Мастер- класс «Изготовление макета пряника «Конь с розовой гривой», посвященный 100-летию со дня рождения В.П. Астафьева
методическая разработка по технологии (5, 6 класс)

Мастер-класс необычен, необходимо предварительно прочитать произведение В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» (1963г.), данное произведение изучается в курсе литературы 6 класса. Читаем отрывок, в котором поясняется, что такое «пряник конем»: «Пряник конём! Это ли не мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_shadrina_e.v.docx264.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс «Изготовление макета пряника «Конь с розовой гривой»,

посвященный 100-летию со дня рождения В.П. Астафьева

 /01.05.1924 – 29.11.2001/

Введение.

Мастер-класс необычен, необходимо предварительно прочитать произведение В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» (1963г.), данное произведение изучается в курсе литературы 6 класса. Читаем отрывок, в котором поясняется, что такое «пряник конем»: «Пряник конём! Это ли не мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».

Создание проблемной ситуации: А что это такое пряник? Можем ли мы его сделать сами, если да, то как?

Пряники называли «медовым хлебом» и готовили из ржаной муки с ягодным соком и большим количеством меда примерно в IX веке. Некоторые хозяйки по своему вкусу добавляли в тесто ароматные травы и коренья, а когда в XII–XIII веках на Русь завезли восточные пряности — стали добавлять и их. Так и произошло само слово «пряник».
     В Архангельской губернии и других северных регионах были популярны лепные пряники, которым придавали форму вручную. Их называли козулями — от поморского слова, которое обозначало завиток, загогулину. Такой вид пряников считается самым древним.

      Самый известный вид пряников — печатные, украшенные фигурными рисунками, которые и по сей день изготавливают в Туле.

      Наш пряник «конём» относится, по классификации, к силуэтным. Такая разновидность пряников появилась в1850-х годах. Их вырезали ножом или специальной металлической формой из раскатанного пласта теста, а затем расписывали цветной глазурью. Сейчас такие пряники выпускают во многих городах России в качестве сувениров.

     

Цель мастер класса: формирование представления о технологии приготовления пряников.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес, творческие  способности;
  • Познакомить с техникой приготовления пряников;
  • Развивать воображение, мелкую моторику.

Материалы и инструменты: «солёное тесто», скалки, клеёнки-подставки для раскатки теста, формочка «конём» для формирования макета пряника, краски /белая и красная/, кисточки, емкость для воды и получения краски розового цвета.

Порядок работы.Этапы работы, деятельность мастера и учеников представлены в таблице.

Таблица: План проведения мастер- класса.

Этапы работы.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

1

Подготовительный

Чтение текста рассказа В. П. Астафьева.

Работа с информационными

ресурсами.

Знакомство с техникой работы с «солёным» тестом.

Вступительное слово учителя;   озвучивание проблемной ситуации; мотивация

к изготовлению макета пряника  силуэтного пряника.

Приготовление  особого «солёного теста»

Найти в тексте рассказа и записать описание пряника «конём»

Сообщение о прянике, истории создания, классификации, технике создания.

Знакомство с рецептом приготовления «солёного теста»

2

Основной

Демонстрационная часть

Практическая часть

Инструктаж ТБ.

Знакомство с алгоритмом выполнения.

Практическая работа.

Проведение беседы по соблюдению правил ТБ.

Показ пошагового выполнения практической работы по изготовлению макета пряника

Повторение пошагового алгоритма

Наблюдение, помощь по мере обращения.

Знакомство с правилами безопасной работы.

Просмотр пошагового выполнения практического задания

Выполнение  деятельности по самостоятельному изготовлению пряника из «солёного теста»

3

Заключение.

Оценка и самооценка.

Заключительное слово с мотивацией к самооценке и оценки других

Разговор «о важном» - что я узнал, что делал, как делал и что получилось в результате моей деятельности.

4

Афиширование, представление изделий

Организация выставки работ после их окончательной просушки.

Выявление  трёх лучших работ, награждение призами – упаковки пряников трёх разных вкусов.

Позирование для фотосессии.

Беседа.

5

Выводы.

Мотивация работы с пряничным тестом.

Озвучивание перспективы дальнейшей деятельности – работа по приготовлению пряника как кулинарного изделия

Знакомство с рецептами теста выпечки пряников как кулинарного изделия.

По возможности приготовление пряников в домашних условиях, презентация результатов.

Результаты работы:Изготовление макетов силуэтных пряников «конём с розовой гривой» /сувениров/ к дате100-летия со дня рождения В.П. Астафьева учениками 5, 6 классов МБОУ «Танзыбейская СШ»

C:\Users\Библиотека ТСШ\Desktop\IMG-20240314-WA0024.jpgC:\Users\Библиотека ТСШ\Desktop\IMG-20240314-WA0027.jpg

C:\Users\Библиотека ТСШ\Desktop\IMG-20240314-WA0025.jpg

                                                      Мастер-класс проводила: Шадрина Е.В.,

учитель технологии МБОУ «Танзыбейская СШ»,

                                      I квалификационная категория


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Урок литературы в 6 классе. В.П. Астафьев. "Конь с розовой гривой". Автобиографический характер рассказа. Языковые особенности произведения.

Урок литературы в 6 классе. В.П. Астафьев. "Конь с розовой гривой". Автобиографический характер рассказа. Языковые особенности произведения....

Литературный вечер "Сопричастный всему живому", посвященный 90 - летию со дня рождения В.П. Астафьева

Литературный вечер "Сопричастный всему живому", посвященный  90 - летию со дня рождения  В.П. Астафьева...

Инновационные технологии на уроках технологии.Мастер -класс "Изготовление имбирных пряников декорированных глазурью"

Любой ребёнок, получая готовый фабричный расписной пряник, обязательно задает вопрос о том, кто разрисовывает пряники, втайне мечтая принять участие в этом деле и изобразить на прянике что-нибудь чуде...