Рындина Татьяна Ивановна

Сайт учителя русского языка и литературы

Все остается людям

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: воспитать в ребенке желание быть Человеком

Увлечения: творчество в любых его проявлениях

Регион: Московская область

Населенный пункт: п. Ватутинки-1, Ленинский район

Место работы: МОУ Ватутинская сош с углубленным изучением отдельных предметов имени

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ryndina-tatyana-ivanovna
"Отдав себя, ты сохранишь навеки Себя в созданье новом - человеке"
В.Шекспир

     Пока "там, наверху" мудрецы ломают головы над "новыми стандартами в образовании", мы, школьные учителя, не перестаем удивляться нестандартности мышления наших нынешних учеников, все больше сопротивляющихся "общепринятому" мнению, потому что всегда имеют свое, "личное". Они ведь не роботы. И какими бы сверхсовременными "технологиями" мы ни вооружились, созидая "героя нашего времени", мы должны ясно осознавать, что "довести до ума" одни только "стандарты" или "натаскать на ЕГЭ" совсем не означает воспитать в нем главное - Человека. И мы с коллегами не перестаем надеяться, что на дверях нашей завтрашней школы вместо привычного "Добро пожаловать!" наши ученики прочитают другие слова, может быть, такие:"Надо молитвенно желать быть лучше" (Ф.М.Достоевский).

О себе

С 1 сентября 1992 года работаю учителем русского языка и литературы в МОУ Ватутинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов имени Д.В.Рябинкина.

Основным принципом развития нашей школы, куда вернулись работать многие ее выпускники - и я в их числе , - стало обновление ее образовательной системы в целом. Так, например, одним из приоритетных направлений деятельности школы является ежегодное открытие классов с углубленныи изучением гуманитарных предметов, формирование творческих коллективов среди учителей и учащихся, все чаще отдающих предпочтение в своей совместной творческой работе проектным педагогическим технологиям, которые в большей степени, чем многие другие отвечают требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки: они побуждают учащихся прежде всего к активной деятельности в поисках знаний, к осмыслению своей деятельности, самостоятельному выбору и принятию решений.

Сегодня в информационно-образовательном пространстве уже не актуально "накопить" знания: теперь ясно, что главное - приобрести опыт самовыражения, в том числе опыт осознания собственной индивидуальности, ценности других людей, поска личностных смыслов и мировоззренческих систем. Поэтому и своей профессиональной задачей - задачей учителя русского языка и литературы - считаю создание на своих уроках необходимых условий для приобретения школьниками индивидуального опыта приобщения к богатству русской духовно-нравственной культуры, необходимого юному существу для осознания, в особенности, и личной причастности к формированию духовности нации и ответственности за духовное наследие.

Но как объяснить ребенку, что человеком не рождаются, а становятся, что такое "хорошо" и что такое "плохо", что "хоть та земля теплей, а родина милей" и с чего начинается родина, что память священна и, чтобы выжить, нельзя превращаться в Ивана, не помнящего родства? Уверена, что только на примерах! Еще Владимир Мономах - "христианских  ради людей" - обратился с "поучением сыновьям своим": "Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее всердцесвое и не станет лениться, а будет трудиться... Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь..." - и рассказал... историю своей жизни в качестве примера":  "Думайте, примеряйте - и сами выбирайте: свои шишки набить иль погодить". А сколько таких "наглядных пособий" предлагает нам "история души человеческой" - "Учись, поспевай - рта не розевай"! Да, слово - это могучая сила. Особенно сказанное с любовью. Слово учителя,"заряженное"глубоким смыслом"нового знания", стремлением к жизни активной, творческой, оптимизмом... "Слово - это энергия", - один из школьников дал емутакое опрелделение. Очень точно, не правда ли? Все, что прожито-пережито, все, что сделано-переделано, не исчезает бесследно - все остается людям. И в художественном слове  это особенно ощутимо - ярко, образно, зримо! Как опыт. Как поучение. Как стимул оставаться разумными.

Научить человека быть человеком - воспитать в ребенке желание быть Человеком - стать и оставаться им при любых обстоятельствах - вот "моя роль", моя работа, моя профессия.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Русская и зарубежная классическая литература. Например: "Как тебе объяснить... Когда я люблю кого-нибудь, я никогда никому не называю его имени.Это все равно что отдать другому какую-то частицу дорогого тебе человека. И знаешь - я стал скрытен, мне нравится иметь от людей тайны. Это, пожалуй, единственное, что может сделать для нас современную жизнь увлекательной и загадочной. Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать ее от людей..." (О.Уайльд "Портрет Дориана Грея") Не правда ли, такая "история души человеческой едва ли не интереснее истории целого народа" (М.Лермонтов)?

Мой взгляд на мир

Что самое общее для всех?  Надежда.  Даже если у кого и ничего нет, то она есть.

