Интегрированный урок обществознания и математики в 10 классе
календарно-тематическое планирование по обществознанию (10 класс) по теме

Интересная и хорошая идея пришла нам в голову накануне выборов в Государственную Думу и Президента РФ. Вот где раздолье для фантазии и возможность совместить несовместимое. Согласитесь! Не просто найти точки соприкосновения таких предметов. Но мы не отступили и решили эту задачу. Самое интересное, что для учеников интрига сохранялась до самого урока.А как полезен оказался урок, коллеги его тоже высоко оценили!

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Интегрированный  урок-турнир по  обществознанию и математике

в 10 классе

 

« Математика в обществознании»

 

Цели: 

1.Показать роль математики в политической сфере жизни общества. Применение математических знаний в обществознании.

2.Повторить  понятие «выборы», осуществить перевод понятия «выборы» с теоретической плоскости в практическую.

3.Способствовать формированию собственной точки зрения, развивать умения работать с материалами  СМИ и  статистическими данными.

4.Продолжить подготовку к  ЕГЭ по математике и обществознанию .

Оформление: презентация, предвыборные плакаты.

Оборудование: карточки-задания, мультимедиа оборудование ,маркеры, листы А4, ручки, бумага для записей, урна для голосования.

Ход урока:

I . Организационный момент.

 В кабинете обществознания начинается урок, ребята рассаживаются по группам, в это время входит учитель математики:

-Т.А: Извините, но  у меня сейчас должен быть урок математики в этом классе!

-В.В: Но мы уже начали урок обществознания! Как же нам быть?  

- Т.А: А давайте используем это совпадение и проведем совместный урок! А лучше- турнир «Математика в обществознании»!

-В.В: Ну что ж, я согласна! Да и команды уже готовы!

-Т.А: Ребята, придумайте названия своим командам и  напишите их на табличках.

-В.В: Теперь по правилам турнира нам нужно жюри, я предлагаю Галину Васильевну, как учителя обществознания, Наталию Анатольевну, как учителя математики, Ольгу Геннадьевну, студентку НовГУ, будущего учителя истории и обществознания, и ребят-старшеклассников-знатоков математики.( жюри занимает свои места)

Т.А: А  система оценивания заданий будет следующая….(выдать оценочные листы)

ХОД ТУРНИРА:

1 тур «Тема»

-В.В: Хорошо, но какую тему нам взять, чтобы научить ребят математике и обществознанию одновременно?

- Т.А: А я предлагаю , чтобы тему турнира определили ребята, выполнив первое

задание: решив уравнения, вы и расшифруете тему  турнира. Оценивание задания:

каждое уравнение стоит 1балл.За скорость добавляется ещё 1балл.  

Реши уравнение

Ответ уравнения

Зашифрованная буква

1.sinx cosx =

, nZ

Ы

2.cos2x – sin2x =

n, nZ

Б

3.tg(x+) =1

nZ

В

4. 4sin2x – 8sinx + 3 = 0

 arctg3 + , nZ

Р

5.  sin2x – 4sinx cosx + 3cos2x =0

(-1)n + , nZ

О

2тур «Блиц-опрос»

-В.В: Итак, тема турнира «Выбор или выборы». ( слайд 3) Сегодня  это самые популярные слова, потому что наша страна проходит очень значимые для своей жизни этапы -выборы в Государственную Думу прошли в декабре 2011 года, а в марте2012 года  нас ждут выборы Президента страны. А на выборах математика решает все! Ребята, как вы думаете, для чего потребуется знание математики?   (для подсчета голосов, для определения количества депутатов в Думе от партий, для проверки вероятности прохождения кандидата..)

Итак,  в декабре 2011 года на выборах в Госдуму за места боролись несколько партий, назовите их!

А теперь второй тур, он называется «Блиц-опрос». Я задаю вопрос, команда быстро отвечает, 1 ответ-1 балл. ( по мере ответа появляется соответствующий слайд)

1.он лидер партии «Единая Россия»

2.их цвет красный

3.он лидер ЛДПР

4.символ партии белый медведь

5.их цвет зеленый

 

6.он лидер КПРФ

7.их лидер Сергей  Миронов (Справедливая Россия)

8.их цвета желтый и синий

 

9.он лидер партии «Яблоко»

10.их газета называется « Либерал»

Итог: Я вижу, что вы внимательно следите за избирательной кампанией в стране. Молодцы!

