Система уроков по подготовке к сочинению-рассуждению по заданному тексту
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Филиппова Людмила Александровна

Я пытаюсь записать разработанные уроки для подготовки к сочинению-рассуждению, чтобы было просто и понятно... Ещеработаю над этим. Пока помещаю два урока, которые буду корректировать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_-_y_urok_po_soch_-rassuzhd.docx19.87 КБ
Файл 2-_y_urok_vstuplenie.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 1. Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному  тексту»

(Задание С1 ЕГЭ (Часть 3).

Цель: Познакомить учащихся с особенностями задания С1 (Часть 3)ЕГЭ: объем сочинения, алгоритм выполнения задания, структура создаваемого текста, возможные варианты выполнения задания.

Задачи: Дать учащимся материал, необходимый для успешного выполнения задания С1, закрепить полученные знания в практической деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Основные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оформление доски:

План сочинения-рассуждения

1.Вступление.

2.Тезис.

3.Аргументы.

4.Вывод.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начинаем с вами подготовку к самой трудной части ЕГЭ – части С1 и

познакомимся с особенностями задания: с объемом сочинения, алгоритмом выполнения задания, структурой создаваемого текста, возможными вариантами выполнения задания.

Мы должны составить  моделью сочинения-рассуждения.

Вы уже знаете, что экзаменационное задание состоит из трех частей.

Часть А: 31 задание с выбором ответа 30 балл.

Часть В: 8 заданий с кратким ответом 11 баллов.

Часть С: сочинение-рассуждение по заданному тексту. Объем не менее 150 слов.  23 балла.

Общее количество баллов – 64.

В дальнейшем набранная сумма баллов по каждой части умножается на определенный коэффициент и максимально возможная сумма баллов, которую может получить ученик, - это 100 баллов.

Часть С (сочинение по исходному тексту) представляет особую трудность.

Мы внимательно прочитаем, что включает в себя задание С1.

Разработчики контрольно измерительных материалов (так называемых КИМ) отбирают тексты из произведений, в основном, современных авторов на различные темы. Читает ученик.

К каждому тексту дается следующее задание:

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).  

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не оценивается.

        Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Исходя из данного задания, сочинение по исходному тексту должно иметь четкую структуру.

Вспомним план сочинения-рассуждения (см. на доске).

Нам предстоит написать сочинение по тексту, оно будет иметь другую структуру.

Перечитайте задание и попробуйте составить план такого сочинения (работа в парах).

(обычно у учащихся он состоит из следующих пунктов:

  1. Проблема
  2. Позиция автора
  3. Моя позиция)

Заслушиваем несколько планов и на основе их с помощью учителя составляем план (заранее составлен и проецируется с экрана)

План сочинения-рассуждения по заданному тексту.

I. Вступление.

II. Формулировка основной проблемы исходного текста.

III. Комментарий к основной проблеме текста.

IV. Определение авторской позиции.

V. Изложение собственной позиции:

  1. 1й аргумент в защиту собственной позиции (на основе читательского опыта);
  2. 2й аргумент (на основе собственных знаний, жизненного опыта);

 VI. Вывод. Заключение.

Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет примерно 8 частей.  Каждую часть обязательно нужно писать с красной строки. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения.

Когда мы начинаем работать с текстом, мы внимательно несколько раз читаем текст.

Прочитав текст, нужно понять, о чем он.

Возьмем текст В.Солоухина и попробуем составить по нему план.



Предварительный просмотр:

УРОК 2. Тема: Как писать вступление к сочинению-рассуждению.

Цели: познакомить с различными видами вступлений, показать на конкретных примерах, как можно начать сочинение-рассуждение

Ход урока

  1. Слово учителя:  На прошлом уроке мы составили с вами план сочинения-рассуждения, выработали алгоритм работы над сочинением.

Сегодня мы обратимся к вступлению.

Все согласятся со мной, что вступление – немаловажная часть сочинения. Она должна подвести нас к проблеме.

Вспомним план – первый пункт – вступление.

Вступление не должно быть большим по объему, это 2-3 предложения, которые обязательно должны подвести  к проблеме, о которой мы будем писать в сочинении).

 

Какие же виды вступления можно назвать.

Вступление может быть написано в форме:

  1. С кратких сведений об авторе, уделив внимание фактам, которые имеют отношение к тексту и проблеме, которую автор затрагивает.
  2. С лирического размышления по поднятой автором проблеме.
  3. С ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).
  4. Диалога с воображаемым собеседником.
  5. С длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
  6. С  цитаты, пословицы, поговорки.
  7. С ключевого слова текста  («именительный темы»)и др.

Рассмотрим  виды вступлений  на примере текста о

 1) С кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту. Мы пользуемся сведениями об  авторе, которые даются  к тексту.

Например:

К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) - один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или

Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.

2)   с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Например:

Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) - без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что...

3)  с двух - трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной  мысли  текста (в  вопросах уместно  использовать слова-антонимы).

Например:

Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…

4)  со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:

Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли...

5) «Береги честь смолоду» - гласит русская народная пословица. Недаром А.С.Пушкин взял ее  в качестве эпиграфа к роману «Капитанская дочка», в котором речь идет о чести, достоинстве и  благородстве…

III. А теперь мы возьмем текст и вместе подберем несколько вступлений к нему.

(текст В.Солоухина)

Д/З Написать несколько вступлений к тексту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).

Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...

«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).

Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...

Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)

Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче...

Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села».

урокУрок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села» в 9 классе...

Урок по подготовке к сочинению-рассуждению по тексту Ф.Искандера в 11-м классе.

Урок по подготовке к сочинению-рассуждению ЕГЭ по тексту Ф.Искандера из рассказа " Авторитет". На уроке подробно рассматривается проблема отцов и детей на основе прочитанного текста....

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста). ...

Подготовка к сочинению-рассуждению (9.2) по тексту Юрия Яковлевича Яковлева «Скрипка»

Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку с применением технологии критического мышления...