Главные вкладки

    «Технологическая карта урока-премьеры «Сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»
    методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

    Рындина Татьяна Ивановна

     

         Смыслу жизни, конечно, школа не научит – этому нельзя научить! – он должен быть найден каждым человеком самостоятельно. А вот «расставить ориентиры» - преподать знания об окружающем мире, привести примеры выбора нравственного идеала, жизненного пути и цели в поисках смысла жизни, то есть воспитать стремление к красоте, добру и правде, или вечным ценностям, может только настоящая семья, обязанности которой все чаще принимает на себя школа. Почему же наши дети, несмотря на все усилия школы, так незащищен сегодня от всякого рода «негативных влияний»? Почему институт семьи не выдерживает конкуренции со СМИ вообще и с Интернетом в частности?

         Педагогическая практика нашего коллектива учителей, солидарно работающих в одном и том же гуманитарном классе, подтверждает, что реализация системы КТС в учебной и внеучебной деятельности совместно со школьниками, особенно на этапе адаптационного периода перехода из начальной школы в основнуюоптимизирует организацию исследовательской деятельности учащихся, так как позволяет:

    • формировать интерес к учебно-исследовательской деятельности как необходимой составляющей обучения в профильных (в частности, гуманитарных) классах и первоначальные умения и навыки проведения исследований;
    • реализовать механизм включения будущих гуманитариев в опытно-экспериментальную работу;
    • обеспечить широкие возможности для «трансляции» личностных, творческих качеств;
    • осуществлять деятельность по составлению прогностического сценария развития ребенка;
    • создавать оптимальные условия для координации развивающей, воспитывающей и образовательной деятельности педагога, работающего с группой (классом) детей, в рамках поставленных задач.

     

         Исходя из собственной педагогической практики учителя русского языка и литературы, могу привести следующий пример создания (конструирования) КТС в системе развивающего обучения на уроке углубленного изучения литературы в 5  классе («Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 классы./ Под редакцией В.Г.Маранцмана. – М., «Просвещение», 1992.):

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

    открытого урока-премьеры

     по литературе

    Тема:  «Сценическая интерпретация

    поэтической сказки А.Н.Островского «Снегурочка»

    в школьном театре «ОКСЮМОРОН»:

    Защита продукционного творческого проекта

    («Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся как результат системы духовно-нравственного воспитания»)

    «На свете все живое должно любить»

    А.Н.Островский

    Предмет: литература

    Класс: 5 класс с углубленным изучением литературы

    Программа:

    1). Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 классы / Под ре.д. В.Г.Маранцмана. – М.., «Просвещение», 1992.;

     2). Программа литературного образования. 5-9 классы. / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М., «Просвещение», 2007.

    Тема по программе: А.Н.Островский. «Снегурочка»

    Методический комментарий к изучению произведения:

         Теория литературы: Понятие о драме. Выражение авторского отношения к героям и событиям в пьесе. Понятие об отзыве.

         Основные направления изучения темы:

    Личность и судьба драматурга.

    Противопоставление света и тепла тьме и холоду как нравственно насыщенная символика сказки «Снегурочка».

    Столкновение добра и зла, верности в любви и холодной жестокости, мудрости и легкомыслия в пьесе.

     Близость фольклору и общечеловеческий характер произведения. Жизнь, чувства, труд древних славян, опоэтизированные А.Н.Островским.

     Близость к природе, справедливость, искренность и цельность чувств как высшие нравственные ценности в пьесе.

    Поэтическая красота русской природы и народных сказок в сознании драматурга. Островский в Щелыкове. Выяснение читательских впечатлений школьников о пьесе и размышления о том, почему при грустном финале сказка названа «весенней».

    Развитие конфликта в пьесе. Спор Весны и Мороза в прологе о судьбе Снегурочки и царства берендеев. Противоборство «любви» и «сердечной остуды» в душе Снегурочки.

    Сложность оценки драматургом каждого из начал (гибельность безграничной любви и холодная чистота одиночества). Привлекательность и странность людского мира для Снегурочки. Непохожесть Снегурочки на всех «баб и девок». Снегурочка в семье бобылей. Бобыль и Бобылиха. Снегурочка и Лель. Снегурочка и купава. Выбор Мизгиря.

    Выразительное чтение диалогов и монологов героев. Мудрость царя берендеев: «На всеете все живое должно любить». «Беспечные берендеи» и высокие законы жизни, провозглашенные царем: правда, совесть, свобода чувства. 

