II.6. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы
материал

муниципальный уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx24.28 КБ
Файл doklad_2.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Подростковый клуб «Орнамент» с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва

Доклад на августовское совещание педагогических работников по теме:

«Кружок – это развитие творческих способностей у детей»

 

Подготовила: педагог дополнительного образования

Иргит Салбакай Шоожуловна

Мугур-Аксы – 2017г

Доклад на августовское совещание

Тема доклада: «Кружок – это развитие творческих способностей у детей»

Цель:

  • научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение. Обеспечение речевого благополучия школьников на этапе подготовки к обучению в школе через виды ручного труда.

Задачи:

  • развивать творческое воображение и самостоятельность у кружковцев;
  • воспитывать культуру труда;
  • развивать самостоятельность и самоконтроль (доводить начатое дело до конца);
  • развивать общую координацию и мелкую моторику;
  • развивать зрительное восприятие у детей посредством ознакомления с произведениями искусства;
  • закрепить умение пользоваться технологическими картами, инструментами на занятиях;
  • учить создавать оригинальные аранжировки из природных  и  искусственных  материалов, используя их для украшения одежды и комнат.

соблюдать технику безопасной работы  на занятиях при работе с ножницами, иглой, клеем.

Содержание программы усложняется по годам обучения за счет используемых материалов, техник и способов выполнения.

Последовательность тем в учебно-тематическом плане выстроена с учетом возрастных особенностей детей. Поэтому содержание занятий предусматривает чередование различных видов деятельности, материалов.

Программа включает теоретическую и практическую работу. Работа связана с народным искусством, национальными традициями, народными промыслами.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Виды творческой деятельности

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Существуют различные виды творческой деятельности.

http://xreferat.ru/image/71/1306600639_1.gifhttp://xreferat.ru/image/71/1306600639_2.gif

1. ИЗО - музыка

2. шитье - вокал

3. вязание - хореография

4. макраме - драматический театр

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию.

Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия.

Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы.

В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.

Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах.

Методы развития творческих способностей у детей.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

- научности

- систематичности

- последовательности

- доступности

- наглядности

- активности

- прочности

- индивидуального подхода

Практическая часть.

Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях в дополнительно образования «Умелые руки», руководителем, которого я являюсь, без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов.

Развитие творческих способностей у детей результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон.

Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает одно из мест на выставке.

В течение года я использую в своей работе коллективный метод в развитии творческих способностей у детей. И, на мой взгляд, это наиболее эффективный способ развития творчества.

Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. К этому выводу я пришла, основываясь на опыт своей работы.

Например, в начале своей трудовой деятельности мне, хотелось достичь «все и сразу». Но как?

На занятиях мы с детьми стали делать большие работы, миновать начальные периоды. Но в процессе занятий я поняла, что дети еще к этому не готовы и тогда мы с детьми стали работать по принципу от простого к сложному:

1. Выбор сюжета, картины;

2. Цветовая гамма;

3. Подбор материала;

4. Поэтапное выполнение картины.

В результате поэтапной работы нам удалось достигнуть высоких результатов. Они заключаются в том, что взрослые дети стали моими помощниками, т.е. они могли без моей помощи достичь результата.

Я выбирала разные направления работы с детьми, и всегда находились ученики, достигавшие очень высоких результатов в каждом из видов деятельности.

Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей.

Заключение.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

1.Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.

2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.

3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.

4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

5. Работа с родителями.

В прошлом учебном году мои кружковцы приняли участие на муниципальных и республиканских конкурсах, это – «Город мастеров», «День сурка», «Дорога и мы!», «Дети Центра Азии».

Педагог МБУ ДО ПК «Орнамент» с. Мугур-Аксы

Монгун-Тайгинского кожууна РТ:

Иргит Салбакай Шоожуловна



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Подростковый клуб «Орнамент» с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва

Доклад на тему:

«Дополнительное образование и свободное время»

 

Подготовила: педагог дополнительного образования

Иргит Салбакай Шоожуловна

Мугур-Аксы – 2018г

Досуг — это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. 

