Главные вкладки

    Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления
    план-конспект урока литературы (6 класс) по теме

    Ежикова Ирина Александровна

    Цели урока: 

    Образовательные цели:

    1. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».
    2. Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
    3. Анализировать героев произведения.

     

    Развивающие цели:

    1. Развивать навыки осмысленного чтения.
    2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
    3. Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
      1. Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.

    Воспитывающие цели:

    1.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки

    2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.

    Коммуникативные цели:

    1.Совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.

    2. Совершенствовать умение работать в группах, парах. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ФИО: Ежикова Ирина Александровна

    Школа: МБОУ «Тугустемирская средняя общеобразовательная школа» Тюльганского района Оренбургской области

    Предмет: Литература

    Класс: 6 класс

    Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

    Цели урока: 

    Образовательные цели:

    1. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».
    2. Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
    3. Анализировать героев произведения.

    Развивающие цели:

    1. Развивать навыки осмысленного чтения.
    2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
    3. Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
    4. Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.

    Воспитывающие цели:

    1.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки

    2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.

    Коммуникативные цели:

    1.Совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.

    2. Совершенствовать умение работать в группах, парах.

    Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

    Используемые учебники и учебные пособия: 

    1. Литература. 6 кл. Учеб-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.2/

    В.П. Полухина.- 12-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

    2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В.П. Полухиной «Литература: 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

    3. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001.

    Оборудование: 

    1. Портрет писателя.
    2. Ромашка Блума.
    3. Карточки «Правила работы в группах» по количеству групп.
    4. Учебник-хрестоматия.
    5. Рабочая тетрадь.

    Предварительное домашнее задание по группам:

    1 группа: составить цитатный план  для рассказа «Как воспитывали Витьку»;

    2 группа: составить цитатный план  для рассказа «Как воспитывали детей в семье Левонтия»

    Ход урока:

    1. Оргмомент. Полилог.

    Учитель:

     – Поговорим?

     Дети:

     – Поговорим!

    Учитель:

     - А знаете о чём?

     Дети:

    – О чём?

     Учитель:

     – О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

     Дети:

     – Поговорим! Нам будет интересно!

    1. Вызов.

    1. Проблемные  вопросы.

    - Знаете ли вы, что такое нравственность? (ответы детей)

    - Давайте  уточним  лексическое значение  слова «нравственность». Заглянем в Толковый словарь Ожегова.

    2. Работа учащихся со словарём.

    НРА́ВСТВЕННОСТЬ -  Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

     - Что такое нравственные ценности?  (духовные качества человека, идеалы)

    3. Обмен информацией в парах. Формулирование учащимися целей урока.

    Прием «Корзина идей»

    - А сейчас вы поработаете в парах. Обсудите с соседом и запишите на листах бумаги нравственные ценности, которые вы знаете.(1минута)

    - Что у вас получилось?

    (Каждая пара поочерёдно называет свои примеры. Учитель рисует на доске значок корзины и  записывает в неё нравственные ценности. Список может быть следующим: справедливость, милосердие, честь, совесть, доверие к людям , любовь, доброта, чувство собственного достоинства и т.д.)

    - Посмотрите, какой большой список у нас получился. Выберете из списка только те ценности, о которых говорится в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». ( ( (честность, доброта, понятие долга и др.)

    - Как вы считаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? (учащиеся формулируют цели урока)

    1. Осмысление.
    1. Проверка домашнего задания.  Заполнение двухчастного дневника по группам.

    - Ребята, вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители? Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни.

         Дома вы  работали по группам. Первая  группа составляла цитатный план «Как воспитывали Витьку», а вторая – «Как воспитывали детей в семье Левонтьевых».   Сейчас вы продолжите работу в группах и заполните двухчастный дневник.  Первая графа  - ваши цитаты, а вторая – ваши комментарии, интерпретация  к ним: как, записанная вами цитата, характеризует героя?. Делитесь своими догадками. Обратите внимание на листы, которые лежат у вас на столах  - «Правила работы в группах».

    Проверка работы групп.

    Двухчастный дневник может быть заполнен примерно так:

    Как воспитывали Витьку

    Цитаты

    Комментарии

    Бабушка — внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.

    Учит зарабатывать своим трудом

    “Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.

    Дисциплинирует внука

    “Бабушка держала деньги — “запас” на черный день”.

    Не жить одним днем, а думать о будущем

    “Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.

    Неравнодушие, желание помочь

    Бабушка — внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане”.

    Учит не попрошайничать, не завидовать, не прибедняться

    “Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”.

    Сочувствие, жалость к соседке

    Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска.

    Доверие к внуку

    “Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”.

    Самокритичен. Есть понятие о добре и зле

    “Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”.

    Испытывает угрызения совести

    Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать.

    Думает не только о себе

    “Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо”.

    Скромность, трудолюбие, основательность

    “Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..”

    Доброта

    На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!”

    Умение противостоять дурному влиянию

    “Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси прощения“”.

    Видит раскаянье внука

    “Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна”.

    Моральная поддержка внука. Чувствует его состояние. Не отвергает, а помогает вынести душевные муки

    “По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“”

    Прощение — истинное — после глубокого раскаяния. Воспитание любовью

    Как воспитывали детей в семье Левонтия

    Цитаты

    Комментарии

    “Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”.

    Норовят цапнуть побольше

    “Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”.

    Суета и нестабильность не сулят ничего хорошего

    “Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”.

    Тут видится злой умысел, попытка обмануть тех, кто ее выручил

    “Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”.

    Ленивые, не любят работать, нет основательности

    “Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”.

