Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Работа с текстом художественного стиля.»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Ветрова Елена Петровна

 Данный урок обучает комплексному анализу текста художественного стиля, прививает  навык и написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи.

 Дети учатся отбирать материал для написания сочинения, отрабатывать навык поэтапной работы над композицией сочинения-рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_11_klasse_po_teme.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме:

«Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Работа с текстом художественного стиля.»

        

Выполнила учитель русского язык и литературы МБОУ СОШ №1 Ветрова Е. П.,Тамбовская область

Тип урока: развитие речи.

Вид урока: урок-практикум.

Цель урока: актуализация и систематизация знаний, полученных ранее по данной теме.

Цель деятельности учителя:  обучение комплексному анализу текста художественного стиля, привитие навыков написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи.

Цель деятельности учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения, отрабатывать навык поэтапной работы над композицией сочинения-рассуждения.

Задачи:
Воспитательные:
 стремление к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом созидательном процессе; формирование нравственных представлений о человеческой красоте.  

Образовательные: формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора и отражать ее в сочинении; излагать собственное мнение по проблеме с обоснованием.  

Развивающие: развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, способность к самоанализу.

Оборудование:

– текст И.А.  Бунина, раздаточный материал;

– компьютер, мультимедийный проектор, экран;

– презентация.


Планируемые результаты урока:

– обучающиеся закрепляют умение написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ;

– совершенствуют навыки в определении проблемы, оформлении комментария;

– формируют комплекс речевых умении.
 

Ход урока

 I. Организационный момент. Приветствие, подготовка к уроку.

II. Определение темы,  цели и задач  урока.

– Работать мы будем с текстом А.И.Бунина.  Просмотрев раздаточный материал, вы можете определить тему урока.

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.  

– Какова будет цель урока?

Цель: подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту.

– Таким образом, мы готовимся к главному экзамену – ЕГЭ.

– Определите задачи, которые стоят перед нами.

Задачи:

  • формулировать основную проблему текста и комментировать ее;
  • правильно писать комментарий;
  • определять позицию автора и отражать ее в сочинении;
  • излагать собственное мнение по проблеме с обоснованием.

III. Работа по теме урока. 

    1.Знакомство с текстом.

КРАСАВИЦА

(1)Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. (2)Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. (3)Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. (4)А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий.(5) Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

(6)И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. (7)Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. (8)И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

(9)Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. (10)Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. (11)И вскоре красавица сказала горничной:

(12)— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. (13)Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

(14)И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... (15)Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. (16)Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. (17)Там спрятано и все остальное добришко его.                         (И.А.Бунин*)

28 сентября 1940 

Бунин Иван Алексеевич (10 октября 1870 — 8 ноября 1953) - русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Задание:

- прочитайте текст, отметьте непонятные для себя слова;

- докажите принадлежность текста к художественному стилю.

      2. Повторение технологии написания сочинения-рассуждения. (презентация)

      3. Этапы работы с текстом. Композиция сочинения.

Вступление. Определение проблемы.

-текст художественный, есть заголовок- ключ к пониманию проблемы, к теме текста, его идее-основной мысли, а значит, к позиции автора;

-определяем темы текста (судьба никому не нужного мальчика; несоответствие внутренней и внешней красоты человека);

-формулируем проблему в виде вопроса: а) Что такое истинная красота человека? Какого человека можно считать красивым? б) Почему ребенок не должен быть одиноким?

-формулируем  проблему в форме родительного падежа: проблема истинной и ложной красоты человека.

Комментарий в сочинении. (Работаем с первой проблемой).

-определяем художественный прием, лежащий в основе повествования (контраст, антитеза);

-находим в тексте элементы противопоставления в описании красавицы и ее поступков;

-представляем характеристику героини (злая, бессердечная, жестокая и умная); можно ли с подобными чертами характера считать женщину красивой? Чем должна подкрепляться внешняя красота?

-ваше отношение к героине.

-повторяем элементы комментария (презентация).

-отбираем иллюстрации для комментария (первая-знакомство с красавицей, образ красивой молодой женщины; вторая- поступки героини, отношение к ней автора и читателя).

-смысловая связь между иллюстрациями основана на противопоставлении.

Позиция автора.

-Особенности позиции автора в художественном тексте (презентация). (Бунин убежден, что истинная красота человека - это его душевная красота: нет красоты там, где царит безнравственность.)

Собственное мнение и его обоснование.

-цитаты авторитетных источников;

-произведения литературы;

-личный опыт.

  Заключение сочинения.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

-Как вы оценили свою работу на уроке?  Какие навыки в работе с текстом вам предстоит отработать еще?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему

Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"

Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно» 7 класс

Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно"...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему

Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему в 6-ом классе. Анализ рассказа "Болтливая птичка"...