Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное решение, отстоять свой выбор, развитие читательской культуры. В содержание урока на доступном для учащихся уровне включены вопросы граждановедения. Основными технологиями, используемыми для достижения поставленных целей, являются развивающее и личностно-ориентированное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse_po_rasskazu_v.astafeva_kon_s_rozovoy_grivoy.rar | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное учреждение:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» города Серпухова Московской области
Ф.И.О., должность: Асланова Александра Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Урок литературы в 6 классе на тему:
«Нравственные проблемы рассказа
В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Название: «Жить надо по совести».
Цель: формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное решение, отстоять свой выбор, развивать читательскую культуру.
Ход урока
1.Актуализация знаний и эмоций учащихся. Знакомство с нравственным понятием «совесть».
-Урок начну словами из рубрики урока граждановедения «В мире мудрых мыслей»:
«Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть» (Б.Франклин),
«Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце» (А.С.Пушкин),
«Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал « (Л.Н.Толстой) СЛАЙД 1
-Когда люди говорят о совести?
(когда возникает вина человека, когда человек совершил плохой поступок)
-Приходилось ли вам чувствовать свою вину, переживать за содеянное?
-Почему совесть называют «высшим законом и судьей»?
(п.ч. она не дает совершать и повторять ошибок, тревожит человека, когда он не прав, наказывает человека муками)
-Что же такое совесть?
(чувство человека, внутреннее понимание добра и зла, нравственное понятие)
-О том, что такое нравственность и совесть, спросим наших экспертов.
Ответ экспертов (работали со словарями)
(совесть – это чувство вины, которое может проявляться в большей или меньшей степени)
-Как вы понимаете высказывание, которым я начала урок?
(для того чтобы спокойно и счастливо жить, надо обдумывать поступки и не совершать зла)
-Имеет ли наш разговор о совести отношение к рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»? Какое?
(герой рассказа совершает обман, воровство, а потом раскаивается, страдает, его мучит совесть)
-По вашему мнению, муки совести или, как говорят, угрызения совести что-либо значат в жизни человека?
(помогают осознать поступок, сделать выводы, не повторять ошибок, стать лучше)
-Значит, жить надо по совести?
2.Сообщение темы, целей урока. СЛАЙД 2
-Тема нашего урока «Жить надо по совести». В этих словах стержень жизни человеческой: уважать интересы окружающих людей и всего живого вокруг, быть ответственным за свои поступки, порядочным, милосердным, справедливым и добрым – вот что значит жить по совести. Все произведения В.П.Астафьева пронизаны этой мыслью, рассказ «Конь с розовой гривой» в том числе. На уроке мы должны выяснить, какие жизненные, нравственные уроки извлек герой рассказа из тех событий, участником которых был, и помогут ли эти уроки жить герою по совести.
3.Анализ идейно-нравственного содержания рассказа.
1)Анализ рассказа мальчика о «весело и интересно» проведенном дне.
-Давайте обратимся к рассказу героя о «весело и интересно» проведенном дне. Уточним границы этой части текста. Что предшествует ей?
2)Восстановление последовательности эпизодов.
В это время один ученик восстановит на доске последовательность событий дня.
-Был ли этот день действительно интересным?
-Почему же вечером, засыпая, герой думает: «Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу (жиганами и варнаками называли в народе воров, разбойников)?
3)Работа в группах.
-Выясним, какова цена обмана, что перевесит – удовольствие или наказание и какой урок извлек герой-рассказчик из случившегося. Это задание будут выполнять группы 5 и 6.
Удовольствие | Наказание |
? | ? |
4)Проверка д/з.
-Попытаемся разобраться в причинах случившегося. Попутно проверим д/з.
-Как ведут себя левонтьевские ребятишки по дороге на увал за земляникой? Назовите ключевые слова.
-Чьи привычки перенимают дети?
-Обратите внимание на такую художественную деталь текста, как посуда. Прочитайте. Символом чего является посуда?
-«Левонтьевские орлы», «ребятишки», «орда» – так по-разному характеризует автор приятелей героя. Какое из 3-х определений наиболее соответствует характеру соседских детей?
-Как ведет себя Витька по дороге на увал? Какие ключевые слова вы выделили для характеристики героя?