3 тур «Сколько будет депутатов?»

Т.А: А теперь посчитаем! 4декабря 2011 года прошли выборы в Государственную Думу. 50% прошли кандидаты по одномандатным округам,

В.В: (Слайд 3) Это  по мажоритарной системе, здесь побеждает кандидат, набравший большинство голосов,

Т.А: и 50% от партий.

В.В: Это по пропорциональной системе. Здесь партии получают количество мест пропорционально % набранных  голосов.

Т.А: Всего в Думе 450 человек.

Вопрос : Сколько человек от каждой партии будут работать в Думе, если при голосовании 4.12.2011. (слайд-таблица)

Единая Россия набрала -                            50% (чуть менее)

КПРФ                                                            19%   (чуть более)

Справедливая Россия                                  13%

ЛДПР                                                            12%

Яблоко                                                           3%

Патриоты России                                          1%

Правое Дело                                                  0,6%

-Т.А:  Цена задания: Правильный ответ на все задания: 6 баллов. По уменьшению правильных ответов 5, 4,3, 2, 1,0 баллов  

Слайд-ответ:

Единая Россия 112чел.

КПРФ-43 чел.

Справедливая Россия – 29чел

ЛДПР- 27чел.           

 Яблоко-     7 чел.        

 Патриоты России- 2чел

 Правое Дело- 1чел.

-В.В:  Скажите, по результатам выборов в Думу, какой партии принадлежит парламентское большинство? О чем это говорит? ( партия будет через парламент проводить свой политический курс)

4 тур  Кроссворд « Выборы »

-В.В: В следующем туре команды покажут умение разгадывать кроссворд,  здесь вам  понадобятся логика ,знание обществоведческих понятий и скорость! Время работы 5 минут! Кто больше слов разгадает? Слово-1 балл. (слайд с кроссвордом)

   По горизонтали: 3. Президент - защитник Конституции, обеспечивающий ее соблюдение.7. Лидер партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». 8. Ящик для бюллетеней при голосовании. 9. Специальность действующего президента РФ. 10. Понятие, которым обозначается право избирателя отдать предпочтение тому или иному кандидату на выборную должность. 12. Государственный орган, осуществляющий правосудие, в котором можно обжаловать действие избирательной комиссии. 13. Небольшое помещение, обеспечивающее конфиденциальность голосования. 15. Фамилия действующего президента РФ. 17. Город, в котором находится Центральная избирательная комиссия. 20. Сокращённое наименование государства, в котором президентом стал М. Горбачев. 21. Единица времени, в которой измеряется срок президентства. 24. В политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, определяющий или запрещающий определённые отношения между людьми, организациями и государством. 26. Перечень избирателей. 27. Партия, принимавшая участие во всех избирательных  кампаниях по выборам Президента России.

По вертикали: 1. Фамилия председателя Центральной избирательной комиссии. 2. Лидер партии Справедливая Россия. 3. Кандидат, победивший на первых президентских выборах в СССР. 4. Страна, в которой состоятся выборы в Государственную Думу в 2011 г. 5. Этап выборов, охватывающий подачу голоса избирателями и определение итогов голосования. 6. Лицо, ставшее претендентом на выборную должность. 11. Кому приносит присягу вновь избранный президент страны. 14. Отдельная территория в избирательной системе.                          15. Весенний месяц, в котором определен единый день голосования.       16 Нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации.

18. Отрицательный ответ избиркома кандидату в его регистрации.

19. Средство массовой информации, освещающее предвыборную кампанию. 20. Получение нужного числа подписей избирателей.

22. Метод изучения общественного мнения в преддверии выборов.

 23. Средства для финансирования избирательной кампании.

25. Сокращённое наименование органа, проводящего выборы в России.

-В.В:  Команды сдают кроссворды в жюри.

5 тур «Теория вероятности»

-В.В: Ребята, вы, конечно, знаете кандидатов в президенты на предстоящих выборах. Назовите их. Это Жириновский В.В, Зюганов Г.А., Миронов С.М., Путин В.В., Прохоров. Сейчас идет предвыборная борьба,  и кто победит, сказать пока нельзя.