    Выбор эпитетов для характеристики персонажей пьесы. Обряды (Масленица, свататанье) и их разыгрывание в классе. Раскрытие связи народных песен, включенных в пьесу.

    Отношение А.Н.Островского к искусству («Без песен жизнь не в радость»). Всеобщая привязанность к Лелю. Прослушивание песен Леля, написанных Чайковским для первой постановки пьесы.

    Диспут «Отчего погибли Снегурочка и Мизгирь и как Берендеево царство отнеслось к их гибели?» Сцена таяния Снегурочки в опере Римского-Корсакова в исполнении И.Масленниковой. Словесное рисование декораций к пьесе.

    № урока по теме: «А.Н.Островский. «Снегурочка»: 10-й урок

    Дополнительное время, необходимое на внеклассную работу с учащимися по данному проекту: не менее 30 часов  совместной внеурочной деятельности учителей и учащихся в творческих группах-экспедициях.

    Цель урока:

    публичное представление интеллектуальных и творческих способностей учащихся, раскрытых в ходе работы по созданию спектакля по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»; публичная оценка и признание достижений учащихся учителями, родителями и гостями представления

    Задачи урока:

    обучающие:

     - формирование умений и навыков художественного чтения литературного текста и проникновения в его художественное пространство;

     - формирование умений и навыков по созданию сценического образа литературного персонажа;

     - формирование умений и навыков по созданию сценического пространства (декорации, реквизит, музыкальное сопровождение);

    развивающие:

     

     - формирование основных, понятийных,  знаний о сценическом искусстве;

     - формирование целостного представления о литературном персонаже как сценическом образе драматического произведения;

      - формирование зрительского интереса к сценической интерпретации;

    воспитательные:

     - воспитание патриотических чувств, гордости за причастность к созиданию, сотворчеству с великим мастером искусства  отечественного слова , а также чувства ответственности за порученное дело, за собственные знания и умения, от которых зависит успех общего дела; послушания, терпимого отношения  и уважения друг к другу во время совместной  творческой работы, соблюдения дисциплины

    Функции учителя во время хода урока:

    Организовать и настроить учащихся на публичное выступление (вся организационно-подготовительная работа с учащимися  для зрителей, пришедших на спектакль остается «за кадром» и не освещается во время урока); занять почетное место в первом ряду зрительного зала и внимательно следить за ходом событий на сцене - играть роль почитателя юных талантов, - чтобы впоследствии оценить каждого по достоинству (спектакль рассчитан на малый зрительный зал – обычный учебный кабинет, оформленный, как театральный зрительный зал; сцена – подиум в классе; рекреация перед входом в «зал» - как театральное фойе, включая стенды-отчеты по экспедициям (см.ниже)

     

    Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Т.И.Рындина

    Творческие группы учителей и учащихся:

    1. историко-этнографическая (ответственные  – Е.А.Зинченко, учитель технологии и руководитель кружка «История русского народного костюма»; Н.А.Тощевикова – учитель истории и руководитель факультатива «Культурологические основы православия Подмосковья»; Л.П.Шипук – учитель биологии и руководитель школьного НОУУ; Т.И.Рындина – учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 «А» класса:  Е.А.Масякина – учитель математики, зам.директора по УВ; Кирпичева Татьяна, Латипова Светлана, Михайлова Яна, Иванова Надежда, Бабаян Нелли – учащиеся 5 «А» класса и бригадиры работы в группах):

         задачи: изучение особенностей русского национального костюма – головного убора женщин, сарафана, рубахи, юбки, украшений, домашней утвари и детской рукодельной игрушки, жилища славян «доисторического времени» (по Островскому);

          основные маршруты:  ватутинские родники в окрестностях поселка; археологические раскопки около деревни Десна Ленинского района Московской области – «Холм вятичей»,  храм деревянного зодчества Покрова Божьей Матери на Десне, музей народного костюма при Культурном центре данного храма, Ново-Иерусалимский монастырь; Оружейная палата Московского Кремля, дом-музей В.Н.Васнецова и Музей русского быта - «Купеческое подворье в Москве»; школьная библиотека; Интернет;

         продукт:  доклады по истории костюма (головной убор, сарафан, рубаха и юбка); изготовление рукодельной куклы и одежды и украшений для нее в русской традиции; изготовление сценических костюмов, подготовка реквизита и декораций для спектакля по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»;

       