-Вот что у вас должно было получиться. А теперь ответьте на вопрос: как герои противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудо- любие, чувство долга, совесть? СЛАЙД 3 (таблица)
Левонтьевские | Герой-рассказчик |
Цитаты из текста | Цитаты из текста |
??? Совесть, честность, трудолюбие, чувство долга |
(левонтьевские хитры, ленивы, в неудачах привыкли обвинять больше других, чем спрашивать с себя, недружны, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению, к безделью; герой-рассказчик - искренний, трудолюбивый, ответственный человек)
-Почему искренний человек Витька совершает обман?
-«Я понял, что попал на уду», - обнаруживает герой. Как вы понимаете фразеологизм «попасть на уду»?
-Как «левонтьевской орде» удается поймать на уду» героя?
-Почему герой решает высыпать ягоды на траву?
(чтобы не опозориться, не спасовать, не струсить, не показаться жадным)
Группы 5,6 присоединяются.
-Мы отметили, что герой попал под влияние «левонтьевской орды», на их уду, на их «слабо», не смог противостоять злу, а дальше, как в пословице: «Пришла беда – отворяй ворота!» - за одним глупым поступком следует обман, воровство.
-О какой проблеме общества людей, актуальной и в наши дни, говорит автор? (проблема взаимоотношений между людьми)
1 урок. -Какой урок должен усвоить герой? (Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу.)
-Легко ли далось герою решение высыпать ягоды, отказаться от пряника, от своей мечты? Найдите слова, указывающие на трудную борьбу в душе героя (с.280)
-Понимал ли Санька, что мальчику мучительно тяжело? Найдите строчки, подтверждающие это.
-Санька бессовестно играет на мальчишеских чувствах, «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Какое чувство испытывает Санька? (удовольствие)
-Как называется чувство радости и удовольствия от того, когда удается увидеть или почувствовать чужие страдания? (жестокость, злобность)
5) Выступление экспертов
-Давайте обратимся к нашим экспертам. Что такое жестокость и злобность?
-Мудрая мысль: «Жестокость всегда проистекает от бессердечия и слабости» (Сенека)
СЛАЙД 4
-Пользуются ли злобные люди уважением в обществе людей? (нет, их боятся, не любят, иногда жалеют)
-Почему же герой-рассказчик тянется к Саньке? (смелый, независимый, веселый, не боится в пещеру войти, с ним весело)
-Можно ли отношения Саньки и Вити назвать дружбой? Почему?
-На чем основана настоящая дружба? (на доверии, на уважении)
-Еще один немаловажный урок…
2 урок: Дружба бывает настоящей и мнимой. Настоящая дружба основана на уважении друг друга.
6) Выступление 5, 6 групп.
-Давайте выясним, какова цена обмана. Как вы понимаете выражение «цена обмана»?
Удовольствие | Наказание |
Речка, ловля рыбы, подшибленный стриж, таинственная пещера, признание левонтьевскими, веселье. | Насмешка Саньки, страх (сделалось жутко), чувство вины перед бабушкой, жалость по отношению к бабушке, зависимость от Саньки, новый обман, осознание себя преступником. |
Задание на карточке.
(к чаше «Удовольствие»: автор не случайно показывает взаимоотношения человек-природа, т.к. считает эти отношения показателем духовности, души человека. Взаимоотношения человек-природа и человек-другие люди подчиняются одним и тем же законам. «Неразумный человек, уродуя природу, и сам несет нравственный урон», - писал Астафьев).
-Укажите детали, показывающие, что героя мучит не только страх перед бабушкой, но и совесть.
-Как вы понимаете слова бабушки «жизнь страшнее снов»?
-Какая чаша перевесит: удовольствие или наказание?
-Какова цена обмана?
-Какой урок извлек герой из случившегося?
3урок: Цена обмана – муки совести и вины.
7)Анализ пейзажной зарисовки.
-Что было утром следующего дня? (герой-рассказчик ничего лучше не придумал, как податься к левонтьевским, рыбалка)
-Найдите эпизод «Рыбалка» и описание ясного, летнего дня. Какова роль пейзажной зарисовки, следующей за словами: «Рыбки были съедены почти сырые. Хлеб мой ребятишки еще раньше смолотили и занялись кто чем: вытаскивали из норок стрижей, «блинали» каменными плиточками по воде, пробовали купаться… Отогрелись и повалились в еще низкую траву».
Чтение учителем, СЛАЙД «Енисей», звукофон «У реки».