-Т.А: В.В, но в математике есть возможность расчета вероятности. Ученица 11 класса опросила 60 чел. нашего города о предполагаемых результатах  выборов президента России. Она получила следующие данные:

Жириновский В.В.-

Зюганов.-

Миронов -

Путин-

Прохоров-

Команды найдут  вероятность каждого  быть президентом России (слайд с кандидатами и полными именами)

-Т.А: Проверим! По теории вероятности президентом может стать…

-В.В: Не будем забывать, что это теория вероятности  распространяется  на 60 опрошенных боровичан. А кто на самом деле станет президентом покажут выборы 4 марта, где будут учитываться голоса всех избирателей страны.( слайд-выборы-право…)

 Итоги:

-Т.А:  Наш турнир завершен. Жюри подводит итоги.  В.В, я думаю мы очень удачно использовали совпадение уроков: и задачи порешали…

-В.В:  и о выборах поговорили. Мне было очень приятно видеть, как ребята  применяли знание математики в обществознании.

-Т.А:  А я увидела их знания в политической сфере. А  теперь слово жюри!

-Жюри: объявляет результаты турнира. Команда-победитель получает «5»

 и по математике и по обществознанию! Н у и всем участникам -сладкие  призы!

Заключительный  тур «Голосование»

 В.В: Ребята, вы пока не избиратели, но можете потренироваться в выражении своего мнения и  в заполнении бюллетеня для голосования. Вам предлагается выразить свое отношение к проведенному турниру. Конечно, здесь мы не можем воспроизвести избирательный участок с его кабинками для голосования, соблюдая все права избирателя. Бюллетень опустите в урну для голосования. …Мы с Т.А. подсчитаем  и сделаем выводы:  как учитель математики и как  учитель обществознания.

         

6 тур «Первый президент РФ» дополнительный по времени  

-В.В: Назовите  имя первого президента России. ( Ельцин Б.Н, слайд   выплывающим годом)

-Т.А: А назвать  год   его  избрания  вам поможет следующее задание:  

 Этот год составлен всего из двух цифр. Одна цифра – наибольшее значение функции у=sinx, другая- наибольшее значение функции y=9.

    Цена задания :2балла.

    Ответ: 1991

Приложения

 

Бюллетень для голосования

Вам предлагается выбрать ответ в списке и поставить значок напротив выбранного ответа:

Турнир понравился                  

Турнир не понравился

Затрудняюсь ответить

Спасибо за Ваш выбор! Ваш голос для нас важен!

Ответы к кроссворду.

По горизонтали: 3-гарант, 7-Путин, 8-урна, 9-юрист, 10-голос, 12-суд, 13- кабина, 15- Медведев, 17-Москва, 20- СССР, 21- год,  26- список,27- ЛДПР

По вертикали: 2- Миронов, 3- Горбачев, 4- Россия, 5- тур, 6- кандидат, 11-народ, 14- округ, 15- март, 16- Дума, 18- отказ,  22- опрос,23- фонд, 25- УИК

 

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к интегрированному уроку « Математика в обществознании» в 10 классе

Проведение интегрированных уроков в старшей школе является распространенной формой совместной работы учителей-предметников. Интеграция может проводиться по самым разным предметам, где возможны точки соприкосновения наук:  литература и история, география и литература, история и география, физика и математика, химия и физика, геометрия и история и т.д. Это способствует лучшему восприятию учебного материала учениками, показывает межпредметные связи, учит использовать знания разных предметов , дает творческое пространство для учителей-предметников, их взаимодействию и решению общих задач воспитания и образования.

Новизна данного урока состоит в том, что найти точки соприкосновения  математики  и обществознания довольно сложно. Интегрировать эти предметы непросто. Но сама жизнь подсказала, как это можно сделать! Это выборы депутатов в Государственную думу и выборы Президента страны, которые прошли в декабре 2011 и в марте 2012 гг.! Как не в выборах всё решает математика! Только не простая: здесь требуются определенные математические навыки, например, задачи по теории вероятности или поиск процентного соотношения…. Здесь же можно использовать обществоведческий материал, связанный с избирательным правом и избирательными системами. Пройти мимо такого события, не привлечь внимания учеников к политическим событиям нельзя. А если использовать математику, элементы состязательности , то может получиться очень интересный урок! Вот так, используя актуальную жизненную ситуацию, учителя «убили трех зайцев»: воспитывали активную жизненную позицию учеников, готовили учеников к ЕГЭ по своим предметам, учили работать в группах.

