Главные вкладки

    Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
    план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

    Предлагаемый урок был проведен  в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности языка в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой»
    Урок-исследование

    Цель урока:

    Задачи урока:

    1. Дидактические:

    • знакомство с художественным миром В. П. Астафьева
    • анализ использованных речевых средств языка в рассказе «Конь с розовой гривой»

    2.Развивающие:

    • совершенствовать регулятивные навыки   обучающихся
    • расширять и обогащать словарный запас школьников
    • совершенствовать навыки работы со словарем, с текстом

    3.Воспитательные:

    • воспитывать внимательного читателя

    4.Коммуникативные:

    • совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.


    Оформление: портрет В. Астафьева, выставка его книг, маршрутный лист.
    Методы: слово учителя, беседа, словарная работа, работа в парах, заполнение маршрутной карты, письменный развернутый ответ на вопрос.
     

    Ход урока

    1.Вступительное слово учителя. Определение цели урока.

    Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой.

    Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.

    2.
    Повторение. Проверка домашнего задания.

    - Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? (В основе рассказа «Конь с розовой гривой» лежит обман самого родного человека, бабушки, и справедливое наказание).

    - Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали? (Каждый школьник за свою небольшую жизнь хоть раз кого-то обманул, и поэтому каждому знакомы муки совести, стыда. Поделившись своей историей обмана, вспомнив подобные ситуации в своей жизни, они невольно поставят себя на место главного героя, Вити, а значит, он станет им чуточку ближе, понятнее.)

    - Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию? (Рассказ носит поучительный характер. Обманом опозорив бабушку, Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Катерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обличенный внук чувствует стыд и раскаяние. Но какой поражающей неожиданностью явился для него обещанный бабушкой за землянику пряник, с мечтой о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник все-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как делает это А.Ланщиков, то бабушка наказывает внука…добротой. И дело не только в понимании, что нельзя обманывать и предавать близких, а в сознании необходимости прощать.

    - Вспомните, какие уроки он несет?

    • Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок.
    • Признайся в содеянном.
    • Раскаяние приносит облегчение.
    • Спешить делать добро.
    • Надо быть милосердным всегда.
    • Люби ближнего своего как самого себя.

    3.  Актуализация личностно-диалогических связей с героем.

    - Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю? (^ Устное словесное рисование, защита рисунков) (Учащиеся отмечают душевную чуткость мальчика, его обостренную совестливость, неприятие зла в любых его проявлениях, любовь ко всему прекрасному: как он рассуждает о «коренных песнях» каждой семьи на селе.)  

    - О чем бы вы спросили Витю? 

    (Метод автобиографического опросника позволяет школьникам вжиться в образ своего сверстника, почувствовать себя на его месте, а значит сделать этот рассказ личностно значимым. Ребятам близок этот герой по возрасту и по духу, значит – интересен.)

    - Какие черты характера героя есть у вас?

    - Можно ли у Вити чему-либо научиться?
    5. Обращение к образу автора-повествователя.

    - Каким вы представляете себе автора рассказа? (Пожилой человек, любящий свою родину, родных, умеющий видеть прекрасное вокруг. Писатель умеет и учит нас любить жизнь, уважать все то, что человеку в жизни выпадает. Он всю жизнь благоговел перед чудом Природы, Слова, Музыки. И свое благоговейное чувство он выразил живым, полнокровным, музыкальным по ритмике и интонации, русским языком.)

    - Как создается автором такая красота? 

    6. 
    Создание проблемной ситуации. 

    С какой целью, по-вашему, писатель использовал просторечные слова, диалекты, слова разговорного стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы, а не заменил их другими, стилистически нейтральными словами

    7. Задание исследовательского характера. 


    Особенности языка в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой»

    (маршрутный лист)

    № п.п.

    Задание

    Слова,употребляемые автором

    Выполнение задания

    Составьте словарь диалектных слов, используя сноски на страницах учебника. Слова необходимо расположить в алфавитном порядке.

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    В тексте рассказа употреблены просторечные слова.

    Найдите соответствие просторечных слов общепринятым нормативным словам.

    1. таскаться

    2. цапнуть

    3. укатывалась

    4. поносила

    5. пожрал

    6. жрут

    7. ша

    8. парнишка

    1.быстро и грубо хватать

    2. ругала

    3. съел

    4. замри

    5.ходить без дела

    6. подросток

    7. быстро уходила

    8. едят

    Слова разговорного стиля замените стилистически нейтральной лексикой.

    1. ластиться

    2. рвануть

    3. умудрялась

    4. ковырять землю

    5. корить

    6. ушмыгнуть

    7. говаривать

    8. хорохориться

    9. срамила

    1. незаметно уйти

    2. слишком медленно делать

    3.резко тронуться с места

    4. упрекать

    5. храбриться

    6. говорить

    7. позорила

    8.ухитрялась

    9. ласкаться

    Запишите напротив фразеологизмов их значение.

    1. остались хвост да грива

    2. устроить пир горой

    3. ударялись в рев

    4. попал на уду

    5. лешак с тобой

    В речи автора и в речи персонажей встречаются слова, употребленные в неправильной грамматической форме. Образуйте и запишите правильную форму слов.

    1.супротив(авт)

    2. ихнем (авт)

    3. бегишь (Танька)

    4. запнешша (Танька)

    5. глаз не угнетат (Левонтий)

    6. выдь отсюдова (Левонтий)

    7. жисть (Левонтий)

    О ком бабушка так говорит. Как вы понимаете эти слова.

    в кармане вошь на аркане

    Объясните значение слов.

    1.бязевая рубаха

    2. чурбак

    3. половик

    4. кладовка

    Вывод. Дайте развернутый ответ на вопрос. С какой целью, по-вашему, писатель использовал просторечные слова, диалекты, слова разговорного стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы, а не заменил их другими, стилистически нейтральными словами.

    Справка.

    Диалекты- слова или устойчивые сочетания, употребляемые жителями определенной ограниченной территории.

    Диалекты используются писателями в языке художественных произведений в различных целях: 1) для передачи местного колорита; 2)для создания или усиления комического эффекта; 3) для точного изображения реальности; 4) для выразительности языка персонажей.

    Нейтральная лексика — общеупотребительная лексика, не связанная с разновидностями стилей и не имеющая эмоциональной окраски.

    Просторечная лексика — слова, употребляющиеся в литературном языке в целях сниженной, грубоватой оценки предмета речи.

    Разговорный стиль — употребляется в непринужденной свободной обстановке, в условиях свободного общения.

    Фразеологизмы — неделимое на отдельные слова сочетание слов, значение которого мы понимаем в целом.

    9. Рефлексия урока.

    - Что нового вы сегодня узнали?

    - Что показалось вам самым интересным?




    Литература. 

    1. Житко Е. А. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 2 апреля.
    2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению.- М., 2006


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

    Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

    Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

    Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

    Урок-исследование: Композиция и ее особенности в рассказе В.В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Тема урока: В.В. Астафьев Рассказ «Конь с розовой гривой» . Композиция и ее особенности в рассказе.Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследованиеЦель урока: Формируя понятие композиции, пок...

    Урок литературы в 6 классе. В.П. Астафьев. "Конь с розовой гривой". Автобиографический характер рассказа. Языковые особенности произведения.

    Урок литературы в 6 классе. В.П. Астафьев. "Конь с розовой гривой". Автобиографический характер рассказа. Языковые особенности произведения....

    Тест по рассказу Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Тест, вопросы, проверяющие знание содержания...