«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме

Рындина Татьяна Ивановна

Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью названы «уроками доброты». Чутким детское сердце не станет, если хотя бы однажды не заболит от жалости, сострадания, страха… за другого, может быть, более слабого или даже сильного, того, кто рядом, кто стал другом или просто приятелем. Почему человеку иногда общение с «братьями нашими меньшими» дает гораздо больше тепла, ответной доброты, чем общение с себе подобными? Почему человек бывает злым и несчастным? А собака бывает кусачей? В доверительном разговоре о любимых литературных героях с детьми в форме эвристической беседы учитель направляет (или настраивает) мысли детей на добрый лад: зло можно и  нужно предупредить – и сделать это может каждый, если в его груди «еще хоть чуть теплится сердечко», человеческое. Рассуждая о прочитанном, дети учатся одновременно письменному выражению своих мыслей «о наболевшем».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).

Предмет: литература

Класс: 7 класс кадетский, общеобразовательный

Программа:

1). Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 классы / Под ре.д. В.Г.Маранцмана. – М.., «Просвещение», 1992.;

 2). Программа литературного образования. 5-9 классы. / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М., «Просвещение», 2007.

Цель урока:  сформировать у учащихся оценку (положительную или отрицательную) к конкретным жизненным ситуациям, подмеченным и художественно изображенным мастерами литературы; пробудить в них желание высказать свою точку зрения и доказать свою позицию

Задачи урока:

обучающие: обобщить и расширить представление учащихся о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу по формированию навыков построения рассуждения, аргументации доказательства, обоснованного вывода.

развивающие:  расширение лексического запаса за счет новых слов, соответствующих теме урока, проблемам, обсуждаемым в форме эвристической беседы; формирование толерантности в процессе обсуждения разных позиций по отношению к одной ситуации, проблеме

воспитательные:  воспитание  доброты и сострадания к окружающему миру, внимательного отношения к малейшему проявлению доброты к «братьям нашим меньшим» с целью перенять положительный опыт общения с миром «по-человечески»

Литературный материал:

  1. Л.Н. Андреев «Кусака»
  2. Л.Н. Андреев «Предстояла кража»
  3. И.С. Тургенев «Му-му» (фрагмент из к/ф режиссера Юрия Грымова)
  4. И.С. Тургенев «Собака» (стихотворения в прозе)
  5. Т. и С. Никитины. Песня «Собака бывает кусачей» (аудиозапись)

Лексический материал:

Новые слова:

- экология;

- гуманизм, гуманный;

- душа.

Фразеологизмы:

Радостно на душе. (Душа радуется)

Душа в пятки ушла

Жить душа в душу

Души не чаять в ком-либо

Душа человек (Добрая душа)

Делать с душой

Теория

- Художественный стиль речи, его особенности (назначение – воздействовать на душу  читателя)

- Тип речи – рассуждение (композиция повествования и рассуждения)

Образовательные цели: обобщить и расширить представление о таком стиле речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения.

Домашнее задание: Написать сочинение – рассуждение на заданную тему.

Ход урока:

  1. Речевая разминка

- Прочитайте вслух текст, записанный на доске.

Как вы понимаете смысл высказывания?

«Всё живое имеет одну  ту же душу, все живое страдает одним страданием и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».  (Л.Н. Андреев)

(Эти слова принадлежат Леониду Андреевичу, и они как нельзя лучше выражают главную мысль многих его произведений, идею его творчества. А сегодня они станут Эпиграфом, лейтмотивом нашего урока.)

- Порассуждайте ещё. Как вы понимаете вот эти слова?

«Доброта для души то же, что здоровье для тела» (Л.Н. Толстой)

- Подберите синонимы к слову  «доброта»

(Добро, добродушие, добросердечие, мягкосердечие, благо, добрая душа…)

- Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки, в которых заложена та же идея (Д/з)

  1. Добро творить - себя веселить
  2. От добра худа не бывает
  3. За добро злом не платят
  4. Лихо помнится, а добро не забудется
  5. Худо тому, кто добра не делает никому
  6. В ком добра нет, в том и правды нет
  7. От добра добра не ищут
  8. Нет худа без добра

  1. Работа по теме

1. Назовите известные вам или прочитанные вами произведения русской или зарубежной литературы, смысл которых раскрывает высказывание, записанное на доске.

- Л. Андреев «Предстояла кража», «Кусака»

- А.А. Куприн «Белый пудель»

- Б. Троепольский «Белый Бим, черное ухо»

- Р. Киплинг «Маугли»

- А. Сент-Экзюпери «Маленький-принц»

- И.С. Тургенев «Му-му», стихотворение в прозе «Собака»

- М. Пришвин «Кладовая Солнца»

2. Давайте сейчас все вместе вспомним, как это показано в художественном фильме Юрия Грымова по известному вам произведению И.С. Тургенева «Му-му».

