Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")
методическая разработка (11 класс) на тему

Урок общеметодологической направленности.

Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.

Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главного героя, его поступки; активизировать познавательные интересы учащихся средствами ИКТ, проектной деятельности; развивать способность к анализу; обобщению, систематизации полученных знаний;формировать умение  находить и обрабатывать информацию; формировать умение работать в группе: умение  планировать работу, уважать мнение выступающего.

                           

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literature_v_11_klasse.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Технологическая карта урока литературы в 11 классе

Тема: «Проблема выбора» (по повести Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»)

Организационная информация

Предмет

Литература

Класс

11 класс

Тема урока

Проблема выбора (по повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»)

Учитель

 Русинова Оксана Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ гимназия им. И.А. Бунина

Методическая информация

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Цель урока

  • организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.

Задачи урока

  • совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки;
  • активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий, проектной деятельности;
  • развивать способность к анализу, обобщению, систематизации полученных знаний;
  • формировать умение находить и обрабатывать информацию;
  • формировать умение работать в группе:  умение планировать работу, уважать мнение выступающего

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Знать содержание прочитанного произведения;

уметь анализировать художественный текст; давать

характеристику герою произведения.

Р1- принимать учебную задачу;

Р2- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, результаты, действовать по плану;

Р3- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Р4- анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого  результата;

Р5- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины  и пути преодоления.

К1-  участвовать в продуктивном  диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

К2-  аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета; К3- строить монологические и диалогические высказывания;

К4- сотрудничать в совместном решении проблемы.

П1- извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства);

П2- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

П3- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Л1- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Л2- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Л3- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Формы и методы

Фронтальный опрос, эвристическая беседа, работа в группе.

Педагогические технологии

Проблемное обучение.

Информационно-коммуникационные технологии.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор.

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Этап мотивации (самоопределение к деятельности)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока

1. Работа над эпиграфом «Во всем, что происходит с нами и вообще в мире, истоки там, в наших душах, в том, чем они наполнены» В.Распутин.

2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся.

3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

У.: - Перечитывая произведения В.Распутина, можно заметить одну характерную особенность. Как правило, в основе каждой из повестей лежат исключительный случай, драматическая ситуация. Повести Распутина– это произведения о жизни, в них автор исследует вечные вопросы добра, справедливости, долга, ставит ситуации, которые требуют полного и точного проявления моральных качеств человека. Таким является и его произведение “Дочь Ивана, мать Ивана”.

 - Подумайте, на какой вопрос мы сегодня должны ответить?

- Сформулируем тему урока?

Комментируют эпиграф.

Выдвигают предположения о теме урока.

Л1

Р1

К3

П1

2

Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Активизирует знания учащихся.  Вспоминаем сюжет повести Распутина. Организует работу по проверке знания текста.

Создает проблемную ситуацию.

1.Учащиеся вспоминают сюжет.

У: 2) Убийство или возмездие? Как вы считаете?

 (Учащиеся высказывают свои точки зрения на поставленные вопросы.)

3) Почему именно в руки матери автор вкладывает орудие возмездия? 

( Женщина, защищая своего ребенка, в кризисные ситуации способна на многое, даже на убийство человека, надругавшегося над ее дочерью)

4) Каковы истоки характера главной героини?

 ( Проследить по тексту повести, как складывается характер героини: детство, юность, влияние отца на характер героини)

5) Каким предстает отец пострадавшей девочки?

 (Характер отца девочки слабее характера матери. Немаловажная деталь - фамилия Воротников - лишь подчеркивает второстепенность образа)

6) Как вы считаете, символично ли, что только главную героиню автор называет по имени - отчеству?

 ( Уважаемого человека всегда называют по имени - отчеству. Именно такой является Тамара Ивановна. Традиционно у Распутина женские образы  сильнее, чем мужские. Именно женщина является хранительницей семьи, ее консолидирующим центром)

7) Обратим внимание на семантику имени главной героини: Тамара в переводе с древнееврейского ("финиковая пальма"), вспоминается и грузинская царица Тамара, правившая в XIII веке, которая отомстила своим врагам.

8)  Каков смысл названия повести?

 (Дважды повторенное "Иван" в имени сына и деда дает основание говорить о преемственности поколений. Сын - мать - дед - неразрывная жизненная нить, которая связывает  семью)

9) Какие еще проблемы поднимает автор в своей повести?

 ( проблемы: преступление - наказание, отцы - дети, народ - власть)

10)  Как решается первая проблема? 

