Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Михайлова Светлана Петровна

Технологическая карта

Учитель: Михайлова С.П

Предмет: литература

Класс:  5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учитель: Михайлова С.П

Предмет: литература

Класс:  5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема

Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Цели

Познакомить учащихся с  жанровым своеобразием произведения.

Задачи

1. Формировать навык разных видов чтения: поисковое, просмотровое (предметный результат).

2. Тренировать учащихся в извлечении информациии из текста (текстов статей, словарей, справочников), выявлять причинно-следственные связи (метапредметный результат).

3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, учиться сотрудничеству с учителем и сверстниками.(личностный результат)

Основные понятия

Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог, сказ.

Метапредметные связи

Выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации. Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь

Средства обучения:

Презентация, учебник, раздаточный материал.

Формы работы:

Коллективная, индивидуальная и групповая.

№  п\п

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат этапа.

Формирование УУД.

1-2 мин

Организационный этап.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Личностные УУД

Смыслообразование

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4-5 мин

Актуализация опорных знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Мотивация уч-ся к учебной деятельности.

Задание:

Ответить на вопросы (по слайду)

Осуществляет:

выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

По очереди отвечают, комментируют…
Обосновывают свой ответ…
Приводят примеры.

Познавательные УУД

1. Делать выводы, обобщения;

2. Осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4-5 мин

Целеполагание.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.

Работа с эпиграфом.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют, высказывают свои точки зрения по поводу темы  и задач урока.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока и его последующее содержание.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.

7-8 мин

Открытие нового знания.

Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.

 Задание.

Списать определение со слайда.

Выполнить задание на слайде (вставить пропущенные слова)

Чтение текста сказа.

Высказывают суждения по поводу отличия сказки от сказа.

Работа в парах, по цепочке.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения.

2. Владеть приёмами анализа и систематизации материала.

3. Перерабатывать и преобразовывать информацию (работать по схеме, образцу).

4.Формирование навыков поисковой деятельности.

4-5 мин

Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.  

Работа по тексту (Поисковое чтение)

Проговаривают по цепочке. Аргументируют свой ответ.

Познавательные УУД

1.Вести самостоятельный поиск информации (в  том числе  в справочниках, словарях).

2.Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

3. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство;

Коммуникативное УУД

Формирование уверенности в своих силах, положительного отношения к себе.

4-5 мин

Самостоятельная работа

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Предлагает индивидуальные задания (Составление текста в хронологическом порядке)
Обеспечивает мотивацию выполнения работы.
Контролирует выполнение работы.

Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи.

Ориентируется в информации, в тексте произведения.

Самооценка.

Познавательные УУД

1.Анализ, сравнение, работа по аналогии;

2.Излечение из предметных текстов необходимой информации;

3.Моделирование и преобразование моделей разных типов;

Коммуникативное УУД

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

2.Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

3.Формулирование и аргументация своего мнения;

7-8

 мин

Повторение

Цель: работа по алгоритму, анализ, подведение итогов, обобщение.

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений.

Работа проводится в микрогруппах:

Пересказ прочитанного текста.

 Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Учащиеся при работе с текстом обращают внимание на особенности звуков, обращаясь к правилам в учебнике, словарям.

Познавательные УУД

1.Извлечение из предметных текстов необходимой информации;

2.Использование знаково-символических средств;

 3.Выполнение действий по алгоритму;

4.Осознание и произвольное построение речевого высказывания;

Регулятивные УУД

1.Контроль. Коррекция. Оценка;

2.Волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

2-3 мин

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Предлагает учащимся подвести итог и оценить свою деятельность на уроке. Вопросы к классу:

-Какую задачу ставили?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Что нужно сделать еще?

 Анализируют свою деятельность и деятельность класса по достижению цели урока. Заполнение листов самооценки.

Познавательные УУД

1.Рефлексия способов и условий действия ;

1.Контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

Личностные УУД

1.Самооценка на основе критерия успешности;

2.Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

Регулятивные УУД

 1.Оценка, саморегуляция.

2.Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. 3.Прогнозирование.

2-3 мин

Домашнее задание.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Технологическая карта урока по Литературе, посвященного Году литературы

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;определить содержательные рамки урока...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...