Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Генкина Татьяна Борисовна

Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс имеет цель -

показать учащимся особенности межнациональных отношений в современном мире, на постсоветском пространстве, условия их развития, проблемы и пути решения; сформировать  у обучающихся представления по данному вопросу на материале художественных произведений.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 34.mezhnatsionalnye_otnosheniya.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок обществознания –литературы. 11 класс.

Межнациональные отношения. Д.З. № 15.

Авторы:

 учитель обществознания – Генкина Т.Б., учитель литературы – Молчанова Л.Н.

ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся особенности межнациональных отношений в современном мире, на постсоветском пространстве, условия их развития, проблемы и пути решения; сформировать  у обучающихся представления по данному вопросу на материале художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

  1. Понимать особенности и условия межнациональных отношений;
  2. Представлять угрозу и значение межнациональных конфликтов в современном мире;
  3. Применять знания в решении заданий ЕГЭ .
  4. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам.
  5. Продолжить формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
  6.  Развивать умение анализировать художественные произведения.

Педагогические технологии, используемые на уроке:

  1. Технологии личностно-ориентированного образования
  2. Технологии проблемного обучения
  3. Проектные технологии
  4. Технологии критического мышления
  5. Технологии эффективной речевой деятельности
  6. Информационно-коммуникационные технологии

План.

  1. Основные тенденции в развитии национальных отношений.
  2. Национальные конфликты и пути их решения.
  3. Пути межнационального сближения.
  4. Конституционные основы государственной национальной политики РФ.

Ход урока.

Перед уроком класс делится на 4 группы.

В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, подучит вдвое больше», И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось» чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.  

Подумайте, о чем говорит эта притча. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ребята вместе с учителем формулируют тему урока.

Многонациональная среда есть объективно существующая, типичная черта и условие жизни современного человека в условиях глобализации, народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют. Проблемы межнациональных отношений стоят сегодня достаточно остро во многих государствах мира. Наша страна не исключение.

Цель урока – рассмотреть особенности межнациональных отношений в современном мире,  проблемы и пути их решения, сформировать  представления по данному вопросу на материале художественных произведений.

 

Задание группам – написание коллективного эссе по проблеме урока:

Этнические конфликты - минное поле между нациями, отечеством и человечеством.

1.Основные тенденции в развитии национальных отношений.

Решение теста на доске:

Межнациональные отношения — это

1) отношения людей, складывающиеся в исторически определенных общественных формах

2) отношения между нациями-государствами

3) взаимодействие нескольких социально-этнических общностей

4) система хозяйственных связей между экономиками разных стран

Два уровня межэтнических отношений.

1.Отношения  между  разными  национальностями  внутри  одного  государства

2. Отношения  между  разными  нациями -  государствами

Вспомните литературные произведения, где звучит проблема межнациональных отношений?

Назовите основные тенденции в развитии этносов- интеграция и дифференциация

Задания группам. Приведите примеры интеграции и дифференциации этносов.

Французский этнос- баварцы+гасконцы+бургундцы

Древнеславянский этнос- кривичи+вятичи+радимичи идр.

1948 – создание государства  Израиль

Формы интеграции:

Экономические  и  политические союзы (например: Европейский  Союз, СНГ, ШОС)

Транснациональные  корпорации  (ТНК)

Международные культурные  и   народные   центры

Формы дифференциации-распад Югославии, СССР, из древнерусской народности выделились украинцы, белорусы, русские.

Привести в соответствие:

Примеры проявления

Основные тенденции в развитии этносов

А) транснациональные корпорации

Б) протекционизм в экономике

В) религиозный фанатизм

Г) экономические и политические союзы

Д) национализм в политике и культуре

  1. Межнациональная дифференциация
  2. Межнациональная интеграция

Ответ: 21121

Можно ли признать, что интеграция и дифференциация являются двумя сторонами прогрессивного развития человечества или это взаимоисключающие процессы?

Действия этих тенденций прослеживаются на протяжении всей прогрессивной истории человечества.

  • ФОРМЫ  МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ  ОТНОШЕНИЙ ПРИ ИНТЕГРАЦИИ:

мирное  сотрудничество и конфликт

  1. Межнациональный конфликт

Карта мировых национальных конфликтов.

Попробуйте сформулировать определение понятию «национальный конфликт»-

это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции между разными этническими группами.

Типы национальных конфликтов:

Этнотерриториальный  (определение территории национальных границ) Государственноправовой (неудовлетворенность правовым положением народа, стремление к собственной государственности)

Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека,  анекдоты, дискриминация)

Этнодемографический (защита прав коренной национальности, ограничения для мигрантов)

Просмотр группами роликов , практическое определение типов конфликтов, причин.

Прибалтика – социально-психологический- причина требования  гражданского равно-

правия, равенства перед законом

Энергетическая блокада Крыма-этнотерриториальный-причина –борьба за изменение границ.

