Урок литературы в 6 классе. В.П. Астафьев. "Конь с розовой гривой". Автобиографический характер рассказа. Языковые особенности произведения.
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Якушова Светлана Валерьевна
Урок литературы в 6 классе. В.П. Астафьев. "Конь с розовой гривой". Автобиографический характер рассказа. Языковые особенности произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

В.П. Астафьев. "Конь с розовой гривой". Автобиографический характер рассказа. Языковые особенности произведения.

Цели и задачи:

Познавательные:

  • познакомить учеников с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
  • показать автобиографический характер рассказа;
  • анализ использованных речевых средств языка в рассказе «Конь с розовой гривой»
  • умение формулировать проблемные вопросы и отвечать на них;

Развивающие:

  • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • развивать умение вести дискуссию;
  • развивать умение сопоставлять, анализировать.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству В.П.Астафьева;
  • воспитывать патриотизм и любовь к Родине;
  • воспитывать любовь к слову.

Оборудование:

  • выставка книг В.П.Астафьева;
  • фотографии, иллюстрирующие жизнь писателя;
  • проектор;
  • презентация к уроку.

Опережающее домашнее задание:

  • Прочитать произведение полностью. Выписать непонятные слова или подчеркнуть в тексте.

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2. Ход урока.

1. Знакомство с творческой биографией писателя.

ВЫступление подготовленного ученика.

Детство и юность

Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край).

Даже в краткой биографии Астафьева можно перечислить много трагических моментов. Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу.

Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.

После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.

Служба

В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».

Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области.

Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.

Литературная карьера

Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны».

А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.

Если кратко охарактеризовать произведения Виктора Астафьева, можно сказать, что они освещают военную, антисоветскую, деревенскую тематику.

За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», среди его повестей: «Васюткино озеро», «Царь-рыба».

В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.

Смерть

Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе Овсянка.(слайд 1)

2. Слово учителя. Как уже было сказано, В.П. Астафьевым был выпущен сборник автобиографических рассказов «Последний поклон», куда вошло произведение "Конь с розовой гривой". Попробуйте доказать, что этот рассказ автобиографичен.

Ответы учащихся:

- Главным героем является мальчик по имени Витя, так же как и автор.

- Витя рассказывает читателю, как он остался сиротой.

- Витя жил с бабушкой.

- Действие произведения происходит в сибирской деревне.

Что прибавляет правдивости изображения рассказу Астафьева?

Ответы учащихся : Правдивости прибавляет лексика используемая автором.

3. Читая произведение вы встретили новые слова, значение которые дано под сносками. Толкование этих слов вы не найдете в словарях Ожегова, Ефремовой,Даля, так как они являются диалектными.( слайд 2)

Диалект – это (греч. dialektos — говор, наречие) разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных общностью территориальной, социальной, профессиональной.

Помимо диалектизмов в речи героев просторечные слова и слова разговорного стиля.

Просторе́чия — слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринуждённая речь с этими словами, формами и оборотами.

К лексике разговорного стиля относятся слова, свойственные обиходной речи, непринужденной беседе, вообще речи людей, не связанных, не стесненных официальными отношениями, и несвойственные, как правило, письменным жанрам (языку деловых бумаг, научных статей и т.п.), ораторской речи и т.п.

4.Слово учителя. Проведем эксперимент. Замечали ли вы в речи ваших одноклассников, друзей, знакомых необычные слова? Давайте попробуем их вспомнить и подобрать им стилистически нейтральные синонимы.(слайд 4)

В  Нижнем Новгороде

В других регионах

чай

наверное

убираться

умещаться

сад

дача

устроить

починить

Объ[й'а]вление, объ[й'а]сняю

Объ[й'и]вление, объ[й'и]ясняю

Без двадцать, без десять (о времени)

Без двадцати, без десяти

помидора

помидор

Шарахаться(ходить без дела)

Шарахаться(неожиданно пугаться)

намыть

помыть

Такие особенности можно заметить в каждом регионе нашей страны.

5.Беседа по вопросам.

-Для чего автор использует диалектизмы?

- Предполагаемый ответ: Чтобы показать, что действие происходит в Сибири.

-С какой целью, по-вашему, писатель использовал просторечные слова, диалекты, слова разговорного стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы, а не заменил их другими, стилистически нейтральными словами

Предполагаемый ответ: чтобы ярче и правдивее изобразить деревенскую жизнь и описываемые события.

3. Итог урока

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что показалось вам самым интересным?

4. Домашнее задание. 

Распределить слова на 3 группы: диалектизмы, просторечия, разговорные слова и записать в словарик.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виктор Петрович астафьев

Слайд 2

Диалект – это (греч. dialektos — говор, наречие) разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных общностью территориальной, социальной, профессиональной. Просторе́чия — слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринуждённая речь с этими словами, формами и оборотами . К лексике разговорного стиля относятся слова, свойственные обиходной речи, непринужденной беседе, вообще речи людей, не связанных, не стесненных официальными отношениями, и несвойственные, как правило, письменным жанрам (языку деловых бумаг, научных статей и т.п.), ораторской речи и т.п.

Слайд 3

В Нижнем Новгороде В других регионах чай убираться сад устроить Объ [ й'а ] вление , объ [ й'а ] сняю Без двадцать, без десять (о времени) помидора Шарахаться(ходить без дела) намыть наверное умещаться дача починить Объ [ й'и ] вление , объ [ й'и ] ясняю Без двадцати, без десяти помидор Шарахаться(неожиданно пугаться) помыть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе по В. Астафьеву "Конь с розовой гривой"

Урок литературы в 6 классе "Жизненные уроки В. Астафьева по произведению "Конь с розовой гривой"...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Методическая разработка к уроку литературы по теме "Виктор Петрович Астафьев « Конь с розовой гривой»" 6 класс

Данная презентация предназначена для урока литературы 6 класс по теме В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой". На уроке учащиеся продолжат знаскомство с биографией и творчеством Виктора Петрови...

Мастер- класс «Изготовление макета пряника «Конь с розовой гривой», посвященный 100-летию со дня рождения В.П. Астафьева

Мастер-класс необычен, необходимо предварительно прочитать произведение В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» (1963г.), данное произведение изучается в курсе литературы 6 класса. Читаем ...