план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"
учебно-методический материал по литературе (6 класс)

Тятюшкина Герел Адучимергеновна

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

Цель: выделить нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

Задачи урока.

Образовательная: формирование навыков анализа мотивов поведения главного героя.

Развивающая: развитие навыка устной речи.

Воспитательная: воспитание на примере главного героя нравственных качеств по отношению к самому себе: чувства собственного достоинства, честности, ответственности.

Тип урока: урок общеметодологической направленности. Итоговый урок.

Оборудование урока:

1) план урока учителя;

2) фрагменты художественного фильма «Уроки французского» реж. Евгения Ташкова;

3) звонок настольный;

4) учебник – хрестоматия «Литература 6 класс»;

5) бумажные иконки «Лайк», «Поделиться», «Комментарий».

Методические приемы:

1) исследовательская беседа по вопросам;

2) работа с текстом;

3) решение проблемных ситуаций;

4) просмотр фрагментов художественного фильма «Уроки французского».

Планируемые результаты обучения.

Предметные: научиться выполнять задание в составе группы.

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Метапредметные:

1)познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;

2)результативные: уметь планировать алгоритм ответа;

3)коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

План урока

1. Оргмомент: мотивация учащихся к уроку (сообщение темы и цели урока).

2. Актуализация опорных знаний (первичная проверка и обобщение знаний, установление осознанности усвоения учащимися материала).

3. Основная часть (анализ и осмысление изученного).

4. Закрепление (обобщение и систематизация изученного).

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия (анализ, оценка знаний).

«Верю я, придет пора.

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра».

Б. Пастернак

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

Учитель

- Здравствуйте, ребята садитесь. Здравствуйте, уважаемые гости.

Постановка цели и задач урока

Учитель

Вот и закрыли мы страничку еще одной удивительной книги, в которой наш герой получил уроки французского, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества.

Притча.

           Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была  грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку. Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие. Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, что подбирала  с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги.        

      ... Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни. Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души.

2. Актуализация опорных знаний (первичная проверка и обобщение знаний).

Работа над темой урока.

- Ребята, ответьте, пожалуйста  -  В каких случаях перед человеком стоит вопрос сделать серьезный выбор, принять какое-то решение? Когда в жизни человека возникает проблема. Вывесить слово проблема.

- что такое проблема? Проблема – это вопрос, который требует решения.

- какие виды проблем вы знаете?

- от каких качеств человека зависит решение проблемы? От нравственных качеств человека. (характер, воспитание, принципы). Вывесить слово НРАВСТВЕННОСТЬ. – составить словосочетание – НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - как это словосочетание соотносится с произведением «Уроки французского»? (Автор рассказа затрагивает ряд нравственных проблем).

-попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Хорошо, итак, тема нашего урока «Нравственные проблемы рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Учитель

-у вас на столах лежат карточки. Восстановите, пожалуйста, последовательность событий в рассказе, поставьте цифры в правильном порядке. – 3 минуты.

1. Личные занятия французским языком

2. Забава в чику

3. Одиночество и постоянный голод

4. Приезд в районную школу

5. Стычка

6. Лидия Михайловна уехала

7. "Замеряшки"

(карточки на столах, ребята работают, отвечает та группа, которая выполнила первой).

Ответы: от каждой группы (4,3,2,5,1,7,6)

Словарная работа

Учитель

-Вы правильно восстановили сюжет.

-Откройте, пожалуйста, учебник, где находится словарь литературоведческих терминов и вспомним, что же такое сюжет?

Ученик читает. (Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.) – 5 мин

Основная часть (анализ и осмысление изученного). – до конца урока

Итак, ребята вы разделены на три группы. Предлагаю поиграть в игру «Парламентские дебаты» по теме нашего урока «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

Ребята, что значит слово «ДЕБАТЫ»?. (ответы детей: Дебаты – это публичный обмен мнениями, спор, для формирования определенного мнения по поставленной проблеме. Участники дебатов должны убедить в своей правоте не друг друга, а третью сторону.

Подберите синонимы к данному понятию. Синонимы: спор, прения, полемика, дискуссия, диспут, обсуждение и т.д.)

Как вы считаете, ребята, зачем мы будем спорить, дискутировать? (ответ детей: Чтобы найти истину.)

Этот стол мы назовем партия «ДА!», за вторым  столом будет работать партия под названием «НЕТ!», третий стол занимают «Эксперты» - вы должны выслушать каждое мнение и вынести решение, а также ваша задача следить за регламентом. Каждое обсуждение длится 1 мин, каждое выступление длится 2 минуты.

Просмотр 1 фрагмента фильма «Уроки французского» - «Игра в чику»

Тема диспута «Герой совершает безнравственный поступок, играя в чику?»

Заполнение «Фишбоун» - первая пара: «Игра в чику» - Вот мы и открыли перечень нравственных проблем в рассказе:

1. проблема жестокости сверстников

2. проблема подлости и предательства

3. проблема безысходности и одиночества

Учитель

Да, ребята. От безысходности начинает наш герой играть на деньги.

ГРУППЫ ПЕРЕСАЖИВАЮТСЯ

Просмотр 2 фрагмента фильма «Уроки французского» - «Пристенок»

Тема диспута «Учитель совершает безнравственный поступок, играя на деньги с учеником?»

Заполнение «Фишбоун» - вторая пара: 

  1. проблема доброты,
  2. проблема милосердия,
  3. проблема сострадания

ГРУППЫ ПЕРЕСАЖИВАЮТСЯ

Просмотр 3 фрагмента фильма «Уроки французского» - «Директор»

Тема диспута «Директор школы поступил правильно, уволив учительницу»

Заполнение «Фишбоун» - третья пара: «Директор»

  1. проблема равнодушия
  2. проблема отсутствия человеколюбия

Закрепление (обобщение и систематизация изученного):

  1. Рассмотрим схему (Технология Фишбоун).

УЧИТЕЛЬ

Он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки. Он понял, что истинное ДОБРО не требует награды, оно бескорыстно. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут, поддерживать и помогать, он узнал, что есть на свете отзывчивость, любовь И ДОБРОТА.

Гугл Формы – заполнение опросника. – до конца урока 15 мин https://docs.google.com/forms/d/1ZIsE7XpOyj5zOmYXM4d5DtaOWKSB2MXFlar_fNXFB-Y/edit

Анализ опросника - 2 мин

5.Домашнее задание – до конца урока 5 минут

Учитель

-творческая работа написать письмо, которое могло бы оказаться в этой второй посылке.

6.Рефлексия (до конца урока 3 минуты) – отзыв об уроке от учеников с использованием иконок.

Учитель

-Спасибо за работу!

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Урок литературы в "Проблема выбора в рассказе Н.Носова "Тридцать зёрен"

Каждый день людям приходится делать выбор: он может быть несложным, как, например, сейчас: как ответить на вопрос учителя? Выбор может быть и трудным: как поступить? что предпочесть, когда от твоего п...

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...

План урока литературы по рассказу А. Платонова "Юшка"

Данный урок позволяет решать воспитательные и образовательные задачи по формированию нравственных качеств учащихся: милосердия, великодушия, сострадания....

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой”

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой&rdquo...

Открытый крок по литературе "Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени" А.И. Куприна

Урок представляет собой осмысление произведения Куприна. Включает в себя несколько индивидуальную и парную виды работ, использование приёмов "Верю - неверю", пликкерс....