Конфликт с мигрантами в Европе- этнодемографический- защита интересов государств и жителей Европы.

Украина-Донбасс- государственно-правовой (Донбасс не хочет находиться под властью Украины, не согласны с политикой государства)

Какой тип конфликта прослеживается в повести Гоголя «Тарас Бульба»? (этнотерриториальный)

Вспомните другие литературные произведения, где поднимается проблема национальных взаимоотношений?

Страна наша всегда была многонациональной.  В годы тяжелых испытаний, в период Великой Отечественной войны фашисты именно на это делали ставку.

Давайте обратимся к  рассказу «День Победы». (Ученик кратко пересказывает рассказ)

Работа с текстом  ДЕНЬ ПОБЕДЫ Герман Умаралиевич Садулаев

 Старые люди спят мало… Жаль каждой ночи.

 Он проснулся в половине шестого. Не было нужды вставать так рано…Но не сегодня. Сегодня был особенный день.

 Алексей Павлович Родин поднялся со старой скрипящей кровати в однокомнатной квартире на улице … в старом Таллинне… и стал приводить себя в порядок.

 Родин открыл дверцу шкафа и сменил белье, эатем достал выглаженную накануне сорочку и облачился в форму.

 Сразу как будто бы двадцать лет спало с плеч. В тусклом свете помутневшей от времени люстры ярко горели капитанские погоны.

 Уже в восемь часов Родин встретился у парадной своего дома с другим ветераном, Вахой Султановичем Аслановым. Вместе с Вахой они прошли полвойны, в одной разведроте Первого Белорусского фронта. К 1944-му году Ваха был уже старшим сержантом, имел медаль "За отвагу". Когда пришло известие о выселении чеченцев, Ваха был в госпитале, после ранения. Сразу из госпиталя его перевели в штрафбат. Без вины, по национальному признаку. Родин, тогда старший лейтенант, ходил к начальству, просил вернуть Ваху. Заступничество комроты не помогло. Ваха закончил войну в штрафбате и сразу после демобилизации был отправлен на поселение в Казахстан.

 Родин демобилизовался в 1946-м, в звании капитана, и был определен на службу в Таллинн, инструктором в горком партии. Тогда в названии этого города было только одно "н", но у моего компьютера новая система проверки орфографии, я буду писать Таллинн с двумя "л" и с двумя "н", чтобы текстовый редактор не ругался и не подчеркивал это слово красной волнистой линией.

 После реабилитации чеченцев в 1957 году Родин отыскал своего фронтового товарища, … помог с квартирой и пропиской. Ваха приехал.

 Потом была… жизнь. Жизнь?.. наверное, потом была вся жизнь. В ней было хорошее и плохое. Правда, целая жизнь. Ведь шестьдесят лет прошло. Целых шестьдесят лет прошло с окончания той войны.

 Да, это был особенный день. Шестидесятая годовщина победы. Шестьдесят лет — это вся жизнь. Даже больше. Для тех, кто не вернулся с войны, кто остался двадцатилетним, это три жизни. Родину казалось, что он живет эти жизни за тех, кто не вернулся….

 Большой карьеры друзья не сделали. Но в советское время ушли на приличную пенсию уважаемыми людьми. Они остались в Таллинне. Куда им было ехать?

 Потом всё стало меняться.

 Родин не хотел об этом думать.

 Просто все изменилось. И он оказался в чужой стране, где запретили носить советские ордена и медали, где их, напитавших своей кровью землю от Бреста до Москвы и обратно до Берлина, назвали оккупантами.

 Они не были оккупантами.

 Однажды Родин прямо спросил — не винит ли Ваха русских в том, что произошло.

 Ваха сказал, что русские от всего этого пострадали больше остальных народов. А Сталин был вообще грузин, хотя это не важно.

 А еще Ваха сказал, что вместе, вместе не только сидели на зонах. Вместе победили фашистов, отправили человека в космос, построили социализм в нищей и разоренной стране. Все это делали вместе и все это — а не только лагеря — называлось: Советский Союз.

 И сегодня они надели фронтовые ордена и медали. Сегодня был их день. Они даже зашли в бар и приняли по сто грамм фронтовых, да. И там, в баре, юноши в модном милитари со стилизованными под символику "СС" нашивками назвали их русскими свиньями, старыми пьяницами и сорвали с них награды. Ваху они тоже назвали русской свиньей. Нож, он просто лежал на стойке, наверное, бармен колол им лед.

 Ваха точным ударом всадил его между ребер юному эстонцу.

 А еще на стойке стоял телефон, и Родин накинул его шнур как удавку на шею другого эсэсовца. Нет уже той силы в руках, но ее и не нужно, каждое движение старого разведчика отработано до автоматизма. Тщедушный мальчик захрипел и свалился на пол.