I эпизод : Герасим потерял свою любимую девушку Татьяну, которую выдала замуж злая барыня за пьяницу сапожника – и решил покончить с собой – но… неожиданно нашел маленькое существо, которому люди тоже «сделали зло».  Два обиженных существа, одиноких обрели друг друга и жизнь их возымела смысл.

Не правда ли, нельзя оставаться равнодушным к увиденному. Это великая сила искусства кино.

Но и читая художественный произведения, мы почти такие же эмоции испытываем, а может быть, и еще сильнее, потому что мы размышляем над прочитанным, сами представляем себе картину муки – и смеемся, и плачем вместе с героями.

Мы сопереживаем, а значит учимся быть людьми… Ведь сердце, душа не остается без отклика.

II эпизод: … Но злая барыня не могла успокоиться. Му-му не признала в ней барыню. И было приказано ее «убрать со двора». А что же Герасим? Сейчас мы увидим, как он переживает потерю друга – и как радуется, когда Му-му все-таки нашлась.

Мы прочли вместе с вами на наших последних уроках два рассказа Л.Н. Андреева: «Кусака» и «Предстоящая кража». Думаю. Что не ошибусь, если скажу, что, прочтя их, мы изменились – стали добрее, человечнее. Эти произведения мы не забудем. Память о доброте долго не угаснет.

Тема вашего рассуждения  о прочитанном будет такая:

«Можно ли рассказы Леонида Андреева назвать уроками доброты»?

Попробуем поразмыслить над этим вместе.

- Обратите внимание на формулировку.

Все ли здесь логично?

Вспомните назначение любого школьного урока – учитель, давать знания и одновременно воспитывать.

- А как в рассказах Леонида Андреевича реализуется назначение урока?

(Они воспитывают в нас добрые чувства, заставляют задуматься о себе и об окружающем мире, по-новому посмотреть на людей, понять и отделить их поступки. А это и есть новые знания).

- А научились ли добру герои Л. Андреева? Кусака? Вор? И другте? (Ответы, аргументы.)

- Как преобразились эти герои с момента встречи с добротой, искренностью? (Чего они боялись? Почему? Как  Л. Андреев об этом пишет?)

(Причиной их злобы были обида на людей, бессилие что-либо изменить, одиночество).

- Почему так необходимо было Кусаке участие людей?

(Она должна, должна была служить людям).

- Почему вор был та груб со щенком? А потом, обессилев от «бессмысленной борьбы», будто пожаловался ему?

(Щенок доверчив, как ребенок. Это доверие вызвало в человеке ответное чувство)

- Как пишет Андреев о том, как борются в человеке добро и зло?

(Злые руки бережно несли щенка)

- Как построены оба рассказа? По какому принципу?

(Антитеза)

- Как такое настроение  помогает высказывать главную мысль?

(Формулировка на доске. У каждого человека - свой выбор. Но нужно стараться обрести в этом мире родственную душу. Заботишься о ней, забыв о себе).

- Теперь мы знаем, кто жаждал добра (Кусака), а кто сотворил его (Вор). Запишите в тетради высказывания:

  1. « Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А.Н. Радищев)
  2. «Имей душу, имей сердце и будешь человеком» (Д.И. Фонвизин)

Эти слова могли бы стать хорошим эпиграфом к вашим сочинениям.

- Можете ли вы утверждать, что «Рассказы Леонид Андреевича – это уроки доброты?»

III. Но прежде чем ответить на этот вопрос, вы должны решить, в каком типе речи нужно отразить свое сочинение.

(Нужно обратиться к рассуждению, так как следует ответить на вопрос «почему», т.е. почему рассказы Л. Андреева – уроки доброты?)

Попытаемся построить простейшее рассуждение – образец.  Вспомним, какова композиция рассуждения?

(Тезис (Т) – мысль, которую нужно доказать по-моему, я думаю, убежден, мне кажется…).

(Доказательство (Д) – факты, подтверждающие правильность тезиса(во-первых, во-вторых, например, чтобы убедиться, почему же)).

(Выводы (В) – итог рассуждения(поэтому, итак, следовательно, так как, словом, всё это, значит)).

Рассуждение – это тип речи, в котором устанавливаются связи между предметами, приемы их свойств и действий, дается оценка.

Стиль художественный -  образность, эмоциональность воздействия, стремление убедить.

