мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему

Жирноклеева Юлия Владимировна

Цели урока:

Образовательные:

повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;

продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.

Развивающие:

развивать умение анализировать учебный материал;

развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания;

сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

воспитать умения и навыки коллективной работы;

содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

 

Тип урока: комплексный

Технологии учебной деятельности : постановка учебной проблемы, частично-поисковый.

Целесообразность: Используя интерактивные методы обучения, создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик будет вовлечен в процесс познания.

 

Методы обучения:

·         Эксперимент

·         Решение задач

·         Беседа

ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • Компьютер; Интерактивная доска
  • операционная система Windows XР ;
  • Компьютерная программа «Интерактивные лабораторные работы»
  • приложения к уроку: презентация, карточки
  • два сосуда (с водой и маслом), металлический цилиндр ( 2 шт.),два сосуда с водой,  пластилин, два динамометра

Задачи урока:

1.      развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности,

2.      умения проводить физический эксперимент, воспитание самостоятельности, адекватной самооценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fizike_7_klass.docx31.26 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_arhimedova_sila.ppt2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике 7 класс

Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:

Образовательные:

повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;

продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.

Развивающие: 

развивать умение анализировать учебный материал;

развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания;

сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: 

воспитать умения и навыки коллективной работы;

содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Тип урока: комплексный

Технологии учебной деятельности : постановка учебной проблемы, частично-поисковый.

Целесообразность: Используя интерактивные методы обучения, создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик будет вовлечен в процесс познания.

Методы обучения:

  • Эксперимент
  • Решение задач
  • Беседа

ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • Компьютер; Интерактивная доска
  • операционная система Windows XР ;
  • Компьютерная программа «Интерактивные лабораторные работы»
  • приложения к уроку: презентация, карточки
  • два сосуда (с водой и маслом), металлический цилиндр ( 2 шт.),два сосуда с водой,  пластилин, два динамометра

Задачи урока:

  1. развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности,
  2. умения проводить физический эксперимент, воспитание самостоятельности, адекватной самооценки

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  • Приветствие учащихся
  • Сообщение темы и целей урока

 

2. Актуализация познавательной деятельности. Обобщение материала по теме: «Закон Архимеда».

Сегодня мы с вами еще раз вспомним о выдающемся ученом древней Греции, который прославился многочисленными научными трудами и открытиями. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.

Легенда об Архимеде (ролдик)   (слайд)

Вопрос учителя: В чём же заключается смысл открытия Архимеда?

Учащиеся формулируют закон Архимеда:

На тело, погружённое  в  жидкость или газ, действует выталкивающая сила, направленная снизу вверх, и равная весу жидкости в объёме, вытесненном телом.  (слайд)

Теоретическая часть. 

  1. Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость?
  2. Как направлена архимедова сила?
  3. Как направлена  сила тяжести?
  4. Условия плавания тел
  5. Измерение объема тела неправильной формы
  6. Цена деления измер.прибора
  1. Лабораторная работа «Исследование Архимедовой силы». (форма работы –работа в группах)

Класс «младшие научные сотрудники» делится на 5 исследовательских лабораторий. Во главе каждой «старшие научные сотрудники». Каждой лаборатории даётся свое задание.

!!!! Инструктаж:  по посадке и ТБ за ПК.

                        по ТБ с жидкостями

 Группа 1

Определение архимедовой силы, действующей на тела разного объема.

Оборудование: мензурка с водой, динамометр, два тела разного  объема, но одинаковой массы.

ЦЕЛЬ: Исследовать зависит ли Архимедова сила от объема  тела

Ход работы:

Возьмите гирьки и, начав с наименьшей, измерьте вес каждой из них с помощью динамометра сначала в воздухе, а затем в воде. Сравните выталкивающие силы, действующие на эти гирьки. Зависят ли их значения от объема? Как зависят? На какую гирю действует максимальная выталкивающая сила? Заполните таблицу:

№ опыта

Объем тела

Вес тела в воздухе

 Р, Н

Вес тела в воде

Р1, Н

Выталкивающая сила

F = P1 – P, Н

1

меньший

2

больший

Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от объема тела.

 Группа 2

Определение архимедовой силы, действующей на тело в ЖИДКОСТИ  разной плотности (воде и масле).

