План конспект урока- викторины «Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова» в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Непомнящая Марина Петровна

План конспект урока- викторины

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока-викторины

«Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова» в 6 классе

Цели урока:

  1. Знать содержание и особенности ранних юмористических рассказов А.П.Чехова.
  2. Учить видеть авторскую позицию в рассказе.
  3. Продолжить формирование умений внимательно работать с текстом.
  4. На примере личности писателя, его требовательного отношения к своему труду воспитывать у учащихся умения критически относится к себе и доброжелательно к окружающим.
  5. Учить работать в команде.

Мотивация:

  1. Заинтересовать учащихся творчеством великого русского писателя.
  2. Подготовка к письменному рассуждению «Чему учат рассказы А.П.Чехова».

 Основные знания:  этапы биографии А.П.Чехова (детские, юношеские годы, начало литературной деятельности); знание фабулы, сюжета, героев рассказов «Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Хирургия»,  «Налим»,  «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника».

Основные понятия:  рассказ, фабула, сюжет, юмор.

Оборудование урока: раздаточный материал для команд-участниц.

Этапы урока

  1. Слово учителя.  (2 минуты)

    Прошло уже много лет со дня смерти А. П.Чехова, а его произведения по-прежнему доставляют радость,  вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни. Пьесы Чехова не сходят со сцен театров многих стран, его книги издаются почти на всех языках мира.

        Писательский талант А.П.Чехова проявился очень рано. В шестнадцатилетнем возрасте будущий писатель участвовал  в рукописном гимназическом журнале, сочинял юмористические пьесы.

   Больше всего смешных рассказов Антон Павлович написал в студенческие годы. Он подписывался псевдонимом Антоша Чехонте. Многие рассказы П.П.Чехова занимают не больше нескольких страниц. Нужно было обладать особенным мастерством художника, чтобы уметь кратко и просто, смело и правдиво рассказать о русской жизни, о людях своего времени. Вот о некоторых  произведениях раннего периода творчества А.П.Чехова – периода Антоши Чехонте – мы и поговорим сегодня. С.Я.Маршак писал, что нужны не только талантливые писатели, нужны  и талантливые читатели. И мы сегодня выясним, какие вы читатели, умеете ли вы  внимательно читать.

        Вы разделились на   3 команды, и в качестве домашнего задания вы должны были придумать такое название своей команде,  которое бы было связано с юмористическими рассказами А.П.Чехова. Оценивать ваши ответы (а за каждый правильный ответ в нашем уроке-конкурсе команды получают 1 балл) нам помогает жюри в составе учеников-старшеклассников и библиотекаря нашей школы Михалевич Елены Викторовны.  

Задания выполняются командами на отдельных листах, пока  комиссия подсчитывает баллы, мы с вами даем ответы на предложенные конкурсные вопросы-задания.

  1. Конкурс «Разминка» (7 мин). Конкурс проводится в два этапа.

 Дать определение литературоведческому понятию

          рассказ –

            юмор –

         сюжет –

 Викторина по биографии А.П.Чехова

  1. Где, когда и в какой семье родился А.П.Чехов?
  2. Кем хотел стать А.П.Чехов?
  3. А.П.Чехов закончил (выбрать нужное)

- Казанский университет

- Санкт-петербургский университет

- Московский университет

  1. С какими журналами сотрудничал А.П.Чехов?

В декабре 1879 года Чехов послал в один петербургский  еженедельный юмористический журнал (к а к о й ? о т в е т и м    устно) рассказ «Письмо донского помещика Степана Владимировича N к ученому соседу д-ру Фридриху», в марте 1880 года рассказ был напечатан. Под рассказом стояла подпись «....въ». Автор получил гонорар – по пяти  копеек за строчку. После этой публикации, которую Чехов позже назвал началом своей литературной деятельности, он и стал писать и посылать в юмористические журналы рассказ за рассказом.

