Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Мишукова Лариса Петровна

Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица" 5 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Один из этапов урока - творческое задание. Создание собственных басен учащимися. Предназанчено для учителей русского языка и литературы, обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Степновская  средняя общеобразовательная школа»

Назаровского района Красноярского края

Интегрированный урок

литература, обществознание

по теме «Деятельность» (обществознание) на материале басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

5 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Мишукова Лариса Петровна,

учитель русского языка и литературы

Михайлова Ольга Михайловна,

учитель обществознания

Бабак Любовь Петровна

п. Степной

2014

Разработка урока. 5 класс Литература

Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Интегрированный урок с обществознанием (из обществознания

тема «Деятельность»)

Авторы разработки урока:

Мишукова Л.П. – учитель русского языка и литературы

Михайлова О.М  - учитель русского языка и литературы

Бабак Л.П. – учитель обществознания

Цель: (литература): проанализировать образы главных героев басни; научить создавать собственные басни, зная их отличительные особенности.

Результат: умеют на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления, героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню;

Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, распределяют функционал в группе;

Умеют презентовать тексты, оценивать выступление товарищей по заданным критериям.

Ход урока:

Этап урока

Форма работы

Содержание

Примечание

оборудование

I. Анализ басни.

Слово

Учителя

Диалог с учащимися

1.  Сегодня мы продолжим знакомиться с прекрасным миром басен Крылова.

И разберём подробно его басню «Ворона и Лисица»

2. У нас сегодня на уроке группы сформированы по-новому. Выберите капитана новой группы

3. Как вы считаете, что входит в значение фразы «Проанализируем басню»? Что для этого нужно сделать?

 

1. Чтение басни

актёром

Дети слушают басню в исполнении актёра И.Ильинского

Фонохрестоматия

2. Жанр

Группа

Определение жанра.

В группах доказать, что произведение Крылова «Ворона и Лисица» относится к жанру басни (по признакам басни) (3 мин)

(Начинает выступать 1 группа, остальные на дополнении)

Вывод: Произведение Крылова «Ворона и Лисица» является басней.

Анализ басни:

3. Словарная работа

Класс + слово учителя

Просмотрите ещё раз внимательно текст басни и определите, значение каких слов или выражений вам непонятно.

- Вещуньина (голова)- от слова вещунья – предсказательница  (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье.).

- Взгромоздиться – взобраться с усилием, устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо. 

- Лесть – угодливое восхваление

- Царь птица – лучшая из всех птиц

- В зобу дыханье сперло – стало трудно дышать, зоб – расширенная часть пищевода у птиц, где накапливается и обрабатывается пища.

- Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью. 

- Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном. 

- Все не впрок – не на пользу

- Пленить- покорить чем – либо, очаровать

Словарная работа

+

История выбора Крылов слова «взгромоздясь»

(карточка)

4. Сюжет басни

Класс

Определим сюжет басни. Сюжет – это цепочка событий, описанных в произведении.

Простроим эту цепочку.

(Сначала проговариваем, затем слайд №3)

Проговариваем каждый пункт сюжета.

1. История о вороне, которой «Бог послал кусочек сыру..»

- Какая же история приключилась с вороной?

- Какое выражение употребляет Крылов, подчёркивая, что ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно?

- Съедает ли она сыр сразу?

2. Случайно пробегающая Лиса, учуяв запах сыра, захотела его отнять.

- Какова реакция Лисы на сырный дух?

- Какой фразой автор говорит о том, что приближении лисы не принесёт ничего хорошего?

- Какая фраза свидетельствует о том, что лисица тоже хочет сыр?

3. применяя лесть, Лисица добивается своей цели, а ворона остаётся ни с чем.

-  удаётся ли лисе завладеть сыром?

 - Какой способ она избирает для этого?

Сюжет басни:

5. Мораль

Группа

Прочитайте в группах мораль басни и определите её поучительный смысл. (через лесть выходим на образ лисицы)

6. Характеристика героев

 Класс

Группы

Вспомним, из каких компонентов состоит характеристика литературного героя?

1. внешность (на примере картины худ. Е. Рачёва.

Какими мы видим Ворону и Лисицу в изображении художника?