Проблема отсутствия интересов, наличие большого объёма ничем не занятого свободного времени и выхода невостребованной энергии учащихся, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних и на внутришкольном учёте, - главная и большая проблема школы, так как выше перечисленные факторы приводят к тому, что дети не вырастают полноправными членами общества.
Эта проблема требует научно – педагогического и верного решения.
Значение свободного времени увеличивается для ребенка по мере его взросления и становится едва ли не основной ценностью его существования. Но парадокс в том, что существует представление о нем как о времени, необходимом ребенку лишь для восстановления сил ради дальнейших достижений в учебе. Очень мало среди педагогов сторонников той точки зрения, что самое важное, как проявляет себя ребенок в свободное время, а его образование — необходимое условие для организации досуга по собственному усмотрению, своеобразно своим интересами возможностям.
Дополнительное образование организует разнообразную деятельность детей, принимая во внимание, что главной их потребностью является потребность в активности самореализации, самостоятельности.

Связь дополнительного образования и организации свободного времени ребенка

Свободное время ребенка, его личное время вбирает в себя десятки нерешенных пока до конца актуальных вопросов педагогики, каждый из которых - проблема. Главнейший из них - свободное развитие свободного человека в богатейших сферах его духовного пробуждения - познании, труде, досуге, культуре в целом.

Свободное время школьников – сложная категория, в которой можно выделить четыре качественных уровня:

1-й уровень - досуг (свободное времяпрепровождение, время отдыха и развлечений).

2-й уровень - пассивное потребление культурных ценностей (приобретение готовых знаний, деятельность по образцам).

3-й уровень - активное потребление культурных ценностей (самостоятельное порождение знаний, исследовательская деятельность, самообразование).

4-й уровень - творческая деятельность, создание материальных и/или духовных ценностей для себя и других людей.

На организацию свободного времени детей направлен лишь один вид образования – дополнительный, потому как именно система дополнительного образования предназначена для использования ребенком своего свободного времени в целях получения личностно-значимого образования. 
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Функции дополнительного образования:

Образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

Воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

Креативная – создание системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

Компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

Рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизичесих сил ребенка;

Профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;

Интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;

Функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств необходимых для жизни;

Функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Поэтому образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. 

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более - менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. 

И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Основная задача дополнительного образования – это обеспечение необходимых условий для развития личности, расширение воспитательного пространства воздействия на детей с целью профилактики правонарушений, безнадзорности, асоциального поведения, поддержка талантливых, творчески одарённых детей и подростков, укрепление связей с семьей и школами. Дополнительное образование создает благоприятные условия для насыщения детей необходимой им информацией, использования свободное время в позитивных для развития личности целях, прибавления (добавления, присоединения) новых достижений к уже имеющимся.

Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы: предметные области общего, профессионального образования и культурно-образовательного досуга пересекаются между собой. Эта область пересечения и представляет собой связь дополнительного образования и организации свободного времени ребенка.

Отличия в организации свободного времени детей разного возраста

Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности. Наибольшие возможности для достижения данной цели предоставляют каникулы. Каникулы составляют значительную часть свободного времени детей, поэтому в этот период времени дети восстанавливают здоровье, развивают творческий потенциал, удовлетворяют свои индивидуальные интересы, отдыхают от учёбы в школе.

Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организованна как массовый детский праздник, может носить камерный характер. В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать отдельные коллективы, педагоги. Это может быть коллективное творчество нескольких подразделений, например, детские новогодние праздники. Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие в программе становится важным фактором развития самосознания. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремление наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.

Организация досуговой деятельности младших школьников.

В наше время тема «Организация досуговой деятельности младших школьников» очень актуальна, потому что досуг младших школьников очень важен в школьной жизни. Младшие школьники ещё не умеют оптимально использовать свободное время для своего личностного развития, поэтому развитию досуговой деятельности младших школьников нужно уделять большое внимание. Для того чтобы ребёнок мог активно проводить своё свободное время с пользой для себя и окружающих. 