 Они вернулись в то, настоящее время. Они снова были советскими разведчиками, а вокруг были враги. И всё было правильно и просто.

 Еще пять минут они были молодыми.

 Пока их забивали насмерть ногами на деревянном полу.

 Они добавили еще пять минут к тем четырем годам своей настоящей жизни. И это было больше, чем несколько лет, которые они могли еще прожить, если бы не вышли в орденах и медалях в день Великой Победы.

 И мне их совсем не жаль. Я просто не смею унизить их своей жалостью.

Кто является главными героями?  

Что такое национальность?

Найдите в тексте аргумент, доказывающий, что главным источником Победы являлась дружба народов?

Какую еще проблему поднимает автор? (проблему национализма)

Понятия «национальность» и «национализм» - это однокоренные слова? Они являются синонимами?

 Чем различаются эти понятия? Сформулируйте определение  понятия «национализм»?

Национализм - идеология  и  политика,  ставящая  интересы  нации  превыше  любых  других  экономических,  социальных,  политических  интересов

К сожалению, проблема национализма сегодня вновь стала очень актуальной во многих странах мира. Она является катализатором многих национальных конфликтов.

Исходя из ваших обществоведческих, исторических знаний, какие вы можете выделить  причины  межнациональных  конфликтов ?

Социально –экономичес. - неравенство  в  уровне  жизни,  различное  представительство  в  престижных  профессиях, органах  власти

Культурно –языковые- недостаточное,  с  точки  зрения  этнического  меньшинства,  использование   его  языка    общественной  жизни

Этнодемографические- быстрое  изменение  соотношения  численности  контактирующих  народов  вследствие  миграции, различий  в  уровне  естественного  прироста  населения

Экстерриториальные- несовпадение  государственных  или  административных  границ  с  границами  расселения  народов

Исторические- прошлые  взаимоотношения  народов  (войны,  былое  соотношение  господства – подчинения  и  т.д.)

Конфессиональные- из-за  принадлежности  к  разным  религиям  и  конфессиям

Культурные-    от  особенностей  бытового  поведения  до специфики    культуры  народа.

Каковы последствия национальных конфликтов?

  • Национальное насилие: уничтожение или притеснение наций
  • Изменение межнациональных отношений
  • Экономический кризис
  • Изменение политической карты мира

  1. СПОСОБЫ  МИРНОГО  СОТРУДНИЧЕСТВА.

С.168. Что такое политика мультикультурализма и «плавильного котла»?

Мультикультурали́зм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий. Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения.

Концепция «плавильного котла» предполагает слияние всех культур в одну.

Проанализируйте лирический текст Николая Федоровича Щербины «Мы», написанный в 1860 году.

а) восстановите деформированный текст с помощью эпитетов (европейские, азиатские) и объясните свой выбор:

У нас чужая голова,

А убежденья сердца хрупки.

Мы - ______ слова.

И _______  поступки. (Н. Ф. Щербина, 1860)

 б) какие лексические сигналы помогли вам это сделать

(контекстуальные антонимы голова-сердце, слова-поступки)?

в) не устарела ли, с вашей точки зрения, эта формула «мы»? Имеет ли она такое же значение, как и в рассказе «День Победы»?

Как выстраивать межнациональное, межэтническое взаимодействие, чтобы избегать конфликтов?

Какие существуют способы урегулирования национальных конфликтов?

  • Применение правовых механизмов (совершенствование законодательства)
  • Информационный путь (обмен достоверной информацией между конфликтующими сторонами)
  • Переговоры (наличие определенных требований, диалог, поиск общих  целей)
  • Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, воспитание толерантности.
  • Проведение продуманной национальной политики, учитывающей интересы всех народов.

Решение тестового задания:

Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А. Одной из причин межнациональных конфликтов являются территориальные споры.

Б. Способом преодоления противоречий в межнациональных отношениях является расширение культурных связей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Национальная политика в РФ. 

Задания по группам.  

  • Конституция РФ, (с. 19-1 гр, с.26-2 гр, с.29- 3 гр, с.68- 4 гр.) В Конституции РФ сформулированы принципы национальной политики РФ. Сформулируйте и объясните каждый из них.
  • Равенство прав и свобод независимо от национальности.
  • Запрет дискриминации.
  • Гарантия прав «малых народов».
  • Право каждого гражданина определять и указывать свою национальность.
  • Содействие развитию национальных культур, языков.
  • Запрещение пропаганды национальной и религиозной розни.

Работа над проблемным вопросом урока –работа над коллективным эссе

Этнические конфликты - минное поле между нациями, отечеством и человечеством.

Домашнее задание: 

Обществознание.

