Главные вкладки

    Урок по литературе "Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой""
    план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

    Супрункова Валентина Павловна

    Урок для учеников 6 класса по учебнику В.Я. Коровиной

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon astafev_kon_s_rozovoy_grivoy.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Класс: 6

    Предмет: литература

    Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2015 г.

    Тема урока:  «В.П.Астафьев “Конь с розовой гривой”. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга»

    Цели урока: углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте

                             Планируемые результаты:

    познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

    личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

    регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

    коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

    Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

    Литература:

    1. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

    Межпредметные связи:  лексическая работа, работа со словарями        

                   Ресурсы сети Интернет:

    1. Литературные имена (http://www.library.ru)
    2. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)

                                                                - 2 -

                                           Ход урока.

    Жить надо по совести.

                                                                                                                                                              В.П.Астафьев

    Этапы урока

        Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Организация начала занятия

    личностные: внимание, уважение к сверстникам;

    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

    регулятивные: мобилизация сил и энергии.

    Психологический настрой детей на урок.

    Учитель: Ребята, мы работаем в группах. Нам очень пригодится сегодня взаимоуважение, умение слышать друг друга. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу.  

    Само-

    определение

    Мотивация к учебной деятельности

    личностные:

    самоопределение, установление связи  между целю учения и  ее его мотивом.

    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

    Послушайте притчу. Подумайте, чему она учит.

     Притча о Карандаше

    Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.  «Есть 5 вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

    Первое:  Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в своей руке.

    Второе:  Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

    Третье:  Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

    Четвертое:  Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

    И пятое:  На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след.  Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать».

    Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку и отправлен в мир.

    - А нужны ли нам правила жизни?

    - Каким должен быть человек?

    - Как мы называем эти правила? (нравственными)

    Эмоциональный настрой на проблематику урока. Выявление основного содержания урока

    Сопоставление смысла притчи с жизнью человека:

    Мастер даёт установку-правила, как жить, каким быть.

    Добрым, честным ответственным

    Актуализация знаний

    Постановка цели (целеполагание)

    Организация деятельности по восприятию рассказа

    Физминутка

    Открытие обучающимися нового знания

    Самоконтроль

    Актуализация знаний

    Рефлексия деятельности

    (итог урока)

    Домашнее задание

    познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

    коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

    личностные: моральный выбор;

    регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

    познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели

    личностные: самоопределение,  побуждение к деятельности;

    регулятивные:

    соотношение понятий;

    познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

    Смена деятельности, составление новых рабочих групп

    коммуникативные:  умение сотрудничать в группе;

    личностные: принятие всех членов коллектива, умение быстро поменять роли

    познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

    коммуникативные: инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации в группах.

    логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

    познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

    логические:  выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)

    познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

    логические: построение логической цепочки рассуждения;

    коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

    личностные:

    - оценивать результат учебной деятельности.

    регулятивные:

    - соотносить полученный результат с поставленной целью.

    личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

    регулятивные: саморегуляция.  

     

    Обсудите в группах и составьте ответ в форме кластера, что обозначают слова «честность»

    «доброта»

    «долг». Пользуйтесь толковыми словарями.

     

    - Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

     -   Какие основные задачи урока стоят перед нами?

    Фронтальная работа с классом по вопросам:

    - По каким нравственным законам живёт семья героя рассказа? (чтение фрагментов домашних сочинений)

    - Можем ли мы эти принципы назвать ВЕЧНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ?  Почему?

    - Какие нравственные законы нарушает семья дяди Левонтия?

    - В чем, по –вашему, причины поведения «левонтьевских» ребятишек?

    - Что автор осуждает в поступках Саньки Левонтьева?

    - Как герой рассказа представляет себе понятия  честность и долг?

    - Когда в душе героя произошел разлад с «вечными ценностями»?

    - Что такое земляника?

     - Какие цвета есть в кустике земляники?

    Для каждой группы приготовлены наборы: прямоугольники трёх цветов. Вы берете понравившийся цвет. Переходите за новые рабочие места. Теперь вы в новом составе, поэтому пожмите руки, улыбнитесь друг другу. И продолжаем работу

    Работа в группах. Анализ эпизода «Сбор земляники» со слов «Тут все перестали пищать, рассыпались по увалу…» до слов «Всё равно уж теперь».

    Задания для групп (для того, чтобы выполнить их быстрее, лучше распределиться и работать над отдельными заданиями, затем ответить):

    Группа 1. Проанализируйте повествовательную часть эпизода.  Какие события в ней изображаются? Как они взаимосвязаны с поступками и взглядами героев? Какие поступки героев передают их нравственную сущность?

    Группа 2. Найдите в эпизоде описания (описание первой земляники, портрет Саньки, описание состояния героя-повествователя). Прокомментируйте эпитеты, которыми наделена земляника. Чьими глазами видится описанное: автора или героя? Обоснуйте своё мнение. Какое чувство вызывает портрет Саньки? Чьими глазами видится его портрет? Докажите свою позицию. Как внешность Саньки связана с его характером? Какими словами описано состояние героя в момент поедания ягод левонтьевскими ? Какие детали его душевного состояния выделены автором? Какие глаголы, эпитеты, метафоры для этого использованы?

    Группа 3. Проанализируйте диалог героя и Саньки. Каков его конфликт? Как героев характеризует их речь? Как меняются интонации героя? Как они передают динамику его внутреннего состояния? Проанализируйте слова автора, присутствующие в диалоге. Как они характеризуют героев?

    Задайте вопросы выступающим. Оцените выступление.

    - Права ли была бабушка, отдав  коня провинившемуся внуку?

    - Какой урок преподнесла бабушку  мальчику?

    Помните притчу о карандашах? Мастер говорил об уроках жизни. А какие нравственные   уроки извлек герой из того, что с ним произошло? Какие из этих урок вы бы хотели взять себе? На цветных  листочках – кирпичиках, которые вы себе выбрали, напишите по одному уроку.

    А теперь давайте выстроим из этих кирпичиков дом, где фундаментом и стенами будут Законы нравственности.

    Прочитайте мысли товарищей, запомните, запишите. Прочтите вслух те из них, какие считаете самыми важными?

    Дома подумайте над тем, что нужно, чтобы эти законы нравственности работали в вашей жизни?

    Работа в группе, выступление –ответ на вопрос

    Работа в группах по заданию. Обсуждение результатов. Представление ответов по плану

    Вопросы на уточнение.  Рецензия ответов товарищей.

    Урок наказания добротой

    Формулировка в сжатом виде итогов урока

    Выстраивание из кирпичиков дома

    Рассматривают, читают записи других ребят, выбирают понравившиеся.

    Озвучивают их.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....

    Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Предлагаемый урок был проведен  в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....

    Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".

    Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева  "Конь с розовой гривой"....

    Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" Литература. 6 класс....

    Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

    кроссворд к рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Используется для проверки знания текста или для итоогового обобщения / Учебник :Курдюмова. Литература 6 кл....

    Презентация к рассказу В. Астафьева"Конь с розовой гривой"

    Уроки  доброты в рассказе В.П. Астафьева"Конь с розовой гривой"...