Главные вкладки

    Урок литературы в 6 классе по теме "Уроки нравственности" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")
    план-конспект урока (6 класс) по теме

    Дериглазова Марина Александровна

    сценарный план урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 6 классе по теме:

    "Уроки нравственности»

    " (по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)  написать на доске

    Цель урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения.


    Познавательные:

    • познакомить учеников с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
    • показать автобиографический характер рассказа;
    • отработать умения давать характеристику персонажам произведения, производить сравнительную характеристику персонажей, пересказывать близко к тексту;
    • умение формулировать проблемные вопросы и отвечать на них;
    • определять тему и основную мысль литературного произведения;
    • рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе.

    Развивающие:

    • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
    • развивать умение вести дискуссию;
    • развивать умение сопоставлять, анализировать.

    Воспитательные:

    • воспитывать интерес к творчеству В.П.Астафьева;
    • воспитывать патриотизм и любовь к Родине;
    • воспитывать нравственное мировосприятие учащихся.

    Методы: слово учителя, опрос, беседа, словарная работа, словесное рисование.
    Форма урока: 

     Тип урока: урок «открытия нового знания».
    Планируемые результаты: 
    познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
    личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
    регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
    Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к рассказу.


    Сценарный план

    Слайд 1.    Вступительное слово учителя. 

    - Здравствуйте, дети! Мое имя Марина Александровна, и я рада сегодня 18 февраля  провести урок литературы в вашем классе. У  Ивана Александровича Гончарова есть замечательные слова: «Книги делают человека лучше». И сегодня мы еще раз в этом убедимся.  Давайте начнем с игры: я читаю предложение, и если оно соответствует содержанию текста, - похлопайте, если нет потопайте. Слушайте внимательно:

    1.Героя рассказа воспитывают родители.                                            топают

    2. Действие происходит в деревне на берегу Енисея.                     хлопают

    3. Семья соседа Левонтия живет в достатке.                                       топают

    4. Герой обманул бабушку.                                                                 хлопают

    5. Купила ли внуку бабушка пряник.                                                       хлопают

    2. Постановка проблемного вопроса Я вижу, что вы знакомы с содержанием рассказа.           Прочитайте последние 2 заключительных абзаца произведения и давайте подумаем, почему рассказчик не может забыть подаренный бабушкой пряник? (читают стр80).

    Слайд 2. Почему рассказчик не может забыть подаренный бабушкой пряник?

    3.Формулировка темы и цели. Предложите исходя из данного проблемного вопроса тему урока. Предлагаю назвать наш урок: "Уроки нравственности" (по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)

    - Давайте сформулируем цель урока? (проанализировать рассказ, чтобы узнать, чему научил героя бабушкою подаренный пряник).

     Слайд 3.  4.Работа в группах.

    1 группа: Как автор описывает левонтьевских ребятишек во время похода за ягодами? Что видно из этих слов?( авторская позиция – небрежность, безответственность детей). Стр 68.

    2 группа: Почему герой попадает под влияние Саньки? Какие три ошибки он совершает одна за другой? Стр. 70, 72.Чтение по ролям 3 ученика.– стр. 69.

    3. группа: Найдите слова, передающие  раскаяние главного. Стр 72 и 75.

    Фронтальный опрос. - Какова реакция бабушки на проступок внука? В какую ситуацию поставил ее внук? Только ли поэтому она сердится? (потому что бабушка верила в него и понимала, что он мучается и раскаивается в своих деяниях. Милосердие, доброта и прощение бабушки сделали то, чего не сделало бы тяжкое наказание). Стр78. Почему бабушка купила внуку пряник? Именно она учит героя быть добрым и прощать.

    Физкультминутка. Я тоже хочу подарить вам пряник, КАК СИМВОЛ ДОБРА, ПРОЩЕНИЯ, любви, понимания. Подойдите к учительскому столу и возьмите себе по прянику.

    Слайд 4. Возвращаемся к проблемному вопросу.- Какие же уроки извлекает автор в сложившихся обстоятельствах? А какие уроки вы извлекли из рассказа для себя?

    5. Самостоятельная работа. – Предлагаю вам письменно поблагодарить Астафьева за поучительный рассказ в 2-3 предложениях.  На это задание у вас 2 мин. 

    6. Домашнее задание:

     1. Написать небольшое напутствие читателям от лица героя рассказа. (10 предл.),

    2. Иллюстрация к любому эпизоду рассказа (по желанию). Обратить внимание на рисунки детей.

    7. Слайд  Рефлексия. Подводя итоги урока, продолжите любую из фраз:

    Я почувствовал, что….

    Меня удивило…

    Мне захотелось…

    Я понял, что….

    Было интересно…

    8.  Выставление оценок. Вы были достаточно активны сегодня, наиболее активным поставлю отметки.

    Заключение: Я искренне благодарю вас, дети за урок. До свидания.


    Резервное задание.

    Нравственность -  правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества ,  необходимые человеку в обществе.

    Совесть — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое собственное несовершенство.


    быть ответственность за свои поступки, обдумывать последствия поступков,
    быть добрым, честным и  справедливым,

    давать и принимать только полезные советы,

    уметь найти и принять верное решение (не поддаваться провокациям)

    Резерв: давайте вспомним, какие пословицы вы знаете о совести. Слайд 5.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....

    Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Предлагаемый урок был проведен  в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....

    Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".

    Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева  "Конь с розовой гривой"....

    Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" Литература. 6 класс....

    Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

    кроссворд к рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Используется для проверки знания текста или для итоогового обобщения / Учебник :Курдюмова. Литература 6 кл....