Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме

Веренич Наталья Павловна

Тип урока: урок - исследование

Вид урока: урок развития речи

Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный) 

УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградовой (профильный)

Мотивация урока (методы и технологии):интерактивная технология, проблемный метод обучения, технология критического мышления.

Учитель: Веренич Н.П., учитель русского языка и литературы. 

Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная; работа в группах, сформированных по уровню обученности и обучаемости, тьюторское сопровождение.

Ресурсы урока:  текст Н. Соколовой «Рябинка», схема анализа-памятка.

Цель урока: учащиеся научатся понимать содержание текста, формулировать проблему, рассматриваемую в исходном тексте;

учащиеся получат возможность видеть и устранять недочёты в других авторских работах, а также учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_urokano2.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»

Тип урока: урок - исследование

Вид урока: урок развития речи

Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный)  

УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградовой (профильный)

Мотивация урока (методы и технологии):интерактивная технология, проблемный метод обучения, технология критического мышления.

Учитель: Веренич Н.П., учитель русского языка и литературы.  

Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная; работа в группах, сформированных по уровню обученности и обучаемости, тьюторское сопровождение.

Ресурсы урока:  текст Н. Соколовой «Рябинка», схема анализа-памятка.

Цель урока: учащиеся научатся понимать содержание текста, формулировать проблему, рассматриваемую в исходном тексте;

учащиеся получат возможность видеть и устранять недочёты в других авторских работах, а также учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию.

Задачи урока:

  1. организовать проблемную ситуацию для постановки цели урока
  2. для актуализации личностного опыта обучающихся организовать работу по нахождению изобразительных средств языка в предложенном тексте;  
  3. обеспечить цельность понимания критериев речевого оформления;
  4. организовать работу в творческих группах (тьюторское сопровождение);
  5. создать условия обучающимся для  определения авторской позиции;  
  6. создать условия для отработки практических навыков при написании сочинения;
  7. создание условий для развития метапредметных умений (способности определять позицию автора в тексте);  
  8. Подведение итогов урока. Саморефлексия обучающихся

Проектирование урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Формируемые умения

1

Этап мотивации к обучению и целеполагание (3 мин)

1.1.

Осмысление

Постановка цели и задач урока

Мотивация  учебной деятельности обучающихся

1.Сообщает, что урок будет посвящён «Подготовке написания сочинения – рассуждения»

2.Сообщает тему, цель и задачи  урока

3.Подводит обучающихся к формулировке проблемы текста.

Слушают учителя, осмысливают сказанное, соотносят с ранее изученным.  

Регулятивные УУД:

-определяют цель и задачи урока.

Познавательные  УУД:

- слушают задания учителя.

Личностные УУД:

-осознают неполноту знаний для выполнения ЕГЭ части С

1.2

Актуализация личностного опыта обучающихся с целью применения предметных умений через постановку проблемного вопроса

1.Организует работу в группах, даёт задание

2.Ставит проблему о написании сочинения, с помощью исследования текста, отвечая на вопросы групп

1.Выполняют задания, результаты заносят в таблицу.

2.Рассуждают, находят ответ на проблемный вопрос, используя личностный опыт

Регулятивные УУД:

-развивают умения планировать свою деятельность, исходя из учебной задачи

Познавательные  УУД:

- выделяют основные структурные компоненты текста;

Личностные УУД:

-развивают навыки познания и самопознания через ответы на вопросы

Вопросы группам:

-Какова центральная проблема, поставленная автором в данном тексте?

  -Выберите наиболее подходящую формулировку проблемы, поднятой в тексте Н. Соколовой.

- Сформулируйте проблему текста двумя способами.

Предполагаемые ответы обучающихся:

-Проблема ответственности каждого за свои поступки.

-В центре внимания автора проблема нравственности. Каждый из нас ответственен за свои поступки, мы должны осознавать и понимать их последствия.

-Проблема (Чего? Р.п.) ответственности каждого за свои поступки.  Должен ли человек отвечать за последствия своих поступков, осознавать ответственность?

(Не разделять её просто нельзя, так как автор поднимает очень важные нравственные проблемы). 

2.

Этап применения знаний и умений в новой ситуации (практическое)

2.1.

 Определение позиции автора через нахождение изобразитель – выразительных средств языка

1.Предлагает вопросы  и тестовые задания, помогающие определить позицию автора текста.

2.Организует работу в группах.

1.Работают с текстом. Находят средства выразительности, ведущие к определению позиции автора: эпитеты, метафоры, олицетворения, иронию и др.

2. Выражают собственное мнение о позиции автора.  

3.Обсуждают в парах задание по работе с текстом.  

Регулятивные УУД:

-развивают степень успешности выполненной задачи;

-оценивают выступления одноклассников

Познавательные  УУД:

-развивают умения строить речевое высказывание, согласно речевым конструкциям;

-анализируют содержание текста;

-определяют жанрово – стилевые параметры текста.

Личностные УУД:

-учатся соотносить позицию автора со своей собственной точкой зрения;

-развивают способности к решению нравственных проблем.

