«Личностно-ориентированное обучение» на уроках биологии. Обобщение и распространение педагогического опыта.
методическая разработка по биологии по теме

Гостева Наталья Петровна

Ключевыми проблемами своей педагогической деятельности я считаю следующие:

  • Как обеспечить успешность каждого школьника в обучении?
  • Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации учебной деятельности?
  • Как организовать работу, чтобы школьник стал субъектом учебного процесса?

Хорошо понимая, что именно в учебной деятельности формируются не только знания, умения, навыки, но и способность волевых и эмоциональных качеств. При подходе к обучению традиционным способом, мы не сравниваем ребенка с самим собой, не видим индивидуальной траектории его развития. Я в поисках новой системы преподавания остановилась на педагогической технологии «Личностно-ориентированное обучение», потому что при применении этой системы реализуются следующие условия:

  • ребенок имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует ее на решение задач, которые ставит перед ним школа;
  • осознает мотивы своей учебной деятельности;
  • планирует свою учебную деятельность;
  • оценивает последствия своей учебной деятельности, представляя результат;

На современном этапе личностно - ориентированное обучение актуально, так как оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Личностно-ориентированное  обучение» на уроках биологии

Обобщение и распространение педагогического опыта

Гостева Наталья Петровна

                                                            учитель биологии

                                                             ГБОУ Уфимская школа -                                                   интернат№13 VI вида, РЦДО

 (Стерлитамак)

Ключевыми проблемами своей педагогической деятельности я считаю следующие:

  • Как обеспечить успешность каждого школьника в обучении?
  • Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации учебной деятельности?
  • Как организовать работу, чтобы школьник стал субъектом учебного процесса?

Хорошо понимая, что именно в учебной деятельности формируются не только знания, умения, навыки, но и способность волевых и эмоциональных качеств. При подходе к обучению традиционным способом, мы не сравниваем ребенка с самим собой, не видим индивидуальной траектории его развития. Я в поисках новой системы преподавания остановилась на педагогической технологии «Личностно-ориентированное обучение», потому что при применении этой системы реализуются следующие условия:

  • ребенок имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует ее на решение задач, которые ставит перед ним школа;
  • осознает мотивы своей учебной деятельности;
  • планирует свою учебную деятельность;
  • оценивает последствия своей учебной деятельности, представляя результат;

На современном этапе личностно - ориентированное обучение актуально, так как оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся личность.

Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации, к нему предъявляется ряд особых требований, которым я стараюсь следовать. На уроках создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течение всего урока. Одним из целевых ориентиров на таких уроках является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в развитии творческих способностей. Главным принципом личностно-ориентированного урока является формирование у учащихся системы знаний, на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков. В рамках личностно -ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе активно использую шесть основных технологий личностно-ориентированного обучения: технологию разноуровневого обучения, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной, исследовательской деятельности, здоровьесберегающие технологии. Остановлюсь  на краткой характеристике, используемых технологий.

Технология уровневой дифференциации дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся, устранять перегрузку программ, развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать психологический комфорт в учебе. Материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях. Слабые учащиеся могут использовать опорные конспекты, которые помогут ученику за короткий промежуток времени вспомнить основную информацию и сделать выводы по конкретной теме. При контроле применяю и такие задания: подпиши изображённое на рисунке, распознай семена растений, вставь пропущенные слова, найди общие закономерности, установи соответствие биологических определений и терминов.

 Основная цель уроков игровой педагогической технологии - создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока - беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию. Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса. Есть такое выражение: «Если хочешь запомнить, забудешь. Если хочешь понять, запомнишь!". Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную для него ты получаешь возможность “растормозить” механизм его мышления, зажечь в нём огонёк интереса и включить в активную деятельность на уроке. Поэтому на разных этапах урока я использую несколько приёмов технологии проблемного обучения.
Прием ″яркое пятно″ заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве ″яркого пятна″ могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, демонстрации непонятных явлений или наглядности. При изучении темы «Папоротникообразные растения», я рассказываю детям легенду о цветущем папоротнике накануне Ивана – Купалы. Говорю, что люди так и не смогли увидеть его цветок. Почему? Или при изучении темы «Лишайники» демонстрирую крупный рисунок или ролик «Строение лишайника» и спрашиваю, к какому царству можно отнести данный живой организм? Что это за организм?
Ещё один приём «противоречивая информация» - я предъявляю классу несколько противоречивых фактов по изучаемой теме. Например, при изучении темы «Вирусы», ставлю учащихся перед двумя фактами: вы знаете, что вирусы – причины многих опасных заболеваний, но учёные считают, что некоторые вирусы просто необходимы для поддержания здоровья. Затем в ходе изучения материала ребята стараются опровергнуть или аргументировать каждое из утверждений. Либо при изучении значения вирусов ставлю проблемный вопрос: нужны ли бактерии на Земле или нет? Например, метод эвристических вопросов (Придумайте 3 вопроса о муравьях, используя слова: зачем? почему? сравни), метод эвристического исследования (Почему мы так говорим: как рыба в воде, нем, как рыба. Верно ли это с биологической точки зрения?), метод образного видения (Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные) и другие задания.

