Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Асланова Александра Валерьевна

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное решение, отстоять свой выбор, развитие читательской культуры. В содержание урока на доступном для учащихся уровне включены вопросы граждановедения. Основными технологиями, используемыми для достижения поставленных целей, являются развивающее и личностно-ориентированное обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №2»   города Серпухова Московской области

Ф.И.О., должность: Асланова Александра Валерьевна,   учитель русского языка и литературы.

Урок литературы в 6 классе на тему:

«Нравственные проблемы рассказа

В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Название: «Жить надо по совести».

Цель: формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться  в трудных ситуациях, умения найти и принять верное решение, отстоять свой выбор, развивать читательскую культуру.

Ход урока

1.Актуализация знаний и эмоций учащихся. Знакомство с нравственным  понятием «совесть».

-Урок начну словами из рубрики урока граждановедения «В мире мудрых мыслей»:

«Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть»       (Б.Франклин),

«Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце» (А.С.Пушкин),

«Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал « (Л.Н.Толстой)             СЛАЙД 1

-Когда люди говорят о совести?

(когда возникает вина человека, когда человек совершил плохой поступок)

-Приходилось ли вам чувствовать свою вину, переживать за содеянное?

-Почему совесть называют «высшим законом и судьей»?

(п.ч. она не дает совершать и повторять ошибок, тревожит человека, когда он не прав, наказывает человека муками)

-Что же такое совесть?

(чувство человека, внутреннее понимание добра и зла, нравственное понятие)

-О том, что такое  нравственность и совесть, спросим наших экспертов.

Ответ экспертов (работали со словарями)

 (совесть – это чувство вины, которое может проявляться в большей или меньшей степени)

-Как вы понимаете высказывание, которым я начала урок?

(для того чтобы спокойно и счастливо жить, надо обдумывать поступки и не совершать зла)

-Имеет ли наш разговор о совести отношение к рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»? Какое?

(герой рассказа совершает обман, воровство, а потом раскаивается, страдает, его мучит совесть)

-По вашему мнению, муки совести или, как говорят, угрызения совести что-либо значат в жизни человека?

(помогают осознать поступок, сделать выводы, не повторять ошибок, стать лучше)

-Значит, жить надо по совести?

2.Сообщение темы, целей урока.      СЛАЙД 2

-Тема нашего урока «Жить надо по совести». В этих словах стержень жизни человеческой: уважать интересы окружающих людей и всего живого вокруг, быть ответственным за свои поступки, порядочным,  милосердным, справедливым и добрым – вот что значит жить по совести. Все произведения В.П.Астафьева пронизаны этой мыслью, рассказ «Конь с розовой гривой» в том числе. На уроке мы должны выяснить, какие жизненные, нравственные уроки извлек герой рассказа из тех событий, участником которых  был, и помогут ли эти уроки жить герою по совести.

3.Анализ идейно-нравственного содержания рассказа.

1)Анализ рассказа мальчика о «весело и интересно» проведенном дне.

-Давайте обратимся к рассказу героя о «весело и интересно» проведенном дне. Уточним границы этой части текста. Что предшествует ей?

2)Восстановление последовательности эпизодов.

В это время один ученик восстановит на доске последовательность событий дня.

-Был ли этот день действительно интересным?

-Почему же вечером, засыпая, герой думает: «Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу (жиганами и варнаками называли в народе воров, разбойников)?

3)Работа в группах.

-Выясним, какова цена обмана, что перевесит – удовольствие или наказание и какой урок извлек герой-рассказчик из случившегося. Это задание будут выполнять группы 5 и 6.

Удовольствие

Наказание

?

?

4)Проверка д/з.

-Попытаемся разобраться в причинах случившегося. Попутно проверим д/з.

-Как ведут себя левонтьевские  ребятишки по дороге на увал за земляникой? Назовите ключевые слова.

-Чьи привычки перенимают дети?

-Обратите внимание на такую художественную деталь текста, как посуда. Прочитайте. Символом чего является посуда?

-«Левонтьевские орлы», «ребятишки», «орда» – так по-разному характеризует автор приятелей героя. Какое из 3-х определений наиболее соответствует характеру соседских детей?

-Как ведет себя Витька по дороге на увал? Какие ключевые слова вы выделили для характеристики героя?