(С одной стороны, мы видим, что ворона находится наверху, она смотрит сверху вниз, как поступают люди знатные, занимающие важное, высокое положение, об этом же говорит и наряд вороны, а вернее было бы сказать, ворона. Лисица же смотрит снизу вверх, как существо униженное, зависимое. Но стоит внимательно присмотреться к выражению глаз лисы и её ухмылке, как становится понятно, что господин положения – лиса, это она наверху, картинка как будто переворачивается. И подобострастно сложенные лапки, и полусогнутые ноги – это лишь игра, притворство, но какое остроумное, язвительное.

2. Речь героев (Лисица) Гр. №1.

3. характер лисицы гр.№2

4. Характер вороны. Гр№3

5. Поступки героев и их взаимодействие друг с другом. Гр. №4

Выступление групп.

1. Речь героев. Речь лисицы полна лести. Заискивающая. Говорит сладко, чуть дыша. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Называет ворону сестрицей.

Речи вороны нет. Но мы знаем, что она каркнула во всё воронье горло. Зачем автор намеренно в одной строчке употребляет однокоренные слова «Ворона каркнула во всё воронье горло»? Автор дважды использует однокоренные слова ворона и воронье, акцентируя внимание читателей на невозможности вороньего пения. Где же ангельский голосок? Издевательство Лисицы достигло предела: «Сыр выпал – с ним была плутовка такова».

2. характер лисицы.

Хитрая, лукавая, льстивая, умная, умеет быстро принять решение, хитроумная, сообразительная, находчивая.

Знаете ли вы, что есть свидетельства современника о том, что Иван Андреевич Крылов сравнивал себя самого с этой Лисицей? В то время жил плохой стихотворец, граф Хвостов, человек богатый и недалёкий. Крылов рассказывал, посмеиваясь, что иной раз покорно слушает стихи Хвостова, похваливает их, а потом одалживает у разомлевшего графа деньги взаймы.

3. характер вороны.

Сюжет басни позаимствован Крыловым у древнегреческого баснописца Эзопа. Только в басне Эзопа главным героем был Ворон – символ мудрости. Крылов меняет ворона на ворону. Почему?

Неуклюжая, глупая, недалёкая, нерасторопная, вялая, разиня, зевака, самовлюблённая, высокого мнения о себе, честолюбивая

4. Поступки героев и их взаимодействие друг с другом.

- как ведёт себя лиса, чтобы добиться своей цели. Какие глаголы использует для этого Крылов?

Какова реакция вороны на лесть лисицы?

В речи людей очень часто можно услышать фразу: «Ну, ты и лиса». В каких ситуациях она уместна?

А ещё говорят: «Ну, что проворонил». Когда употребляют такое выражение?

Характеристика литературного Героя

Картина Рачёва

Карточка

7. Обществознани

Обществознание.

Деятельность: цель, потребность, мотив, средства достижения, результат

Учитель обществознания

8. Работа с новым названием басни

Выбор новых героев

Выбор название

Басни

Диалог

Итак, ребята, вернёмся к самому началу басни. К её заглавию и героям. Крылов главными героями басни сделал ворону и лисицу.

Представьте себе, что героями басни могли бы стать другие животные и птицы. Поменяем одного героя.  

Кто бы мог быть на месте вороны?

Орёл, соловей, кукушка, ястреб, сова.

Кто бы мог быть на месте лисицы?

Осёл, свинья, волк, медведь, муравей, обезьяна.

Выберите в группах новое название басни, заменив лишь одного героя.

Как вы считаете, изменится ли сюжет басни, если изменится хотя бы один герой? Почему?

(Прописать на доске)

(Прописать на доске)

Группы

Пропишите черты характера выбранного вами героя, его манеры, поведение, как он будет говорить. (4 мин. Выступление)

9. Обществознание

Изменится ли деятельность у новых героев?

10. Создание новых басен

Слово мастера. Класс

Цель нашей работы – написать свою басню (от группы) с новым героем.

Критерии оценки басни. (Таблица) проговорить.

Таблица

11. Творческая работа

Группы

Создание своих басен с новым героем.

12. Презентация сочинённых басен

Группа

Группа презентует собственную басню. Остальные группы, жюри оценивают выступление по данным критериям (критерии обговариваются) (см. Приложение)

Сочинённые басни ноябрь.2013г. 5а класс

1. Ворона и Медведь 

Ворона сидела на ели.

Бог  послал ей сыр.

Тут мимо проходил медведь.