Приведу здесь несколько примеров использования познавательных задач.
1. Королевские пингвины оставляют до пяти месяцев детенышей без еды в суровых климатических условиях. Как выживают пингвинята? (Птенцы собираются в большую стаю, в которой постоянно перемещаются птенцы снаружи к центру стаи, согреваясь и охлаждаясь. Все зависит от количества птенцов).
2. Глубокой ночью тарантулы выходят на охоту. Тарантул ждет добычу, прыгает на змею ланцетоголова (одна из самых ядовитых змей), прокусывает кожу и впрыскивает яд, обеспечив себя пищей на очень длительное время. Как узнает тарантул о приближении жертвы? Как питается паук? (Тарантул чувствует движение земли, когда ползет змея, внезапно набрасывается, яд обездвиживает змею. Переваривание пищи происходит вне организма, т.е. в жертве, пауки всасывают переваренную пищу).
3. Пыль – необходимая составная часть  атмосферы, она обеспечивает естественный ход природных и естественных явлений. Из космоса на поверхность нашей планеты ежегодно поступает 106 т. вещества в виде пыли. При извержении вулкана ее выделяется до 75 млн. м3, при испарении капель воды в атмосферу попадает соль, химическая промышленность выделяет 1 млн. т. фреонов, соединений серы и т.д. Какова польза и какой вред пыли в атмосфере? (Пылинка – ядро конденсации водяных паров, от наличия пыли зависят оптические свойства атмосферы, пыль поглощает солнечную радиацию, уменьшает земное излучение, защищает от чрез- мерного нагревания и препятствует излишней теплоотдаче, увеличивает турбулентность тропосферы).
4. Площадь, реагирующая на запахи, у человека равна приблизительно 4,8 см2, собаки – 64,5 см2, у акулы – 130 см2. Почему такая большая разница реагирующей поверхности? (Акуле мешает воспринимать запахи большая плотность воды, у собаки обоняние служит поиску пищи, человеку помогает сохранять здоровье, иногда и жизнь).
В 5-6-х классах, изучая тему “Транспорт веществ в растении”, учащиеся впервые должны усвоить такие понятия, как диффузия, осмос, концентрация веществ, транспирация, корневое давление . Для этого им необходимо знать особенности строения молекулы воды как диполя, то, что разноименно заряженные частицы притягиваются, как происходит испарение, как вещества растворяются и что такое концентрация веществ. Здесь требуются знания из физики, химии, чтобы суметь представить как молекулы воды “карабкаются” по тоненьким трубочкам – сосудам корней, стеблей, листьев, проникая в каждую клеточку.
При изучении темы “Значение воды в жизни растения. Экологические группы растений” можно использовать задачи следующего содержания.
1. У водяного ореха чилима под водой образуются тяжелые плоды. Почему они не могут потопить растение? (Образуются вздутия – своего рода “спасательные пояса”, наполненные воздухом, увеличивается объем подводной части растения, уравновешивая плод в воде).
2. Эвкалипт – самое высокое дерево, но под ним не бывает тени и никогда не растет трава, а в августе вся кора сбрасывается и ствол совершенно гол, в народе его называют “бесстыдница”. Почему? (Эвкалипт – живой “насос”. Листья расположены ребром к солнцу, не нагреваются, а устьица открыты круглосуточно. Листья не дают тени. Земля под деревом сухая, а травы не могут расти без влаги. Древесина по мере роста дерева увеличивается быстрее, чем кора. Последняя поэтому разрывается и падает).
В 6-м классе при изучении темы “Роль зеленых растений в жизни человека”
я использовала в группах задания проблемно-исследовательского характера, выполняя которые, учащиеся используют знания общих закономерностей и находят правильное решение в незнакомой ситуации. В этом задании есть главное понятие, с которым ребята уже знакомы, а метод анализа ситуации запрограммирован в уточняющих вопросах задания, которые заставляют учащихся в новой ситуации выделять уже имеющиеся элементы и соотносить их в соответствии с предложенной ситуацией.
1. Человек за сутки потребляет в среднем 430 г кислорода и выдыхает 900 г углекислого газа. Подсчитайте, какое количество углекислого газа выдыхается всеми жителями нашего села за сутки (в селе живут 1502 человека)? Какое количество кислорода потребляет население села в течение суток? Сколько гектаров леса необходимо для восстановления нормального состава воздуха, если известно, что один гектар леса поглощает за сутки столько углекислого газа, сколько выдыхает двести человек?”
В 7-м классе по теме “Тип членистоногие” необходимо отследить причинно-следственные связи: функция –> строение –> среда.
1. Планария имеет сильно уплощенное тело толщиной 0,06 см.
2. Рак и беззубка имеют жабры.
3. У пауков и насекомых есть трахеи, благодаря чему воздух поступает прямо к тканям.
А. О каком физическом процессе, происходящем в живых организмах, можно судить по приведенным данным?
Б*. Какой должна быть дыхательная поверхность для того, чтобы могла происходить диффузия?
Ответ:
А. Процесс, о котором идет речь – газообмен, который осуществляется у всех организмов путем диффузии.
Б*. Для того чтобы могла происходить диффузия, дыхательная поверхность должна быть:
– проницаемой;
– достаточно тонкой, потому что диффузия эффективна на расстоянии не более 1 см;
– влажной;
– достаточно большой, чтобы обеспечить потребность организма в кислороде.
В воздухе в единице объема содержится во много раз больше О2, чем в таком же объеме воды. В том случае, когда отношение поверхности к объему велико, организм получает достаточное для поддержания жизни количество О2.
8-й класс. Тема “Внутренняя среда организма. Кровь”.
1. Через решение этой задачи лучше усваивается значение гомеостаза и то, что жизнедеятельность клеток организма зависит от нормального солевого состава крови.
Демонстрация  опыта.
Заполним три пробирки раствором NaCl различной концентрации: 0,9%, 0,2%, 2% и добавим туда небольшое, но одинаковое количество крови. Наблюдая за цветом жидкости в пробирках, спустя 10-15 минут можно заметить, что в растворах NaCl различной концентрации эритроциты ведут себя по-разному. Они не изменяются, где концентрация 0,9%. Эритроциты осядут на дно пробирки, и жидкость останется прозрачной. В пробирке с более низким (0,2%), чем в плазме, содержание NaCl эритроциты набухнут, их оболочка разрывается. Гемоглобин выходит наружу и окрашивает жидкость в пробирке в розовый цвет.
В пробирке с более высоким содержанием NaCl (2%) эритроциты сморщиваются, оседают на дно, т.к. вода из них выходит наружу. Учащиеся должны объяснить увиденное на основе знаний осмоса, осмотического давления. Ученики воочию наблюдают явление, демонстрирующее роль гомеостаза в человеческом организме.
2. Найдите сходство и различие между человеком и простейшим животным, живущим в водоеме.
3. У человека в крови появились эритроциты, имеющие серповидную форму. О чем может свидетельствовать этот факт и каковы его последствия?
4. Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 кв. мм в 13 раз больше, чем у лягушки. Как объяснить этот факт?
Ответ. У человека интенсивность обмена веществ выше. Большая поверхность всей массы эритроцитов обеспечивает их большую способность к транспортировке кислорода.
В заключение отметим, что в применении проблемного подхода на уроке биологии имеются свои трудности:
1. Проблемное обучение требует большего количества времени, чем обычное изложение материала учителем.
2. Школьники должны обладать определенной биологической эрудицией, поскольку отсутствие знаний не позволит им успешно обсуждать поставленную проблему.
3. От учителя биологии требуются отличное знание предмета, а также гибкость и оперативность в работе на уроке.
                Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии позволяют максимально индивидуализировать обучение, создают все необходимые условия для самостоятельной работы учащихся, повышают мотивацию к изучаемому предмету, способствуют выработке самооценки у обучаемых, тем самым создают достаточно комфортную для ребенка среду обучения. Чаще всего в рамках своих уроков использую:

