Интегрированный урок обществознание/биология в 11 классе
план-конспект урока по праву (11 класс) по теме

Сядрина Ирина Анатольевна

Интегрированный урок "Суд над сигаретой"  -- знакомит учащихся с основными моментами уголовного процесса и еще раз напоминает о вреде табакокурения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytyy.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

1) рассмотреть основные понятия уголовного процесса, его роль в жизни человека;

2) развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление;

3) рассказать о вредном воздействии никотина на человеческий организм; формировать устойчивое позитивное отношение учащихся к ведению здорового образа жизни.

 Задачи:

1) предоставить учащимся основные сведения о курении и сформировать осознанное понимание вреда  пассивного курения;

2) формирование осознанной и устойчивой мотивации здорового образа жизни и альтернативных путей использования свободного времени.

Оборудование:

мультимедийная презентация,

рисунки детей о вреде курения,

реквизит для проведения судебного заседания.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Здравствуйте ребята. Сегодня наш урок пройдет не совсем обычно. На занятии вы узнаете, что представляет собой второй этап уголовного процесса и еще раз вспомните о вреде пагубной привычке – курение.

Знакомясь с уголовным процессом, мы выяснили, что он делится на два этапа – досудебное производство и судебное производство. Давайте вспомним, что такое уголовный процесс и в чем заключается его первый этап.

II. Проверка домашнего задания:

1)  Что такое уголовный процесс?

- Уголовный процесс – это упорядоченная  уголовно-процессуальным кодексом  деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на установление события преступления, лиц, виновных в совершении, а также принятие всех предусмотренных законом мер для их наказания в соответствии с уголовным законодательством.

2) На какие этапы делится Уголовный процесс?

- Уголовный процесс   делится на два этапа – досудебное производство и судебное производство.

3) С чего начинается первый этап?

- Первый этап – досудебное производство – начинается с возбуждения уголовного дела.

4) В каких случаях происходит возбуждение уголовного дела?

- Возбуждение уголовного дела происходит в трех случаях а) подача заявления о преступлении;

б) в случае явки с повинной; в) в случае поступления информации о совершенном или готовящемся преступлении.

5) Какие действия уголовного процесса следуют за возбуждением уголовного дела?

- предварительное расследование;

- дознание, следствие;

- постановление о привлечении в качестве обвиняемого;

- утверждение дела прокурором и направление дела в суд.

III. Объяснение новой темы:

Вы верно ответили на все вопросы о первом этапе уголовного процесса, а сегодня на уроке мы подробно рассмотрим судебное производство, т.е. прохождение дела в суде.

Итак перенесемся в зал заседания суда.

IV. Театрализованное представление «Суд над сигаретой»

Секретарь:

Судья: Марианна

Прокурор: Вероника

Адвокат: Виктор

Подсудимая: Марал

Доктор: Анастасия

Учитель: Александр

Молодой человек: Денис

Присяжный заседатель: Нина

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Прошу садиться.

Секретарь: Судебное разбирательство проводится по таким же принципам, что и в гражданском процессе ( гласность, состязательность, равенство сторон, ведение протокола).

Оно должно начаться не позднее 14 дней с момента назначения.

Суд действует в составе одного судьи, а по тяжким преступлениям – в составе трех.

Прокурор: обвинителем в зале суда выступает прокурор.

Адвокат: Защиту осуществляет, как правило, адвокат.

Судья: Сегодня слушается дело о Сигарете, которая обвиняется в нанесении вреда здоровью всего населения планеты Земля.

Секретарь: Наш процесс проходит в присутствии Присяжных заседателей.

Присяжный заседатель: Суд присяжных заседателей считается самым демократичным судебным институтом. Он представлен коллегией из двенадцати заседателей. В России суд присяжных рассматривает  дела только по особо тяжким преступлениям и лишь по ходатайству обвиняемого. От присяжных заседателей не требуется юридических знаний. Они должны ответить только на три вопроса:

1) доказано, что  имело место преступление, в совершении которого обвиняется подсудимый;

2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;

3) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления.

Решение, которое принимает коллегия присяжных заседателей, называется вердикт.

Судья: Введите подсудимую.

Сигарета: Я не виновна. Не виноватая я!!!

Судья: Уважаемые дамы и господа, вы будете свидетелями необычного процесса, на котором нам предстоит решить, вредна или полезна для общества подсудимая. Приступаем к исследованию по делу обвиняемой.

Ваше фамилия, имя, отчество.

Сигарета: имею толь ко имя… Сигарета…

Судья: Оно у вас одно?

Сигарета: Нет, меня называют еще табак, папироса…

Судья: Дата вашего рождения?

Сигарета: Точно не установлена…

Судья: Ваши родители?

Сигарета: Их у меня много. Это и португальцы, и кубинцы. Своими родителями я могу считать Христофора Колумба, а также Петра Первого, который разрешил свободный ввоз табака из-за границы.

Судья: Имеете ли вы судимость?