ЦЕЛЬ: Исследовать зависит ли Архимедова сила от плотности жидкости

Оборудование: цилиндр на нити, динамометр, сосуды с водой и маслом, фильтровальная бумага.

Ход работы:

Подвесьте к крючку динамометра цилиндр и, заметив, чему равен его вес в воздухе, опустите это тело сначала в сосуд с водой, затем в сосуд с маслом, отмечая каждый раз вес. Определите на сколько уменьшится вес тела в каждой жидкости. Зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости? Как? В какой жидкости на тело действует минимальная выталкивающая сила? Заполните таблицу.

№ опыта

Жидкость

Вес тела в воздухе

 Р, Н

Вес тела в воде

Р1, Н

Выталкивающая сила

F = P1 – P, Н

1

вода (плотность  1000 кг/м3)

2

масло

(плотность  900 кг/м3)

Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности жидкости

 Группа 3

Определение архимедовой силы, действующей на тела разной массы, но одинакового объема ( т.е. тела разной плотности)

Цель: Исследовать зависит ли Архимедова сила от плотности тела

Оборудование:

мензурка с водой, динамометр, два тела разной массы, но одинакового объема.

Оборудование: алюминиевый, латунный цилиндры, динамометр, сосуд с водой.

Ход работы:

 Измерьте динамометром вес каждого цилиндра сначала в воздухе, затем опустите поочередно в воду. Вычислите действующие на них выталкивающие силы. Выясните зависят ли выталкивающие силы от плотности тела. Заполните таблицу.

 

№ опыта

Цилиндр

Вес тела в воздухе

 Р, Н

Вес тела в воде

Р1, Н

Выталкивающая сила

F = P1 – P, Н

1

Алюминиевый

3

Латунный

Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела.

 Группа 4

Определение архимедовой силы, действующей на тела неправильной формы. 

ЦЕЛЬ: Исследовать зависит ли Архимедова сила от формы тела
Оборудование: мензурка с водой, динамометр, два тела из пластилина разной формы, но одинакового объема.

http://iv-k.ltd.ua/Fizika/Book1/tema-04/04a-i2.gif

Ход работы:

Кусочку пластилина придайте сначала форму шарика, затем цилиндра, а затем кубика. Опуская каждую фигуру в воду, с помощью динамометра определите действующую на нее выталкивающую силу, сравните эти выталкивающие силы, выясните, зависят ли они от формы тела. Заполните таблицу.

№ опыта

Форма тела

Вес тела в воздухе

 Р, Н

Вес тела в воде

Р1, Н

Выталкивающая сила

F = P1 – P, Н

1

брусок

2

Шар

Сделайте вывод  о зависимости архимедовой силы от формы тела. 

Группа 5 Определение архимедовой силы, действующей на тело на разной глубине погружения в жидкости.

ЦЕЛЬ: Исследовать зависит ли Архимедова сила от глубины погружения  тела в жидкости.
Оборудование: мензурка, стакан с водой, цилиндр на нити, динамометр, линейка.

Ход работы:

Налейте в мензурку воды до уровня 7 см, опустите в неё цилиндр и определите выталкивающую силу. Затем, подливая воду в мензурку, следите за изменениями показаний динамометра. Сравните выталкивающие силы и выясните, зависят ли они от глубины погружения. Заполните таблицу.

№ опыта

глубина

погружения

Вес тела в воздухе

 Р, Н

Вес тела в воде

Р1, Н

Выталкивающая сила

F = P1 – P, Н

1

в нижней части сосуда

2

середина сосуда

3

у поверхности жидкости

Сделайте вывод о зависимости Архимедовой сила от глубины погружения

  1. Обобщение.

После выполнения лабораторной работы «старшие» научные сотрудники отчитываются о проделанной работе и сообщают свои выводы.

После совместного обсуждения  представитель от каждой группы   делает  вывод о результатах практической  работы.

Выводы записываются учителем на доску, а учениками в тетрадь в виде схемы:

Составляется схема (учащиеся в тетрадях):  «Отчего зависит и не зависит Архимедова сила?» (слайд)

!!!!! Физминутка

1. Гим настика для глаз (стрельба глазами)

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)

5. Рефлексия: повторение и обобщение пройденного на уроке

А)Ответьте на вопросы (слайд):

  • Какими двумя способами мы получали новые знания на уроке?
  • Как составить план проведения опыта?
  • Можно ли применить полученные знания на практике?