-Вот что у вас должно было получиться.  А теперь ответьте на вопрос: как герои противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудо- любие, чувство долга, совесть?       СЛАЙД 3 (таблица)

Левонтьевские

Герой-рассказчик

Цитаты из текста

Цитаты из текста

??? Совесть, честность, трудолюбие, чувство долга

(левонтьевские хитры, ленивы, в неудачах привыкли обвинять больше других, чем спрашивать с себя, недружны, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению, к безделью;  герой-рассказчик  - искренний, трудолюбивый, ответственный человек)

-Почему искренний человек Витька совершает обман?

-«Я понял, что попал на уду», - обнаруживает герой. Как вы понимаете фразеологизм «попасть на уду»?

-Как «левонтьевской орде» удается поймать на уду» героя?

-Почему герой решает высыпать ягоды на траву?

(чтобы не опозориться, не спасовать, не струсить, не показаться жадным)

Группы 5,6 присоединяются.

-Мы отметили, что герой попал под влияние «левонтьевской орды», на их уду, на их «слабо», не смог противостоять злу, а дальше, как в пословице: «Пришла беда – отворяй ворота!» - за одним глупым поступком следует обман, воровство.  

-О какой проблеме общества людей, актуальной и в наши дни,  говорит  автор? (проблема взаимоотношений между людьми)

1 урок. -Какой урок должен усвоить герой? (Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу.)

-Легко ли далось герою  решение высыпать ягоды, отказаться от пряника, от своей мечты?   Найдите слова, указывающие на трудную борьбу в душе героя (с.280)

-Понимал ли Санька, что мальчику мучительно тяжело? Найдите строчки, подтверждающие это.

-Санька бессовестно играет  на мальчишеских чувствах, «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Какое чувство испытывает Санька?  (удовольствие)

-Как называется чувство радости и удовольствия от того, когда удается увидеть или почувствовать чужие страдания?  (жестокость, злобность)

5) Выступление экспертов

-Давайте обратимся к нашим экспертам. Что такое жестокость и злобность?

-Мудрая мысль: «Жестокость всегда проистекает от бессердечия и слабости» (Сенека)

      СЛАЙД 4

-Пользуются ли злобные люди уважением в обществе людей?  (нет, их боятся, не любят, иногда жалеют)

-Почему же герой-рассказчик тянется к Саньке? (смелый, независимый, веселый, не боится в пещеру войти, с ним весело)

-Можно ли отношения Саньки и Вити назвать дружбой? Почему?

-На чем основана настоящая дружба? (на доверии, на уважении)

-Еще один немаловажный урок…

2 урок: Дружба бывает настоящей и мнимой. Настоящая дружба основана на уважении друг друга.

6) Выступление 5, 6 групп.

-Давайте выясним, какова цена обмана. Как вы понимаете выражение «цена обмана»?

Удовольствие

Наказание

 Речка, ловля рыбы,  подшибленный стриж, таинственная пещера, признание левонтьевскими, веселье.

Насмешка Саньки, страх (сделалось жутко), чувство вины перед бабушкой, жалость по отношению к бабушке, зависимость от Саньки, новый обман, осознание себя преступником.

Задание на карточке.

(к чаше «Удовольствие»: автор не случайно показывает взаимоотношения человек-природа, т.к. считает  эти отношения показателем духовности, души человека. Взаимоотношения человек-природа и человек-другие люди подчиняются одним и тем же законам. «Неразумный человек, уродуя природу, и сам несет нравственный урон», - писал Астафьев).

-Укажите детали, показывающие, что героя мучит не только страх перед бабушкой, но и совесть.

-Как вы понимаете слова бабушки «жизнь страшнее снов»?

-Какая чаша перевесит: удовольствие или наказание?

-Какова цена обмана?

-Какой урок извлек герой из случившегося?

3урок: Цена обмана – муки совести и вины.

7)Анализ пейзажной зарисовки.

-Что было утром следующего дня? (герой-рассказчик ничего лучше не придумал, как податься к левонтьевским, рыбалка)

-Найдите эпизод «Рыбалка» и описание ясного, летнего дня. Какова роль пейзажной зарисовки, следующей за словами: «Рыбки были съедены почти сырые. Хлеб мой ребятишки еще раньше смолотили и занялись кто чем: вытаскивали из норок стрижей, «блинали» каменными плиточками по воде, пробовали купаться… Отогрелись и повалились в еще низкую траву».

