урок русского языка в 11 классе "Портрет профессии. Подготовка к сочинению-рассуждению"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Урок русского языка "Портрет профессии. Подготовка к сочинению-рассуждению" готовит учащихся к написанию сочинения определенного типа (ЕГЭ, подготовка к части С1). В ходе урока учащиеся получают знания о профессии филолога, а также получают алгоритм поиска информации о любой профессии, востребованной на рынке труда. Прилагаются презентация к уроку и дидактические материалы. Разработка данного урока заняла 3 место во Всероссийском конкурсе "Профессии, профессии..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

             

                                             

                                                 

 ТЕМА УРОКА: «Портрет профессии (подготовка к сочинению-рассуждению по предложенной теме)».

ЦЕЛИ УРОКА:

       Подготовиться к сочинению-рассуждению о профессии, на примере сочинения-рассуждения о профессии  филолога.

 ЗАДАЧИ УРОКА:

 Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с  профессией филолога.
  2. Рассмотреть разносторонние сферы  деятельности филолога.

Развивающие:

  1. Развитие исследовательских навыков , аналитических способностей образности и логического мышления учащихся.
  2. Обогатить эстетический, культурный, речевой, лексический и профориентационный опыт  учащихся.
  3. Совершенствовать умение писать сочинение-рассуждение на предложенную тему (в рамках подготовки  к ЕГЭ по русскому языку).    

Воспитательные:  

  1. Профориентационное, духовно-нравственное, эстетическое     воспитание учащихся.
  2. Воспитание бережного отношения к родному языку.
  3. Воспитание уважения к профессии учителя.

Тип урока:  комбинированный

Форма урока:   урок-исследование

Оборудование: 2 компьютера, медиапроектор, экран, СД-диск с презентацией к уроку, Интернет.

ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

УЧИТЕЛЬ.  Ребята, сегодня на уроке мы  составим портрет профессии, материалы урока помогут вам написать сочинение-рассуждение по  этой профессии.  (слайд 1)

УЧЕНИК. Мне кажется, что эта работа будет полезной: с одной стороны, мы готовимся к  сочинению по части С1 на ЕГЭ, с другой, узнаем о новой профессии, что актуально для многих из нас . В какой форме мы будем работать на уроке?

УЧИТЕЛЬ.  Целью нашего урока является  знакомство с  профессией,  а также повторение принципов написания сочинения-рассуждения. Поэтому форма нашего урока – исследование с элементами практической работы. (слайд 2)

Запись темы урока и эпиграфа к уроку в рабочие тетради.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1. повторение теоретических сведений

УЧИТЕЛЬ.  Вам предстоит написать сочинение-рассуждение. Вспомните, чем характеризуется этот тип речи. Какие типы речи вам известны?

Учащиеся рассказывают о повествовании, описании и рассуждении. (слайд 3)

УЧИТЕЛЬ.  Определите особенности текста-рассуждения, вспомните, как можно ввести в своё сочинение аргументы, с чего начать и чем закончить сочинение. (слайд 4,5)

2. практическая работа по закреплению материала

УЧИТЕЛЬ.  Перед вами тексты из экзаменов в форме ЕГЭ прошлых  лет. Выполните задание А 30 ( определите, какие типы речи представлены в отрывках) ( приложение к уроку, 3 варианта текстов ЕГЭ)

 3.  НОВЫЕ ЗНАНИЯ

УЧИТЕЛЬ.  Ребята, что объединяет все тексты, над которыми вы работали.

УЧЕНИК. Эти тексты связаны одной темой: они о языке.

 УЧИТЕЛЬ.  Знаете ли вы, представители какой профессии занимаются изучением языка.

УЧЕНИК.  Возможно, это языковеды.

УЧИТЕЛЬ.  Это филологи. Именно с этой профессией мы сегодня познакомимся подробно.

