Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Ёлкина Ольга Ильинична

Задачи урока:

1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

Развивающие

1.        Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;

2.        Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

Воспитательные- воспитывать музыкальную культуру обучающихся, любовь к родному краю, к произведениям русского музыкального творчества

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки в 5 классе

Учитель Ёлкина О. И. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»      Дата урока    02.09. 2015 г.

Цели урока - Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.

Задачи: 

  1. Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

Развивающие –

  1. Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;
  2. Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

Воспитательные- воспитывать музыкальную культуру обучающихся, любовь к родному краю, к произведениям русского музыкального творчества

Тип урока           открытие новых знаний

Форма урока                    урок-размышление

Опорные понятия, термины

изобразительные приемы развития музыки (плавная мелодия,  звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)

Новые понятия 

«живописная музыка»

 «музыкальная живопись»

Формы контроля опрос

Домашнее задание:  выполнить зарисовку «Что я вижу под звуки музыки»

Этап урока\время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Ресурс урока

Формируемые УУД

Полученный результат

Активизация внимания.

3 мин.

Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

(Включает фрагмент

Произведениия М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке»)

Эмоционально - образно настраиваются на  урок

«Я хочу услышать музыку»

http://www.youtube.com/watch?v=h8fZnaFjz8M

М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве реке»

http://www.youtube.com/watch?v=XvTGSYElepg

Личностные

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости Л3

Готовность к уроку

Постановка проблемы.

Актуализация знаний 4 мин

Подготавливает мышление детей к деятельности:
1) актуализация знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировка соответствующих мыслительных операций;

 

Размышляют, анализируют, высказывают свое отношение к музыке и живописи

Словесные методы: рассказ, беседа, Коллективный метод: вовлечение в одно общее задание всех учащихся, используя их индивидуальные способности и подход к работе;

Учебники: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С., Музыка, М: Просвещение, 2012;

(стр.30 учебника)

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Р1, Р2, Р4

Определена зона актуального развития (опрос после работы с учебником). Определена зона ближайшего развития

Введение в тему урока

7 мин.

Озвучивает тему и цель урока.

Включает музыкальное произведение.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Слушают отрывок произведения.

.

Здоровьесберегающий метод - позволяющий снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;

М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве реке»

http://www.youtube.com/watch?v=XvTGSYElepg

Познавательные

Учатся слушать  и эмоционально откликаться на музыку 

ПО10,

ПО11,

ПЛ1, ПЛ3

Определены знания, умения которых недостает для решения исходной задачи. Поставлена цель, озвучена тема урока, выбран способ.

Совместное открытие новых знаний

10 мин.

Устанавливает видео Зарисовки Youtube

Формулирует задание...

  1. Что роднит музыку с изобразительным искусством?
  2. Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?

Отвечают на вопросы учителя.

Делают свою зарисовку мелодии

Методы музыкального воспитания:

Размышление о музыке и живописи.

http://www.youtube.com/watch?v=h_yxqRzNnCs

Познавательные:учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке

ПО2, ПО5, ПО6

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию    Р7

Определены средства музыкальной выразительности, Высказывают суждения

Просит найти информацию в Интернет о  творчестве композитора

Работают с  ПК в Интернет.

Зачитывают строки из жизни-биографии Мусоргского

http://www.belcanto.ru/or-gavrilin-peresvony.html

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

ПО9, ПО10

Побуждает к высказыванию своего мнения. Просит

«Всмотритесь в картины известного художника В.Д.Поленова «Московский дворик», какую музыку вы слышите, глядя на нее?»

Учащиеся размышляют и предполагают, что они смогут услышать

Просматривают видео.

Высказывают свое мнение.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA

Коммуникативные

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания К5, К6

Закрепление навыков коллект. работы и работы с интернет - ресурсами

10 мин.

Настраивает на коллективную работу

(Предлагает найти информацию о муз. инструментах симф. Оркестра: струнные, медно-духовые, ударные, клавишные, деревянно-духовые)

Коллективно-исполнительская деятельность (делятся на 5 групп), заполняют сетку

Методы музыкального воспитания:

Метод сочинение сочиненного.

http://learningapps.org/124507

Формирование исполнительских навыков,  

Определена коллективная работа

Подведение итогов

  1. мин.

Организует беседу, связывая результаты урока с целям.

 (Что нового вы узнали?

С произведениями, какого композитора и живописца познакомились?