    1. фольклорно-этимологическая (ответственные: Т.И.Рындина – учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5»А» класса; Н.А.Тощевикова – учитель истории и руководитель факультатива «Культурологические основы православия Подмосковья»; С.В.Бабикова – учитель музыки и МХК; Е.А.Масякина – учитель математики, зам.директора по УВР):

         задачи: изучение особенностей русского мифа,  сказочного и песенного фольклора  (запевки дружков и подружек  невесты, плачи-причитания невесты, застольные свадебные песни), русских национальных обрядовых традиций – Масленицы, сватовства, выкупа невесты и свадьбы; историю происхождения и значения трудных слов в тексте пьесы А.Н.Островского – старославянизмов, архаизмов, историзмов, русских пословиц и поговорок, вошедших в драму; подбор музыкального сопровождения к спектаклю;

         основные маршруты: храм Покрова Божьей матери на Десне – отчетный концерт этнографической экспедиции фольклорного ансамбля «Братчина» при Культурном центре храма, экскурсия и лекция в личном музее русского костюма матушки Ирины – «В гостях у матушки Ирины»; участие в Рождественском празднике Культурного центра для прихожан храма Покрова Божьей Матери на Десне;  дом-музей В.Н.Васнецова, Оружейная палата Московского Кремля,  музей русского быта «Купеческое подворье в Москве»; школьная библиотека; Интернет;

         продукт: составление «Словаря трудных слов» по тексту пьесы А.Н.Островского «Снегурочка»; составление «Словаря русских пословиц и поговорок о русском быте»; составление литературоведческих таблиц «Сказочные мотивы в пьесе» и «Русские обряды в пьесе»; уточнить по словарю В.И.Даля значение слова «берендейка» и ответить на вопрос: «Согласны ли вы с мнением, что мир Берендеева царства – это «мир света, торжества добра, красоты, справедливости?»; уточнить по словарю В.И.Даля значение имени главного героя «Мизгирь» и ответить на вопрос: «Соответствует ли образ Мизгиря данному определению? (нужно обратиться к сказке «Мизгирь» из сборника народных сказок Афанасьева); постановка девичьего обрядового хоровода и подготовка реквизита и декораций к спектаклю по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»;

    1. театрально-искусствоведческая (ответственные: Т.И.Рындина – учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 «А» класса; Н.А.Тощевикова – учитель истории и руководитель факультатива «Культурологические основы православия Подмосковья»):

    задачи: изучение истории и  основных особенностей традиционного русского дворянского домашнего театра; изучение отличий Русского духовного театра «Глас» в Москве; изучение традиций народного театра и школьного театра;

    отбор литературного текстового материала из пьесы А.Н.Островского «Снегурочка» для инсценирования в виде мини-спектакля на уроке-премьере; подготовка реквизита и декораций; распределение ролей («кастинг») и организация репетиций; постановка спектакля;

    основные маршруты: экскурсия по московской улице Малая Ордынка и  православных храмов, расположенных на ней, посещение  Дома-музея А.Н.Островского в Москве на улице Малая Ордынка; экскурсия-экспедиция в подмосковное родовое имение Пушкиных – село Захарово; посещение  спектакля Русского православного театра в Москве (спектакль «У Бога всего много»);

    посещение театра-студии «КотеЛ» Троицкого Городского Дома ученых, в котором выступает одна из учениц 5 «А» класса Кузнецова Анна  (премьера спектакля «Волшебные мечты»); школьная библиотека; Интернет;

    продукт: иллюстрации к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»  и краткие комментарии к ним: «Почему именно нарисованные вами моменты требуют зрительного восприятия?» « мини-постановка спектакля по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» на уроке-премьере «Сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»: Защита продукционного творческого проекта»;

    1. рекламно-издательская: (ответственные: Т.И.Рындина – учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 «А» класса; Антоненков Денис, Олейник Павел, Мамедов Руслан – учащиеся 5 «А» класса):

    задачи: создание рекламно-издательского мини-агенства для организации пиар-кампании в период подготовки спектакля школьного тетра «ОКСЮМОРОН» и в день премьеры спектакля по поэтической сказке А.Н.Островского «Снегурочка» (обеспечение фото- и киносъемки и обработка материалов с использованием средств ИКТ; написание текста для презентации проекта и создание компьютерной презентации; создание отчетных стендов по направлениям работы экспедиций; разработка оригинал-макетов программы премьерного спектакля, вкладыша  с сопутствующей информацией об инсценировке и театре «ОКСЮМОРОН», входного билета, изготовление с помощью средств ИКТ и тиражирование их; создание афиши премьерного спектакля); изготовление видеоролика с записью всего урока-премьеры и соответствующая обработка материалов видеосъемки;

