Главные вкладки

    Конспект интегрированного урока в 11-ом классе
    план-конспект урока (обществознание , 11 класс) по теме

    Жингалиева Кунслу Имашевна

    тема: Глобальные проблемы современности

    Цели:

    — обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав  их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;

    — акцентировать социальные аспекты этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль общественных движений экологической, пацифистской и т. п. направленности.

    Тип урока:лабораторное занятие

    Оборудование:ПК, карточки с заданиями, политическая карта мира.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon globalnye_problemy_sovremennosti.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  интегрированного урока в 11-ом

    Цели:

    — обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав  их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;

    — акцентировать социальные аспекты этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль общественных движений экологической, пацифистской и т. п. направленности.

    Тип урока: лабораторное занятие

    Оборудование: ПК, карточки с заданиями, политическая карта мира.

    Ход урока:

    1. Оргмомент.

    2. План изучения нового материала

    а.  Сущность, особенности и причины возникновения глобальных проблем.

    б.  Проблемы экологии и пути их разрешения.

    в.  Другие глобальные проблемы: угроза мировой войны, демографическая проблема, экономическое отставание развивающихся стран.

    Учитель обществознания:   -1. Какие проблемы и почему относят к глобальным проблемам?

    2. Каковы причины появления глобальных проблем?

    З. В чем выражается взаимосвязь глобальных проблем?

    По итогам обсуждения составляется схема.(показ схемы на ПК)

    Становится очевидным основной тезис — глобальные проблемы не просто касаются всего человечества, но и жизненно важны  для него.  Обстоятельно рассматриваются предлагаемые пути разрешения глобальных проблем.  Одна из наиболее популярных точек зрения  — привить людям новые нравственно-этические ценности. Учащихся можно познакомить с фрагментом одного из докладов Римскому клубу. Авторы этого доклада считают, что новое этическое воспитание должно быть направлено на:

    1) развитие всемирного сознания, благодаря которому человек осознает себя как член мирового сообщества;

    2) формирование более бережливого отношения к использованию природных ресурсов;

    3) развитие такого отношения к природе, которое было бы основано на гармонии, а не на подчинении;

    4) воспитание чувства сопричастности  к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу.

    Учитель обществознания :- В какой мере эти изменения в ценностных ориентациях людей являются необходимыми и достаточными для решения глобальных проблем?

    2. Какими способами могут быть достигнуты такие изменения в мировоззрении людей?

    Учитель географии: - Вы прочитали информацию  об угроза экологического кризиса, «Научно-технического  прогресса и экологическая альтернатива. Ответьте на такие вопросы:

    1. В чем сущность и каковы проявления экологического кризиса?

    2. Какова роль научно-технического прогресса в сложившейся экологической, ситуации?

    3. Каковы основные направления разрешения экологических проблем?

    Задание 1

    Исследователь экологических проблем Б. Коммонер вывел следующие законы:

    1) все связано со всем;  2) все должно куда-то деваться;  З) природа «знает» лучше;  4) ничто не дается даром.

    Попытайтесь разъяснить и конкретизировать эти положения.

    Ответ: Первое утверждение фиксирует всеобщую связь процессов и явлений в природе. Изменение одного элемента системы ведет к количественным и качественным подвижкам в других элементах.

    Второе положение Коммонера, по сути, есть констатация того, что абсолютно безотходного производства нет, но важно добиться того, чтобы и отходы использовались в экологически безопасной форме. Скажем, листва, падающая с деревьев, разлагается под влиянием дождей, солнца, микроорганизмов. Полное разложение до уровня воды и углекислоты — редкое явление. В большинстве случаев остается так называемый опад — отмершее органическое вещество. Оно образует почвенный гумус. И это огромное благо и для почвы, и для биосферы в целом, так как гумус — основа чернозема.

    К разумному использованию отходов своих производств стремятся и люди. К примеру, набивка сиденья автомобиля «тойота» полностью сделана из отходов пластика; шумозащитный слой — из отходов рентгеновской пленки.

    Говоря о том, что  природа «знает» лучше, Коммонер имеет в виду, что  человек далеко не всегда предвидит последствия своих действий и даже, пытаясь улучшить природные системы, нередко вредит им.  Этот принцип  древневосточной мудрости призывает меньше вторгаться в природу, а больше всматриваться в нее, и если уж начинать преобразовательную деятельность, то с предельной осторожностью. Школьники сами могут привести примеры, иллюстрирующие эти тезисы. В частности, многократно предпринимавшиеся попытки отстрела каких- либо хищников, часто по причине защиты других видов, вели к нарушению природного равновесия в целом. Или другой пример. В ряде стран существуют природные индикаторы чистоты воды. Например, если водится форель, значит, с уверенностью можно говорить об очень чистой воде. Напротив, если в водоеме появляется карп, значит, степень загрязнения повысилась.

    Принцип «за все нужно платить» можно трансформировать так: за чистую природу нужно платить, а за грязную приходится расплачиваться. В качестве конкретных подтверждений этого вывода можно использовать такие, в частности, данные: развитые страны Запада вкладывают до 5о% капиталовложений в экологическое оборудование. Во многих государствах, включая и Россию, нарушение экологических стандартов карается огромными штрафами.

    Учитель обществознания:  -Задание 2

    В ходе международного опроса общественного мнения социологи предложили следующие меры по улучшению экологической ситуации:

    — принятие закона о бизнесе и индустрии;

    — запрет на продажу «вредных» товаров;

    — поддержка научных исследований;

    — планирование семьи;

    — ограничение экспорта природных ресурсов.