Высказывают свое мнение.

Регулятивные:

Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать Р7

Осмыслена и проанализирована полученная информация

Определение эффективности урока

2 мин.

Акцентирует внимание на конечные результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Осуществляют:

самооценку

Регулятивные

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке Р7

Определена эффективность урока

УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.

ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»

ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.

ЗАДАЧИ:

  1. Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
  2. Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;
  3. Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Музыкальный центр;
  2. Телевизор и видеомагнитофон;
  3. Доска;
  4. Фортепиано;
  5. Раздаточный материал.

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА.

  1. ОРГМОМЕНТ
  2. РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ»

  • Распевание;
  • Работа над первым куплетом;
  • Отработка чистоты интонирования;
  • Пение по фразам. Выразительность исполнения.
  • Разучивание второго куплета;
  • Работа над текстом.

  1. БЕСЕДА ПО ТЕМЕ «ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ»

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.

С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

  1. Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?
  2. Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?
  3. Что роднит музыку с изобразительным искусством?
  4. Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?

…..Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль.

4 СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФРАГМЕНТА.

Звучит произведение М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке».

            5.БЕСЕДА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ.

  • Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)
  • Какие пейзажи возникают в  вашем воображении под впечатлением от этой музыки? ( весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..)
  • Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия,  звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)
  • Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?

«Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть еще не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которого он добавил к своей музыки две очень тонкие изобразительные подробности… сперва коротенькие. Пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола. Возвещающие о начале утреннего богослужения…»

  • Согласны ли мы с вами с этим утверждением?
  • Увидели ли мы туже картину, что и Д.Б.Кабалевский в этой музыке?

«Рассвет на Москве реке» - знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» - изображение в музыке просыпающейся русской природы.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик.

           В ней есть душа, в ней есть свобода,

          В ней есть любовь, в ней есть язык.

Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев. Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.

Всмотритесь в картины известных художников (В.Д.Поленов «Московский дворик». К.Моне «Впечатление»):

  • Какими словами можно передать настроение этих полотен?
  • Какая из картин созвучна настроению  и характеру музыки М.П.Мусоргского?
  • Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция?
  • Какие чувства возникают у вас – слушателя-зрителя, - когда вы смотрите на картину художников, и слушаете музыку Мусоргского?
  • Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами представленных художников?
  • Как вы понимаете высказывание: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу. Не великий художник, не исключительный поэт

6. ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

Звучит музыка. Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света утра.  Вдали покрикивают петухи, сонно, мягко звучит песенная мелодия, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются, поблескивают в воде. В средней части этого произведения появляются колокола.

  • А какая она по характеру средняя часть этого произведения?
  • Как вы считаете, сколько частей в этом произведении?
  • Подберите названия для каждого нового проведения темы: «Благовест», «Восходящее солнце», «Нежный свет», «Пробуждение» («Петухи»), «Утренняя песнь» - и впишите в рисунок, который лежит у каждого на парте.
  • Каким знакомым вам, словом можно назвать центральную часть симфонической картины?
  • Мы говорили на прошлых занятиях, что музыку, как и звук, можно передать цветом. Передайте в цвете наступление рассвета, свет восходящего солнца, услышанного вами в музыке М.П.Мусоргского. В своем рисунке попытайтесь отразить особенности музыкальной формы. Обратите внимание на линии и колорит рисунка.

7. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке. В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы. Всем русским людям о многом говорят слова: «9 мая. День Победы». В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет Дня Победы, новой мирной жизни.

Музыка М.П.Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон.… Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.

8. ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ.

9. ИТОГИ УРОКА.

Я хочу увидеть музыку
я хочу услышать музыку
что такое эта музыка
расскажите мне скорей
птичьи трелли это музыка
и капели это музыка
есть особенная музыка
в тихом шелесте ветвей

видишь лист кленовый кружится
тихо кружится под музыку
видишь тучка в небе хмурится
будет музыка дождя
и у ветра и у солнышка
и у тучки и у дождика
и у маленького зёрнышка
тоже музыка своя

птичьи трелли это музыка
и капели это музыка
есть особенная музыка
в тихом шелесте ветвей

я хочу увидеть музыку
я хочу услышать музыку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 5 классе на тему:Что роднит музыку и изобразительное искусство?

Разработка урока по музыке в 5 классе, 3 четверть, на тему:Что роднит музыку и изобразительное искусство?Авторы учебника Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская по ФГОС....

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса.  Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...