    основные маршруты: участие во всех экскурсиях-экспедициях (см. выше по направлениям работы); школьная библиотека; Интернет; фотомагазин, рекламно-издательский центр п.Ватутинки (заказ и печать фотографий);

    продукт: рекламные стенды-отчеты (фотоочерк)  и компьютерный вариант отчета по системе духовно-нравственного воспитания учащихся 5 «А» класса в 2007-2008 учебном году как составная часть проекта по созданию спектакля в виде слайд-шоу – два блока – 1 и 2 полугодие)  - по направлениям деятельности учащихся в ходе проекта; театральная афиша премьерного спектакля; программа спектакля  и вкладыш; входной билет; видеоролик спектакля.

    Актуальность использования средств ИКТ:

    знакомство учащихся с разнообразием этого вида творчества (набор и печать текстового материала; создание мультимедийного слайд-фильма, создание презентации, создание видеофильма, использование информационных, аудио- и видеоресурсов сети Интернет.

    Виды используемых на уроке средств ИКТ:

    мультимедийный слайд-фильм, мультимедийный фильм (фрагмент мультфильма «Снегурочка»).

    Необходимое аппаратное и программное обеспечение:

    компьютерная установка в полном объеме, проектор, интерактивная доска (можно заменить экраном к проектору).

    Образовательные ресурсы Интернет:

    Российский образовательный портал

    Необходимый литературный материал:

    избранные фрагменты текста пьесы А.Н.Островского «Снегурочка» (рабочий сценарий сценической интерпретации пьесы) находится у суфлера (ученик или учитель за кулисами)

    Другие используемые материалы:  музыкальные фрагменты из произведений П.И.Чайковского и Н.А.Кимского-Корсакова; народная девичья хороводная песня в исполнении учащихся 5 «А» класса; фрагмент мультфильма «Снегурочка».

    Декорации, сценические костюмы и необходимый реквизит:

    собираются и создаются совместно учащимися, учителями и родителями.

    Организационная структура урока:

    1 этап (15-20 мин до звонка на урок): встреча гостей перед зрительным залом, в фойе (раздаются программа и входные билеты на спектакль); гости знакомятся со стендами-отчетами (фотоочерки о ходе работы над спектаклем, включая отчеты по экспедициям), а также с афишей; гости проходят в зрительный зал и занимают свои места согласно билетам; в это время за кулисами – последние приготовления артистов к премьере; звучит звонок на урок-премьеру.

    2 этап (3-4 мин.): ведущие – пять человек – торжественно открывают представление и презентуют творческий проект 5 «А» класса (текст презентации прилагается).

    3 этап (4-5 мин.): презентация проекта в виде слайд-шоу (в сопровождении музыки П.И.Чайковского).

    4 этап (25-30 мин.): сценическая интерпретация отдельных сцен поэтической сказки-пьесы А.Н.Островского «Снегурочка» (видеоматериалы прилагаются).

    5 этап (1,5 – 2 мин.) : завершающее слово артистов – одна из учащихся читает наизусть стихотворение Роберта Рождественского «Все начинается с любви».

    6 этап (5-10 мин.): девушки в народных костюмах приглашаю гостей в импровизированный в фойе буфет, где можно полакомиться русскими блинами с медом и горячим чаем  - в знак торжества Солнца, символа  весны, жизни, любви.

    7 этап (5-10 мин.): публичное поздравление артистов с премьерой (добрые благодарственные слова учителей, родителей и других гостей школьного театра «ОКСЮМОРОН»)

    Домашнее задание: письменный отзыв об участии в проекте.

    Общая продолжительность урока-премьеры – 45-60 мин.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России"

    Цели урока:  Образовательная: приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 ве...

    Технологическая карта урока по литературе "Русские народные сказки", 5 класс

    Материал представляет собой план-конспект урока по литературе в 5 классе с использованием ЭОР "Русские народные сказки" в виде технологической карты.Основная цель урока: обобщить и систематизировать з...

    Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Сказка как жанр УНТ"

    Технологическая карта урока по ФГОС с формируемыми УУД...

    Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»

    Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...

    Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

    Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...