Урок музыки в V классе. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Максименко Елена Владимировна

Vкласс. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»

Тип урока:урок-состояние.

Цель: Пробуждение творческого потенциала детей.

Задачи:

  1.   Развитие внутреннего мироощущения через воплощение себя в разных видах искусства: музыке и литературе.
  2.   Практическое подтверждение взаимосвязи разных видов искусства.
  3.   Умение найти общие точки соприкосновения в содержании музыкального произведения и содержании литературного слова.
  4.   Работа над дикционными трудностями в исполнительской деятельности.
  5.   Кантиленное, выразительное исполнение песни.

Оборудование:

  1.   Э.Григ – «В пещере Горного короля». Портрет композитора.
  2.   М.Таривериев, Н.Добронравов – «Маленький принц.
  3.   Текст стихотворения (для каждого ученика) И.Бунина – «Бледнеет ночь…»
  4.   На доске памятка «в помощь юному композитору».

Ход урока.

Учитель:  Здравствуйте, ребята. Вы все улыбаетесь, поэтому я могу утверждать, что у вас сегодня хорошее настроение. А потому – давайте начнём наш урок с песни, в которой будет такое же настроение.

Вокально-хоровая работа над песней «Маленький принц».

Учитель:  Таким образом, наш урок с первых минут начался с утверждения единства музыки и литературы. Расскажите, что произойдёт, если мы уберём музыку из литературы (и наоборот). Вспомните примеры, звучавшие на предыдущих уроках.

Ученики. Исчезнут оперы, балеты, песни… Мир станет монотонным, тем более, что литература, порой, становится источником вдохновения для написания музыки. Например, «Поэма памяти Сергея Есенина» Г.Свиридова, опера «Садко» Римского-Корсакова Н.А.; музыка также может стать стимулом к созданию литературного произведения.

Учитель:  Сегодня вы сами попытаетесь стать и либреттистами, и композиторами. Сначала вы попробуете стать на место композитора, мучимого жаждой творчества, но не знающего, к чему конкретно стремится его душа.  И тут… О чудо! Он услышал, как кто-то читает стихи, и понял: вот она, музыка!..

Надеюсь, начало вас вдохновило. Сейчас прозвучит стихотворение, которое должно вдохновить вас на создание музыкального произведения. В своём творении вы должны учесть следующее: кто исполняет ваше произведение, есть ли солисты (кто именно); каков характер звучания (со всеми нюансами).

(Перечисленные возможности «благоприятных условий для создания музыкального произведения» есть на слайде проектора).

Итак, начинаем творить!                                                                                                                                               


(Перед каждым учеником лежит напечатанный текст стихотворения И.Бунина «Бледнеет ночь…», которое сначала читает учитель):

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx19.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

V класс. Тема урока: «Как я услышу в слове музыку»

Тип урока: урок-состояние.

Цель: Пробуждение творческого потенциала детей.

Задачи:

  1.   Развитие внутреннего мироощущения через воплощение себя в разных видах искусства: музыке и литературе.
  2.   Практическое подтверждение взаимосвязи разных видов искусства.
  3.   Умение найти общие точки соприкосновения в содержании музыкального произведения и содержании литературного слова.
  4.   Работа над дикционными трудностями в исполнительской деятельности.
  5.   Кантиленное, выразительное исполнение песни.

Оборудование:

  1.   Э.Григ – «В пещере Горного короля». Портрет композитора.
  2.   М.Таривериев, Н.Добронравов – «Маленький принц.
  3.   Текст стихотворения (для каждого ученика) И.Бунина – «Бледнеет ночь…»
  4.   На доске памятка «в помощь юному композитору».

Ход урока.

Учитель:  Здравствуйте, ребята. Вы все улыбаетесь, поэтому я могу утверждать, что у вас сегодня хорошее настроение. А потому – давайте начнём наш урок с песни, в которой будет такое же настроение.

Вокально-хоровая работа над песней «Маленький принц».

Учитель:  Таким образом, наш урок с первых минут начался с утверждения единства музыки и литературы. Расскажите, что произойдёт, если мы уберём музыку из литературы (и наоборот). Вспомните примеры, звучавшие на предыдущих уроках.

