Урок литературы в 8 классе Тема урока: Уроки французского - это уроки…?
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Урок литературы в 8 классе Тема урока: Уроки французского - это уроки…?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_fratsuzskogo.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки литературы в 8 классе
Тема урока: Уроки французского - это уроки…?
«Всякое воспоминание - как остановка, чтобы осмотреться, отдохнуть и выбрать , куда идти дальше»
В.Г.Распутин.
Цели урока: образовательные:
Выявление и осмысление нравственной проблематики, поднятой писателем в рассказе «Уроки французского».
развивающие: формирование умения анализировать текст художественного произведения.
учить сжато излагать повествовательный текст
развивать коммуникативные навыки и сценические умения обучающихся, их творческие способности.
продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением обучающихся
воспитательные: воспитание глубокого понимания понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
воспитывать у обучающихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, обложки книг, учебник, информационная карта, книжная выставка, иллюстрации.
Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний
Форма урока: урок-размышление
Методы урока:
1) словесный (слово учителя, сообщения детей).
2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу)
3) наглядно-иллюстративный (презентация, выставка книг, инсценирование).
4) частично-поисковый (нахождение эпизодов в тексте).
5) практический (чтение текста, работа с информативной картой).
1. Вводно-мотивационный этап.
Учитель … Каким он должен быть? (Ответы детей записать на доске)
- Справедливым
- Умным
- Человечным
- Чутким
- Добрым
Плохой ли, хороший ли , учитель входит в жизнь каждого из нас и оставляет в ней глубокий след. Наверное, поэтому и существует множество произведений, посвящённых учителю.
«Уроки французского»- одно из лучших произведений В.Г.Распутина, и этот рассказ он посвятил учительнице, матери своего друга А.Вампилова А.П.Копыловой.
Обратимся теперь к эпиграфу. О чём он? Воспоминание- это обращение к прошлому. Именно в прошлом мы ищем причину своих ошибок, стараемся не повторять их. Какие-то воспоминания вызывают у нас радостную улыбку: мы бы вновь пережили те счастливые моменты. Какие же воспоминания стали для Распутина остановкой? Встречу с кем он помнит всю жизнь? ( воспоминания об уроках французского, об учительнице)
Учебная задача: итак, ребята, мы попытаемся выявить, чем для главного героя стали уроки французского? Это были просто уроки загадочного иностранного или это стало чем-то больше?
Итак, запишем тему урока, эпиграф.
2. Операционно - содержательный этап.
Обратимся к тексту и прочитаем маленькое вступление к рассказу ( прочитать начало)
Какое слово здесь является ключевым? Вина. Какую вину чувствует, за что, какие уроки вынес? ( « Что сталось с нами после»). Обратите внимание ещё на два местоимения « в свою » - здесь авторская позиция, а в « с нами»- обращение к нам, читателям.
Значит, мы тоже попробуем из «уроков французского» вынести что-то. А что именно? Пока нам трудно ответить на все эти вопросы, поэтому поработаем в группах, определимся со своим мнением, разберёмся в героях, их поступках.
Работа в группах.
1группа Расскажите о главном герое.
- Почему мальчик оказался в райцентре?
- Как он чувствовал себя на новом месте?
- Почему он не убежал в деревню?
- Что заставило его играть в «чику»?
2 группа. Расскажите о взаимоотношениях Лидии Михайловны с главным героем
- Какие чувства вызывал у Л. Михайловны мальчик
- Почему для отдельных занятий Л. Михайловна выбрала именно его?
- Почему затея с посылкой ей не удалась?
- Как удалось Л. Михайловне помочь мальчику, не ущемляя его гордости?
- Прав ли герой, считая Л. Михайловну человеком необыкновенным?
3 группа. Расскажите о взаимоотношениях героя с товарищами.
- Как относились к мальчику другие ученики?
- Почему он ввязался в игру на деньги?
- Почему Вадим и Птаха избили его?
- Передайте состояние главного героя.
Обсудить ответы учеников.
Схема выводится во время ответов учащихся.
Лидия ________ Уроки _______ Уроки
Михай - француз- _______ доброты,
ловна ского милосердия
главный Распутин
герой директор читатель
Федька Вадик Птаха
Почему рассказ называется « Уроки французского»?
Это не только уроки загадочного французского языка, общение, встреча с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, доброты, милосердия, воспитанием чувств.
Вернёмся к эпиграфу. Воспоминания об уроках французского, о школьных товарищах помогли будущему писателю выбрать свой путь в жизни. А то, что этот выбор был правильным, свидетельствуют его добрые, умные книги.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
А чему вы , ребята , научились на « уроках французского» ?
Раздать листки с заданием « Докончить фразу»
1 группа: Настоящий учитель – это тот,…
2 группа: Милосердие – это…
3 группа: Уроки французского стали для меня уроками…
Послушать ответы учеников.
Домашнее задание:
- Составить тестовые задания на соответствие портрета и героя;
- Написать рецензию на рассказ или на урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...
план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"
план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...