  1. Жизнь Чехова, студента медицинского факультета и писателя, была нелегкою. Он трудился очень много, не зная отдыха,  часто по ночам. И чего только он не писал! Заметки, анекдоты, подписи к карикатурам, рассказы. Остроумие, неподдельная веселость, умение подметить самое главное, глубокая человечность – все это выделяло написанное Чеховым из ряда развлекательных произведений других юмористов.  Подписывался Чехов под этими своими произведениями  разными псевдонимами, чаще всего «Антоша Чехонте», это было прозвище, данное ему одним из учителей таганрогской гимназии.

Какими еще псевдонимами подписывал свои рассказы А.П.Чехов?

  1. В 1884 году вышел первый сборник рассказов А.П.Чехова под псевдонимом «Антоша Чехонте» «Сказки Мельпомены», в котором было 6 рассказов, печатавшихся раньше в разных юмористических журналах. А.П.Чеховым написано великое множество коротеньких рассказов. Когда много лет спустя один из его друзей спросил, сколько он написал рассказов в первые годы своей работы, Чехов ответил: «… около тысячи».

Чем объяснить тот факт, что ранние рассказы А.П.Чехова небольшие, короткие?

  1. Какие юмористические рассказы А.П.Чехова вы знаете?

Жюри проверяет сданные задания, учащиеся в это время отвечают на вопросы устно.

  1. Конкурс «По страницам рассказов Антоши Чехонте» (8 мин)

Конкурс проходит в три этапа.

Из каких произведений эти литературные герои? Кто они?

  1. Булдеев
  2. Нафанаил
  3. Глеб Гаврилович Смирнов
  4. Сергей Кузьмич Курятин
  5. Луиза, урожденная Ванценбах

Внимательный ли ты читатель?

  1. Как звали толстого? (рассказ «Толстый и тонкий»)?
  2. Как предлагает лечить зубы приказчик Иван Евсеич (рассказ «Лошадиная фамилия»)?
  3. Почему отсутствует доктор (рассказ «Хирургия»)?
  4. Что приносит, а потом забирает дьячок, пришедший лечить зуб(рассказ «Хирургия»)?

Назови героя по описанию (указать произведение)

  1. «Здоровеннейший мужик, угрюмый, рябой, одетый в рваную сермягу и лапти»
  2. «Дряхлый старик с одним глазом и покривившимся ртом»
  3. «высокий, коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху».

Жюри проверяет сданные задания, учащиеся в это время отвечают на вопросы устно.

  1. Конкурс «Незадачливый редактор»  (10 минут)  

В редакцию принесли рассказы Чехова, чтобы издать его книгу. В комнате открыли окно, листы от ветра упали со стола, перепутались. Редактор, собрав листы, не может определить, какие отрывки из каких рассказов. Помогите ему.

У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы.

Отец диакон велели водку с хреном прикладывать – не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюдал: бога боюсь, пост…

        - … Предрассудок… (Пауза) Вырвать его нужно, Ефим Михеич!

        - Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтобы это дело понимать, как оно есть, что вырвать, а что и каплями или прочим чем… На то вы, благодетели, и поставлены, дай Бог вам здоровья, чтобы мы за вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни…

        Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит не нее вопросительно, потом берет и кладет щипцы.

        - Ну, раскройте рот пошире… - говорит он, подходя с щипцами к дьячку. – Сейчас мы его… того… раз плюнуть… Десну подрезать только… тракцию сделать по вертикальной оси… и все… (подрезает десну) и все…

        - Благодетели вы наши… Нам дуракам и невдомек, а вас господь просветил

        - Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт…

        -Да что ты все рукой тычешь? – кричит горбатый Любим, дрожа как в лихорадке. – Голова ты садовая! Ты держи его, держи, а то уйдет, анафема! Держи, говорю!

        - Не того… не того… Как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (Тянет.) Сейчас… Вот, вот… Дело-то ведь не легкое…

        - Отцы… Радетели… (Кричит.) Ангелы! Ого-го… Да дергай же, дергай! Что пять лет тянешь?

        - Да, брат… - продолжал землемер. – Не дай Бог со мной связаться. Мало того, что разбойник без рук, без ног останется, он еще и перед судом ответит. Мне все судьи  и исправники знакомы.

Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.

        - Не тащи за губу, не тащи, выпустишь! За зебры хватай его, за зебры хватай!

