Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Яровик Нина Петровна

Цели урока:

  • повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;
  • рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;
  • пробудить чувства бережного отношения к животным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_r.yaz_._razvitie_rechi._9_klass.doc393.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему                                                          «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:

  • повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;
  • рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;
  • пробудить чувства бережного отношения к животным.                                                          

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Работа  с текстом.

Прочтите текст и выполните задания.

(1)Лошадей я люблю ещё больше, чем собак. (2)И всё-таки я однажды избил лошадь. (З)Избил сильно, позорно и даже сейчас, вспоминая это, чувствую постыдную ноющую боль в пальцах.

(4)Да ладно бы какая-нибудь злая, нетренированная лошадёнка, какие иногда попадаются в экспедициях. (5)А тут был смирный, усталый лошак, прошедший с нашей геологической партией сотни километров. (6)Наш Серый, так и звали его.

(7)Мы который день пробивались через тайгу. (8)Где-то всходило и заходило солнце, где-то смеялись от радости люди, где-то спали, ели, работали, ходили в кино. (9)А мы просто шли, перегруженные образцами пород и неснимаемой, как одежда, усталостью, и с нами шёл, нёс и уставал наш Серый.

(10)Однажды поздней ночью, оставив позади десятки километров, мы переправлялись через речку. (11)Серый зашёл по брюхо и встал, пугаясь невидимой реки и быстрого течения. (12)Чужая неразборчивая ночь окружала нас. (13)Люди были взбудоражены и злы, они кричали и сердились.

(14)— Иди, ну, иди, — (15)просил я Серого. (16)Он не двигался. (17)Напрасно подхлёстывали его, пытаясь силой столкнуть на быстрину.

(18)—Давай, давай же! — (19)уже кричал я беспомощно, хорошо чувствуя, что от такого жалобного крика я бы сам никогда не двинулся вперёд, будь я лошадью. (20)И она чувствовала нашу неуверенность и, пятясь, вздрагивала всей кожей. (21)Так мы потеряли около часу, измотав и животное, и самих себя. (22)И тогда я начал бить лошадь. (23)Уже ничего не соображая, из последних сил я стучал кулаками по глазеющей звериной морде, по горячим ноздрям и губам, ставшим вдруг мягкими, кисельными. (24молотил и молотил нечувствующими деревянными кулаками по этой жидкой каше. (25)Я бил и бил.

(26)Лошадь шагнула и перешла речку. (27)Потом мы добрели до места и, не поужинав, бросились спать.

(28)А ночью я тихо пробрался к Серому и, лихорадочно сотрясаясь, горячий и больной от перенесённого позора, я гладил его. (29)Я смотрел в большой, тускло поблёскивающий в темноте добрый лошадиный глаз, и трясся, и плакал. (30)И до рассвета просил у лошади моей прощения.

(По А. Приставкину)

Задания А1—А 3,В1 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А3даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос «Почему автор избил лошадь?»

1) Лошадь была нетренированная, не хотела слушаться автора.

2) От усталости автор плохо соображал.

3) Автор хотел поскорее добраться до места ночлега.

4) Автор не любил лошадей.

А2.В каком предложении текста говорится о чувствах лошади?

1)5                          2) 16                           3) 17                                      4)20

A3.Как характеризует автора информация, заключённая в предложениях 28-30?

1) Автор умеет находить себе оправдания в трудных ситуациях.

2) Автор очень совестливый человек, любящий животных, способный признать свои ошибки и попросить за них прощения.

3) Автор заболел, и его мучила бессонница.

4) Автор поступил единственно правильным способом, а лихорадка и слёзы — это проявление малодушия.

В1. Замените слово ДОБРЕЛИ из предложения 27 синонимом.

III. Фронтальный опрос.

  • Что такое синонимы? (Синонимы- это слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению.)
  • Какие функции выполняют синонимы в тексте?
  • Что такое рассуждение?
  • Какова структура текста рассуждения?
  • Назовите функции синонимов.

