Урок-исследование: Композиция и ее особенности в рассказе В.В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Лукина Марина Владимировна

Тема урока: В.В. Астафьев Рассказ «Конь с розовой гривой» . Композиция и ее особенности в рассказе.

Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследование

Цель урока: Формируя понятие композиции, показать роль композиции в данном рассказе, выявить авторскую позицию

Технологии урока: технология развития критического мышления, кейс – технология ( технология исследования), технология продуктивного чтения, технология проблемного диалога.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в группах

Опорные понятия: композиция (виды композиции), элементы композиции (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка) точка зрения (повествователь), система персонажей, роль отступлений, роль повторов, название рассказа

Новые понятия: композиция

Межпредметные связи: композиция в изобразительном искусстве , композиция в музыке, композиция в естественно-научных дисциплинах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompozitsiya_rasskaza_kon_s_rozovoy_grivoy.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Василий Поленов Заросший пруд (1879) Василий Поленов Заросший пруд (1870) Чем отличаются варианты картины?

Слайд 2

Гипотеза: изменения в расположении элементов художественного произведения являются причиной изменения содержания, т.е. форма и содержание взаимосвязаны

Слайд 4

Синонимы и антонимы к слову РАСПОЛОЖЕНИЕ Синонимы к слову расположение имеют общей основой понятие целого и подразумевают различные виды соотношения части и целого (различные виды целостности) размещение построение компоновка структура порядок композиция беспорядок анархия хаос Порядок размещения отдельных частей чего-л. по отношению друг к другу; планировка.

Слайд 5

Композиция рассказа В.В.Астафьева «Конь с розовой гривой» Цель: о пределить особенности композиции в рассказе и роль композиции для понимания авторского замысла . Что нам нужно для этого? Задачи: Уточнить, что такое композиция Из каких элементов состоит композиция литературного произведения? Определить роль композиции в данном рассказе?

Слайд 6

Происхождение (этимология) слова Композиция Происходит: от лат. compositio - сочинение, составление, связывание, примирение, от лат. componere – складывать, строить, сочинять далее из cum (варианты co - , com - , con - ) « с , вместе » + pōnere « класть , ставить »,

Слайд 7

КОМПОЗИЦИЯ | Толковый словарь Ожегова Строение соотношение и взаимное расположение частей . Композиция романа , картины, симфонии, книги . Значение слова

Слайд 8

Значение термина Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005. Композиция – построение, структура произведения, отбор и последовательность литературных приемов и элементов, создающих целое

Слайд 9

Из каких компонентов (элементов) складывается композиция художественного текста?

Слайд 10

Форма повествования: кто рассказывает историю, точка зрения События: эпизоды (завязка, развитие действия, кульминация, развязка, экспозиция, эпилог) Внесюжетные элементы: размышления, пейзаж, портрет, интерьер Система героев Композиционные приемы : повтор, антитеза, временные перестановки, вводные эпизоды Виды композиции: кольцевая, линейная, обратная Элементы композиции литературного произведения:

Слайд 11

Система персонажей : бабушка, Васеня , Леонтий, Санька , Дед Соответствие эпизодов элементам композиции: Экспозиция – описание пряника Завязка – задание бабушки Развитие действия – описание похода за ягодами Кульминация – слезы раскаяния Развязка – неожиданный подарок

Слайд 12

Повтор: в начале и в конце рассказа подробное описание пряника Авторские отступления: включаются в текст в моменты тишины Рассказ от 1 лица. Два возраста рассказчика. Для чего автор использует повтор? Для чего автор использует описания? События описываются от лица взрослого человека и от лица ребенка. Для чего автор использует две точки зрения?

Слайд 13

ТОЧКА ЗРЕНИЯ КТО РАССКАЗЫВАЕТ? Рассказ от 1-лица Автор и рассказчик – целое это автобиографический рассказ ОПИСАНИЕ СОБЫТИЙ Задание бабушки Поход за земляникой Отчаянное решение Обман Летняя рыбалка Побег Возвращение домой Композиционная схема рассказа ОТСТУПЛЕНИЯ Описание пряника Описание дяди Левонтия Описание атмосферы дома Дяди Левонтия Описание переживаний героя после обмана Воспоминания о дедушке Размышления героя Раскаяние героя Описание пряника

Слайд 14

Выводы: Композиция рассказа помогает понять … Авторские отступления помогают ……. «Пряник конем» - это символ … Продолжите предложения :

Слайд 15

Домашнее задание: Письменно ответьте на вопрос: Почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»? (при ответе на вопрос обязательно используйте термин композиция)