Технологическая карта урока литературы по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Любимова Ольга Павловна


Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме " И.А.Крылов. Басни "Волк на псарне", "Ворона и Лисица" по учебнику В.Я.Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Технологическая карта урока по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица».                                                                                                              

Цели деятельности педагога

Дать представления о художественном и языковом своеобразии басен И.А.Крылова; помочь учащимся осмыслить жанр басни; развивать навыки выразительного чтения басни, умения находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Тип урока

Урок анализа басен

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни

Познавательные: Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль, определять основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные: Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам , развивать устную речь.

Регулятивные: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; анализ языковых и художественных явлений

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Образовательные ресурсы

Демонстрационный материал

презентация по теме урока

Основные понятия

                                                                                                   

                                                                               Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Промежуточный контроль

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала

Вступительное слово.

Ответ на вопрос: « В чём разница между басней и сказкой, ведь там и там действуют животные»

Слушают учителя, участвуют в диалоге, сравнивая басню и сказку. Обозначают проблематику басен.

Фронтальная

Познавательные: осознают познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Листы обратной связи

2.Актуализация и проблемное учебное действие.

Включение в систему

Повторения

3. Выявление места и причины затруднения

Обобщение ранее полученных сведений, оценивание работы

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа

Начнём работу с того, что "погадаем» на ромашке. Знаете, как гадают?

 Тот, кто гадает,отрывает лепесток и говорит: «Любит  - не любит». Мы же сейчас с вами узнаем, кто знает, а кто не знает.

Вопросы:

1. Как называется краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий  иносказательный смысл?

2. Как называются начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом?

3. На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют как люди?

4. Что такое аллегория?

5. Как называется перенос человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления?

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы.

        

Отвечают на вопросы теста

Обдумывают ответы на вопросы, применяют к анализу деятельности знания и умения, участвуют в диалоге с учителем.

Групповая

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают

умения использовать полученные знания в практической деятельности

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки

Практическая работа, оценивание своих знаний

Устные ответы, задают вопросы для уточнения информации

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения

Беседа по вопросам

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися

 

Создание проблемной ситуации. Ответ на вопрос: «Возможно ли, что, читая басни, человек на примере животных научится видеть свои недостатки и исправить их?»

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Отвечают на проблемный вопрос.

Фронтальная

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, участвуют по плану

Задают вопросы

5. Творческая практическая деятельность.

Раскрытие сущности  новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Физкультминутка

Самостоятельное чтение учащимися статьи «У каждой басни Крылова своя история» (учебник с.60)

Чтение басни «Волк на псарне»

Анализ басни по вопросам:

1. Какова причина шума, переполоха на псарне?

2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение?

3.Каково поведение Волка в этот момент? ( Щёлкает зубами, ощетинился, глазами всех съест).

4. Каким изобразил его Крылов? ( Зол, опасен, хитёр, чувствуется разница между делом и словом персонажа).

5. В речи Волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить своё появление на псарне?

6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его? (Не верит ему).

7. Кто кому противопоставлен в басне? (Волк Ловчему).

8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку? ( Он умудрён жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надёжность этого человека, уверенность

в правоте своего дела).

9. О каких качествах волка вы можете сказать?

10. Действуют ли в этой басне приёмы олицетворения и аллегории?

11. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая? (Суть этой басни актуальна и в наши дни).

Работа над лексическим значением слова.

1. Как вы понимаете следующие выражения: «попал на псарню», «поднялся … двор», «и вмиг ворота на запор», «расчесться за овец», «пустился в переговоры», « не делать мировой», «Выпустить на Волка гончих стаю».

2. какие слова басни звучат как крылатые выражения, пословицы. ( «Попал на псарню», «вмиг ворота на запор», «глазами кажется хотел бы всех он съесть», «пустился в переговоры», «не делать мировой», «выпустил на Волка гончих стаю»,).

3. Рассмотрим иллюстрацию А.Лаптева к этой басне. Как вы считаете, соответствует ли она характеру крыловского текста?

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Чтение басни «Ворона и Лисица»

Анализ басни по вопросам:

 1. Найдите, где в тексте

басни спряталась мораль. В чём её смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр?

3. Что использует Лисица для достижения своей цели?

4. Почему лесть вредна?

5. А почему в сердце льстец всегда отыщет уголок?

6. в чём заключается глупость Вороны?

7. В чём смысл басни?

8. Есть ли в басне положительный герой?

9. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Работа над лексическим значением слова.

1. Выпишите слова и фразы, которыми рассказчик характеризует Ворону и Лисицу.

2.Каково лексическое значение слова взгромоздиться?

3. Каково лексическое значение слова каркнула?

4. Каково лексическое значение слова вещунья в басне?

5. Что рассказали о вороне слова каркнула, вещунья?

6. Выпишите слова и фразы, с которыми Лисица обращается к Вороне. В каких произведениях встречаются такие слова? (Прямая речь

Лисицы насыщена уменьшительно –ласкательными формами, присущими разговорной и народно-поэтической речи.)

7. Как характеризует Лисицу такое красноречие?

Принимают участие в работе. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Групповая, индивидуальная

Познавательные: читают, слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Выполняют задания в тетрадях

6. Закрепление с комментированием во внешней речи

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Обобщение полученных знаний.

Подведение учащихся к самостоятельному выводу о баснях.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Проверка и обсуждение предыдущего этапа урока. Коррекция ЗУН по теме.

Урок понравился?

Что делали на уроке?

Нужно изучать басни?

Что интересного узнали на уроке?

Объясняет домашнее задание

Принимают участие в работе. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Вспоминают, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Слушают и записывают в дневник.

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают

умения использовать полученные знания в практической деятельности

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают

умения использовать полученные знания в практической деятельности

Оценивание учащихся за работу на уроке

Умение оценивать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"

Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица" 5 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Один из этап...

Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"

Технологическая карта урока литературы.  Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...

Технологическая карта урока литературы по теме:" Рассказ О.Генри "Фараон и хорал"

Технологическая карта урока литературы по теме: "Рассказ О.Генри "Фараон и хорал" демонстрирует возможности проведения урока с использованием технологии РКМПЧ и  таких  инновационные приемы,...

Технологическая карта урока литературы на тему "Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"

Данный материал содержит конспект урока на тему :" Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"Цель: рассмотреть образы Тараса Бульбы, казачества в изображении Н.В. ГоголяЗадачи:Ø...

Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...

Технологическая карта урока литературы по теме «Чудесный доктор» А.И. Куприна как рождественский рассказ». 6 класс

Урок-иследование по рождественскому рассказу Куприна "Чудесный доктор" составлен в соответсвии с требованиями ФГОС. Деятельность учащихся направлена на формирование метапредметных, предметны...


 

Комментарии