    Наибольшее одобрение в большинстве стран получила поддержка научных исследований. Далее следует запрет на продажу «вредных» товаров. Что касается российских ученых, то они на первое место поставили законы о бизнесе и индустрии. Наименьшей популярностью пользуется идея планирования семьи. Прокомментируйте эти данные.

    Ответ: - наша индустрия была и остается слабо ориентированной на экологические нормативы. Учету требований защиты природной среды мало способствовала как погоня за валом в годы командной экономики, так и нынешняя стихия рынка, которая пока не диктует жесткие требования к производимой продукции. Поэтому законы о бизнесе и индустрии приобретают у нас особое значение. Большинство людей во всех странах отдают предпочтение тем мерам, которые могут принести успех, но в то же время не ущемляют прав человека. Видимо, поэтому не пользуется популярностью идея планирования семьи.

    Учитель географии: - Задание З

    Сторонники сдерживания роста производства утверждают, что человек и так уже произвел много лишнего. Многими видами потребительской продукции рынок перенасыщен. Поэтому ограничение роста производства, замедление его темпов на пользу и людям, и окружающей среде.

    Разделяете ли вы эту точку зрения? Свою позицию обоснуйте.

    Ответ: - такая ситуация с производством и потреблением совсем не типична для стран «третьего мира». Поэтому вряд ли можно ожидать, что предложенные действия найдут там одобрение Острота экологической ситуации осознается сегодня подавляющим большинством населения Земли. Вместе с тем подходы к разрешению экологического кризиса предлагаются разные.

    Задание 4

    Известно, что некоторые страны производят и продают на мировом рынке значительное количество оружия, включая и самые современные образцы. При этом оценки деятельности по разработке и производству вооружений очень разнятся. Одни считают, что это оздоровляет экономику, создает новые рабочие места, стимулирует технический прогресс. Другие утверждают, что это производственно-техническое направление истощает экономику, высасывая натуральные, интеллектуальные и финансовые ресурсы страны.

    Учитель обществознания: Задание 5

    Существуют различные объяснения причин милитаристского духа, свойственного человеку и порождающего многочисленные войны.

    Одни считают, что, как и у животных, у человека срабатывает программа разделения на «своих» (однокашники, соседи, земляки и т. д.) и «чужих». По отношению к последним моральный запрет «не убий» значительно ослабевает.

    Существует также теория, согласно которой, чем более сокрушительно от природы вооружение животного (яд, клыки и т. д.), тем сильнее действуют инстинктивные запреты не наносить ущерба ближнему. Человек и его ближайшие предки были слабо вооружены. Поэтому естественная мораль человека была и остается слабой, в то же время он стал самым вооруженным видом на Земле. Вот это противоречие и является источником бесконечных разрушительных войн.

    - Каково ваше отношение к представленным позициям?

    Задание 6

    - Почему в ХХ в. разрушительность войн резко возросла? Связано ли это лишь с совершенствованием военной техники? «Нет,— утверждают многие исследователи,— сейчас стало легче убивать». Древний человек, поражающий своего соплеменника каменным топором, должен был встретиться с противником в ближнем бою. При всей ненависти, которую испытывал нападающий, ему приходилось смотреть противнику прямо в глаза. Вид пролившейся крови в конце концов отрезвлял. Солдат в окопе, не видя своего противника, может слышать крик боли. С созданием средств массового уничтожения и этот контакт исчезает: нажимается нужная кнопка и межконтинентальная ракета с атомными боеголовками летит к странам противника, а человек, нажавший кнопку, остается лишенным любого конкретного отношения к убиваемым людям.

    Согласны ли вы с этими рассуждениями? Чем, на ваш взгляд, можно ослабить такой эффект «невоспринимаемых последствий»?

    Задание 7

    Как называется комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих мир в целом и требующих неотложных решений:

    а) экономический кризис;

     б) научно-техническая революция;

    в) глобальные проблемы?

    Обобщение: - Многие ученые считают, что человечество обладает необходимыми интеллектуальными возможностями и материальными ресурсами для преодоления социально-экономического отставания стран третьего мира. Прежде всего, как показывает мировой опыт последних десятилетий, поддается разумному регулированию рост населения и общая демографическая ситуация на основе постепенного изменения ценностных установок и поведенческих стереотипов в области семейно-брачных отношений. Но главное не в этом. Сокращение гонки вооружений, уменьшение военных расходов дадут возможность высвободить значительные средства, которые можно направить на развитие этих стран. По имеющимся расчетам, одной десятой отчислений от военных расходов достаточно, чтобы обеспечить необходимые капиталовложения в модернизацию экономики развивающихся стран и существенно изменить их уровень жизни.

    Таким образом, мы вновь убеждаемся во взаимосвязи глобальных проблем и необходимости комплексного подхода к их решению на основе международного сотрудничества.

    Д/З: написать эссе «Решение глобальных проблем»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

    Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

    методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

    Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

    Презентация к уроку по биологии 8 класс по теме "Глаз как орган зрения и оптическая система" Урок по биологии в 8 классе "Глаз как орган зрения и оптическая система"

    Аннотация к уроку биологии в 8 классе по теме «Глаз как орган зрения и оптическая система»учителя биологии  МБ ОУ Арзинской СОШБурденкова Александра Михайловича.Данный урок являетс...

    Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

    Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

    мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

    Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

    план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

    Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

    Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

    Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....