В организации внеклассной работы с младшими школьниками большое значение имеет развлекательно-познавательные (досуговые) мероприятия, сплачивающие коллектив, помогающие детям хорошо отдохнуть. Досуговые мероприятия имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами школьной работы:

Общение с детьми может осуществляться в форме полилога. Это предполагает наличие обратной связи, позволяет педагогу наблюдать за реакцией воспитанников.

В начальной школе дети чрезвычайно склонны к подражанию. Это даёт возможность учителю в присутствии класса влиять на мнение и поведение отдельных учащихся. Однако необходимо учитывать, что мнение, высказанное одноклассниками, для ученика порой важнее мнения учителя.

В ходе мероприятий создаются условия, которые способствуют улучшению результатов педагогической работы с классом. А также поддерживают естественную доброжелательную атмосферу общения. Развлекательно-познавательные мероприятия не должны быть назидательными.

Методы организации досуговой деятельности младших школьников С.А Шмакова

1. Первый метод, который выделяет учёный это метод игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как мультфильм, сказка, очень часто повторяется в жизни ребенка, является его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявляются антипатии и симпатии школьников, например, если в игре они выбирают, кого то из своих одноклассников, показывают свои предпочтения («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра помогает выявлять знания и интеллектуальные способности учащегося (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Самый умный», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.). Игры определяют уровень развития организаторских способностей учащихся, также определяют их физические способности: силу, быстроту реакции, ловкость, гибкость, выносливость и др.

2. Методы театрализации. Досуговая деятельность учащихся имеет огромное множество сюжетов и социальных ролей. Непринуждённое общение учащихся может быть в виде различных вечеринок, «капустника», «театральной гостиной», «русских посиделок», «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмированные сценки, обряды, ритуалы, и т.п. Театрализация знакомит ребят с различными сюжетными ситуациями из жизни.

3. Методы состязательности. Состязание – это внутренний толчок для раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску, реализации и открытию. Школьники должны учиться состязаться. Досуговая деятельность всегда очень эмоциональна, поэтому она стимулирует крайние формы поведения: азарт, некое состояние эффекта, волнение, обиды и др., например, очень низка культура болельщиков в детском спорте, состязаниях, коллективных играх. В этом случае нужно учить воспитанников достойно принимать победу соперников.

4. Методы равноправного духовного контакта. Эти методы основаны на совместной деятельности детей и взрослых, так сказать «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – считаются равноправными членами школьных клубов, объединений, творческих кружков. В организации совместной досуга для детей и взрослых, которая основана на равноправном духовном контакте, в то же время нельзя забывать о так называемой «красной линии».

5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем условия для детей и подростков. Такие ситуации не должны быть надуманными. Они должны отражать жизнь со всеми её сложностями и трудностями. Учитель должен специально создавать условия для возникновения необходимой ситуации, но сама ситуация должна быть естественной. Важную роль для использования такого метода играет неожиданность. Для того чтобы воспитанник, который может ожидать определенной реакции педагога, заранее не готовил себя к сопротивлению и, действия для него были неожиданными.

6. Методы импровизации. Импровизация – это действие, которое не является осознанным и не подготавливается заранее, действие, которое получается экспромтом. В импровизации заложено имитационное поведение. Методы импровизации противопоставляются школьным методам репетиционности. Метод импровизации служит для порождения азарта ребенка, развивает творчество.

Итак, можно сделать вывод что - правильно организованная досуговая деятельность младших школьников важна как в рамках школы, так и дома. Учителя и родители должны помогать учащимся в организации досуговой деятельности и принимать активное участие.

Организация свободного времени детей среднего школьного возраста

Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Особенно это актуально по отношению к детям среднего школьного возраста, так как свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.

Проблема досугового времяпрепровождения подростков от младших школьников отличается большей сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводит детей к социальным проблемам и формированию у них противоправного поведения. Организация культурно-досуговой деятельности подростков заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.