-  мультимедийные презентации (подготовленные мной или учащимися)- все чаще используем для составления презентаций сервис Prezi, ведь при его помощи получаются удивительные, динамичные, «летающие» презентации;

-   использование образовательных порталов в сети Интернет для поиска информации необходимой к уроку (как самим педагогам, так и учащимися по заданной тематике);

-  участие в интернет олимпиадах по биологии;

-  подготовка и организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

-  использование ИКТ технологий во  внеурочной деятельности по биологии;

       Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе      позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. При подведении итогов уроков с применением личностно ориентированной технологии для осознания школьниками собственной деятельности и ее результатов необходимо выставлять оценки и проводить рефлексию. Конечно, провести личностно ориентированный урок не так-то просто, а использовать основные идеи личностно-ориентированного обучения на отдельных этапах урока сможет каждый.

Все ученики разные, у каждого  своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными.

Список литературы

  1. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. – М., 1985.
  2. Гузеев В.В.  «Системные основания образовательной технологии»  Оценка, рейтинг, тест. — М.: Народное образование, 1998.
  3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе -М., 1989
  4. Кларин М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта.- Педагогика, 2000, № 7
  5. Панов В.И. Одарённые дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. — 2001.
  6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003.
  7. Цикало Е.С. Творческий потенциал учебника биологии // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 21 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2004/0421.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  8. Личностно-ориентированные уроки по биологии. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / Сост. Хуторской А.В. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003. Режим доступа: http://www.eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru.
  9. Сайт Е.В. Бетехтиной,   учителя СКОШ №565 Санкт – Петербурга.  
  10. http://elena0522.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта

В данной публикации представлены основные проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта...

"Обобщение и распространение педагогического опыта"

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта....

Обобщение и распространение педагогического опыта

Выступления на научно-практических конференциях, круглых столах, мастер-классах, методических объединениях....

2.8. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).

Сценарий открытыхо мероприятий-пройдите по ссылке:https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2018/04/02/kazhdyy-paren-voin-bravyy   https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/...

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия). Региональный уровень дата Лекция &laqu...

3.9 Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы)

Дата Наименование учреждения и программыТема докладаРезультат26 апреля 2017 ТГУ, Кызылский педагогический колледж. Образовательная программа«Современные технологии обучения иностранным язык...