( За совершенное убийство главная героиня осуждена на  шесть с половиной лет, она не пытается оправдываться: "Сама ответ держать буду". В городе женщине сочувствуют)

11) Можно ли утверждать, что беда случилась с дочерью, потому что существовала проблема "отцов и детей"? 

(Иногда недопонимание между старшим и младшим поколениями  приводит к  печальным и даже трагическим последствиям)

12) Как показаны в произведении народ и власть? 

( Народ, уставший ждать, когда жизнь наладится, способен на открытое проявление недовольства, если власть продажна, не способна навести порядок)

13) Каковы приметы времени?

 ( Город, в котором все чувствуют себя неуютно, противопоставлен деревне с вековыми традициями. Хорошо живут лишь те, кто приспособился к новым условиям жизни, вписался в рыночные условия)

14) Что автор говорит о современной школе?

 (Новомодные предметы вытеснили традиционные, школа - уменьшенная модель общества, в которой отразились все реалии современного времени)

15)  Как автор показывает досуг молодежи?

 ( Учащиеся находят в тексте повести описание Дома пионеров, погром скинхедов)

16) Какая роль автором отводится  сыну Ивану?

 ( Иван в отличие от надломленной Светланы характером пошел в мать, Тамару Ивановну. Он также не пасует перед опасностью, может за себя постоять. Зачитать фрагмент "На берегу". После армии с артелью плотников Иван отправляется в деревню строить храм)

Учащиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы. Вспоминают сюжет повести Распутина.

В основе произведения лежит происшествие, случившееся в одной семье. Из дома неожиданно пропадает дочка Светлана. Родители начинают поиск самостоятельно, но затем привлекают и милицию. Мать и отец находят дочь и вычисляют преступника. Начинается следствие. Светлану и ее родителей подвергают бесконечным допросам, но у преступника появились связи и он может избежать наказания. Об этом догадались и узнали родители Светланы. Ее мать– Тамара Ивановна решила сама свершить правосудие. Она убивает преступника в здании прокуратуры и попадает в тюрьму. Трудолюбивая и крепкая семья почти распадается. Через 4 года Тамара Ивановна возвращается. Ее освободили за добросовестное поведение. В это время дочь успеет выйти замуж, затем развестись. Она растит ребенка одна, сын Иван плавает на Байкале, затем уходит в армию, а муж Анатолий ждет ее.

2) Учащиеся высказывают свои точки зрения на поставленные вопросы.

3) Женщина, защищая своего ребенка, в кризисные ситуации способна на многое, даже на убийство человека, надругавшегося над ее дочерью.

 4) Проследить по тексту повести, как складывается характер героини: детство, юность, влияние отца на характер героини.

5) Характер отца девочки слабее характера матери. Немаловажная деталь - фамилия Воротников - лишь подчеркивает второстепенность образа

6) Уважаемого человека всегда называют по имени - отчеству. Именно такой является Тамара Ивановна. Традиционно у Распутина женские образы  сильнее, чем мужские. Именно женщина является хранительницей семьи, ее консолидирующим центром. 7) Тамара в переводе с древнееврейского ("финиковая пальма"), вспоминается и грузинская царица Тамара, правившая в XIII веке, которая отомстила своим врагам.

8)Дважды повторенное "Иван" в имени сына и деда дает основание говорить о преемственности поколений. Сын - мать - дед - неразрывная жизненная нить, которая связывает  семью.

9)Проблемы: преступление - наказание, отцы - дети, народ - власть).

 10)  За совершенное убийство главная героиня осуждена на  шесть с половиной лет, она не пытается оправдываться: "Сама ответ держать буду". В городе женщине сочувствуют)

11) Иногда недопонимание между старшим и младшим поколениями  приводит к  печальным и даже трагическим последствиям.

12) Народ, уставший ждать, когда жизнь наладится, способен на открытое проявление недовольства, если власть продажна, не способна навести порядок).

 13) Город, в котором все чувствуют себя неуютно, противопоставлен деревне с вековыми традициями. Хорошо живут лишь те, кто приспособился к новым условиям жизни, вписался в рыночные условия.

14) Новомодные предметы вытеснили традиционные, школа - уменьшенная модель общества, в которой отразились все реалии современного времени.

15) Учащиеся находят в тексте повести описание Дома пионеров, погром скинхедов)

16)  Иван в отличие от надломленной Светланы характером пошел в мать, Тамару Ивановну. Он также не пасует перед опасностью, может за себя постоять. Зачитать фрагмент "На берегу". После армии с артелью плотников Иван отправляется в деревню строить храм.