В уроке использованы различные формы работы, которые удачно сочетались в ходе урока-турнира. Творческим подходом можно назвать и начало урока, которое разыграли учителя- для ребят это было интересно и неожиданно. Использованы в уроке и нестандартные материалы- это  статистические данные  предвыборной кампании Президента РФ, итоги выборов в Государственную думу, кроссворд «Выборы», математические задачи с данными выборов, результаты опроса жителей г. Боровичи, проба учеников себя как избирателей .

Для активизации работы на уроке ученики были поделены на команды, что придавало уроку дух соперничества. Ребята работали в группах, где нужно было проявить умение распределить работу между всеми участниками для достижения лучшего результата. На уроке-турнире работало жюри, команду-победительницу ждали «пятерки» по обоим предметам.

И, конечно, урок проходил с использованием новых современных технологий- мультимедиа оборудование ,подготовлена  презентация.



Предварительный просмотр:

Критерии оценки туров.

1 тур «ТЕМА»-  правильно решенное уравнение -один балл, за скорость добавляется ещё балл.

1в,2ы,3б,4о,5р

2 тур «БЛИЦ-ОПРОС»- количество баллов по количеству жетонов.

3 тур «Сколько депутатов в Думе?»-  количество баллов   по количеству правильных ответов. 

Единая Россия 112чел.

КПРФ-43 чел.

Справедливая Россия – 29чел

ЛДПР- 27чел.           

 Яблоко-     7 чел.        

 Патриоты России- 2чел

 Правое Дело- 1чел

4 тур кроссворд «Выборы» -  количество баллов совпадает с количеством правильно разгаданных  слов.

Ответы к кроссворду

По горизонтали: 3-гарант, 7-Путин, 8-урна, 9-юрист, 10-голос, 12-суд, 13- кабина, 15- Медведев, 17-Москва, 20- СССР, 21- год,  26- список,27- ЛДПР

По вертикали:  2- Миронов, 3- Горбачев, 4- Россия, 5- тур, 6- кандидат, 11-народ, 14- округ, 15- март, 16- Дума, 18- отказ, 22- опрос,23- фонд, 25- УИК

 5 тур «Теория вероятности»- количество баллов совпадает с количеством правильно высчитанных вероятностей.

Жириновский В.В.- 0,13=13%

Зюганов Г.А.- 0,23=23%

Миронов С.М.- 0,1=10%

Путин В.В.- 0, 45=45%

Прохоров М.Д.- 0,08=8%



Предварительный просмотр:

Оценочный лист урока-турнира « Математика в обществознании»

Название команды

1 тур « Тема»

2 тур «Блиц-опрос»

3 тур «Сколько депутатов в думе?»

4 тур кроссворд «Выборы»

 5 тур «Теория вероятности»

итого

правильность

скорость



Предварительный просмотр:

Кроссворд

   По горизонтали: 3. Президент - защитник Конституции, обеспечивающий ее соблюдение.7. Лидер партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». 8. Ящик для бюллетеней при голосовании. 9. Специальность действующего президента РФ. 10. Понятие, которым обозначается право избирателя отдать предпочтение тому или иному кандидату на выборную должность. 12. Государственный орган, осуществляющий правосудие, в котором можно обжаловать действие избирательной комиссии. 13. Небольшое помещение, обеспечивающее конфиденциальность голосования. 15. Фамилия действующего президента РФ. 17. Город, в котором находится Центральная избирательная комиссия. 20. Сокращённое наименование государства, в котором президентом стал М. Горбачев. 21. Единица времени, в которой измеряется срок президентства. 24. В политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, определяющий или запрещающий определённые отношения между людьми, организациями и государством. 26. Перечень избирателей. 27. Партия, принимавшая участие во всех избирательных  кампаниях по выборам Президента России.

По вертикали: 1. Фамилия председателя Центральной избирательной комиссии. 2. Лидер партии Справедливая Россия. 3. Кандидат, победивший на первых президентских выборах в СССР. 4. Страна, в которой состоятся выборы в государственную Думу в 2011 г. 5. Этап выборов, охватывающий подачу голоса избирателями и определение итогов голосования. 6. Лицо, ставшее претендентом на выборную должность. 11. Кому приносит присягу вновь избранный президент страны. 14. Отдельная территория в избирательной системе.                          15. Весенний месяц, в котором определен единый день голосования.       16 Нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации.

18. Отрицательный ответ избиркома кандидату в его регистрации.

19. Средство массовой информации, освещающее предвыборную кампанию. 20. Получение нужного числа подписей избирателей.

22. Метод изучения общественного мнения в преддверии выборов.