Медведя сырный запах вдруг пленил.

И вот медведь заговорил:

О что за запах, что за чудо?

Откуда он? Откуда?  

Взглянул наверх и видит там ворону.

Ворона крепко держит сыр, не хочет отдавать, не хочет!

- Ворона, дай мне сыр.

А я тебе бочонок мёда.

А ты мне кусочек сыра.

Подумала ворона, согласилась.

Медведь получил сыр, а ворона  мёд.

Мораль сей  басни такова:

Коль хочешь ты чего-то получить,

Умей делиться сам!

(Авторы: Горшунова Д., Верхутова К.)

2. Ястреб и лисица

Как-то  раз  торговец  вез товар и  нечаянно потерял  кусок  сыра.

Мимо пролетал  зоркий ястреб и заметил  лежащий на мосту сыр.

Мгновенно сыр схватил, на дерево взобрался и пообедать он собрался.

А тут лиса близехонько бежала, вдруг сырный дух лису остановил.

Лисица видит сыр -лисицу сыр пленил .

Плутовка к дереву тихонечко подходит

И начинает жалобно просить: «Послушай, ястреб, мой дружочек, давай наш

сыр поделим пополам.

Мне хочется так сильно кушать, ты вон какой большой , а я совсем худая».

Но ястреб был умней.

Лисицыным словам он не поверил и начал речь такую говорить:

- Ты хитрая , но я тебя мудрей .

И тут вдруг ястреб крыльями взмахнул и был таков.

Лисица наша осталась ни с чем. Мораль той  басни такова:

Что лесть гнусна , вредна, но ты не поддавайся ей!

(Авторы: Васильева Д., Пчёлкина М.)

3.                      Ворона и волк.

Вороне где-то Бог послал кусочек мяса;

На ель ворона залетев,

Позавтракать было совсем уж собралась,

И тут из чащи вылез серый волк,

Зубами щёлк  да щёлк,

И он почуял запах мяса,

И говорит он ей: « Отдай этот лакомый кусочек мяса мне!»

Ворона отказом махнула головой,

И он ещё злее стал угрожать,

Рычать, кричать и дерево ломать,

Кору от дерева сдирать.

Вороне стало страшно, и она, прижавшись к дереву,

Подумала: « Пока жива, скорее ноги уносить».

Хвостом вильнула и улетела!

А волк остался не удел.

Ни сыра, ни вороны

Запомните, друзья,

Что грубость - это плохо,

И никогда не повторяйте

Поступок серого волка.

Авторы: Мишуков Д., Карцев К., Румянцев З., Пеллинен А., Зыков А.

Список использованной литературы:

  1.  Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. Носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И, Коровин. – 13-е изд.,  - М.: Просвещение, 2011. – 319 с.: ил.
  2. Беломестных О.Б, Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2004
  3. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2012. – 252 с.

Дополнительные материалы:

Аудиозапись басни «Ворона и Лисица» в исполнении актёра И. Ильинского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока "Обществознание + экономика"

Урок « Роль государства в экономике»  Тип урока: комбинированный, 10 класс. Цель урока: рассмотреть, в каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику...

Разработка интегрированного урока по литературе,МХК

Данный урок поможет открыть для обучающихся новые страницы жизни и творчества Леонардо да Винчи,  познакомиться  с литературной деятельностью гения, обратить внимание обучающихся через лично...

Разработка интегрированного урока по литературе,МХК

Данный урок поможет открыть для обучающихся новые страницы жизни и творчества Леонардо да Винчи,  познакомиться  с литературной деятельностью гения, обратить внимание обучающихся через лично...

Интегрированный урок обществознание — литература – история по рассказу Е.И. Носова «Кукла»

Урок проведен с компьютерным сопровождением. Презентация к уроку подготовлена самостоятельно. Цель урока: оценить мастерство Е. И. Носова в раскрытии проблем современности, привлечь внимание к ли...

Методическая разработка. Интегрированный урок обществознания (экономики) и английского языка по теме: "Деньги"

Класс: 11 АОсновной метод – защита презентацийТип урока - обобщение и закрепление знаний по теме “Деньги”Цель урока - Использование метапредметных связей в обучении обществознанию (экономики) для сове...

Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс

Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс имеет цель -показать учащимся особенности межнациональных отношений в современном мире, на постсоветском пространс...