Урок литературы в 8 классе Тема урока: Уроки французского - это уроки…?
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Нарышкина Дарима Ивановна

Урок литературы в 8 классе Тема урока: Уроки французского - это уроки…?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_fratsuzskogo.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки литературы в 8 классе

Тема урока: Уроки французского - это уроки…?

                            «Всякое воспоминание - как остановка, чтобы осмотреться, отдохнуть и выбрать , куда идти дальше»

В.Г.Распутин.

Цели урока: образовательные:

Выявление и осмысление нравственной проблематики, поднятой  писателем в рассказе «Уроки французского».

развивающие: формирование умения анализировать текст художественного произведения.

учить сжато излагать повествовательный текст

развивать коммуникативные навыки и сценические умения обучающихся, их творческие способности.

продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением обучающихся

воспитательные: воспитание глубокого понимания понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

воспитывать у обучающихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, обложки книг, учебник, информационная карта, книжная выставка, иллюстрации.

Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний

Форма урока: урок-размышление

Методы урока:

1) словесный (слово учителя, сообщения детей).

2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу)

3) наглядно-иллюстративный (презентация, выставка книг, инсценирование).

4) частично-поисковый (нахождение эпизодов в тексте).

5) практический (чтение текста, работа с информативной картой).

1. Вводно-мотивационный этап.

          Учитель …  Каким он должен быть? (Ответы детей записать на доске)

  • Справедливым
  • Умным
  • Человечным
  • Чутким
  • Добрым

        Плохой ли, хороший ли , учитель входит в жизнь каждого из нас и оставляет в ней глубокий след. Наверное, поэтому и существует множество произведений, посвящённых учителю.

        «Уроки французского»- одно из  лучших произведений В.Г.Распутина, и этот рассказ он посвятил учительнице, матери своего друга А.Вампилова А.П.Копыловой.

        Обратимся теперь к эпиграфу. О чём он? Воспоминание- это обращение к прошлому. Именно в прошлом мы ищем причину своих ошибок, стараемся не повторять их. Какие-то воспоминания вызывают у нас радостную улыбку: мы бы вновь пережили те счастливые моменты. Какие же воспоминания стали для Распутина остановкой? Встречу с кем он помнит всю жизнь? ( воспоминания об уроках французского, об учительнице)

        Учебная задача: итак, ребята, мы попытаемся выявить, чем для главного героя стали уроки французского? Это были просто уроки загадочного иностранного или это стало чем-то больше?

        Итак, запишем тему урока, эпиграф.

2. Операционно - содержательный этап.

        Обратимся к тексту и прочитаем маленькое вступление к рассказу         ( прочитать начало)

        Какое слово здесь является ключевым? Вина. Какую вину чувствует, за что, какие уроки вынес? ( « Что сталось с нами после»). Обратите внимание ещё на два местоимения  « в свою » - здесь авторская позиция, а в « с нами»- обращение к нам, читателям.

        Значит, мы тоже попробуем  из «уроков  французского» вынести что-то. А что именно? Пока нам трудно ответить на все эти вопросы, поэтому поработаем в группах, определимся со своим мнением, разберёмся в героях, их поступках.

        Работа в группах.

1группа  Расскажите о главном герое.

  • Почему мальчик оказался в райцентре?
  • Как он чувствовал себя на новом месте?
  • Почему он не убежал в деревню?
  • Что заставило его играть в «чику»?

2 группа. Расскажите о взаимоотношениях Лидии Михайловны с главным героем

  • Какие чувства вызывал у Л. Михайловны мальчик
  • Почему для отдельных занятий Л. Михайловна выбрала именно его?
  • Почему затея с посылкой ей не удалась?
  • Как удалось Л. Михайловне помочь мальчику, не ущемляя его гордости?
  • Прав ли герой, считая Л. Михайловну человеком необыкновенным?

3 группа. Расскажите о взаимоотношениях героя с товарищами.

  • Как относились к мальчику другие ученики?
  • Почему он ввязался в игру на деньги?
  • Почему Вадим и Птаха избили его?
  • Передайте состояние главного героя.

Обсудить ответы учеников.

Схема выводится во время ответов учащихся.

Лидия         ________            Уроки           _______             Уроки

Михай -                                 француз-        _______            доброты,

ловна                                      ского                                    милосердия

главный                                                                           Распутин

герой               директор                                                  читатель

Федька  Вадик  Птаха

        

        Почему рассказ называется « Уроки французского»?

Это не только уроки загадочного французского языка, общение, встреча с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, доброты, милосердия, воспитанием чувств.

        Вернёмся к эпиграфу. Воспоминания об уроках французского, о школьных товарищах помогли будущему писателю выбрать свой путь в жизни. А то, что этот выбор был правильным, свидетельствуют его добрые, умные книги.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

        А чему вы , ребята , научились на  « уроках французского» ?

Раздать листки с заданием « Докончить фразу»

1 группа: Настоящий учитель – это тот,…

2 группа: Милосердие – это…

3 группа: Уроки  французского стали для меня уроками…

Послушать ответы учеников.

Домашнее задание:

  1. Составить тестовые задания на соответствие  портрета и героя;
  2. Написать рецензию на рассказ или  на урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...