ответ: (слайд проверка)

  • Два способа получения новых знаний – теоретический и опытный
  • Последовательность постановки опытов: гипотеза – цель – план – проверка – сравнение - вывод

Применение на практике: Условия плавания тел ( повторение – слайд)

Б) повторение:

формулы расчета Архимедовой силы

закона Архимеда

6. Контроль – интерактивный тест в системе «MYTest»

!!!! Инструктаж по посадке и ТБ за ПК

7.Подведение итогов. Выставление оценок в дневники.

8.Дом.задание: Параграф 49 (?-повторить);Упр 24(3)-письменно.Подготовиться к л/р №8


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследование силы Архимеда. Тема урока:

Слайд 2

Зависимость давления в жидкости или газе от глубины погружения тела приводит к появлению выталкивающей силы / силы Архимеда /, действующей на любое тело, погруженное в жидкость или газ. ИНТЕРЕСНО, что сила Архимеда равна нулю, когда погруженное в жидкость тело плотно, всем основанием прижато ко дну.

Слайд 3

Древнегреческий ученый. Великий инженер и конструктор своего времени. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.

Слайд 4

Архимед определил выталкивающую силу как вес вытесненной телом жидкости

Слайд 5

- Закон Архимеда, говорит, что выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость (или газ) тело, зависит только от плотности жидкости и объема погруженного тела.

Слайд 6

Зависит ли архимедова сила от: плотности тела Плотности жидкости Формы тела Объема тела Глубины погружения? (Надо проверить)

Слайд 7

Для расчета выталкивающей силы нужно из веса тела в воздухе вычесть вес тела в жидкости

Слайд 9

Составить план проведения опыта для этого уяснить: Цель опыта Выбрать необходимое оборудование Сделать измерения Сравнить полученные величины Сделать вывод

Слайд 12

Архимедова сила ЗАВИСИТ: 1.От объема тела 2.От плотности жидкости Не зависит: 1. От плотности тела 2. От формы тела 3. От глубины погружения тела в жидкости

Слайд 13

Физминутка Гимнастика для глаз Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо) И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо) Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)

Слайд 14

Ответьте на вопросы: Какими двумя способами мы получали новые знания на уроке? Как составить план проведения опыта? Можно ли применить полученные знания на практике?

Слайд 15

Два способа получения новых знаний – теоретический и опытный Последовательность постановки опытов: гипотеза – цель – план – проверка – сравнение - вывод

Слайд 16

F т F А F т F А F А F т

Слайд 17

Если F т > F а, То тело тонет Если F т = F а, То тело плавает Если F а >F т, То тело всплывает F А F А F А F т F т F т

Слайд 19

Тело, находящееся в жидкости (или в газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом. Закон Архимеда:

Слайд 20

F А = Р в воздухе – Р в жидкости

Слайд 21

Архимедова сила ЗАВИСИТ: 1.От объема тела 2.От плотности жидкости Не зависит: 1. От плотности тела 2. От формы тела 3. От глубины погружения тела в жидкости

Слайд 22

Домашнее задание: Учебник:  Параграф 49 (?-повторить) Упр 24(3)-письменно Подготовиться к л/р №8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в V классе. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»

Vкласс. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»Тип урока:урок-состояние.Цель: Пробуждение творческого потенциала детей.Задачи:  Развитие внутреннего мироощущения через воплощение себя в разных ...

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Урок музыки в VII классе. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.

VIIкласс. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.Тип урока:урок-закрепление, комбинированный.Цель:Достижение способности видеть материализованную в произведении позицию авт...

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Урок русского языка в 9 классе. Тема: Урок-исследование. Закрепление о СПП. Работа с текстом в форме ЕГЭ.

Цели: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.Задачи: - формирование навыков комплексного...

Урок географии в 7 классе. Тема урока: "Физико – географическое положение Африки".

Разработка урока географии в 7 классе по теме:  "Физико – географическое положение Африки".Цель: Научить давать характеристику ФГП материка.Задачи: - Познакомить с физико–географическ...

Урок литературы в 8 классе Тема урока: Уроки французского - это уроки…?

Урок литературы в 8 классе Тема урока: Уроки французского - это уроки…?...