План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, указать на опасности, которые подстерегают людей без совести,ответственности, любви и доброты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока по рассказу В.Астафьева | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе по произведению
В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Тема урока: «Уроки доброты в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Цель:
- Рассмотреть идейно-нравственное содержание рассказа;
- выделить духовные ценности, которые помогли формированию главного героя;
- определить роль бабушки, ее уроков доброты;
- развивать речевую культуру учащихся
Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, словарная работа, инсценировка эпизода.
Эпиграф: Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того
дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Виктор Петрович Астафьев - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.
- Беседа по вопросам.
- Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? Элементы автобиографии в тексте.
(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)
Задача-выяснить, какие уроки доброты получил в детстве главный герой, а значит, и сам автор
- Чему учила бабушка своего внука? Кому противопоставляет автор семью главного героя? ( « левонтьевская орда») . Понятие антитезы. Поиск цитат для ответа на вопросы.
(время было трудное, герой рассказа - сирота, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, , отец семейства много пил, работать не любил.)
- Тест (индивид. работа на листочках для проверки домашнего задания))
1. Как зовут бабушку героя? а) Михайловна; б) Николаевна; в) Петровна . 2.Как зовут главного героя? а) Санька, б) Гришка, в) Мишка. 2. О чём мечтали все деревенские мальчишки? а )о прянике конём; б)об игрушечном коне; в) о настоящем коне. 3. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник? а) за помощь по дому; б) прополотые грядки; в) собранную землянику. 4. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзина; б) туесок; в) блюдо.5 . Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу? а) из-за съеденных ягод; б)из-за героя рассказа; в) из-за спора. 6 . Что посоветовал Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки? а ) не ходить домой; б) всё честно рассказать бабушке; в) наложить в туесок травы, а сверху засыпать ягодой. 7 . Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булка; в) шаньга . 3
- Словарная работа
Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?
(автор использует сибирские диалектизмы)
С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами? Запись учащимся диалектизмов на доске. Толкование слов. При необходимости поиск значений слов в тексте.
Увал – пологий холм
Туесок – берестяная корзина с крышкой
Заполошная – суетливая
Бадога – длинные поленья
Шаньга – булочка с творогом
Заимка – земельный участок, вдали от села
Поскотина – пастбище, выгон
Яр – крутой край оврага
- Инсценировка сцены из рассказа.
Действующие лица : бабушка и внук.
Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.
Внук: Да? Баба, можно и я пойду?
Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в
город, твои тоже продам и куплю тебе пряник
Внук: Конём, баба?
Бабушка: Конём, конём.
Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и
слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту
сколько будет, внимания!
Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!
- Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком? Конкурс рисунков коня с розовой гривой. Приведение цитат о коне для подтверждения своих иллюстраций.
- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?
(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)
- Характеристика бабушки. Найдите в тексте, чему бабушка учила внука ( отношение к хлебу, труду, окружающим людям)
- Групповая работа по тексту.
- группа: Сопоставление главного героя и Саньки( поиск цитат)
- группа: Как герой меняется к концу рассказа?
- Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её
обманул?
(Бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается в своем обмане. Милосердие, ум и доброта помогли ей. Спустя много лет Астафьев признается: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)
- Итог урока. Какие уроки доброты получил герой? Опрос учащихся в письменной форме. Обсуждение.
-Нельзя поддаваться чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
-Нужно признаться в содеянном
-Раскаяние приносит облегчение
-Нужно спешить делать добро
-Надо быть милосердным всегда
-Люби ближнего своего как самого себя
- Заключительное слово учителя.
- Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение «Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к открытому уроку
В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...
План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"
Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...
План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)
Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...
План конспект урока- викторины «Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова» в 6 классе
План конспект урока- викторины...
План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»
Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...
План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"
План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...