        Проходят мучительнейшие полминуты – и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте.

        - Говорил же, что глубоко! – говорит он, сердито вращая белками. – На шею тебе сяду, что ли?

        - Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот с этаками… очумеешь!

        - Черт знает, какая у тебя телега! – поморщился землемер, влезая в телегу. – Не разберешь, где у нее зад, где перед…

        - Что ж тут разбирать-то? Где лошадиный хвост, там перед, а где сидит ваша милость, там зад…

        - Раскрой рот… (Накладывает щипцы.) Хирургия, брат, не шутка… Это не на клиросе читать. (Делает тракцию) Не дергайся… Зуб, выходит застарелый, далеко корни пустил… (Тянет.) Не шевелись… Ну, ну… (Слышен хрустящий звук). Так и знал.

        Коряга подрублена. Ее слегка надламывают, и Андрей Андреич, к великому своему удовольствию, чувствует, как его пальцы лезут налиму под жабры.

        - Тащу, братцы, тащу. Не толпитесь… стойте… тащу!

        - Пускай рвет! – решил он. – Нет больше сил терпеть…

        Приехал доктор и вырвал больной зуб.

Жюри проверяет сданные задания, учащиеся в это время отвечают устно.

  1. Конкурс «Грустно или смешно?»(10 минут)

Уже в первые годы своей литературной деятельности произведения Чехова не только развлекали читателей, но заставляли их серьезно задуматься, учили видеть под маской смешного печальные или социально-опасные явления. А.П.Чехов высмеивал все дурное, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, грубость, трусость, равнодушие.

Задание: продолжить высказывание

 «В рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника»

смешно …

      грустно …

 «В рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

смешно…

грустно…

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.  Заключительное слово учителя.(3 минуты)

Итак, сегодня мы обратились к некоторым юмористическим рассказам А.П.Чехова, с которых и началась литературная деятельность этого великого русского писателя. Мы назвали псевдонимы, которыми подписывал свои  произведения автор. Наиболее известный из них – Антоша Чехонте – вполне соответствовал  юмористическим рассказам писателя. Своим именем Чехов стал подписывать произведения лишь спустя 6 лет после появления в печати его первых рассказов. Чем это можно объяснить? Наверное, скромностью. А.П.Чехов входил в литературу в то время, когда творили М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский

        А.П.Чехов очень серьезно относился к своим юмористическим рассказам. Об этом свидетельствует тот факт, что писатель включил свои ранние произведения в первое собрание сочинений.

        А.П.Чехов писал очень короткие рассказы, на первый взгляд как будто простые, обыкновенные, о простых и обычных делах. Читателям иногда казалось, что это просто смешные рассказы, но стило над ними немного задуматься, заглянуть в них глубже, и становилось грустно и страшно  - так много было в них правды о русской жизни, той  «безусловной и честной правды», которую всегда и прежде всего требовал от себя писатель Чехов.

        Сегодняшний урок показал, что вы – читатели внимательные, поэтому и вы, наверное, увидели в рассказах А.П.Чехова не только смешное. Поразмышляйте об этом в своих домашних сочинениях «Чему учат меня рассказы А.П.Чехова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Тайны текста"(по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре").

Урок в 10 классе - диалог - соразмышление после прочтения рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре».       В чём сложность анализа художественного текста литературного произвед...

интернет-урок на тему: Юмористический рассказ А.П.Чехова "Хирургия"

учащиеся  познакомит ся с рассказом А.П.Чехова «Хирургия»и определением понятия «юмористический рассказ», учатся  выявлять признаки юмористического рассказа....

План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)

Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”

Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и  II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...

Урок-викторина по юмористическим рассказам А. П. Чехова

Юмористические рассказы Чехова относятся к раннему его творчеству. Он начал писать, когда учился в Московском университете на медицинском факультете. В литературных журналах то и дело появлялись расск...

Урок-викторина по юмористическим рассказам А. П. Чехова

Юмористические рассказы Чехова относятся к раннему его творчеству. Он начал писать, когда учился в Московском университете на медицинском факультете. В литературных журналах то и дело появлялись расск...