План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Каурова Любовь Анатольевна

Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ  В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, указать на опасности, которые подстерегают людей без совести,ответственности, любви и доброты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по произведению

 В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тема урока: «Уроки доброты в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой»

           

Цель:

  • Рассмотреть идейно-нравственное содержание рассказа;
  • выделить духовные ценности, которые помогли формированию главного героя;
  • определить роль бабушки, ее уроков доброты;
  • развивать речевую культуру учащихся

Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, словарная работа, инсценировка эпизода.

Эпиграф:                            Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

                                             А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того

                                             дивного коня с розовой гривой.

        В.П. Астафьев.

        Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Виктор Петрович Астафьев   - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные  уроки он несет.

  1. Беседа по вопросам.

  • Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? Элементы автобиографии в тексте.

(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

 Задача-выяснить, какие уроки доброты получил в детстве главный герой, а значит, и сам автор

  • Чему учила бабушка своего внука? Кому противопоставляет автор семью главного героя? ( « левонтьевская орда») . Понятие антитезы. Поиск цитат для ответа на вопросы.

(время было трудное, герой рассказа - сирота, жил он с бабушкой, дедушка   приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, , отец семейства много пил, работать не любил.)

  1. Тест (индивид. работа на листочках для проверки домашнего задания))

  1. Как зовут бабушку героя? а) Михайловна; б) Николаевна; в) Петровна . 2.Как зовут главного героя? а) Санька, б) Гришка, в) Мишка. 2. О чём мечтали все деревенские     мальчишки? а )о прянике конём; б)об игрушечном коне; в) о настоящем коне. 3. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник? а) за помощь по дому; б) прополотые грядки; в) собранную землянику. 4. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзина; б) туесок; в) блюдо.5 . Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу? а) из-за съеденных  ягод; б)из-за героя рассказа; в) из-за спора. 6 . Что посоветовал Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки? а ) не ходить домой; б) всё честно рассказать бабушке; в) наложить в туесок травы, а сверху засыпать ягодой. 7 . Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булка; в) шаньга . 3

  1. Словарная работа

    Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

(автор использует сибирские диалектизмы)

    С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами? Запись учащимся  диалектизмов на доске. Толкование слов. При необходимости поиск значений слов в тексте.

          Увал – пологий холм

          Туесок – берестяная корзина с крышкой

          Заполошная – суетливая

          Бадога – длинные поленья

          Шаньга – булочка с творогом

          Заимка – земельный участок, вдали от села

          Поскотина – пастбище, выгон

          Яр – крутой край оврага

  1. Инсценировка сцены из рассказа.

Действующие лица : бабушка и внук.

         Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

         Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

        Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

        город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

         Внук: Конём, баба?

         Бабушка: Конём, конём.

        Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

        слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту

        сколько будет, внимания!

   

       Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

  1. Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком? Конкурс рисунков коня с розовой гривой. Приведение цитат о коне для подтверждения своих  иллюстраций.

  1. Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

  1. Характеристика бабушки. Найдите в тексте, чему бабушка учила внука ( отношение к хлебу, труду, окружающим людям)  

  1. Групповая работа по тексту.

  1. группа: Сопоставление главного героя и Саньки( поиск цитат)
  2. группа: Как герой меняется к концу рассказа?

  1.  Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её

  обманул?

         (Бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается в своем обмане.  Милосердие, ум и доброта помогли ей. Спустя много лет Астафьев признается: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)

  1. Итог урока. Какие уроки доброты получил герой? Опрос учащихся в письменной форме. Обсуждение.

-Нельзя поддаваться чужому влиянию, можно совершить плохой поступок

-Нужно признаться в содеянном

-Раскаяние приносит облегчение

-Нужно спешить делать добро

-Надо быть милосердным всегда

-Люби ближнего своего как самого себя

  1. Заключительное слово учителя.

    - Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

  1. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение «Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)

Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...