Сигарета: Да. В 1604 году вышел труд «О вреде табака», принадлежащий Якову Первому Стюарту, королю Англии, который являлся ярым противником курения. При царствовании на Руси Михаила Федоровича за курение наказывали шестьюдесятью ударами палок по стопам, а так же отрезанием носа или ушей. Правительства ряда современных цивилизованных стран начали издавать законы по борьбе с курением.

Судья: Слово предоставляется государственному обвинителю.

Прокурор: Ваша честь, господа присяжные. Сегодня мне выпала трудная, но благородная задача – открыто выступить против курения. Задача очень сложная, поскольку до последнего времени курение завоевывало страны и континенты, и никакие даже самые страшные наказания не смогли остановить победного шествия табака. Мода на курение сейчас прошла. Практически везде запрещено курение в общественных местах. К сожалению, в нашей стране курят около сорока миллионов человек. Поэтому я смело решаюсь выступить против курения.

Судья: Слово предоставляется защитнику подсудимой.

Адвокат: Уважаемый суд, вы только что выслушали яркую речь прокурора. Я уверен, что она никого не оставила равнодушным. Но я хотел обратить внимание на следующие обстоятельства. Уважаемый суд и господа присяжные, давайте рассмотрим все «за».

Сигарета – это элемент комфорта,

                            кокетство;

                            снятие нервного напряжения;

                            желание казаться взрослее;

                            стремление похудеть.

Сигарета первой проявляет пристальное внимание к человеку в момент его душевного кризиса. Принимает на себя роль утешителя и советчика. Прошу пригласить свидетеля защиты.

Секретарь: Приглашается свидетель защиты – молодой человек 21 века.

Судья: Представьтесь, пожалуйста. Объясните суду, почему вы курите?

Молодой человек: Я молодой человек 21 века. Я курю, потому что это модно. Курящий человек выглядит современно. Я выгляжу очень круто, когда прикуриваю и выпускаю дым кольцами. Когда я иду с сигаретой, все сразу замечают, насколько я уже взрослый и самостоятельный.

Судья: Так ли это на самом деле? Спросим у свидетеля обвинения.

Секретарь: Приглашается свидетель обвинения врач общей практики.

Врач: (представление презентации) Я врач общей практики. На протяжении нескольких лет я проводила исследования о вреде курения. Вот некоторые аспекты моих наблюдений. По мнению ученых, горящая сигарета – это химическая фабрика, которая производит четыре тысячи соединений, в их числе более сорока ракообразующих. В ходе химического анализа было выявлено, что в одной сигарете содержится:

6 мг никотина;

1,6 мг аммиака;

25 мг угарного газа;

0,03 мг синильной кислоты;

0,5 мг пиридина, формальдегид,

а также радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут… смолы и деготь.

А теперь посмотрите воздействие этих веществ на организм человека. (Показ презентации до 11 слайда)

Никотин оказывает пагубное влияние на все системы организма человека. В результате курения происходит сбой в работе Нервной системы (слайд 11)

Наблюдается нарушение в работе Дыхательной системы (слайд 12)

Кровеносной системы (слайд 13)

Пищеварительной (слайд 14)

Выделительной (слайд 15)

Опорно-двигательной (слайд 16)

Половой у мужчин (слайд 17) и у женщин (слайд 18).

Курение отрицательно сказывается на работе других систем (слайд 19).

Самое страшное, что никотин оказывает отрицательное воздействие и на тех, кто не курит – это «пассивные курильщики». Чаще всего ими становятся дети курящих родителей (слайд 20-21)

Так же в своем выступлении я хочу развеять мифы, которые сложились в пользу курения (слайды 22-25). Достаточно привести «сухую» статистику, которая говорит, к сожалению о многом (слайд 26). На этом, ваша честь, я заканчиваю свое выступление (слайды 27-29).

Секретарь: В зал суда приглашается свидетель обвинения Учитель школы.

Учитель: Ваша честь, у меня есть неопровержимые доказательства вины подсудимой – это рисунки о вреде курения, сделанные учениками моей школы. (Представление рисунков) Общество против такого вредоносного соседа, как сигарета.

Секретарь: По окончании судебного следствия переходят к прениям сторон, т.е. речам обвинителя и защитника, потом идут реплики сторон, в которых каждая из сторон может возразить доводам другой.

Прокурор: Уважаемый суд, господа присяжные! Вина подсудимой, по-моему, очевидна. Следствием полностью доказано вредное воздействие табака на все органы человека, поэтому требую изгнания сигареты из нашего общества навсегда!

Адвокат: Протестую! Я рассчитываю на снисходительное отношение к моей подзащитной. Посмотрите, любой фильм, спектакль в театре не обходится без сигареты, а обратите внимание на рекламные щиты – тут не захочешь, а потянешься к сигарете…

Прокурор: Ну не скажите! Сейчас проводится активная борьба с табакокурением. Запрещена продажа табачных изделий детям до 18 лет. В последнее время наложен строгий запрет на пропаганду курения в фильмах, мультфильмах. Издан закон, запрещающий курение в общественных местах.

