Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Баринова Людмила Александровна

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)

Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлогов;

б)        развивающая: способствовать развитию навыков сопоставитель­ного и сравнительного анализа;

в) воспитательная: способствовать воспитанию исследовательской культуры учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytye_uroki.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок (мастер-класс)

по русскому языку,

проведённый на

Фестивале инновационных идей

в региональном образовании

«Педагогические открытия 21 века»

по теме

Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Провёл учитель МОУ «СОШ №32»

г. Энгельса

Баринова Людмила Александровна

Урок - исследование. Предлог.

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)

Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлогов;

б)         развивающая: способствовать развитию навыков сопоставительного и сравнительного анализа;

в) воспитательная: способствовать воспитанию исследовательской культуры учащихся.

Оборудование: мульти-медио, интерактивная доска, рабочая карта, задания-тесты, папки со справочным материалом.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Объявление темы и цели урока.
  1. Предлог. Этимологическая справка. (Сообщение ученика).
  2. Грамматико-лингвистическая разминка.

На экран проецируются задания:

A)        Назови неправильное утверждение.

1) Служебные части речи не бывают членами предложения.

2) Служебные    части    имеют    своё    лексическое    значение,    как    и
самостоятельные.

3) К служебной части речи задать вопрос невозможно.
Б) Восстанови фразеологические сочетания:

  1.  Зарубить, нос.
  2.  Слово, слово
  3.  Язык, кости
  4.  Водить, нос
  5.  Брать, бык, рога.

B)        «Вопрос на засыпку»

Из-за, из-под.... Какие ещё сложные предлоги вы знаете?

Класс делится на группы: 1) Историки-исследователи. 2) Знатоки. 3) Творческая группа.

3.        На экран проецируется задание:

A.        Уткнувшись в сугробы заснули ёлоч...ки осинки и бере...ки.
Б. Дохнул хол.. .дом на лес январь.

B.        Их верхние веточ...ки покрыты снежными хлопьями, но от любого пр...к...сновения сн...ж...нки осыпают...ся.

Г. (В)течени... месяца сыпал на остывшую землю пуш.. .стый снег.

Учитель:    расположите предложения так, чтобы они последовательно связывались

между собой по смыслу (БГАВ)

Учитель: как называется группа предложений, связанных между собой по смыслу и

расположенных в определённой последовательности (Текст). Назовите признаки текста.

На доску проецируется остальная часть текста.

Д. (Из)за наступившего холода попрятались лесные жители медведи зайцы лоси.

Е. (В) течени... реки находившейся возле лесной избу.. .ки уже заметна ледяная корочка.

Ж.  Зя...кое со...нце лишь на миг позолотило  гирьки  шишек заслонивших  еловую

вершину.

3. Благодаря особенной т...шине вся природа окутана т...инственностью и красотой.

Задание-исследование (индивидуальное): сгруппировать слова с

пропущенными буквами по орфограммам. С какими орфограммами слов больше.

Задание 2 выполняет исследовательская группа. Во второй части текста расставить пропущенные буквы и графически обозначить орфограммы.

Задание 3 выполняет группа знатоков. Обозначить пунтограммы в тексте, составить схемы предложений.

Задание   4      выполняет  на интерактивной доске творческая  групп (вставляются

пропущенные буквы и объясняется правило написания слов.

Учитель: Назовите предлоги, употребляющиеся только с одним падежом. Есть ли такие предлоги в нашем тексте? С каким падежом они употребляются?

Учитель: Какие предлоги употребляются с разными падежами? Есть ли такие предлоги в нашем тексте?

Исследовательская справка. (Сообщение ученика, проводившего исследование

об употреблении отдельных предлогов).

Учитель: С одним или несколькими падежами употребляются производные предлоги.

Проецируются на экран предложения, взятые из текста.

Г. В течение месяца сыпал на остывшую землю пушистый снег.

Е. В течении реки, находившейся возле лесной избушки, уже заметна ледяная корочка.

Учитель: Почему по-разному написаны одинаково звучащие слова? Какое вы знаете правило-подсказку?

Исследовательская справка (сообщение ученика, проводившего исследование об

употреблении отдельных предлогов).

Учитель: Какие ещё производные предлоги пишутся раздельно с буквой е на конце?

На экран проецируется:

Запомни

В течение, в продолжение, вследствие.

Задания-исследования:

1.        Исследовательская группа. Могут ли производные предлоги иметь синонимы,    т.е.    синонимичные    им    предлоги? (материал    для    исследования проецируется на экран).

Проецируются На экран предлоги:

В течение, вследствие, насчёт, в продолжение, несмотря на, благодаря, ввиду,

вопреки, наперекор, около, вместо, возле.

  1. Творческая группа. Сколько предлогов в тексте и каких больше?
  2. Группа знатоков. Обратите внимание на последнее предложение текста и
    исследуйте, только ли от существительных с предлогом образуются производные предлоги?

Все задания подкреплять примерами (Результаты исследований закрепляются). Проверка и закрепление исследований.

  1. Проецируются   на   экран   картинки   «в   течение»   «в   продолжение»;
    вследствие, ввиду = из-за; поперёк = через. А) Какими можно будет считать
    предлоги «согласно» - «вопреки», в-из?
  2. Проецируется на экран:

           Благодаря тишине, несмотря на мороз.

           Ходит вокруг дома, вопреки желанию.

4. Обращаемся к учебнику   (стр.136)   В   каком   падеже   ставятся
существительные после предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки».

Проецируется на экран:

Благодаря (поступок) Вопреки (прогноз) Согласно (приказ) Согласно (указание) Благодаря (приезд)

5.        Стилистическая правка.

На экран проецируется картинка с предлогом «благодаря». После разбора группы получают задания.

Группа исследователей:

Благодаря упорному труду экзамены были сданы хорошо. Благодаря сильным морозам занятия в школе были отменены.

Группа знатоков:

Благодаря болезни я не ходил с классом в лес. Благодаря компасу туристы хорошо ориентировались.

Творческая группа работает по тексту упражнения 299.

6.        На экран проецируется

Зимой  не сидится дома.  Зимой  хорошо пробежаться на лыжах по свежему  снегу. Благодаря тишине зимой можно ощутить великое таинство природы. Задание: исправить речевой недочёт.

7.        Выводы   творческой   группы   по   результатам   проведённых   работ   и
исследований.

8.        Тестовые задания.

9.        Задание   на   дом:    придумать   сказку   на   тему   «Почему   предлог
возгордился?».

             Материал для исследования.

                         В течение

                         Согласно

                         Вследствие

                         Позади

                         В продолжение

                         Навстречу

                         Ввиду

                         Наподобие

                         Несмотря на

                         Вокруг

                         Благодаря

                         В связи

                         Насчёт

                         По причине

                         Около

                         По мере

                         Вместо

                         Включая

                         Вопреки

                         Наперекор

                         Возле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в рамках недели русского языка, посвященный военной теме в творчестве В.С.Высоцкого

Обучающиеся смогут узнать много нового и интересного о Владимире Семёновиче Высоцком - поэте, актёре, музыканте и певце. Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, кото­рым можно восх...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

2.8. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).

Сценарий открытыхо мероприятий-пройдите по ссылке:https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2018/04/02/kazhdyy-paren-voin-bravyy   https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/...

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия). Региональный уровень дата Лекция &laqu...

3.9 Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы)

Дата Наименование учреждения и программыТема докладаРезультат26 апреля 2017 ТГУ, Кызылский педагогический колледж. Образовательная программа«Современные технологии обучения иностранным язык...