Функции синонимов

  • уточняют то или иное понятие;
  • сопоставляют, обращая внимание на отличия в оттенках их значений;
  • разъясняют;
  • помогают избежать повторения слов, разнообразят речь;
  • вносят тонкие смысловые, эмоциональные и стилистические оттенки;
  • способствуют усилению признака, действия (градация).

IV.Повторение. Знаки препинания в ПП с однородными членами и СПП.

  • Запишите предложения под диктовку, подчеркните грамматическую основу каждого предложения, постройте схему последнего предложения и определите тип придаточного.

Объяснительный диктант.

Русский язык  богат синонимами. Их разнообразие предоставляет писателям возможность для выбора самого нужного, точного и выразительного слова. Из множества близких по значению понятий автор выбирает то единственное, которое в тексте будет наиболее оправдано.

  • Запишите предложение, используя либо цитирование, либо прямую речь.

Умение использовать синонимические богатства родного языка- верный признак мастерства писателя.(Д.Розенталь)

V. Работа над сочинением- рассуждением на лингвистическую тему                                                          «Роль синонимов в художественном тексте»

  • С2.1.Ознакомьтесь с мнением Саши и Анны Владимировны о функции синонимов в художественной речи. Помогите Анне Владимировне доказать её точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Роль синонимов в художественном тексте». Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст А. Приставкина. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции синонимов. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Анне Владимировне, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Анны Владимировны.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • Создайте сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
  1. Тезис:
  • Я согласен (а) с мнением Анны Владимировны, что синонимы очень важные и нужные в тексте слова. Они относятся к одной части речи и имеют близкое лексическое значение.
  • Какова роль синонимов в  тексте? Это слова одной части речи и имеют близкое лексическое значение. Они выполняют разные функции:

уточняют, сопоставляют, разъясняют, помогают избежать повторения слов, разнообразят и обогащают  речь, вносят тонкие смысловые оттенки, способствуют усилению признака, действия.

  • Без синонимов  в художественной речи  обойтись невозможно. Они играют важную роль в тексте: уточнение, сопоставление, разъяснение, усиление признака, действия, обогащение речи.

  1. Аргументы:

 1)В предложении 23 автор текста  использует синонимы «мягкими, кисельными», чтобы точнее описать состояние губ на звериной морде.

2) По моему мнению, глаголы,  обозначающие действия в предложениях  23, 24, 25, усиливают от слова к слову его значение. От усталости герой плохо соображает и поэтому жестоко избивает беспомощное животное, в чём потом очень раскаивается.

3.Вывод:

  • Таким образом,  в произведениях писателей синонимы  могут выполнять разные функции: уточнение, сопоставление, разъяснение, усиление признака, действия, обогащение речи.
  • Действительно, русский язык очень красив и богат, а синонимы не только разнообразят речь, но и делают её более яркой, живой, эмоциональной.
  • Конечно, с помощью синонимов  автор текста избегает повторов и однообразия.

VI. Подведение итогов.

VII.Домашнее задание.  С2.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы из текста (предложение 3): «Избил сильно, позорно и даже сейчас, вспоминая это, чувствую постыдную ноющую боль в пальцах». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

Задания А1—А 3,В1 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.

1. Тезис:

  • Почему герой произведения А.И.Приставкина сильно избивает смирную лошадёнку? От усталости человек не контролирует свои эмоции, именно поэтому он безумно молотит беспомощное животное по морде.

2.Аргументы:

1)Конечно, это не оправдывает его, но А.И.Приставкин в предложениях 28, 29 показывает эмоциональное состояние своего героя, который  плачет, лихорадочно сотрясаясь, стыдясь позорного поступка.

2)По моему мнению, он, действительно,  раскаивается и просит прощения у обиженного Серого, об этом мы читаем в предложении 30.

3.Вывод:

Ведь на самом деле человек  любит животных, и ему стыдно за свои действия, совершённые необдуманно, в порыве необузданной злости. Этот текст заставил  меня задуматься об отношении к нашим братьям меньшим,  будь то хоть лошадь, собака или кошка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»

Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный)  УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"

Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?» (в рамках подготовки к ОГ...