Обучение подростков умениям и навыкам самоорганизации – важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Однако даже знание видов и продолжительности занятий подростка в свободное время еще ничего не говорит о рациональном, разумном их выборе при организации собственного досуга. Для того чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения подростками навыками самоорганизации. Досуг подростков, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые люди часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, подростки, тем не менее, ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Обучение и развитие в средней школе специфически отличается от таковых в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и др.). К тому же эту специфичность придает и сама «кризисность» возраста.
По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются скорее во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах.
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

Основной вид содержательного наполнения досуга детей среднего школьного возраста это - культурно - досуговая деятельность - сфера самовыражения и самореализации личности, её потенциальных желаний и возможностей, что позволяет включать этот вид деятельности в рамки времени, свободного от общественного или иного принуждения. В культурно - досуговой деятельности подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями.

Культурно – досуговая деятельность содержит в себе несколько форм организации свободного времени подростков:

Художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия. К данной форме можно отнести - массовые представления, вечера отдыха, шоу - представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Просветительские формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, дискуссии. Подросток познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения. Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребёнка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес.

Познавательно – развлекательная форма. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою "сказочность", "таинственность". На первый план выступает познавательная значимость игры. Большой эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например, познавательно - развлекательные игры "Брей - ринг", "Что? Где? Когда". Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека - клуб. Существуют два вида дискотеки - просветительно - образовательные (дискотека - клуб) и танцевально - развлекательные (дискотека - танцплощадка). Если в первом случае преследуется чёткая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание дискоклуба способствует развитию музыкального вкуса.

В структуре свободного времени подростков достаточно специфическим видом деятельности является игровая деятельность, которая в содержательном плане рассматривается в части эмоционально - нравственной выраженности отношения личности происходящим событиям, в том числе и к самой себе. Игровой вид деятельности в содержательном отношении предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных процессов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности - психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия.

Организация свободного времени детей старшего школьного возраста

Этап старшего школьного периода совпадает с периодом полового развития ребенка, поэтому одновременно с самоопределением ребенка и необходимости выбора жизненного пути возникает сложный период, во время которого школьник испытывает тяжелые психологические проблемы. В учреждениях образовательной направленности организация досуга школьников старших классов отличается не только сущностью самой деятельности, но и другими особенностями, связанными, например, с возрастом самих учащихся, определяющим их интересы, предпочтения, хобби, увлечения, др. Так организация досуга старшеклассников имеет свои, отличные от других, характерные черты. Организация досуговой деятельности старшеклассников вызвана необходимостью соответствия разнообразным культурно-досуговых запросам юношества, что требует от учреждений культуры и образования учитывать творческую сторону досуговой деятельности старшеклассников, в соответствии с новыми условиями перестраивать, совершенствовать свою работу, улучшать материально - техническую базу, устранять устаревшие стереотипы в своей деятельности.
Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, требуют пересмотра традиционного подхода к организации форм досуга, как в учреждениях социально-культурной сферы, так и в образовательных учреждениях. Больший процент старшеклассников привлекают инновационные формы досуга, такие как: Сетевые интернет игры; Молодёжные театры; Музыкальные концерты современных исполнителей.

А из традиционных: Киносеансы; Массовые праздники; Молодёжные дискотеки; Тематические вечера; Самодеятельно - художественное творчество.

Реальность такова, что сегодня возникла необходимость актуализировать накопленный педагогической, культурологической наукой арсенал, позволяющий осуществить взаимосвязь школьного и внешкольного образования, а также разработать теоретические основы интеграции внеурочных занятий школьников, создать на их базе новые методики и технологии воспитания и досуга детей и юношества.
Важную роль в системе досуговой деятельности, и особенно общении старшеклассников, также играет организация шоу-программ, спецмероприятий, праздничных программ, тематических вечеров, а также занятия в различных творческих студиях, кружках, группах. Старшеклассники с огромным желанием участвуют в мероприятиях, которые разрабатывали сами, и с не меньшим удовольствием смотрят те программы, в которых участвуют их сверстники. Шоу-программа, представление - непременный атрибут в деятельности молодежных клубов разной направленности. При организации любой такой программы выделяется доминирующий образ, идея, новизна. Программа сочетает доступность и качество, эстетические качества и зрелищность.