Ученики. Исчезнут оперы, балеты, песни… Мир станет монотонным, тем более, что литература, порой, становится источником вдохновения для написания музыки. Например, «Поэма памяти Сергея Есенина» Г.Свиридова, опера «Садко» Римского-Корсакова Н.А.; музыка также может стать стимулом к созданию литературного произведения.

Учитель:  Сегодня вы сами попытаетесь стать и либреттистами, и композиторами. Сначала вы попробуете стать на место композитора, мучимого жаждой творчества, но не знающего, к чему конкретно стремится его душа.  И тут… О чудо! Он услышал, как кто-то читает стихи, и понял: вот она, музыка!..

Надеюсь, начало вас вдохновило. Сейчас прозвучит стихотворение, которое должно вдохновить вас на создание музыкального произведения. В своём творении вы должны учесть следующее: кто исполняет ваше произведение, есть ли солисты (кто именно); каков характер звучания (со всеми нюансами).

(Перечисленные возможности «благоприятных условий для создания музыкального произведения» есть на слайде проектора).

Итак, начинаем творить!                                                                          

(Перед каждым учеником лежит напечатанный текст стихотворения И.Бунина «Бледнеет ночь…», которое сначала читает учитель):

Бледнеет ночь... Туманов пелена

В лощинах и лугах становится белее,

Звучнее лес, безжизненней луна

И серебро росы на стеклах холоднее.

Еще усадьба спит... В саду еще темно,

Недвижим тополь матово-зеленый,

И воздух слышен мне в открытое окно,

Весенним ароматом напоенный...

Уж близок день, прошел короткий сон –

И, в доме тишины не нарушая,

Неслышно выхожу я на балкон

И тихо светлого восхода ожидаю...

(На творчество отводится примерно 6-7 минут)

Учитель:  Вот, к сожалению, и кончилось время, отведённое на то, чтобы вы почувствовали себя «гениальными композиторами». Настало время представить своё «творение» на суд слушателей».

(Ученики зачитывают свои варианты «сочинённой музыки»).

Учитель: Вдохновившее вас стихотворение написал хорошо известный вам русский писатель И.Бунин.

А теперь вы почувствуете себя в роли либреттиста, которого вдохновила музыка на создание либретто к ней. Свою пьесу вы можете написать в форме прозы или стихотворения, созвучных с музыкой.

Слушание Э.Грига «В пещере Горного короля».

Учитель:  Ну что же, послушаем ваши сочинения.

(Ученики читают свои работы).

Учитель. Хочу поблагодарить вас за творчество. В течение одного урока вы смогли стать (хотя бы в малой степени) на место музыканта и литератора.

  1. Подумайте, какой вывод можно сделать о связи музыки и литературы, учитывая наш сегодняшний урок?

 (Ответы учеников)

Учитель. Процесс создания произведения искусства очень и очень сложен. Композитор должен быть отчасти и поэтом, и писателем, в свою очередь, писатели, поэты должны немного быть музыкантами (хотя бы в душе). Это необходимо, чтобы отразить в своих произведениях всю полноту чувств, весь безграничный мир человека.

Наш урок хотелось бы закончить песней «Маленький принц», которая подведёт итог всему вышесказанному.

Исполнение песни.

Учитель: Скажите, пожалуйста, какие ощущения вызвал у вас этот урок? Что в итоге вы получили от урока?


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

урок музыки в 5 классе тема урока: "Музыка в красках"

Учебные цели урока:1.      Сформировать представления о тембре.2.      Обобщить представление об интонации.3.      Закр...

урок музыки в 5 классе тема урока: "Музыка в красках"

Учебные цели:1.      Сформировать представления о тембре.2.      Обобщить представление об интонации.3.      Закрепить навыки...

урок музыки в 5 классе тема урока: "Музыка в красках"

Учебные цели:1.      Сформировать представления о тембре.2.      Обобщить представление об интонации.3.      Закрепить навыки...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Урок музыки в 6 классе Тема урока: «Природа в музыке»

Тема урока: «Природа в музыке» Цель урока: прививать учащимся любовь к природе через музыкальные и художественные произведения. Показать взаимосвязь природы и музыки, воздействие музыкальных прои...