления учащихся о таких ИВС речи, как именительный темы, риторический вопрос, риторическое восклицание, совершенствует речевое мастерство школьников в использовании изобразительно-выразительных средств речи, воспитывает любовь и уважение к нравственным и культурным традициям Кубани.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №1  ст. Каневской

Краснодарского края   Карнута Е.А.

Урок русского языка  в 11 классе

 по теме «Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению».

Цели и задачи:

Образовательная: формирование умения анализировать  текст, расширение  представлений о таких изобразительно-выразительных средствах, как именительный темы, риторический вопрос, риторическое восклицание и риторическое обращение, развитие умения находить данные фигуры в тексте.

Развивающая: совершенствование речевого мастерства школьников в использовании этих синтаксических средств в собственном тексте; формирование умения умение анализировать текст, находить тему и проблему текста, отработка навыков написания элементов сочинения-рассуждения.

 Воспитательная: воспитание любви к Родине, к родному языку, привитие уважения к нравственным и культурным традициям Кубани.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, рабочий лист урока.

Ход занятия:

  1. Введение в тему. Слово учителя.
  2. Стилистическая разминка.

Задание: указать, какое ИВС использовано в каждом отрывке:

А)Какой троп использован Осипом Мандельштамом в следующих строках:

Одноэтажные дома,

Где однодумы-генералы

Свой коротают век усталый,

Читая «Ниву» и «Дюма» .    (Метонимия)

Б) Какой троп использовал Борис Горбатов в прозаической строке?

Снежная пыль столбом стоит в воздухе .   (Сравнение)

В)Какое ИВС использовано Сергеем Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…»

Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины…      (Развернутая метафора)

Вывод: В данных строках использованы различные тропы. А что такое троп? (это специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов    в переносном значении)

Назовите основные виды тропов (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, ирония)

А что относится к неспециальным изобразительно-выразительным средствам лексики и фразеологии? (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы, стилистически-окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления)

Какая лексика является ограниченной в употреблении? (лексика диалектная, просторечная, профессиональная, жаргонная, устаревшая, неологизмы)

Что вы знаете о выразительных средствах синтаксиса? (синтаксическая структура предложения и знаки препинания, особые приемы композиционно-речевого оформления текста и специальные синтаксические выразительные средства (фигуры) речи.

Что относится к основным фигурам речи? (риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон, именительный темы)

   (ученик у доски во время разминки записывает риторические фигуры)

  1. Проверка домашнего задания:

Сейчас мы подробнее узнаем о таких фигурах речи как именительный темы, риторический вопрос, риторическое восклицание и риторическое обращение. У вас, у каждого, было свое домашнее задание.

1 презентация. Риторический вопрос, риторическое обращение, восклицание.

2 презентация. Именительный темы

3 презентация Именительный темы (продолжение)

(класс делает пометки)

В творчестве каких писателей, поэтов вы встретили частотное использование именительного темы, риторического вопроса и риторического обращения? Приведите примеры.

Вывод: Итак, какова роль данных фигур речи? С какой целью они используются поэтами? (чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя; чтобы создать торжественность и патетичность речи; для выражения различных чувств; для выделения  наиболее значимых частей текста).

Для какого(их) стиля(ей) характерны эти риторические фигуры?

  1. Слово учителя о кубанском писателе Иване Николаевиче Бойко.

Богаты изобразительно-выразительными средствами произведения наших кубанских поэтов и писателей. Сейчас мы познакомимся с пронзительно-лиричным произведением Ивана Николаевича Бойко «Гимн хате».

«Боль моя, печаль моя, жаль моя» - обращается он к хате, к своему родному дому, дому, который стал для него символом истории, памяти о своих предках, дому, который является символом и его жизни.

Давайте послушаем текст         (  чтение текста И.Н.Бойко «Гимн хате» подготовленным учеником )

  1. Анализ текста И.Н.Бойко «Гимн хате»

   1.Какое впечатление произвело на вас это произведение?