 РАБОТА В ГРУППАХ:

Толкование слова «ФИЛОЛОГИЯ, ФИЛОЛОГ» в различных словарях

1 группа – «Толковый словарь русского языка»

2 группа – «Словарь иностранных слов»

3 группа – «Этимологический словарь»

После исследования словарей делается вывод о происхождении слова, его значении. (слайд 6)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

"Филолог, в отличие от людей других профессий, имеет дело с особым материалом — словом и художественным текстом. Не случайно существует мнение, что стиль — это человек, а текст всегда оставляет представление о создавшей его личности. Настоящий филолог вступает в контакт с чужим словом как с развернутым смыслом. Толкование текста превращается для него в собеседование.

Поскольку литературоведение — это человековедение, то филологи владеют не только знанием истории словесности. Феномен текста заставляет их проявлять себя как психологов, философов, социологов, этнографов. Наша специальность требует владения теми знаниями, которым профессионально учат на смежных факультетах. Справедливо можно считать, что студенты-филологи оказываются в более выгодном положении, чем другие гуманитарии, ибо получают глубокую подготовку и в области иностранных языков, и в области философии, и в области психологии. Универсализм профессии позволяет им воплощать себя в разнообразных областях гуманитарной деятельности. Чем технически оснащенней и политизированней общество, тем уязвимей человек. Филолог — профессия, позволяющая восполнять дефицит человечности, поэтому потребность в ней не иссякнет".

4. «ПОРТРЕТ ПРОФЕССИИ»

УЧИТЕЛЬ.  Теперь нам предстоит составить портрет этой профессии, для этого необходимо разделиться на несколько рабочих групп:

ПСИХОЛОГИ - определяют, какими качествами должен обладать филолог.

АБИТУРИЕНТЫ – пользуясь  справочником «Все аккредитованных высших учебных заведений России», определяют, в каких ВУЗах Краснодарского края можно получить профессию филолога.

БИРЖА ТРУДА – ищут в Интернете вакансии филологов. (слайд 7)

После 5-7 минутной работы группы представляют отчеты о работе.

ВЫВОДЫ:

ПСИХОЛОГИ – филологи должны обладать определёнными профессиональными качествами:

  1. педантичность;
  2. самостоятельность;
  3. способность аргументировано отстаивать свое мнение;
  4. стремление к профессиональному совершенству;
  5. трудолюбие;
  6. самокритичность;
  7. хорошее зрительное восприятие текста;
  8. речевой слух (восприятие устной речи);
  9. внимание к деталям;
  10. ассоциативность мышления;
  1. логичность мышления;
  2. долговременная память;
  3. память на слова и фразы;
  4. развитая словесно-логическая память;
  5. умение грамотно выражать свои мысли;
  6. усидчивость;
  7. навыки письменного изложения информации;
  8. склонность к исследовательской деятельности;
  9. способность заниматься длительное время кропотливой работой.

АБИТУРИЕНТЫ – для овладения профессией необходимо высшее профессиональное образование. Специальности: 021700 — Филология. Квалификация: Филолог.

Профессию филолога можно получить в КубГУ г.Краснодар, АГУ г.Майкоп, Армавирском педагогическом университете г.Армавир, Славянском педагогическом институте г.Славянск-на-Кубани.  (успели найти в каталоге и московские вузы: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова.  Московский педагогический государственный университет.  Российский университет дружбы народов.)

БИРЖА ТРУДА – Профессия филолога популярна и востребована: Интернет предложил более 10 тыс. страниц, где расположены вакансии филологов. Зарплата в Москве от 9 000 до 30 000 рублей, в регионах от 3 000 до 15 000 рублей в месяц. Карьерный рост теоретически возможен.

УЧИТЕЛЬ. Как видите ребята, профессия эта интересная, современная, востребованная.

Составьте устный портрет этой профессии.

Учащиеся обобщают знания о профессии филолога. Учитель подтверждает их выводы слайдами.(слайд 8,9)

УЧИТЕЛЬ. Ребята, вы делаете правильные выводы, думаю, некоторые из вас заинтересовались этой профессией. На чем же она основывается?

УЧЕНИК. Эта профессия основывается на любви к слову.

УЧИТЕЛЬ. Конечно. И если в человеке сочетаются любовь к слову и любовь к детям, можно говорить еще об одной профессии – УЧИТЕЛЬ.

Учителя каких предметов филологи по образованию?

 УЧЕНИК. Это учителя русского языка и литературы, учителя родного языка в национальных школах, учителя иностранных языков.