Найти в СМИ информацию о межнациональных конфликтах и проанализировать её с точки зрения:

  1. Причин возникновения

      2.Способов урегулирования данного конфликта (какие из названных на уроке способов были использованы и насколько эффективно).

Литература

1) А еще Ваха сказал, что вместе, вместе не только сидели на зонах. 2) Вместе победили фашистов, отправили человека в космос, построили социализм в нищей и разоренной стране. 3) Все это делали вместе и все это — а не только лагеря — называлось: Советский Союз.

   4) И сегодня они надели фронтовые ордена и медали. Сегодня был их день. 5) Они даже зашли в бар и приняли по сто грамм фронтовых, да. 6)  И там, в баре, юноши в модном милитари со стилизованными под символику "СС" нашивками назвали их русскими свиньями, старыми пьяницами и сорвали с них награды. 7) Ваху они тоже назвали русской свиньей. 8) Нож, он просто лежал на стойке, наверное, бармен колол им лед.

   9)  Ваха точным ударом всадил его между ребер юному эстонцу.

    10)А еще на стойке стоял телефон, и Родин накинул его шнур как удавку на шею другого эсэсовца. 11) Нет уже той силы в руках, но ее и не нужно, каждое движение старого разведчика отработано до автоматизма. 12) Тщедушный мальчик захрипел и свалился на пол.

    13) Они вернулись в то, настоящее время. 14) Они снова были советскими разведчиками, а вокруг были враги. 15) И всё было правильно и просто.

    16)  Еще пять минут они были молодыми.

  17)   Пока их забивали насмерть ногами на деревянном полу.

   18)  Они добавили еще пять минут к тем четырем годам своей настоящей жизни. 19)И это было больше, чем несколько лет, которые они могли еще прожить, если бы не вышли в орденах и медалях в день Великой Победы.

   20)  И мне их совсем не жаль. 21)Я просто не смею унизить их своей жалостью.

 Герман Садулаев использует в предложениях 1-3  такое лексическое средство, как (А) _______________;  в предложении 12 (тщедушный мальчик) автор употребил _(Б)______ для характеристики  юного эстонца. Также писатель в предложениях 16-17  использовал такое синтаксическое средство, как  (В)___________. В предложении 14 есть такое лексическое средство ,как (Г)__________.

Список терминов:

1) ряды однородных членов;

2) лексический повтор;

3) сравнительный оборот;

4) контекстуальные антонимы;

5) парцелляция;

6) цитирование;

7) эпитет;

8) вопросительные предложения;

9) метафора.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

 

 

 

 

Выводы:

  • Конфликты XX-XXI столетия носят затяжной и вооруженный характер
  • Последствия вооруженных межнациональных конфликтов разрушительны и затрагивают интересы всех стран – участниц. Очевидно одно, что развитие национальных культур, толерантность  должны способствовать экономической, социальной и политической интеграции. Только в этом случае многонациональность может быть не злом, а благом для всего человечества

Урок заканчивается роликом «Толерантность»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Список печатной литературы и источников:

  1. Большая Советская энциклопедия, М., «БСЭ», 2007г.
  2. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке под ред. Полякова Л.В., М., «Просвещение», 2008г.
  3. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А, Воронцова А.В., М., «Астрель, 2008г.
  4. Словарь Ожегова С.И., М., «АЗЪ», 1992г.
  5. Толковый словарь обществоведческих терминов под ред. Яценко Н.Е., С.-П., «Лань», 1999г.
  6. Учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Обществознание под ред. Боголюбова Л.Н., М., «Просвещение», 2014г.

Электронные источники:

  1. Информационный сайт - Вести
  2. Википедия. Свободная энциклопедия
  3. Google, поисковая система
  4. Информационное агенство РИА – Новости www.rian.ru
  5. Информационное агенство ИТАР – ТАСС www.itar-tass.com
  6. Информационный портал POLIT.RU
  7. Российская газета www.rg.ru
  8. Словопедия
  9. Yandex, поисковая система

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обществознания и математики в 10 классе

Интересная и хорошая идея пришла нам в голову накануне выборов в Государственную Думу и Президента РФ. Вот где раздолье для фантазии и возможность совместить несовместимое. Согласитесь! Не просто найт...

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка в 9 классе в 9 классе

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка для 9 класса. В программе представлена объяснительная записка и программа занятий....

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка в 9 классе в 9 классе

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка для 9 класса. В программе представлена объяснительная записка и программа занятий....

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

Интегрированный урок обществознание/биология в 11 классе

Интегрированный урок "Суд над сигаретой"  -- знакомит учащихся с основными моментами уголовного процесса и еще раз напоминает о вреде табакокурения...

Презентация к интегрированному уроку обществознания в 7 классе по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер»

Презентация к уроку обществознания по теме: "Психологический портрет личности: темперамент и характер" 7 класс...

Конспект интегрированного урока обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"

Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...