Урок литературы в 6 классе по теме "Уроки нравственности" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")
план-конспект урока (6 класс) по теме

Дериглазова Марина Александровна

сценарный план урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по теме:

"Уроки нравственности»

" (по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)  написать на доске

Цель урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения.


Познавательные:

  • познакомить учеников с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
  • показать автобиографический характер рассказа;
  • отработать умения давать характеристику персонажам произведения, производить сравнительную характеристику персонажей, пересказывать близко к тексту;
  • умение формулировать проблемные вопросы и отвечать на них;
  • определять тему и основную мысль литературного произведения;
  • рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе.

Развивающие:

  • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • развивать умение вести дискуссию;
  • развивать умение сопоставлять, анализировать.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству В.П.Астафьева;
  • воспитывать патриотизм и любовь к Родине;
  • воспитывать нравственное мировосприятие учащихся.

Методы: слово учителя, опрос, беседа, словарная работа, словесное рисование.
Форма урока: 

 Тип урока: урок «открытия нового знания».
Планируемые результаты: 
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к рассказу.


Сценарный план

Слайд 1.    Вступительное слово учителя. 

- Здравствуйте, дети! Мое имя Марина Александровна, и я рада сегодня 18 февраля  провести урок литературы в вашем классе. У  Ивана Александровича Гончарова есть замечательные слова: «Книги делают человека лучше». И сегодня мы еще раз в этом убедимся.  Давайте начнем с игры: я читаю предложение, и если оно соответствует содержанию текста, - похлопайте, если нет потопайте. Слушайте внимательно:

1.Героя рассказа воспитывают родители.                                            топают

2. Действие происходит в деревне на берегу Енисея.                     хлопают

3. Семья соседа Левонтия живет в достатке.                                       топают

4. Герой обманул бабушку.                                                                 хлопают

5. Купила ли внуку бабушка пряник.                                                       хлопают

2. Постановка проблемного вопроса Я вижу, что вы знакомы с содержанием рассказа.           Прочитайте последние 2 заключительных абзаца произведения и давайте подумаем, почему рассказчик не может забыть подаренный бабушкой пряник? (читают стр80).

Слайд 2. Почему рассказчик не может забыть подаренный бабушкой пряник?

3.Формулировка темы и цели. Предложите исходя из данного проблемного вопроса тему урока. Предлагаю назвать наш урок: "Уроки нравственности" (по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)

- Давайте сформулируем цель урока? (проанализировать рассказ, чтобы узнать, чему научил героя бабушкою подаренный пряник).

 Слайд 3.  4.Работа в группах.

1 группа: Как автор описывает левонтьевских ребятишек во время похода за ягодами? Что видно из этих слов?( авторская позиция – небрежность, безответственность детей). Стр 68.

2 группа: Почему герой попадает под влияние Саньки? Какие три ошибки он совершает одна за другой? Стр. 70, 72.Чтение по ролям 3 ученика.– стр. 69.

3. группа: Найдите слова, передающие  раскаяние главного. Стр 72 и 75.

Фронтальный опрос. - Какова реакция бабушки на проступок внука? В какую ситуацию поставил ее внук? Только ли поэтому она сердится? (потому что бабушка верила в него и понимала, что он мучается и раскаивается в своих деяниях. Милосердие, доброта и прощение бабушки сделали то, чего не сделало бы тяжкое наказание). Стр78. Почему бабушка купила внуку пряник? Именно она учит героя быть добрым и прощать.

Физкультминутка. Я тоже хочу подарить вам пряник, КАК СИМВОЛ ДОБРА, ПРОЩЕНИЯ, любви, понимания. Подойдите к учительскому столу и возьмите себе по прянику.

Слайд 4. Возвращаемся к проблемному вопросу.- Какие же уроки извлекает автор в сложившихся обстоятельствах? А какие уроки вы извлекли из рассказа для себя?

5. Самостоятельная работа. – Предлагаю вам письменно поблагодарить Астафьева за поучительный рассказ в 2-3 предложениях.  На это задание у вас 2 мин. 

6. Домашнее задание:

 1. Написать небольшое напутствие читателям от лица героя рассказа. (10 предл.),

2. Иллюстрация к любому эпизоду рассказа (по желанию). Обратить внимание на рисунки детей.

7. Слайд  Рефлексия. Подводя итоги урока, продолжите любую из фраз:

Я почувствовал, что….

Меня удивило…

Мне захотелось…

Я понял, что….

Было интересно…

8.  Выставление оценок. Вы были достаточно активны сегодня, наиболее активным поставлю отметки.

Заключение: Я искренне благодарю вас, дети за урок. До свидания.


Резервное задание.

Нравственность -  правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества ,  необходимые человеку в обществе.

Совесть — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое собственное несовершенство.


быть ответственность за свои поступки, обдумывать последствия поступков,
быть добрым, честным и  справедливым,

давать и принимать только полезные советы,

уметь найти и принять верное решение (не поддаваться провокациям)

Резерв: давайте вспомним, какие пословицы вы знаете о совести. Слайд 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....

Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Предлагаемый урок был проведен  в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....

Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".

Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева  "Конь с розовой гривой"....

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ  В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой”

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой&rdquo...