Мои достижения

Успешные ученики и выпускники - самые важные достижения каждого учителя. Благодарные ученики - самая ценная награда. А память об учителе, сохранившаяся в сердцах его учеников, - это радость осознания того, что "стоило жить и работать стоило" (по В.Маяковскому)!

Моё портфолио

Мое педагогическое "открытие" - это театр, школьный театр на уроках литературы, в частности. Образование и театр - как взаимосвязаны эти понятия? "Театр - великая школа, глубоко ее назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок и при блеске торжественного освещения, при громе музыки показывает смешное привычек и пороков или высокотрогатеольное достоинств и возвышенных чувтчтв человека" (Н.В.Гоголь")

Если литература прежде всего - искусство слова, то урок нужно рассматривать по законам искусства. Все чаще мои коллеги обращаются "за помощью" именно в театр - и в школе появилась "драматургия урока", соединяющая законы педагогики и сцены. И уже не теоретически, а в самой работе со своими учениками мы постигаем смысл терминов: "экспозиция", "завязка", "кульминация", "Интрига"... Отсутствуй одно из них - и потенциал нашего "поля напряжения" заметно падает, а сним и интерес к уроку, а в итоге - к предмету.

Многие ребята равнодушны к уроку в немалой степени потому, что их эрудированные наставники, решая упорно проблему знаний, часто полностью игнорируют формы и способы их подачи и тем самым отнимают у одних возможность просто высказаться, у других - соотвествовать уровню учителя, а у кого-то и превзойти его.Без этого "превзойти", думаю, литературное развитие и вовсеневозможно. Поэтому быть предметником, преподавателем и даже психологом для учителя сегодня - уже мало. Убеждена: он должен стать и актером. Или создателем и постановщиком собственного урока.

Конечно, можно и возразить: зачем нужен новый термин "авторский урок"? Если учитель готовит и ведет урок, значит, он и есть автор. И все же именно сейчас "авторское" начало в нашей работе особенно актуально, хотя потребность в нем возникла уже давно. Стоит, наверное, различать понять "исполнитель" и "автор": первый - готов добросовестно и даже талантливо воспроизвести рекомендаванные ему модели, схемы, сценарии; второй - дествительно творит, создает свой урок, и в этом смысле он такой же автор, как, например, Грибоедов - автор "горя от ума", а Гоголь - "Мертвых душ". Конечно, это совсем не значит, что урок всегда на уровне шедевра (и у известных писателей не все произведения равноценны). Но, когда урок по-настоящему получается, он тоже становится явлением исксства - педагогического, - как и сама книга. Разъединяя понятия "исполнитель" и "автор", каждый учитель в состоянии соотнести себя с одним из них. Невозможно при этом ни преуменьшить, ни преумножить значения каждого в педагогическом искусстве. "Исполнение" - вторая и не менее важная грань авторского урока, дающая жизнь замыслу, а иногда и корректирующая его. Взаимодействие автора и исполнителя - проблема, еще не изученная педагогикой, изолированной от большого искусства, еще не разгаданная учительством.

В последнее время очень модна идея гуманизации и гуманитаризации образования. Вот, кажется, всерьез задумались о воспитании чцвтсв, о душе молодого человека. Но нельзя не заметить, что одновременно с этим все чаще в практической деятельности учителя - "инженера человеческих душ" - появляются термины из области производственной инженерии, в частности понятие "технология". Мы,учителя, видимо, и в самом деле должны почувствовать себя технологами крупномасштабного производства - фабрики по имени Школа - и поставить на поток производство "своей продукции", "нашей". Со знаком качества, конечно.Вот только о состоянии души самого учителя, работающего на этом "производстве", говорить по прежнему почему-то не принято. Да и технологии, сберегающей здоровье учителя, пока еще никто "не внедрил" - это "дело рук самого..."  Зато каждый учитель хорошо знает по своему опыту, что значит "сберегать здоровье" детей и какой ценой - ценой собственного.

А если серьезно, стоит задуматься над тем, что учитель и его ученики не роботы и ничто человнческое им не чуждо. Именно это - человеческое - необходимо не только сохранить, но и постоянно развивать, а не убивать "с помощью" современных технологий. Поэтому мое отношение к ним - осторожное, опытно-избирательное: учитель - художник, режиссер, созидатель... Это - и новая методика, и новые подходы, и новые стили и жанры наших уроков - детям. Это - новая роль учителя в школе, а вернее его новые роли каждый день на каждом уроке. Технология как поиск, конструирование модели урока, а не освоение чего-то нового, неизвестного. Это - режиссура урока, основа которого: "Новое открывают не те, кто много знает, а кто много ищет". Вот мое понимание процесса обучения, что всегда - диалог: союз, содействие, сотворчество. Ни для кого не секрет, что нестандартные формы урока как раз на это и направлены. Фантазии же нет предела. А значит, нет и стандартности.

"Может быть, только признавая право детей на нестандартность, мы получаем право на их воспитание?" (И.Д.Демакова, дпн)

Мои публикации:
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио