План урока литературы по рассказу А. Платонова "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Арамян Нунэ Генриховна

Данный урок позволяет решать воспитательные и образовательные задачи по формированию нравственных качеств учащихся: милосердия, великодушия, сострадания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yushka_platonov_plan_uroka_literatury_v_7_klasse.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

План урока литературы в 7 классе

(учебник В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина)

Тема урока: «Жестокость и великодушие в рассказе А. Платонова “Юшка”»

Цели урока:

Образовательная:

- знакомство с новым произведением писателя;

- обучение анализу художественного текста;

- углубление понятия «нравственность», «нравственный поступок», «безнравственный поступок», «нравственный выбор», «великодушие», «бескорыстие», «жертвенность», «жестокость», «равнодушие»;

Воспитательная:

- развитие творческого мышления;

- развитие умений сравнивать, обобщать, анализировать поведение и чувства героев;

- научить понимать свой внутренний мир и мир другого человека, оценивать свои и чужие поступки посредством художественного произведения;

Развивающая:

- формирование нравственных качеств: чувства ответственности за свое поведение, милосердия, великодушия, сострадания;

-обсуждение сложных жизненных ситуаций;

-пробуждение способности к самооценке и оценке поведения окружающих;

Общедидактические задачи:

- создать условия для осознания и осмысления информации, сопоставления себя с героями;

- на протяжении всего урока отрабатывать понятия «нравственность», «авторская позиция».

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

- поисковый,

- исследовательский,  

- словесный,

- наглядный

Учебное - методическое оснащение:

- мультимедийная презентация,

- текст рассказа.

I. Организационная часть

1.Проверка явки учащихся

2. Проверка готовности учащихся к уроку

 

II. Ход урока

1.Сообщение темы и цели урока.

2.Чтение учащимися текста рассказа А. Платонова «Юшка». (слайд с изображением Юшки)

3.Объяснения характера и назначения предстоящей на уроке работы.

4. Проверка усвоения учащимися прочитанного материала.

5. Беседа по содержанию рассказа.

- Прав ли был Юшка, говоря, что его любит народ?

- Согласны ли вы с автором, который пишет: «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»?

- Что значит уметь любить?

- Какими предстают герои рассказа Платонова в каждом из эпизодов? Докажите свой ответ текстом рассказа.

- Какие чувства вызывает у вас рассказ Платонова и его герои?

- Как вы понимаете слово «сострадание»? (слайд с определением понятия «сострадание»)

- В каких ранее изученных произведениях звучат похожие проблемы? (слайд с изображением героев «Легенды о Данко» М. Горького, рассказа «Кусака» Л. Андреева, стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского)

 - Бывали ли в вашей жизни случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям или животным?

- Как вы думаете, почему кроткий Юшка не сдержался, «осерчал», резко ответил прохожему?

- Можно ли сказать, что Юшка научил девушку, ради которой во всем себе отказывал, любить людей? В чем это проявлялось? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.

- Что делает людей жестокими и черствыми? (слайд с иллюстрацией И. Пчелко к рассказу)

- Все ли люди достойны быть любимыми?

- Все ли люди достойны жалости и сострадания?

- Можно ли делить людей на хороших и плохих?

- Можно ли исправить жестокого человека? Что для этого нужно? Обсудите этот вопрос в паре и дайте ответ.

III. Заключительный этап урока.

1. Сообщить о достижении цели урока.

2. Назвать наиболее активных учащихся.

3. Отметить ошибки в понимании текста и авторской позиции.

4. Сообщить учащимся оценки и аргументировать их.

5. Сообщить тему следующего урока и дать домашнее задание.

Домашнее задание: творческая работа «Как бы я вел себя на месте Юшки?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу  В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...