Антитеза (противопоставление) | Характеристика героя |
-Вы увидели резкий контраст м/у суетой левонтьевской орды и умиротворением природы? Мир красоты природы противопоставлен миру зла, эгоизма и обмана. | -Только какой человек может так видеть и чувствовать окружающий мир? Пейзажная зарисовка помогает раскрыть душу героя. Герой- добрый, наблюдательный, хороший человек. Обратите внимание на слова: рябенькие кукушкины слезки, цветки-граммофончики, кружевце. Не случайно, оставшись наедине с природой, герой делает свой нравственный выбор. Сухомлинский: «Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с собой». |
8) Анализ части рассказа «Наказание добротой».
-Найдите в тексте, где говорится о сделанном нравственном выборе героя: не обманывать! (с.285)
-Мальчик в этот момент видит бабушку. Мы ощущаем волнение героя, даже, кажется, слышим тревожный стук его сердца: «Взмах шестов, перекидка рук, толчок, - лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед. Она ближе, ближе…» Строение предложений помогает нам понять состояние героя.
-Сумел ли Витя, приняв решение не обманывать, объясниться с бабушкой? Почему? (жалел себя, боялся строгой бабушки, жалко бабушку, было стыдно)
-Все эти чувства смешались в одно, мощное, как когтистый зверь, и это уже не стыд и осознание своей вины, а раскаяние. Найдите слова, подтверждающие это. (с.288)
Работа в группах
1 группа (с учителем). Сопоставление иллюстраций с текстом.
- Какой эпизод запечатлели художники ?
-Что, по-вашему, передано наиболее удачно на 1-ой иллюстрации? На 2-ой? (обстановка деревенского быта, суровое, но справедливое лицо бабушки, сочувствующий дедушка, раскаявшийся грустный герой и пр.)
-Подберите цитату из текста к этим иллюстрациям.
-Какая из иллюстраций наиболее точно отражает содержание текста и передает чувства героев?
2 группа. Прочитайте эпизод со слов «Я зажмурил глаза…» до конца. Ответьте на вопрос: «Почему бабушка купила внуку пряник конем?»
3 группа. Прочитайте последний абзац рассказа. Почему герой-рассказчик не может забыть бабушкиного пряника?
-Послушаем ребят, работающих самостоятельно.
-Обещанный за землянику пряник мальчик все-таки получает от бабушки. Бабушка наказывает внука … добротой, закрепляет пробуждение совести …добротой.
Выступление экспертов
-Что такое доброта?
-Как вы понимаете пословицу «Добро сильнее зла»? СЛАЙД 5
-Мудрое решение бабушки помогает понять мальчику самое главное, как вы думаете, что?
4 урок: Нельзя обманывать и предавать близких людей.
5 урок: Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.
-А прощает бабушка внука как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания души ребенка. В одном из рассказов повести «Последний поклон», об истории написания которой мы говорили на предыдущих уроках, бабушка Екатерина Петровна просит Бога:
«Дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, прощать и любить» (т.1, с.334) Это и означает - жить по совести.
4.Обобщение.
-Какие нравственные уроки извлек герой из того, что с ним произошло?
- Дружба бывает настоящей и мнимой. Настоящая основана на уважении друг друга.
- Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Нужно уметь противостоять злу.
- Цена обмана – страдания, муки совести и вины.
- Душевное раскаяние очень мучительно, но оно приносит облегчение.
- Верить, прощать и любить – самая главная заповедь человеческой жизни.
СЛАЙД 6
5.Домашнее задание. Читать рассказы сборника «Конь с розовой гривой», задание из рубрики урока граждановедения «Давайте поспорим»
(прокомментировать высказывания «Бессовестному человеку на свете живется спокойнее», «В жестокое время нужно быть жестоким», «Добро должно быть с кулаками»).
6.Оценивание детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся к осмыслению нравственных уроков произведения: б...
Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления
Цели урока: Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...
Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....
Урок литературы в 6 классе по теме "Уроки нравственности" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")
сценарный план урока...
Конспект урока Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Цель: раскрыть нравственные вопросы, которые ставит автор рассказа, сделать общие выводы по произведениюЗадачи: 1. отметить своеобразие языка рассказа,2....
Урок по литературе "Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой""
Урок для учеников 6 класса по учебнику В.Я. Коровиной...
Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Урок - исследование по литературе в 6 классе.Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»....