Секретарь: После прения сторон коллегия присяжных удаляется на совещание и выносит свой вердикт.

Судья: Коллегия присяжных вынесла свой вердикт?

Присяжный: Да, ваша честь! Старшина присяжных оглашает вердикт по трем вопросам, указанных в протоколе. По данному процессу коллегия присяжных на все три вопроса отвечает «да». Если на вопрос о виновности подсудимого коллегия отвечает утвердительно, то следует вопрос «Заслуживает ли подсудимый снисхождения?». В данном случае присяжные отвечают «нет, не заслуживает».

Секретарь: После вынесения вердикта присяжных, суд удаляется на совещание и выносит приговор.  Встать, суд идет! Согласно Конституции РФ суд не предусматривает наказание в виде смертной казни. В 1999 году президентом Б.Н.Ельцином был введен мораторий, то есть запрет, на приведение таких приговоров в исполнение.

Встать, суд идет!

Судья: Оглашается приговор. Приговор выносится от имени Российской Федерации и согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации.

Внимательно изучив материалы дела в отношении сигареты, суд постановил: Признать сигарету ядовитым наркотическим табачным изделием. Приговорить сигарету, имеющую отрицательное воздействие на жизнь людей всей планеты Земля, к изгнанию из нашего общества навсегда. Судебное заседание объявляется закрытым.

V. Закрепление изученного.

Вот мы и рассмотрели второй этап уголовного процесса. А сейчас я предлагаю вам в качестве закрепления полученных знаний выполнить небольшое тестовое задание.

ТЕСТ.

А1. В каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства:

       1) Семейный кодекс;

       2) Трудовой кодекс;

       3) Уголовно-процессуальный кодекс;

       4) Конституция РФ.

А2. Решение, которое выносят присяжные:

       1) постановление;

       2) вердикт;

       3) доказательство;

       4) закон.

А3. Обязан ли подсудимый доказывать свою невиновность?

       1) да;

       2) в зависимости от предъявленных обвинений;

       3) по желанию;

       4) нет.

А4. Какой приговор может быть обжалован?

       1) любой;

       2) вынесенный городским судом;

       3) никакой;

       4) приговор о пожизненном заключении.

А5. Какие действия в первую очередь должна произвести полиция при задержании несовершеннолетнего:

        1) известить школу, в которой учится задержанный;

        2) предоставить адвоката;

        3) известить о задержании родителей.

На этом наш урок подошел к концу. И в завершении я хочу прочитать вам стихотворение, которое заставит вас еще раз задуматься о многом.

РУССКИЙ  КРЕСТ.

 Сгорает демография России
В табачном крематории страны,
В пожаре алкогольного насилия,
В спиртном котле химической войны.

Все больше стратегических заводов
Штампует мегатонны сигарет,

Нацеленных на генофонд народа,
Вонючих никотиновых ракет.

Снаряды рвутся. Дань сбирая споро,
Гуляет смерть, Отечество в дыму.
И злобно торжествует враг, который
Нам объявил тотальную войну.
И видит супостат тот окаянный
Уже иное не во сне, а наяву:
Курящих девочек, подростков пьяных,
Без выстрела готовых сдать Москву.

И запустеют русские селенья,
Умрут деревни, сгинут города.
От наркотического зелья нет спасенья,
Уйдет народ и это — навсегда

Мне больно сознавать свое бессилье
И дурь российской пьяной слепоты.
Пылает демография России…
Я не желаю этого. А ты?

 -А ТЫ?

VI. Домашнее задание.

§26( ответить на задания на карточке. Прочитать отрывок из романа Л.Толстого «Воскресение» (главы 5-24 часть 1)

Карточка:  1) Составьте схему участников судебного процесса.

                    2) Во время судебного процесса с участием присяжных заседателей у одного из них случился приступ аппендицита. «Скорая» увезла его в больницу. Может ли в сложившейся ситуации продолжаться судебное заседание? Что должен сделать судья?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа села Языковка

Аткарского района Саратовской области.

         

Урок обществознания в 11 классе

 по теме: «Процессуальное право: УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС»

                                                                                  Подготовила и провела

                                                                                  учитель истории и

                                                                                  обществознания

                                                                                  Сядрина И.А.

2012 – 2013 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Конспект интегрированного урока в 11-ом классе

тема: Глобальные проблемы современностиЦели:— обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав  их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;— акценти...

Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.

А.Невский Тема урока:    Памяти поколений - дни воинской славы России. Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живоп...

Интегрированный урок "Соперник золота" 8 класс (химия, география, биология)

Поваренная соль  - хлорид натрия - единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. По словам А.Е.Ферсмана:"...Среди всех солей самая главная и основна...

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

Интегрированный урок математики в 6 классе "Математика и немножко сказки""

Иттегрированный урок - обобщение в 6 классе:Задача: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики  по теме "Умножение и деление дробных чисел".   Цель урок...

Интегрированный урок "Химическая промышленность" 9 класс и презентация к уроку

На уроке органично сочетается материал географического, химического, биологического и экологического содержания...