Урок русского языка в 9 классе. Развитие речи. "Подготовка к сочинению-рассуждению 15.2, 15.3 на ОГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Чуйко Александра Николаевна

Готовимся к ОГЭ. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста (вариант №35). Представление технологий проблемного обучения, РКМЧП, сотрудничества. Приемы: аналитическое чтение «Маркировка текста», беседа, «Толстые и тонкие вопросы», «Своя опора» - создание опорных записей, создание ассоциативно-лексической цепочки к понятию, «Пересечение тем», работа со словарями, видео, музыкальными фрагментами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рабочий лист воспитанницы 9-г класса______________________________________

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ТЕМУ,

СВЯЗАННУЮ С АНАЛИЗОМ ТЕКСТА (ВАРИАНТ №35)

1. Определяем основную мысль текста. Заполните таблицу  

Осуществление мечты

Младший брат

Папа

Рассказчик

Мама

2. Запишите  ассоциативно-лексический ряд к понятию МЕЧТА

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Письменно ответьте на вопрос:

1 вариант: Как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Несбыточные мечты… — повторил папа мои слова. — Такого не бывает. Если мечта правильная, она обязательно сбудется».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 вариант: Как Вы понимаете значение слова МЕЧТА?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Способы толкования лексического значения слова

  • Понятийный
  • Синонимический
  • Описательный
  • Комбинированный

5. Повторение композиции сочинения-рассуждения

   1.

   2.

   3.

6. Рефлексия. Закончите фразу:

  • у меня получилось…
  • у меня не сразу получается…
  • мне пока сложно...
  • самое трудное для меня...

Возьмите на заметку!  Прочитайте внимательно афоризмы и поразмышляйте над их смыслом:

Легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются.

Александр Дюма (отец)

Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда — сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая — у тебя.

А. Грин. «Алые паруса»

Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.

Сократ

С мыслями своими обходись как с гостями, а с желаниями — как с детьми...

Китайская мудрость

Домашнее задание: написать сочинение 15.2 или 15.3

15.2  Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Несбыточные мечты… — повторил папа мои слова. — Такого не бывает. Если мечта правильная, она обязательно сбудется».

15.3  Как Вы понимаете значение слова МЕЧТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мечта?» 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста Седьмое февраля. Классная работа. Готовимся к ОГЭ

Слайд 2

Просмотр видеофрагмента ( м/ф «Малыш и Карлсон », фрагмент «Хочу собаку!») Понятны ли вам чувства Малыша? Есть ли у вас домашние животные? Знакомо ли вам чувство горечи, когда звучит отказ и рушатся мечты?

Слайд 3

Легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются. Александр Дюма Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда — сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая — у тебя. Александр Грин . «Алые паруса»

Слайд 4

Вариант №35, стр. 184 Внимательно прочитайте текст

Слайд 5

Понимание смысла текста Расскажите, какой человек писал этот текст? Чему радуется его сердце, о чем оно болит? Как этот человек относится к миру, к людям? Какое важное сообщение он хотел передать читателям? Над каким вопросом предлагает задуматься?

Слайд 6

«Тонкие» вопросы Доказательства из текста Какие слова? Кто сказал? Кто выполнил действие ? Как поступил? «Толстые» вопросы Ваш комментарий Почему? Что из этого следует? Зачем? С какой целью? Прокомментируйте... Определяем основную мысль текста

Слайд 7

Определяем основную мысль текста Почему брат рассказчика принес домой ошейник? Где мальчик взял деньги на покупку? Почему рассказчик сказал неправду о том, как долго он мечтает о собаке?

Слайд 8

Почему ребята «время от времени поднимали головы от тетрадок и поглядывали на собачий ошейник», висящий над кроватью брата? Почему мечта мальчиков не могла осуществиться? Прокомментируйте реплики мамы. Какие слова мамы передают её отношение к мечте ребят? Определяем основную мысль текста

Слайд 9

Определяем основную мысль текста Благодаря кому мечта осуществилась? Проследите по тексту все реплики папы, его описание. Почему он решил подарить детям щенка? Прочитайте, какова была реакция братьев на появление щенка. Какие слова передают душевное состояние ребят? Почему они так ошеломлены ?

Слайд 10

Основная мысль текста Прочитайте, как повела себя мама. Какие слова передают душевное состояние мамы? Почему мама прятала собачью миску? Что значит «правильная мечта»? А «несбыточные мечты»?

Слайд 11

Посмотрите видео и постройте ассоциативно-лексический ряд к понятию МЕЧТА

Слайд 12

Посмотрите видео и постройте ассоциативно-лексический ряд к понятию МЕЧТА Какие из понятий иллюстрируют понятие «правильная мечта»? А «несбыточные мечты»?

Слайд 13

От основной мысли текста к формулировке тезиса 1 вариант: Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Несбыточные мечты… — повторил папа мои слова. — Такого не бывает. Если мечта правильная, она обязательно сбудется». 2 вариант: Как Вы понимаете значение слова МЕЧТА?

Слайд 14

Толковый словарь Ожегова МЕЧТА́ , -ы, в знач. род. мн. употр. мечтаний, жен. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. Мечта о счастье. ед . Предмет желаний, стремлений. Мечта всей жизни. Мечта, в значении сказуемого. О чём-нибудь очень хорошем ( разг. шутл. ). Не вещь, а мечта. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

Слайд 15

Вступление. Тезис Тезис – сформулированное нами определение Способы толкования лексического значения слова Понятийный Синонимический Описательный Комбинированный Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Человечность – это гуманность, человеколюбие. Добро – всё положительное, хорошее, полезное. Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого человека или животного.

Слайд 16

Домашнее задание: написать сочинение -рассуждение 15.2 или 15.3 15.2 Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Несбыточные мечты… — повторил папа мои слова. — Такого не бывает. Если мечта правильная, она обязательно сбудется». 15.3 Как Вы понимаете значение слова МЕЧТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мечта?»

Слайд 17

Композиция сочинения-рассуждения 1 . Вступление. Тезис. 2. Основная часть. Доказательства. Два примера-аргумента. 3. Заключение. Вывод. Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Слайд 18

ФРАГМЕНТ ТЕКСТА ТЕЗИС Что это значит? Почему? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент 2 Что следует из вышесказанного? В Ы В О Д 15.2

Слайд 19

Тезис Вывод Пример из прочитанного текста Пример из жизненного опыта Формулировка определения и комментарий к нему 15.3 Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение.

Слайд 20

Рефлексия. Закончите фразу: у меня получилось… у меня не сразу получается… мне пока сложно... самое трудное для меня...

Слайд 21

С мыслями своими обходись как с гостями, а с желаниями — как с детьми... Китайская мудрость Самый бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты. Сократ

Слайд 22

Просмотр видеофрагмента (м/ф «Малыш и Карлсон », фрагмент «Торт, слёзы, лай собаки – купили и подарили!») (1-2 мин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка на тему: «Готовимся к ГИА. Написание сочинения – рассуждения». ( Часть С )

Тема урока: Готовимся к ГИА. Написание сочинения – рассуждения. ( Часть С)Цель:  1. Продолжить работу над обучением написанию сочинения –...

Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"

Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...

Урок развития речи. Подготовка к ОГЭ.Сочинение-рассуждение 15.3.

Урок был подготовлен и проведён  к областному  методическому дню для  гендерного класса девушек. Урок получил положительную  оценку областной комиссии. Прилагается презентация ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...