Чтение учителем,  СЛАЙД «Енисей», звукофон «У реки».

Антитеза (противопоставление)

Характеристика героя

-Вы увидели резкий контраст м/у суетой левонтьевской орды и умиротворением природы?

Мир красоты природы противопоставлен миру зла, эгоизма и обмана.

-Только какой человек может так видеть и чувствовать окружающий мир?

Пейзажная зарисовка помогает раскрыть душу героя. Герой- добрый, наблюдательный, хороший  человек. Обратите внимание на слова: рябенькие кукушкины слезки, цветки-граммофончики, кружевце. Не случайно, оставшись наедине с природой, герой делает свой нравственный выбор.

Сухомлинский: «Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с собой».

8) Анализ части рассказа «Наказание добротой».

-Найдите в тексте, где говорится о сделанном нравственном выборе героя: не обманывать! (с.285)

-Мальчик в этот момент видит бабушку. Мы ощущаем волнение героя, даже, кажется, слышим тревожный стук его сердца: «Взмах шестов, перекидка рук, толчок, - лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед. Она ближе, ближе…» Строение предложений помогает нам понять состояние героя.

-Сумел ли Витя, приняв решение не обманывать, объясниться с бабушкой? Почему? (жалел себя, боялся строгой  бабушки, жалко бабушку, было стыдно)

-Все эти чувства смешались в одно, мощное, как когтистый зверь, и это уже не стыд и  осознание своей вины,  а раскаяние. Найдите слова, подтверждающие это. (с.288)

Работа в группах

1 группа (с учителем). Сопоставление иллюстраций с текстом.

- Какой эпизод запечатлели художники ?  

-Что, по-вашему, передано наиболее удачно на 1-ой иллюстрации? На 2-ой? (обстановка деревенского быта, суровое, но справедливое  лицо бабушки, сочувствующий дедушка, раскаявшийся грустный герой и пр.)

-Подберите цитату из текста к этим иллюстрациям.

-Какая из иллюстраций наиболее точно отражает содержание текста и передает чувства героев?

2 группа. Прочитайте эпизод со слов «Я зажмурил глаза…» до конца. Ответьте на вопрос: «Почему бабушка купила внуку пряник конем?»

3 группа. Прочитайте последний абзац рассказа. Почему герой-рассказчик не    может   забыть бабушкиного пряника?

-Послушаем ребят, работающих самостоятельно.

-Обещанный за землянику пряник мальчик все-таки получает от бабушки. Бабушка наказывает внука … добротой, закрепляет пробуждение совести  …добротой.

Выступление экспертов

-Что такое доброта?

-Как вы понимаете пословицу «Добро сильнее зла»? СЛАЙД 5

-Мудрое решение бабушки помогает понять мальчику самое главное, как вы думаете, что?

4 урок: Нельзя обманывать и предавать близких людей.

5 урок: Нужно уметь верить в человека и  прощать ему  ошибки.

-А прощает бабушка внука как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания души ребенка. В одном из рассказов повести «Последний поклон», об истории написания которой мы говорили на предыдущих уроках, бабушка Екатерина Петровна просит Бога:

«Дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, прощать и любить» (т.1, с.334) Это и означает  -  жить по совести.

4.Обобщение.

-Какие нравственные уроки извлек герой из того, что с ним произошло?

  1. Дружба бывает настоящей и мнимой. Настоящая основана на уважении друг друга.
  2. Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Нужно уметь противостоять злу.
  3. Цена обмана – страдания, муки совести и вины.
  4. Душевное раскаяние очень мучительно, но оно приносит облегчение.
  5. Верить, прощать и любить – самая главная заповедь человеческой жизни.

СЛАЙД 6

5.Домашнее задание. Читать рассказы сборника «Конь с розовой гривой»,  задание из рубрики урока граждановедения  «Давайте поспорим»

(прокомментировать высказывания  «Бессовестному человеку на свете живется спокойнее», «В жестокое время нужно быть жестоким», «Добро должно быть с кулаками»).

6.Оценивание детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления

Цели урока:  Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...

Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"  поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....

Конспект урока Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цель: раскрыть нравственные вопросы, которые ставит автор рассказа, сделать общие выводы по произведениюЗадачи: 1.     отметить своеобразие языка рассказа,2....

Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Урок - исследование  по литературе в 6 классе.Уроки доброты и нравственности  в  рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»....