   2.О чем оно? Какова его тема? (родная хата)

   3.Чем для него является хата? (боль, любовь, жаль, кровь, плоть, гордость, правда, сила, Россия)

   4.При помощи каких ИВС был создан образ хаты? Назовите ИВС на уровне лексики (олицетворение). Докажите (вздрагиваешь, пообсунулась, померкла и т.д.)

Использованы неспециальные ИВС лексики: диалектизмы (завалинка, парубки, саман, турлук, дрань), устаревшие слова (горница, вражьим, лапти, полон, шелом, веретено)

   5.С какой целью их использует автор? (для усиления образности текста, для передачи колорита эпохи, времени, местности)

   6.Дайте характеристику этого текста на уровне синтаксиса (Использованы именительный представления, риторический вопрос, риторическое восклицание, примеры и др.)

   7.С какой целью их использует автор? (Выделяет наиболее значимые части текста, привлекает к ним внимание читателя, придает экспрессивность)

   8. К какому стилю мы отнесем текст? (Художественный)

   9.Докажите. Назовите основные стилевые черты художественного стиля. (Художественная образность и эмоциональность; сочетание языковых средств других стилей; использование всего многообразия ИВС, эмоционально-окрашенные обороты речи)

   10.Можем ли мы считать использование риторических вопросов, восклицаний, обращений, именительного представления признаком только художественного стиля? (нет) 

   11.В каких стилях могут употребляться эти ИВС? (в публицистическом, разговорном, научном, но не в официально-деловом)

   12.Что означает слово ГИМН? (работа со словарем) (Гимн – 1)торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства;  2)вообще – хвалебная песня, музыкальное произведение).

 Почему текст назван «Гимн хате», а не «Моя хата»? («Гимн хате», потому что для писателя хата – самое дорогое в жизни: это и жилище, которое строилось всем миром, это и традиции, передающиеся из поколение в поколение; это и семейный очаг и, конечно же, хата для писателя – это вся Россия)

Подберите синонимы к слову ХАТА (дом, изба, пенаты, очаг, кров)

   13.Какая же проблема поднимается автором текста? (любовь к своей малой Родине, с чего начинается родина для каждого из нас? Проблема памяти, призыв помнить свои корни, свою историю, традиции, быть достойными наших предков)

6. Творческая работа.

Слово учителя. Вот она оказывается какая, казацкая хата. Такую уже редко встретишь на станичной улице. А о городе и говорить не приходится. Но если вам вдруг удастся встретиться со «старушкой», не спешите пройти мимо, остановитесь. Это ведь наша история, наша память. Она – дом, она – мать, она – Кубань… Она – святое. И в ней вся Россия..

Напишите вступление к сочинению-рассуждению по заданной проблеме, используя именительный темы, риторический вопрос, риторическое восклицание или  риторическое обращение. Помните, что основная цель вступления -подвести к формулировке проблемы.

  1. Прослушивание вступлений и их анализ.
  2. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение, взяв за основу одну из проблем текста И.Н.Бойко «Гимн хате», использовав написанные на уроке вступления.

  1. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами учились анализировать текст,  расширили представление о риторическом вопросе, риторическом обращении, риторическом восклицании и об именительном темы,  познакомились с несколькими вариантами  вступления сочинения-рассуждения. Какие выводы мы можем сделать, подводя итоги нашей работы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 11 классе "Портрет профессии. Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок русского языка "Портрет профессии. Подготовка к сочинению-рассуждению" готовит учащихся к написанию сочинения определенного типа (ЕГЭ, подготовка к части С1). В ходе урока учащиеся получают знани...

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Работа с текстом художественного стиля.»

Данный урок обучает комплексному анализу текста художественного стиля, прививает  навык и написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи. Дети учатся отбирать материа...

Урок русского языка в 9 классе. Развитие речи. "Подготовка к сочинению-рассуждению 15.2, 15.3 на ОГЭ"

Готовимся к ОГЭ. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста (вариант №35). Представление технологий проблемного обучения, РКМЧП, сотрудничества. Приемы: аналитическое...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?» (в рамках подготовки к ОГ...

Урок по русскому языку "В мире синтаксиса и пунктуации. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"

На уроке показана подготовка к экзамену. Сочинение по лингвистике вызывает затруднение у обучающихся....