Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Сказка как жанр УНТ"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Алексеева Надежда Сергеевна

Технологическая карта урока по ФГОС с формируемыми УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_zhanr_unt.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы  в 5 классе

Тема:  «Сказка как жанр УНТ»

УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Учитель: Алексеева Н.С.

Цель: расширить представление учащихся о сказке как жанре литературы, определить, на какие группы делятся сказки, проанализировать важность чтения  сказок в  формировании  духовного мира  детей.

Перед уроком раздать учащимся смайлики с разными изображениями-настроениями.

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность  уроку. Создает благоприятный настрой на работу.

Здороваются с учителем, проверяют готовность  уроку.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность

- Ребята, о чем мы говорили  на прошлом уроке?

-Какие жанры УНТ вы знаете?

- Дома вы должны были подготовить загадки. Давайте это проверим.

- Молодцы, вы отлично усвоили тему прошлого урока. Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению.

Учащиеся настраиваются на работу, вспоминают прошлый урок, проверяют домашнее задание.

- На прошлом уроке мы начали разговор об устном народном творчестве.

- Загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки, сказки, небылицы.

Несколько учащихся загадывают загадки, остальные их отгадывают.

Учащиеся выбирают смайлик и показывают учителю.

Познавательные: восприятие текстов разных стилей.

Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель этапа: зафиксировать затруднение в пробном действии.

- На прошлом уроке, как вы правильно сказали, мы говорили о жанрах УНТ. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из них.

- Послушайте звуковой фрагмент (звучит фонохрестоматия, отрывок из сказки «Царевна-лягушка», 15-40 сек.)

- Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке?

- А что такое сказка?

- Назовите мне  сказки, которые вы читали.

- Кто часто бывают героями русских народных сказок?

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

- Сегодня мы будем говорить о сказках.

Учащиеся дают определение понятию «сказка».

Учащиеся называют известные им сказки.

- Часто героями сказок являются животные.

Познавательные: восприятие текстов разных стилей, поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

3.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений.

- Молодцы, ребята! А как вы считаете, сказки все одинаковые или их можно разделить на группы?

- Можете вы мне назвать группы сказок?

- Что нам нужно сделать, чтобы ответить  на этот вопрос?

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

- Чтобы ответить на вопросы, нам нужно прочитать статью в учебнике.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:  коррекция (внесение необходимых дополнений)

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной  деятельности

- Прежде чем мы начнем читать статью в учебнике, давай определим цель нашего урока.

- Правильно. Прочитаем статью в учебнике с.8-10.

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

- Сегодня мы должны узнать, на какие группы делятся сказки.

Регулятивные : составление плана и последовательности действий; оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

5.Реализация построенного проекта

Цель этапа: актуализировать знания о сказке, о  группах сказок

- В начале урока вы говорили, что такое сказка. Проверьте свои предположения с определением в учебнике.

- Запишите определение из учебника в тетрадь.

- Что мы узнали о группах сказок из учебника?

- Нарисуем схему в тетради.

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

Учащиеся оформляют работу в тетради.

- Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных.

Один учащийся рисует схему на доске, учитель проверяет, потом все записывают в тетрадь.

                Сказки

волшебные                  о животных

                    бытовые

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Познавательные: поиск и выделение информации.

Физкультминутка

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать проговаривание изученного материала во внешней речи

- Дома вы готовили картинки  или рисунки к разным жанрам УНТ. Есть у кого-нибудь  картинки к сказкам?

- Давайте по вашим картинкам определим название сказок и группу, к которой они относятся.

Формулирование ответов на вопрос учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

Учащиеся, которые имеют картинки или рисунки, иллюстрирующие сказки, поднимают руки.

Учащиеся выполняют задание.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению); коррекция (внесение необходимых дополнений).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: провести самостоятельную работу над текстом

- Послушайте  дальше сказку, которая звучала в начале урока, и ответьте письменно на вопросы.

Вопрос №1: Как называется сказка?

Вопрос №2: К какому виду ее можно отнести?

Звучит фонохрестоматия, продолжение сказки «Царевна-лягушка».

Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду.

Самопроверка: «Сказка называется «Царевна-лягушка». Это волшебная сказка».

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений).

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

8.Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить представление о сказке как жанре литературы, о группах сказок

- Мы послушали с вами фонохрестоматию, а дальше будем читать сами.

Выразительное чтение учащимися сказки  «Царевна-лягушка».

Регулятивные:  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение информации.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

- Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.

- Ребята, а как вы думаете, нужно ли читать сказки?

-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

- Сегодня мы должны были узнать, на какие группы делятся сказки.

- Да, мы достигли поставленных целей, потренировались в определении групп.

- Да, они интересные, могут подсказать, как поступать в разных ситуациях.

Учащиеся ставят в карточке «+», сдают карточки учителю.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

Информация о домашнем задании

Дочитать сказку «Царевна-лягушка» до конца.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я умею отличать сказку  от других жанров

Я еще плохо отличаю сказку  от других жанров

В самостоятельной работе у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я доволен своей работой на уроке

Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Новые жанры инструментальной и вокальной музыки"

Технологическая карта  урока Предмет: МузыкаКласс: 5Тема урока: «Новые жанры инструментальной и вокальной музыки»...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...

технологическая карта урока Литературы Малые жанры фольклора"" 5 класс

технологическая карта урока Литературы Малые жанры фольклора"" 5 класс...