 УЧИТЕЛЬ. Какие же качества необходимы учителю помимо перечисленных сегодня группой наших психологов?

УЧЕНИК.   Я думаю, что это внимательность; эмоциональная устойчивость;

высокая самооценка; коммуникативные и организаторские способности.

 5. ИТОГ УРОКА:

1. РЕФЛЕКСИЯ –

УЧИТЕЛЬ Ребята, сегодня вы познакомились с новой профессией – филолог. Составьте синквейн, (слайд 10) в котором отразите ваше отношение к этой профессии.

Ученики пишут синквейны, по желанию их зачитывают. Примеры:

Филолог.

Умный, говорящий.

Изучает, наставляет, исследует.

Мудрый знаток слов.

Учитель.

Филолог.

 Коммуникабельный, творческий.

Переводит, пишет, изучает.

 Имеет интерес к языку.

Журналист.

2.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Написать сочинение-рассуждение «Портрет профессии» о профессии филолога. (слайд 11)



Подписи к слайдам:


У меня растут года

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

( подготовка к сочинению-рассуждению)

Урок русского языка

11 класс

Разработала Пелипенко Ольга Викторовна,

учитель высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 6 ст.Старотитаровская




Описание

Повествование

Рассуждение

Говорится о постоянных

или одновременно

присутствующих

признаках чего-либо

Говорится о сменяющих

друг друга действиях или

событиях

Говорится о

ПРИЧИНАХ и СЛЕДСТВИЯХ

событий и явлений, о наших

представлениях о них, оценках,

чувствах…




один кадр

фотоаппарата

столько кадров

сколько сменяющихся

действий

сфотографировать нельзя

Говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем думаем.




Типы рассуждения

Доказательство

Объяснение

Размышление

Вступление. Ответ на вопрос.

II. Основная часть:













Аргумент, пример 1 Аргумент, пример 2




III. Заключение. Обобщение, вывод.




ВОЗМОЖНАЯ СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

Вступление. Постановка задачи, вопроса.

II. Основная часть:










Аргумент, пример 1 Аргумент, пример 2




III. Заключение. Ответ на вопрос.




Виды аргументов:

1) прямое доказательство (прямое указание на необходимость явления)

2)доказательство от противного (что произошло бы, если бы явление

отсутствовало?

ФИЛОЛОГ – специалист по филологии.

ФИЛОЛОГИЯ – совокупность наук, изучающих духовную культуру народа,

выраженную в языке и литературном творчестве.

Назначение профессии: осуществление научно-исследовательской

и практической деятельности в области в гуманитарного знания, межъязыковой

коммуникации, образования и культуры.

Объектами профессиональной деятельности выступают: языки (отечественные и

иностранные) в их теоретическом и практическом, историческом

и диалектологическом аспектах; литература (отечественная и

зарубежная) с учетом закономерностей ее развития в различных странах.

Основные решаемые задачи:

выполнение научно-исследовательской деятельности (исследование языка и

литературы в их современном состоянии и историческом развитии);

осуществление практической деятельности, связанной с использованием

знаний и умений в области филологии в учреждениях образования, культуры,

управления, в СМИ, в области межкультурной коммуникации и других областях

социально-гуманитарной деятельности.

Основа профессии

школьные знания:

специальные знания:

русский язык

гуманитарные науки

классический язык;

литературоведение;

философия;

русский язык и культура речи;

психология и педагогика;

культурология.

СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.

3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение «Портрет профессии»

на примере профессии филолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 10 классе Подготовка к сочинению-рассуждению

Материал представляет собой конспект урока русского языка в 10 классе по УМК А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой Русский язык: Грамматика.Текст.Стили речи. Урок проводится после изучения темы "Публицистич...

Урок русского языка в 7 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению "Дети и война"

Урок развития речи в 7 классе по совершенствованию навыков написания сочинения-рассуждения...

План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"

Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...

Открытый урок по русскому языку в XI классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ)

Данная работа поможет учащимся отработать  навыки в написании сочинения-рассуждения....

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Урок русского языка в 7 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по теме:"Что такое доброта"

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3). Задачи: образователь...