Тема: вопрос: «Сколько звуков в слове «её»?

Тезис: Я знаю, что в слове «её» 4 звука

Доказательство:

- во-первых, буква «е» стоит в начале слова, а значит обозначает 2 зв. [й’и]

- во-вторых, буква «ё» стоит после гласной и также обозначает 2 зв. [й’о], а в сумме это 4 звука.

Вывод: Следовательно, в слове её – 4 звука.

Тема (тезис): Всего своею собачьей душою расцвела Кусака.

Тезис: Думаю (я уверена), что она была счастлива.

Доказательство:

Во-первых,   ). Потому что у нее было имя

Во-вторых,   2). Она принадлежала людям и могла им скулить

В-третьих,    3). Даже малая забота о ней изменила ее до неузнаваемости

В-четвертых, 4). Никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем

В-пятых,        5). Всякая ласка казалась ей чудом

В-шестых,   6). Кусака начала делать то, что она видела у других собак, но уже давно забыла – она играла,

В-седьмых,   7). Громок и бдителен был ее сторожевой лай.

Вывод: Разве недостаточно этого для счастья собаки?

- Подумайте, какой тезис вы могли бы выдвинуть в своем рассуждении на заданную тему:

«Можно ли считать рассказы Леонида Андреева уроками доброты?»

Тезис: Люди и их «братья меньшие» одинаково нуждаются в доброте.

Я уверен (я знаю, я понимаю, я убежден), что рассказы Леонида Андреева – это уроки доброты

Доказательства:

Вывод: Леонид Андреев невольно предупреждает нас об экономии души ( о бережном отношении к самому сокровенному, к тому, что делает человека человеком – его душа)

Пример: «Доброта – это солнце души. Пусть всегда будет солнце», «Да будет свет. Да скроется тьма»

- А можно ли начинать сочинение сразу с тезиса?

(Тезису должно предшествовать небольшое вступление, в котором следует сказать, почему Андреев в своих рассказах обращается к теме добра и зла: он сам был необыкновенно добрым человеком и верил в победу добра – история с беглым каторжником – по воспоминаниям К. Чуковского)

Кроме того, доказательством проявления доброты писателя по отношению к людям, к читателям, служит само появления его рассказов, о которых мы сегодня вместе рассуждаем.

Но вы еще не волшебники, а только учитесь, поэтому послушайте еще одно рассуждение о добре, о родстве душ, о необходимости сохранять в себе огонек души – маленький лучик солнечного тепла, которыми одарила матушка природа всех нас.

IV. Мини-инсценировка стихотворения в прозе И.С. Тургенева (чтение наизусть учениками 2 мальчика, 1 девочка)

V.  Шутка – песня С. и Т, Никитиных « Собака бывает кусачей,

                                                                      Только от жизни собачей…» (аудиозапись).

Словарь к уроку.

  1. Душа – понятие, которое восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного и покидающей его во время сна или в случае смерти. Душа, как созданное Богом, неповторимое, бессмертное, духовное начало.

В современной философии все чаще термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека (Энциклопедический словарь).

Душа – 1) внутренний, психический мир человека, его сознание (Предан душой и телом кому-нибудь. Радостно на душе. Мне это не по душе. Душа не принимает чего-нибудь. Душа радуется. Душа в пятки ушла. Стоять над душой у кого-нибудь. Сколько душе угодно. Жить душа в душу. О душе пора подумать); 2) то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами (Добрая душа. Подлая душа).

Души не чаять в ком-либо.

Душа – человек (очень хороший, отзывчивый человек).

Делать с душой.

Поговорить по душам.

  1. Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. (Энциклопедический словарь)

Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

Гуманный – направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. (Словарь русского языка/ С.И. Ожегов).

  1. Экология (от лат. oikos – дом, жилище, местоприбывание и … логия), наука об отношениях растительных  и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

С середины 20-го века в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин «экология» - более широкий смысл. (Энциклопедический словарь).

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. (Словарь русского языка/ С.И. Ожегов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).

Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...

Система уроков по подготовке к сочинению-рассуждению по заданному тексту

Я пытаюсь записать разработанные уроки для подготовки к сочинению-рассуждению, чтобы было просто и понятно... Ещеработаю над этим. Пока помещаю два урока, которые буду корректировать...

Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.

Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл...

Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»

Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный)  УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...

Презентация "Сочинение - рассуждение по тексту художественного стиля"

Презентация разработана для подготовки учащихся к написанию сочинения по тексту художественного стиля (ЕГЭ часть С по русскому языку)....

Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села».

урокУрок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села» в 9 классе...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...