 

 

Л2

Р3

К1

П2

3

Этап постановки учебной задачи (проблемы)

Цель:

  • выявить места и причины затруднения;
  • организовать коммуникативное взаимодействие при работе в группах.

Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации. Завершение этапа связано с постановкой цели урока. 

У.: Молодцы. Вы прекрасно справились с заданием.

А теперь нам предстоит поработать в группах, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока.

1 группа

 Дает ли автор совет, как найти выход из сложившейся ситуации? 

Свой взгляд на происходящее в России Валентин Григорьевич вложил в литературно выграненную формулу: "За эту эпоху жизнь закалилась и уплотнилась настолько, что она не признает никаких сомнений, ничего хлябающего, перетаптывающегося, и уверенно делает главное дело - чеканит из человека монету"

 

2 группа Повесть Распутина вызвала разные отклики: положительные и отрицательные. Некоторые рецензенты считают, что повесть разжигает национальную рознь. Как вы считаете?

 (Учащиеся высказывают свою точку зрения)

3 группа

Можно ли молчать, когда на ваших глазах  происходить утрата традиций, попирается святое, на чем веками держалась жизнь?

  Автор показал причины, почему это произошло с нами, поставил диагноз, наша задача сделать свой нравственный выбор.

 

Учащиеся выявляют и фиксируют причину затруднения.

Р1

К1

П1

4

Этап построения проекта выхода из затруднения. Работа в группах.

Цель:

  • постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Учитель организует групповую деятельность учащихся.

Учащиеся выбирают метод разрешения проблемной ситуации. Работают в группах.

Л3

Р2, Р4

К4

П1, П2

5

Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель:

  • включение нового способа действий в систему знаний;
  •  повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Учитель организует беседу по вопросам после выступления каждой группы.

Вывод:

Можно по - разному оценивать повесть В.Распутина, но важно то, что в изображении страдания, в описании людей, потерявших себя, ему по - прежнему нет равных. Точностью его диагнозов нельзя не восхититься. Распутину удалось главное: его произведения не оставляют читателя равнодушным.

        Невольно вспоминается ранее написанная вещь Распутина, где писатель сказал: "Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоить твой дом". Давайте прислушаемся к мудрому совету писателя. Это наша земля, и от нас с вами зависит, каким будет завтра, от нас зависит, будем ли мы на своей земле хозяевами. Выбор за нами.

        

Можно по - разному оценивать повесть В.Распутина, но важно то, что в изображении страдания, в описании людей, потерявших себя, ему по - прежнему нет равных. Точностью его диагнозов нельзя не восхититься. Распутину удалось главное: его произведения не оставляют читателя равнодушным.

        Невольно вспоминается ранее написанная вещь Распутина, где писатель сказал: "Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоить твой дом". Давайте прислушаемся к мудрому совету писателя. Это наша земля, и от нас с вами зависит, каким будет завтра, от нас зависит, будем ли мы на своей земле хозяевами. Выбор за нами.

        

Защищают проекты.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют вывод по проблеме урока.

Р3

К2, К3

П3

6

Этап рефлексии учебной деятельности

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности.

Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание.

У.: Подведем итоги урока. Подумаем над вопросами:

- Над чем заставила задуматься повесть Валентина Распутина?

Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению:

1 уровень:

напишите сочинение - отзыв о прочитанном произведении В.Распутина: "Нравственные уроки повести "Дочь Ивана, мать Ивана».

2 уровень:

 «Письмо В. Распутину»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание.  

Л2

Р5

К3

П3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Человек в кризисной ситуации, или Проблема выбора" (По повести В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок литературы с применением проблемной технологии нацелен на осмысление современных проблем, поднятым В.Распутиным в повести; формирование активной гражданской позиции учащихся; воспитание чувства о...

Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"

Технологическая карта урока литературы.  Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...

Технологическая карта урока литературы по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица»

Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме " И.А.Крылов. Басни "Волк на псарне", "Ворона и Лисица" по учебнику В.Я.Коровиной...

Технологическая карта урока литературы по теме:" Рассказ О.Генри "Фараон и хорал"

Технологическая карта урока литературы по теме: "Рассказ О.Генри "Фараон и хорал" демонстрирует возможности проведения урока с использованием технологии РКМПЧ и  таких  инновационные приемы,...

Технологическая карта урока литературы на тему "Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"

Данный материал содержит конспект урока на тему :" Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"Цель: рассмотреть образы Тараса Бульбы, казачества в изображении Н.В. ГоголяЗадачи:Ø...

Технологическая карта урока литературы по теме: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний, 2  урок в темеТема урока: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Фе...