На основе анализа педагогических исследований выделяют шесть основных методов в организации досуговой деятельности старших школьников. Их еще называют методами сотрудничества и сотворчества с детьми. К ним относят: Игровые методы; Методы театрализации; Соревновательные методы; Методы сотрудничества; Методы воспитывающих ситуаций; Методы импровизации.

В структуре свободного времени подростков достаточно специфическим видом деятельности является игровая деятельность, которая в содержательном плане рассматривается в части эмоционально - нравственной выраженности отношения личности происходящим событиям, в том числе и к самой себе. Игровые методы используют, чаще всего, при досуге младших школьников в виде игр. Хотя это и не исключает организацию досуга старшеклассников через игровые методы, зачастую через игровые тренинги. Многие виды игр и тренингов интересны не только школьникам, но и взрослым, самим педагогам. Игровой вид деятельности в содержательном отношении предполагает овладение опытом поведения социально активной личности. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими.

Заключение

Досуговая деятельность имеет непосредственную связь с типом личностной ориентации, системой ценностей, которая в свою очередь, опосредует влияние уровня социально-экономического благополучия и показателя развития нравственно-культурной составляющей личности детей. Досуг, как сфера в наибольшей степени адекватная целевым установкам и природе детей, существенно расширит объективные возможности социально значимого самоутверждени, если данный процесс реализуется через творческое самовыражение, осуществляемое в условиях педагогически направленного формирования умений и навыков самоорганизации досуга, стимулирования проявления инициативы, раскрытия потенциальных возможностей и способностей личности в рамках социально-ориентированной деятельности.

Основными принципами, отражающими педагогическую сущность досуга и способствующими успешности процессов социально значимого самоутверждения и творческого самовыражения детей в процессе социально-приемлемой деятельности должны являться следующие:

– принцип субъект-субъектного взаимодействия участников и организаторов культурно-досуговой деятельности, ориентирующий на диалогизацию их отношений, сотрудничество и сотворчество в постановке целей деятельности, выборе форм и средств реализации поставленных задач, преодолении трудностей и удовлетворении от полученного результата. Особенно важен этот принцип в организации досуга среднего и старшего школьного возраста

– принцип развития инициативы и самодеятельности детей, обеспечивающий реализацию процесса их самоутверждения и самовыражения в культурно-досуговой деятельности

– принцип целостности педагогического сопровождения процессов самоутверждения и самовыражения личности ребенка, предопределяющий единство всех уровней его реализации, их взаимодействия и учета специфики каждого уровня

– принцип дифференцированного подхода, учитывающий половозрастные особенности самоутверждения и самовыражения детей, ориентирующий на отношение к личности участника культурно-досуговой деятельности как самоценности, обладающей неповторимым своеобразием склонностей и задатков, способной к реализации в жизни заложенного творческого потенциала

– принцип комплексного использования функций культурно-досуговой деятельности в процессе самоутверждения и самовыражения личности

Дети оценивают себя, анализируют поступки и действия, при этом стараются придерживаться социально принятых норм и традиций, эталонов общества, так как самосознание является социальным по своему содержанию, и невозможно вне процесса межличностной коммуникации. Таким образом, именно досуг формирует некий микросоциум, дающий детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных ролях.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации "Теория и практика русского языка и литературы в средней школе"

Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации на районном уровне...

«Личностно-ориентированное обучение» на уроках биологии. Обобщение и распространение педагогического опыта.

Ключевыми проблемами своей педагогической деятельности я считаю следующие:Как обеспечить успешность каждого школьника в обучении?Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации учебной деяте...

2.8. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14186823","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14186827","...

2.8. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).

Сценарий открытыхо мероприятий-пройдите по ссылке:https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2018/04/02/kazhdyy-paren-voin-bravyy   https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/...

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия). Региональный уровень дата Лекция &laqu...

3.9 Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы)

Дата Наименование учреждения и программыТема докладаРезультат26 апреля 2017 ТГУ, Кызылский педагогический колледж. Образовательная программа«Современные технологии обучения иностранным язык...