    Неопрятность, неуважение к себе и окружающим

    Левонтий — детям: “Он сирота, а вы все ж при родителях. Когда к матери ни придешь… — ночь, полночь… „Пропащая ты голова, Левонтий!“ — скажет и опохмелит”.

    Сочувствует, помнит “добро”

    “Все ударялись в рев, и такая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и ели уж через силу”.

    Прилив заботливости. Но едят через силу, потому что потом не будет сладостей — не прозевать бы

    “Что такое жисть?” — после этого вопроса все разбегались, а Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

    Недовольство своей жизнью

    “По пути за ягодами левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, дрались, плакали, дразнились”.

    “Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.

    Легко крадут то, что доступно, даже если им этого не надо

    Бьются братья Левонтьевы из-за съеденной ягоды, катаются по земле, всю землянику раздавили.

    Или все, или ничего… Так похожи на отца

    Дразнят друга: “Бабушки испугался!” Обзывают жадиной. Бросают вызов: “Слабо!”

    Подбивают украсть у бабушки калач.

    Искушают, сбивают с пути истинного

    Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.

    Нет гуманного отношения ко всему живому

    Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод — и готово дело”.

    Похоже, что делится своим жизненным опытом

    Санька шантажирует: “А я расскажу Петровне! Принеси калач, тогда не расскажу!”

    Причиняет душевную боль другу

    “Левонтьевские ребята умели пропитаться „от земли“, — все ели, что бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом”.

    Школа выживания

    !!! Нет обсуждения

    - Обобщите сказанное.

    Обратите внимание, ребята, на то, что описание быта и жизни героя и семьи Левонтьевых противопоставляется. Как называется этот приём противопоставления и зачем он используется автором?  

     (Дети самостоятельно делают выводы. Они могут быть примерно следующими: семья Вити  жила лучше семьи Левонтьевых. У них всегда был кусок хлеба на «чёрный день», деньги. В избе было опрятно, уютно и тепло, чисто. Автор использует приём противопоставления – антитезу для усиления выразительности речи, для передачи мысли и чувства. Описание семьи объясняет характер героев, описывает время, место, обстоятельства действия.)

    - Что можно сказать о нравственных ценностях  каждой семьи?

    Рефлексия работы группы

    Оцените,  как  работала группа?

    - Дружно ли вы  разбирали задания?

    - Все ли активно участвовали в обсуждении?

    - Прислушивались ли вы к мнению друг друга?

    -Что было трудным?

    2. Ромашка вопросов («Ромашка Блума»).

    Цель: обсудить содержание рассказа.

    Ромашка нарисована учителем и прикреплена на доску. Вопросы пронумерованы и записаны на лепестках. Ученики по очереди выходят к доске, отрывают лепесток, читают вопрос и пробуют на него ответить. Если ученик не знает ответа, он просит одноклассников ему помочь.

    Простой вопрос:

    - Как герой был втянут в обман?

    Уточняющие вопросы:

    - Как менялось настроение героя после того как он вернулся домой, и на следующий день?

    - То есть вы говорите, что Витя сожалел о своём поступке. В каком эпизоде это больше всего ощущается? (ночью перед поездкой в город) Найдите описание в тексте.

    Интерпретационные вопросы:

    - Почему же всё-таки бабушка купила внуку пряник конём? ( бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое жестокое наказание.)

    - Почему считается, что уроки доброты - самые действенные уроки? (потому что они запоминаются на всю жизнь. Через несколько лет автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».)

    Творческие вопросы:

    - Если бы вам представилась  возможность встретиться с Витей после совершённого обмана, что бы вы ему посоветовали?

    Оценочные вопросы:

    - Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

    Практические вопросы:

    - Как бы вы поступили на месте героя рассказа?

    Делаем выводы:

    - Какие жизненные уроки извлёк Витя из этой истории?

    - Можно ли у Вити чему-нибудь научиться?

    1. Рефлексия.

    Приём «РАФТ». Индивидуальная работа

    - Витя так и не попросил прощения у бабушки. Дальше слёз и внутреннего раскаяния дело не пошло. А человек должен уметь отвечать за свои поступки. Я предлагаю вам сделать это за него.

    Роль – Витя

    Аудитория – бабушка

    Ф – письмо, диалог, записка (дети выбирают самостоятельно)

    Тема – Прощение, объяснение ситуации: почему герой так поступил.

    (Читаем письма в читательском кресле, выделяем суммарные моменты, обсуждаем разницу в изложении одних и тех же фактов.)

    - Символом чего можно назвать пряник-конём? (символом добра, прощения, любви, понимания)

    - О чём же, по-вашему, этот рассказ? (о детстве, об истинной любви, о всепрощении)

    Темы доброты мы коснёмся и на следующих занятиях при изучении рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».  А сейчас оцените свою работу на уроке.

    Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

    Домашнее задание:  читать статью «Уроки доброты» , ответить на вопросы с.128-129

    Приложение

    Обязанности  в группе:
    организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;
    докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы;
    секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
    контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;

    хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

    Правила работы в группе
    1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
    2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
    3. Умей слушать других.
    3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
    4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

    Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

    Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

    Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

    Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

    Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"  поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....

    Урок с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

    методическая разработка урока литературы в 6 классе по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой), даны основные этапы урока с вопросами и комменариями...

    Конспект урока Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

    Цель: раскрыть нравственные вопросы, которые ставит автор рассказа, сделать общие выводы по произведениюЗадачи: 1.     отметить своеобразие языка рассказа,2....