Вопросы:

1.Назовите выразительные средства, которые помогают передать авторское отношение к рябинке (её «незаконность», незащищённость, красоту и дружелюбие).

2. Какой нарисована рябинка в начале притчи?

3.Какие слова использует автор, показывая деревце как живое существо?

4. Какие средства языка показывают незабываемый образ рябинки?

5.Зачем автор так подробно описывает рябинку?

6.Найдите в тексте слова, в которых выражено авторское отношение к рябинке.

Тест:

1.В каком из предложений обратный порядок слов служит средством выразительности (придаёт тексту сказовый характер)?

а)  1; б)  4;  в)  19; г)   29.

2. Какие средства языковой выразительности из числа перечисленных не используются в этом тексте? Почему?

 1. Оценочная лексика, экспрессивные разговорные слова и выражения;

 2. обратный (сказовый) порядок слов;

 3. эпитет, сравнение, олицетворение;

 4. гипербола.

Предполагаемые ответы обучающихся:

1.Работают в группах, ведут обсуждение  и записывают в тетрадь свое  мнения.

2. Находят эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и др.3.Каждая  группа отвечает на поставленную задачу.

4.Гипербола. Нет смысла ещё более преувеличивать горе, беду, случившееся.

2.2.

Практическая работа по исправлению текста

1.Раздаёт «испорченный» текст сочинения без выделения ошибок и недочётов.

2.Предлагает  схему анализа рецензии чужого текста и критерии оценивания собственного сочинения.

3.Проводит коррекцию ошибочных суждений обучающихся

1.Работают с «испорченным»

текстом сочинения. 2.Читают текст, находят ошибки и недочёты и исправляют их.

3.Группируют и анализируют ошибки, допущенные автором сочинения.

4.Озвучивают результаты работы.

Регулятивные УУД:

 -развивают степень успешности выполненной задачи;

-критически оценивают собственные выступления и мнения одноклассников

Познавательные  УУД:

- создают аннотацию к предложенному сочинению;

-переводят текстовую информацию в иную знаковую систему (визуальный образ);  

- строят письменный рассказ.

Личностные УУД:

-овладевают навыками самостоятельной работы при анализе текста –обсуждают информацию и корректирую ошибки;  

-развивают способности к решению нравственных проблем.

1-я группа – вступление;

2-я группа – основная часть;

3-я группа – заключение.

Схема анализ текста рецензии.  

  1. Какова проблема текста?
  2. Выражена ли в рецензии основная мысль, аргументирована ли убедительно с привлечением примеров и цитат из текста?
  3. Отличает ли рецензию композиционная стройность и связность?
  4. Отражена ли личностная позиция  рецензента?
  5. Выражена ли в рецензии ориентация на адресата?
  6. Каков язык рецензии? Ясный, точный, правильный и выразительный?

7.  Анализ ИВС, использованных автором текста.

 Делают выводы (общий итог)

3

Этап рефлексии

3.1.

Подведение итогов урока

Подводящим диалогом, с помощью вопросов, организовывает само рефлексию обучающихся.  

Проводят собственную оценку работы через познание и самопознание.

Регулятивные УУД:

соотносят собственные нравственные позиции с позициями авторов текстов.

Познавательные  УУД:

строят речевое высказывание на заданную тему в письменной форме  

Вопросы:

Вернёмся к цели нашего урока. Что нам удалось?

1.Оцените результаты своей работы. Запишите 2-3 предложения.

Что нового узнал (-а) на уроке?

Что понравилось?

Что показалось трудным?

Чему научился (-лась)?

2.Где и когда сможете применить на практике полученный опыт?

 Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

Предполагаемые ответы обучающихся:

- Познакомились с прекрасным текстом Н. Соколовой, который учит любви и бережному отношению к природе;

- учит осознавать и понимать последствия своих поступков;

- воспитывает такие нравственные качества, как ответственность за свои поступки;.

- мы систематизировали свои знания, которые нужны для подготовки к ЕГЭ (часть С) по русскому языку;

 - отрабатывали навыки определения стиля, типа речи текста, предложенного для анализа;

 -совершенствовали умения определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним;

 - развивали мышление, внимание, память, устную и письменную речь).

3.2.

Домашнее задание:

1.Предлагает написать сочинение –рассуждение по прочитанному тексту Н. Соколовой «Рябинка».

2.Выразить своё отношение к проблемам, поставленным автором и аргументировать своё мнение.  

 Слушают и записывают задание, задают вопросы для уточнения.

Личностные УУД:

-осознают полноту выполнения задания для выполнения ЕГЭ части С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 10 классеТема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).

Цели урока: Обучающая:  подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ); Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое ...

Система уроков по подготовке к сочинению-рассуждению по заданному тексту

Я пытаюсь записать разработанные уроки для подготовки к сочинению-рассуждению, чтобы было просто и понятно... Ещеработаю над этим. Пока помещаю два урока, которые буду корректировать...

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)

Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" 9 класс

Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15....

Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»

Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»...