 23. Средства для финансирования избирательной кампании.

25. Сокращённое наименование органа, проводящего выборы в России.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика в обществознании Интегрированный урок-турнир в 10 классе

Слайд 2

1 тур «Тема» Р ешив уравнения на карточке, вы и расшифруете тему турнира. Оценивание задания: каждое уравнение стоит 1балл . За скорость добавляется ещё 1балл.

Слайд 3

Выборы – процедура избрания кого-либо путем голосования. Слово «выборы» пришло к нам из латинского языка, где оно тоже означает «делать выбор».

Слайд 4

Выборы в Российской Федерации 4 декабря 2011 года 4 марта 2012 года Прошли выборы депутатов в Государственную Думу Предстоят выборы Президента РФ

Слайд 5

2тур «Блиц-опрос» На полученный вопрос команда быстро отвечает ! 1 ответ-1 балл.

Слайд 6

Партии и выборы Единая Россия КПРФ Яблоко Справедливая Россия Правое дело ЛДПР Патриоты России

Слайд 20

Современные избирательные системы и их применение на выборах в Российской Федерации Мажоритарная Пропорциональная система персонального представительства во власти Самовыдвижение, выдвижение партией, общественной организацией принцип партийного представительства Предоставление партией партийного списка кандидатов Выборы президента РФ, представительных органов местного самоуправления Выборы в Государственную Думу

Слайд 21

3 тур «Сколько будет депутатов?»

Слайд 22

П р о в е р и м ! Есть вопрос! Единая Россия - 112 чел . КПРФ- 43 чел. Справедливая Россия – 29 чел. ЛДПР- 27 чел . Яблоко- 7 чел. Патриоты России- 2 чел. Правое дело- 1 чел.

Слайд 23

4 тур Кроссворд « Выборы »

Слайд 24

5 тур « Теория вероятности…» Ученица 11 класса опросила 60 чел. нашего города о предполагаемых результатах выборов президента России. Она получила следующие данные: Жириновский Владимир Вольфович- Зюганов Геннадий Андреевич- Миронов Сергей Михайлович- Прохоров- Путин Владимир Владимирович - Найдите вероятность каждого быть президентом России

Слайд 26

Кандидаты в Президенты РФ

Слайд 27

Выборы в Российской Федерации: Статья 3 Конституции РФ : « Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.»

Слайд 28

Выборы – право, а не обязанность. Но это и гражданский долг каждого! Мы можем и должны сами выбирать свое будущее, ведь нам в нем жить!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Муниципальная общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением математики и английского языка г. Боровичи Новгородской области

 

Интегрированный  урок-турнир

 по  математике  и  обществознанию

в 10 классе

 

« Математика в обществознании»

Учитель математики :

Митрофанова Татьяна Александровна

Учитель обществознания :

Андреева Вера Валентиновна

2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обществознание/биология в 11 классе

Интегрированный урок "Суд над сигаретой"  -- знакомит учащихся с основными моментами уголовного процесса и еще раз напоминает о вреде табакокурения...

Интегрированный урок обществознания и математики по теме "Выборы органов местного самоуправления"

    Это урок, построенный на реализации принципа интегративного подхода в обучении обществознанию и математике. Результатом такого подхода является целостное развитие личности ученика...

Интегрированный урок обществознания и математики по теме "Выборы органов местного самоуправления"

    Это урок, построенный на реализации принципа интегративного подхода в обучении обществознанию и математике. Результатом такого подхода является целостное развитие личности ученика...

Интегрированный урок обществознания и математики по теме "Выборы органов местного самоуправления"

    Это урок, построенный на реализации принципа интегративного подхода в обучении обществознанию и математике. Результатом такого подхода является целостное развитие личности ученика...

Интегрированный урок географии и математики 6 класс Тема «Температура воздуха. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел »

Цели урока: - расширить и углубить знания о температуре воздуха как одном из важных показателей атмосферы; выявить причины, влияющие на данный элемент погоды;- формировать умения вычислять суточн...

Интегрированный урок История и математика, 6 класс

Презентация к интегрированному уроку по математике и истории в рамках изучения нескольких тем программы математики 6 класса...

Интегрированный урок обществознание (экономика)-математика по теме "Спрос"

На уроке даются основные понятия: спрос, эластичность спроса, а также факторы, влияющие на величину спроса. Математик объясняет как строится кривая спроса и решает основные задачи, связанные с эластич...